«в бой идут одни «старики»
Содержание фильма «В бой идут одни «старики»»:
Главные герои военно-патриотического фильма «В бой идут одни старики» – военные летчики истребили. Действие фильма происходит во время второй мировой войны.
Поющая эскадрилья под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» (актер Леонид Быков) с переменным успехом сражается в небе с немецкими летчиками.
На земле летчики не просто отдыхают, а еще и поют. Их поющая эскадрилья известна всему полку.
В фильме «В бой идут одни старики» показана правда о войне.
Так если в начале картины в ансамбле Титаренко был первый призыв летчиков, то к концу фильма показывается приход в полк третей смены летчиков, занявших место погибших пилотов.
За три летних месяца гибнет половина эскадрильи, что, в общем, и неудивительно, сами герои признаются, что в училище их научили только взлету и посадке.
Отдельной темой в фильме показана трагическая любовь на войне. Старший лейтенант Ромео влюбляется в летчицу соседнего полка и по ускоренной программе женится на ней. Их любовь оказывается недолгой – в очередном бою смертельно ранят Ромео, а Машу с напарницей сбивают во время их ночной бомбардировки.
К концу фильма в боях гибнет практически вся вторая «поющая» эскадрилья.
Кто останется в живых, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «В бой идут одни старики».
Интересные факты про фильм «В бой идут одни старики»
– прообразом гвардии капитана Титаренко является реальный человек – Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков
– фамилия главного героя Титаренко с позывным «Маэстро» были позаимствованы Быковым у реального летчика – ведомого трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба Дмитрия Титоренко
– прототип «Смуглянки» – Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, погибший в апреле 1945 года во время освобождения Чехословакии
– сам Леонид Быков в молодости мечтал стать военным летчиком, но был не принят в военное училище из-за его маленького роста – 163 см
– образ Зои срисован Быковым тоже с реального человека – Надежды Поповой, заместителя командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков
– в фильме есть сцена, имевшая мосто в реальности во время войны – когда летчики истребители знакомятся с девушками из полка ночных бомбардировщиков и с удивлением видят, что у девушек на кителях гораздо больше наград, чем у них
– прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») был Виталий Попков, которого в свое время командир отстранил от полётов на три месяца за то, что Попков слишком низко летал над аэродромом для того, чтобы покрасоваться перед девушками
– нотный стан на самолете «Маэстро» также имел реальное место быть во время войны – он был нарисован на штурмовике Василия Емельяненко
Сюжет[править]
Кончается лето 1943 г. Красная Армия ведёт трудную битву за освобождение берегов Днепра. Из боевого вылета возвращается вторая «поющая» эскадрилья гвардейского истребительного авиаполка. Последним возвращается её командир — гвардии капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Он появляется позже всех (его дождался только его механик Макарыч) и на трофейном «мессере» — его собственный самолёт сбили немцы, но благодаря вовремя подошедшей советской пехоте он избежал плена. А в авиаполк прибывает пополнение, и среди них младшие лейтенанты Сагдуллаев, Щедронов и лейтенант Александров. Они просятся во вторую эскадрилью, и их берут, предварительно справившись о музыкальных талантах — ведь эскадрилья вне боевых заданий превращается в оркестр, которым дирижирует сам Маэстро. Первым ласковое прозвище получает Щедронов, напев песню «Смуглянка».
Новичков поначалу в бой не пускают — в Оренбургском лётном училище готовили в ускоренном порядке, и их надо ещё доучивать. Меж тем в основном составе не всё ладно — ведомый Маэстро, старший лейтенант Скворцов, уже не в первый раз вышел из боя без приказа. При серьёзном разговоре выясняется, что Скворцов подсознательно боится боя с тех пор, как чуть не погиб в столкновении под Понырями во время Курской битвы. Он пытается перевестись в пехоту, но Маэстро не даёт ему этого сделать.
Затем на учебных полётах страшно позорится, разбив самолёт, Александров. Но после «назначения вечным дежурным по аэродрому» он, как ни в чём не бывало, идёт ловить кузнечиков, за что получает соответствующее прозвище. Товарищи по училищу просят Маэстро смилостивиться, но тот непреклонен. Затем он улетает на разведку, и в его отсутствие на аэродром вынужденно садится легкий бомбардировщик У-2, пилотируемый Зоей Молчановой и Машей Поповой. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу, за что получает прозвище «Ромео». Чувства постепенно становятся взаимными.
Разведка Титаренко подтверждает сведения партизан — возле фронта сгруппирована большая группа немецких танков, и он летит на повторную. В ходе вылета его самолёт сбивают, а на земле ему устраивают горячую встречу, приняв за немца. Но стоило Маэстро дать сдачи — пехота поняла, что перед ними свой. К сожалению, пока Титаренко возвращался на аэродром, погиб Смуглянка. В следующем бою Маэстро вновь берёт ведомым Скворцова, и тот, преодолев страх, выручает ведущего, сбив немца. Вечером того же дня на аэродром совершают налёт фашисты, но всех спасает, угнав самолёт Маэстро, «вечный дежурный» Кузнечик. В следующем бою Скворцов гибнет, пойдя на таран врага.
Проходит какое-то время. Территория Советского Союза почти полностью освобождена, Кузнечик и Ромео стали старлеем и лейтенантом соответственно и вышли в «старики», Маэстро стал майором и командует авиаполком. Накануне очередного боя Ромео выпрашивает у Маэстро разрешение на брак с Машей. Очень, как оказалось, вовремя — из очередного боя Ромео возвращается смертельно раненым и умирает, из последних сил посадив самолёт. Маэстро, Макарыч и Кузнечик идут в женский авиаполк с печальной вестью для Маши и выясняют, что она и Зоя тоже пали в бою. Макарыч и Маэстро садятся у могилы и обещают вернуться сюда, когда война окончится, привести оркестр и сыграть «Смуглянку» до самого конца.
Создание фильма
При съемках Л. Быков прибегал к помощи многих ветеранов, поэтому некоторые его герои имели настоящие прототипы. Из жизни взяты и многие детали, например, нотный стан на истребителе командира срисован с «Ил-2» В. Емельяненко, рассказывалось о настоящей любовной истории узбека и русской девушки, только девушка не была летчицей. Крещение самолетов перед вылетом, пленение Маэстро своей пехотой, возвращение на лошади, замаскированные в сено танки немцев — все эти случаи происходили на самом деле во время войны.
Много препятствий преодолел Леонид Быков при создании киноленты. Сначала администрация Госкино Украины не пропустила сценарий, посчитав его «негероическим». Потом была проблема в самолетах для съемок, вернее в отсутствии нужных марок. И только благодаря маршалу авиации А. Покрышкину, который буквально за ночь прочитал сценарий, Быков получил сразу пять: 4 учебных «Як-18П» и один из Чехословакии спортивно-пилотажный, немного похожий на немецкий «Мессершмитт». Привели в достоверный съемочный вид эти самолеты на аэродроме «Чайка». А биплан для женского полка был выделен Сергеем Руденко из музея ВВС при академии им. Гагарина, начальником которой он был.