«красный шайтан»: кем был прототип верещагина из фильма «белое солнце пустыни»

Попадание в театр. Учеба

После госпиталя Павел совершенно случайно попал по объявлению в луганский филармонический хор

Там обратили внимание на отличный слух и неплохой голос новичка. Вскоре ему предложили эпизодическую роль в местном театре и за короткое время парень, не имевший специального образования, дослужился до актера третьей категории

Начальство решило, что талантливый самородок пропадать не должен – и направило его учиться в Москву, снабдив рекомендательными письмами. Правда, ими гордый Луспекаев так и не воспользовался.

На вступительных экзаменах в Щепкинское училище юноша читал басню «Ворона и лисица». Павел не знал, как лучше сделать и решил сполна показать свои актерские способности – каждую фразу снабжал выразительными жестами. Например, после слов «Вороне где-то бог послал кусочек сыра» он показывал его руками, изображал, как лиса вертит хвостом и шевелит ушами. Комиссия просто хваталась от смеха за животики: «Достаточно!». Способный парень понравился всем

Один из профессоров обратил внимание на его руки – они были перебинтованы. Попросили показать – а там наколки! Письменное тестирование Луспекаев провалил, но все равно в итоге был принят – очень уж понравился он мэтру, народному артисту К.А

Зубову. Тот взял Павла на свой курс. А татуировки Паша на следующий день пошел сводить. Скрипя зубами, терпел боль – но до конца избавиться от «письмен» так и не удалось. В дальнейшем пришлось гримироваться.

Учился молодой студент на «отлично», особенно педагоги отмечали его актерское мастерство.

В училище Луспекаев познакомился со студенткой Инессой Кирилловой. Красивой , высокой, подтянутой девушке прочили сценический успех, но она, приняв предложение однокурсника, практически полностью посвятила себя семье. У пары родилась дочь Лариса.

Верная примета

Вот уже более 40 лет с «Белым солнцем пустыни» связана традиция, заведенная советскими и российскими космонавтами: за сутки перед отправкой на орбиту всем нужно посмотреть фильм. Это добрая примета, которая спасет космонавтов от опасных ситуаций. Действительно, с тех пор как лента попала в разряд любимых и обязательных к просмотру, не произошло ни одной катастрофы.

С чего же все началось? Дело в том, что ленту начали показывать в ходе подготовки к полету первых советских экипажей, чтобы познакомить космонавтов с правилами качественной киносъемки. Операторская работа в «Белом солнце пустыни» считалась эталонной, просматривая образец, космонавты учились работать с камерой, ставить сцены и выбирать общий план. Теперь наши соотечественники на МКС знают легендарный фильм практически наизусть и показывают его иностранным коллегам.

Но этим «космическая» тема для фильма не исчерпывается. В 1997 году, когда отмечался тридцатилетний юбилей с начала работы над «Белым солнцем пустыни», в честь знаменательной даты кратеры на Венере назвали именами нескольких героинь картины – Джамили, Гюзели, Зарины, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы, Зульфии и, конечно, Гюльчатай.

Сон товарища Сухова

Обложка: picture-russia.ru

Власть возвращается

Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.

Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.

Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме еще с дореволюционных времен.

В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.

Прототип Верещагина обучался у полковника Верещагина

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.

Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.

После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.

В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.

Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Ранние годы

Родился Павел 20 апреля 1927 года в городе Луганске. Настоящая фамилия его отца была Луспекян – он происходил из нахичеванских армян. Мать – Серафима Авраамовна – донская казачка. Богдасар (Борис) Гукасович работал мясником и характер имел горячий, нередко напивался и поколачивал жену на глазах сына. Маленький Паша, как мог, пытался утешить мать, а отца недолюбливал и побаивался. Однако многое унаследовал от него – например, взрывной характер.

В начале 1940-х парень поступил в ремесленное училище, подрабатывал слесарем. В 1943-м в возрасте шестнадцати лет ушел на фронт добровольцем, попал в партизанский отряд и неоднократной участвовал в боях. Был тяжело ранен (пуля раздробила локтевой сустав). Павла направили в госпиталь и стали готовить к ампутации. Юноша был в полубессознательном состоянии, однако в нужный момент усилием воли заставил себя проснуться. Увидев, что находится на операционном столе, он взял с хирурга слово, что тот сохранит ему руку. Врач пообещал, и руку действительно удалось спасти. После восстановления молодого человека определили на штабную службу, а в 1944 году он демобилизовался. Уже в ранней молодости дала о себе знать непреодолимая сила воли Луспекаева…

Борьба с болезнью

Разумеется, болезнь продолжала давать о себе знать. Актер периодически лежал в больницах. В 1966 году состояние ухудшилось, и врачи настаивали на ампутации ног до колен. Однако это означало бы полный конец карьеры. Луспекаев просит о компромиссе – удалении пальцев ног. После этого его стали мучить ужаснейшие фантомные боли, и врачи прописали принимать пантопон – по сути, болеутоляющий наркотик. Как это часто бывает, Павел стал привыкать к лекарству. Он вообще не любил зависеть от чего-либо. Имел пристрастие к алкоголю и курению, но постоянно с этим боролся. Осознав, что доза доходит уже до шести ампул в день, Луспекаев твердо решил: надо бросать. Это стоило ему неимоверных усилий: неделю артист провел почти в полубессознательном состоянии, ничего не ел. О его бедственном положении узнала министр культуры Екатерина Фурцева и распорядилась достать заграничные лекарства, а также протезы. Благодаря новым медикаментам, зависимость постепенно стала отступать. Павел Борисович вел дневник, где отмечал в том числе и каждый новый день, прожитый им без наркотика. Вскоре роковая потребность отступила – но не болезнь…

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил. 

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.

Смерть

Скончался Павел Луспекаев 17 апреля 1970 года в Москве в гостинице «Минск». Родной театр – БДТ – отказался заниматься организацией похорон, сославшись на то, что, дескать, официально актер у них уже не работает. Тогда подключился «Ленфильм». Тело артиста перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. Кончина Луспекаева совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, поэтому похороны прошли скромно и незаметно, организаторы даже не сразу определились, где лучше провести гражданскую панихиду.

На могиле Павла Богдасаровича стоит памятник, возведенный петербургскими таможенниками, ведь его герой Верещагин стал поистине символом неподкупного и честного представителя этой профессии. Жена Луспекаева до пенсии проработала в БДТ, умерла в 1988 году и похоронена с мужем.

Монумент на могиле П. Луспекаева

У дочери Ларисы двое детей – Дарья и Александр. Дарья закончила Российскую таможенную академию и трудится на Пулковской таможне. Можно сказать, что так она продолжила дело своего великого деда

Лариса Солнцева (Луспекаева)

А теперь — цитаты

―Восток — дело тонкое.

―Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. А что у тебя с этим, с Джавдетом?

―Ты как здесь оказался?―Стреляли.

―Слушай, хоть женщин возьми.

―Эт точно.

―Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек.

―Список, товарищ Сухов.―Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. Гюльчатай!

―Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком…

―Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

―Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!

―Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?―Лучше, конечно, помучиться.

―Здорово, отцы! Прощенья просим! Где взяли?―Давно здесь сидим.

―Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.

―Гюльчатай, открой личико, а?

―Господин назначил меня любимой женой!

―Зачем ты убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет. Возвращайся в Педжент. Твой отец был другом моего отца.

―Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

―Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.Прости меня, грешного. Держи!―…Заходи.

―Я не пью.―Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу. Пей!

―Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.

―Павлины, говоришь?

―А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?

―Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

―Мы верны тебе, господин!―Джамиля, разве ты не была любимой женой? Обидел я тебя хоть раз? Почему ты не умерла?

―Абдулла, руки-то опусти.

―Не говори никому, не надо.

―Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.

―Я рассчитывал на тебя.―Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?―Я рассчитывал на тебя, Саид.

―И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!―Че это ты?―Да гранаты у него не той системы.

―Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

―Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?

Договориться с таможней…

―Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И все, поди, без пошлины?―Так нет же никого в таможне. Кому платить — неизвестно. Хочешь, мы заплатим золотом?

―Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.―Аристарх! Договорись с таможней.

―Верещагин! Уходи с баркаса!

―Абдулла! Таможня дает добро!

―Махмуд! Зажигай!

―Ты как с Джавдетом? Может, помочь?―Нет, Джавдет мой. Встретишь, не трогай его.

―Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Власть возвращается

Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.

Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме ещё с дореволюционных времен.

В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Начальник научного каравана

Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.

В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для ее промышленной разработки.

Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.

В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.

Авторы Гайдпарка

  • Юрий Сенаторов

    Очень точно об антиваксерах

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ

    Читать полностью

  • Валерий Советский

    Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда

    Читать полностью

  • Sova

    Помогут ли QR-коды победить коронавирус?

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    День в истории. Бархатная революция

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вам приходилось закатывать сцены модераторам?

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Союз стран ОДКБ — миф или реальность?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками

    Читать полностью

  • stas shmelev

    «Игла Кощея»

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай

    Читать полностью

Есть такая профессия…

В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.

10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.

Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.

Михаил Дмитриевич Поспелов не дожил восьми лет до появления своего «кинодвойника». Но таможенник Верещагин, полюбившийся большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.

Жены многих талантов

Множество интересных фактов связано с девятью женами киношного злодея Черного Абдуллы, которых в общей сложности сыграли лишь три профессиональные актрисы, а остальные имели мало отношения к миру кино. В обычной жизни это были: продавщица, баскетболистка, научная сотрудница, журналистка (Велта Деглава в роли Хафизы), переводчица (Светлана Сливинская в роли Саиды) и инженер (Алла Лименес в роли Зарины). В роли самой юной жены, Гюльчатай, снялись две девушки. Первая – Татьяна Денисова – была студенткой Московского циркового училища, а вторая – Татьяна Федотова – училась в балетном училище. Озвучила персонаж известная советская актриса Надежда Васильевна Румянцева.

А вот жену товарищу Сухову подыскивали долго. Режиссеру требовалось найти настоящую русскую красавицу. Наконец, выбор был сделан. Любезную Катерину Матвеевну, к которой постоянно в мыслях и письмах обращается Сухов, сыграла журналистка, телеведущая и редактор Галина Лучай (и эта роль для нее стала единственной в жизни).

Галина Лучай в роли «драгоценной Катерины Матвеевны»

Кино и театр

В 1950 году Павел заканчивает училище и с семьей переезжает по распределению в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а затем – в Ленинград. Павла приглашают в легендарный БДТ. Актер был занят в спектаклях «Иркутская история», «Варвары», «Пять вечеров», «Не склонившие головы». В последнем он играл с Ефимом Копеляном – и все отмечали их потрясающий актерский дуэт. Спектакль быстро стал популярным, о Луспекаеве заговорили как о большом таланте.

Однажды игру Павла Борисовича на сцене БДТ увидел приехавший в СССР с визитом знаменитый актер и режиссер Лоуренс Оливье. Он был потрясен одаренностью артиста и заявил: «Вот этот актер поистине гениален! Но я не могу выговорить его фамилию, извините…»

С Е. Копеляном в спектакле «Не склонившие головы»

Параллельно артист снимается в кино – в основном в ролях второго плана: «Тайна двух океанов», «Балтийское небо». В 1962 году во время съемок картины «Капроновые сети» дала о себе знать старая фронтовая травма: как-то во время разведывательной вылазки ему пришлось четыре часа

неподвижно пролежать на снегу. Сильное обморожение вскоре дало о себе знать – ноги с тех пор постоянно беспокоили Луспекаева. Но в тот роковой год случился кризис, и артист надолго попал в больницу: ему сделали операцию на носоглотке и на ступнях (удалили несколько фаланг пальцев). В 1965 году ему присвоили пенсию по инвалидности, и в 1967-м Павел Богдасарович окончательно покинул театр, при этом продолжая периодически сниматься в кино. Одна из запоминающихся ролей этого периода – Косталмед в фильме «Республика ШКИД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector