Ту-134
Содержание:
- Ссылки
- Конструктивные особенности машины Туполева
- Экипаж
- Аварии воздушного судна
- Ту-134 в музеях и на постаментах
- Схема салона Ту-134
- Модификации Ту-134УБЛ
- ВНИМАНИЕ. ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ РЕЗЕРВНОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ПО-4500 ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ВТОРОГО ПИЛОТА И ШТУРМАНА НЕ РАБОТАЕТ.
- Салон Ту-134
- Больше полувека в небе
- Схема салона Ту-134
- Конструкция остроносого самолета
- Конструкция остроносого самолета
Ссылки
- КБ Туполева
- Харьковское государственное авиационное производственное объединение (ХГАПП)
- Фотографии Ту-134 на сайте ScaleModels.ru
- Л. Л. Селяков «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ НИКУДА. РАБОТА ОКБ А. Н.ТУПОЛЕВА
- Ту-134 на сайте «Сервис и Технологии»(недоступная ссылка с 28-09-2013 (613 дней))
- Ту-134 — летающая легенда
- Кравчун П. Н. Ту-134: 40 лет в «Пулково» // Часть 1 — Крылья Балтики. 2010. № 5. С.66-74; Часть 2 — Крылья Балтики. 2011. № 1. С.41-48.
Самолёты Конструкторского бюро «Туполев» | |
Серия АНТ | АНТ-1 • АНТ-2 • АНТ-3 «Пролетарий» • АНТ-4 «Страна Советов» • АНТ-5 • АНТ-6 • АНТ-7 • АНТ-8 • АНТ-9 • АНТ-10 • АНТ-13 • АНТ-14 • АНТ-16 • АНТ-17 • АНТ-20 «Максим Горький» • АНТ-21 • АНТ-22 • АНТ-23 • АНТ-25 • АНТ-26 • АНТ-27 • АНТ-29 • АНТ-31бис • АНТ-35 • АНТ-36 • АНТ-37 • АНТ-40 • АНТ-41 • АНТ-42 • АНТ-44 • АНТ-46 • АНТ-51 |
Военные | ДИ-8 • ДИП • И-1 • И-2 • И-3 • И-4 • И-5 • И-8 • И-12 • И-14 • Ми-3 • Р-3 • Р-6 • Р-7 • СДБ • ТБ-1 • ТБ-3 • ТБ-4 • ТБ-6 • ТШ-Б • ФБ • Ту-1 • Ту-2 • Ту-4 • Ту-6 • Ту-8 • Ту-10 • Ту-12 • Ту-14 • Ту-16 • Ту-22 • Ту-22М • Ту-22МР • Ту-24 • Ту-28 • Ту-64 • Ту-70 • Ту-73 • Ту-75 • Ту-78 • Ту-80 • Ту-81 • Ту-82 • Ту-85 • Ту-88 • Ту-89 • Ту-91 • Ту-95 (Ту-96) • Ту-98 • Ту-107 • Ту-119 • Ту-121 • Ту-126 • Ту-128 • Ту-134УБЛ • Ту-142 • Ту-160 • Ту-214ОН • Ту-214Р • ПАК ДА |
Пассажирские | Ту-70 • Ту-104 • Ту-110 • Ту-114 • Ту-116 • Ту-124 • Ту-134 • Ту-144 • Ту-154 (Ту-164) • Ту-155 (Ту-156) • Ту-204 (Ту-214 • Ту-204-300) • Ту-214СР • Ту-214ПУ • Ту-214СУС • Ту-334 |
Амфибии | МДР-2 • МДР-4 • МК-1 • МР-6 • МРТ-1 • МТБ-1 • МТБ-2 • МЭР • аэросани-амфибия А-3 |
Беспилотные | Ту-121 «С» • Ту-123 («Ястреб-1», ДБР-1) • Ту-139 («Ястреб-2», ДБР-2) • Ту-141 («Стриж», ВР-2) • Ту-143 («Рейс», ВР-3) • Ту-243 («Рейс-Д», ВР-3Д) • Ту-300 «Коршун» |
Проекты | Ту-130 • Ту-135 • Ту-136 • Ту-206 • Ту-230 • Ту-244 • Ту-324 • Ту-330 • Ту-344 • Ту-404 • Ту-414 • Ту-444 • Ту-2000 |
ту-134, ту-134 видео, ту-134 на бга, ту-134а, ту-134а-4, ту-134б, ту-134убл
Конструктивные особенности машины Туполева
Самолет, который стал самым массовым пассажирским транспортным средством в советской гражданской авиации имел традиционную для того времени схему — свободнонесущий низкоплан с расположением двигателей в хвостовой части самолета. Крыло имело стреловидность 350. Фюзеляж имел круглую конфигурацию и в сравнении с предшественником, самолетом Ту 124, был удлинен на 7 метров. Длина и конфигурация фюзеляжа позволяла оборудовать внутри довольно просторный салон на 76 мест. На самолетах модификации «А» длину самолета увеличили еще на полметра, убрав кабину штурмана. На поздней модификации самолета с индексом «Б»» количество место было доведено до 80 человек. Экипаж корабля состоял из 4 человек. На поздних модификациях было решено отказаться от услуг штурмана, соответственно экипаж уменьшился до 3 человек.
Двигательная установка была представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30. На первой модификации устанавливались двигатели I серии, не имеющие реверсного хода. В дальнейшем, начиная с модификации «А» самолет стал получать усовершенствованные двигатели II серии. Отдельные, специализированные машины оборудовались моторами Д-30 III серии. Реактивные двигатели развивали суммарную тягу 13600 кгс, поднимающую в воздух 47 тонную машину.
Схема с установкой двигателей в хвостовую часть значительно облегчила крыло, улучшив тем самым аэродинамические характеристики машины. Уменьшился шум от работающих двигателей в салоне, снизился негативный эффект от воздействия реактивной струи на бортовую обшивку самолета. Данная схема имела свои преимущества, однако не была лишена недостатков. Планер самолета стал тяжелее, ввиду чего снижалось КПД двигателей.
Практически все системы управления машиной имели гидроусилители. Это в первую очередь касалось рулей высоты, закрылков и тормозных интерцепторов. Гидравлика имела основную и автономную, резервную систему.
Самолет для своего времени был оснащен достаточно совершенным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо бортовой системы управления, лайнер был оснащен автоматической системой АБСУ, обеспечивающий контроль над работой всех систем машины. Кабина пилотов и салон имели полное радиотехническое оснащение. На самолетах последних модификациях стали устанавливать системы климатического контроля, оснащенные противогрозовыми приборами слежения.
Экипаж
- Командир — Милош Маркичевич (Miloš Markićević). 41 год, в Aviogenex с января 1971 года, после чего был направлен в СССР на теоретические курсы продолжительностью 2,5 месяца по управлению самолётом Ту-134А. Затем с 1 апреля по 6 мая в Белграде прошёл практический курс, после завершения которого 8 мая был назначен капитаном на Ту-134А. Общий опыт работы на самолётах Ту-134А на день катастрофы составлял 87 полётов общей продолжительностью 138 часов 50 минут, в том числе 31 час 32 минуты в должности командира. Общий лётный опыт Маркичевича составлял 9230 полетов или 6987 часов.
- Второй пилот — Стеван Мандич (Stevan Mandić). 34 года. Опыт работы на самолётах Ту-134 и Ту-134А на день катастрофы 899 часов. Общий лётный опыт составлял 2563 полёта или 2400 часов.
- Бортинженер-инструктор — Иван Чавайда (Ivan Čavajda). 39 лет, в должности инструктора с 30 мая 1958 года. Общий налёт около 7500 часов, в том числе 1373 часа на Ту-134.
- Бортинженер-стажёр — Виктор Томич (Viktor Tomić). 45 лет, налёт на самолётах Ту-134А (в ходе тренингов) 99 часов. Во время данного полёта занимал место бортинженера.
- Стюардесса — Алма Свобода (Alma Svoboda). 29 лет, первый рейс совершила 2 мая 1970 года. Общий налёт 656 часов.
- Стюардесса — Мира Мише (Mira Miše). 22 года, первый рейс совершила 15 мая 1971 года. Общий налёт 29 часов.
- Стюардесса — Мирьяна Янкович (Mirjana Janković). 20 лет, первый рейс совершила 30 апреля 1971 года. Общий налёт 45 часов.
Аварии воздушного судна
За всю историю данной модели воздушного судна было утеряно около 70 самолетов Ту-134. При этом 9 единиц было подбито в связи с войной. Один из них был сбит из-за террористических действий. По статистике, пострадало примерно 1 500 человек при полете на данном самолете. Самые масштабные из них:
- В 1966 году было проведено испытание судна, в котором оно резко снизило высоту. Этому послужила ошибка экипажа. Вследствие этого разбилось 8 человек.
- В 1971 году из-за плохой посадки в Риеке, умерли все люди на борту судна.
- В 1971 году погибло 49 человек. В 1972 году из-за оплошности пилота аппарат рухнул в воду (количество жертв не известно).
- В 1975 году произошла авария в Лейпциге, которая привела к смерти 21 пассажира. Во время снижения высоты, экипаж не измерил показатели, и судно разрушилось об посадочную полосу. Выжившие члены экипажа были осуждены и получили различные меры наказания.
- В 1979 году произошли аварии в Румынии, Болгарии и Лиепае. Было 94 жертвы в первом судне и 84 во втором.
- В 1970-1980 годы самолеты попадали в аварии из-за оплошности пилотов. А в 1990 годах техника дает сбой. Большинство воздушных суден «вычеркнуты» после плохого ремонта.
- Последняя масштабная авиакатастрофа случилась в 2007 году в Самаре. В этой авиакатастрофе разбилось 6 пассажиров. В этом же году рейс Москва — Петрозаводск потерпел крушение, и унес 44 жизни на тот свет.
В 2013 году использовалось всего 130 самолетов данной модели. В этот момент они начали активно выводиться из эксплуатации, ведь каждый из них прослужил уже больше 30 лет. Самолеты, которые сохранились лучше всего, выполняют функцию памятников. В Москве есть такой экспонат, который установлен на ВДНХ.
За долгую и надежную службу эти воздушные судна показали высокую экономность топлива, которая сильно ценилась в те времена. До 1990 года Ту-134 перевез больше 450 миллионов людей. Некоторые модели используются в сельских и военных целях. Существуют модели, которые оборудованы специальной связью. Они перевозили командных кадров. Данный самолет стоит в списке лучших воздушных средств в мире. С 2015 года прекратилась эксплуатация этих воздушных суден.
https://youtube.com/watch?v=mYDXzZ5ctzg%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26
Ту-134 в музеях и на постаментах
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ту-134А | Установлен на площадке перед цехом № 5 окончательной сборки самолётов на Харьковском авиационном заводе | ||
Ту-134А | CCCP-65601, серийный номер 6350003 | Государственный музей авиации Украины | |
Ту-134А | CCCP-65743, серийный номер 2351605 | Государственный музей авиации Украины | |
Ту-134 | Установлен перед въездом на прилегающую территорию Кишинёвского международного аэропорта | ||
Ту-134УБЛ | 43 | Государственный музей авиации Украины | |
Ту-134УБЛ | 42 | Государственный музей дальней авиации Украиныhttp://spotters.net.ua/file/?id=83309 | |
Ту-134А | Аллея почёта авиации в Нижневартовске (ХМАО) | ||
Ту-134А | RA-65880 | Установлен рядом с аэропортом в Воронеже | |
Ту-134А | RA-65132 | Установлен рядом с аэропортом в городе Салехард | |
Ту-134А | Установлен при Аэровокзальной площадкой Международной Аэропорта Худжанд |
Схема салона Ту-134
Катастрофы и аварии
Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов Ту-134, десять из них в результате военных действий, два — вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.
Технические характеристики Ту-134А
- Экипаж: четыре человека ;
- Пассажировместимость: 76 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 8200 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 850 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2100 километров;
- Практический потолок: 12 100 метров;
- Длина разбега: 2200 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.
Технические характеристики Ту-134Б-3
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 80 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 9000 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
- Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 880 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2020 километров;
- Практический потолок: 10 100 метров;
- Длина разбега: 2550 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.
Технические характеристики Ту-134 Ш
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 12 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 885 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 1890 километров;
- Практический потолок: 11900 метров;
- Длина разбега: 2200 метров.
Ту-134. Галерея.
Ту-134
Практически сразу же в отделе С.М. Егера началось предварительное проектирование новой машины, получившее обозначение по КБ — Ту-124А. Официальное начало работ по пассажирскому самолету Ту-124А инициировано постановлением правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 г. Основные данные самолета должны быть такими: максимальная скорость — 1000 км/ч; практическая дальность полета — 1500 км; число пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено строить новый самолет на базе Ту-124, проходившего в ту пору испытания. Эскизный проект Ту-124А был выполнен к началу апреля 1961 г., число пассажиров было увеличено до 46—56 человек, в зависимости от варианта. В ходе работы макетной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, число пассажиров было доведено до 65—70 человек, а практическая дальность — до 1500—3000 км.
Окончательный вид опытного Ту-124А — будущего Ту-134 сложился после достаточно длительного поиска оптимального варианта. Первый опытный самолет создавался на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Самые крупные изменения были по крылу, оно было практически новое с геометрической круткой по всему размаху, с сохранением силовой части крыла-кессона. Фюзеляж был удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 устанавливались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор перемещен на вершину киля и имеет изменяющий угол установки. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Рабочие чертежи были сделаны в начале 1962 г. и переданы в опытное производство при ОКБ, где и было начато изготовление самолета. Работами на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из КБ В.М. Мясищева.
Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 г. Первый полет выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д. Калиной 29 июля 1963 г. 9 сентября 1964 г. совершил первый полет «дублер» Ту-134. Пассажировместимость «дублера» была увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 т. С целью ускорения работ над самолетом Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г. на государственные испытания в НИИ ВВС. 14 января 1966 г. «дублер» потерпел катастрофу, погибло восемь человек. Первый полет с пассажирами на борту самолет Ту-134 совершил 9 сентября 1967 г. на линии Москва — Адлер. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском авиазаводе, всего там было построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.
Модификации Ту-134УБЛ
Ту-134УБЛ отличается особенной конструкцией носа, которая выполнена по идентичной схеме, что и ряд наиболее известных бомбардировщиков отечественной разработки. Существуют и другие модификации летательного аппарата:
- Модификация УБК предназначена для тренировки экипажа сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М. Данная модель оснащена дополнительным местом для штурмана, оборудованным современным комплексом для навигации. Ту-134УБК является единственной модификацией, которая была выпущена в 1983 году. Сегодня летательный аппарат находится на вооружении ВВС Украины.
- УБКМ представляет собой вариацию Ту-134, предназначенную для обучения экипажа Ту-22М, состоящего на вооружении военно-морского флота РФ. Первая модификация была создана в 1996 году на пушкинском авиаремонтном заводе.
Ту-134УБЛ
На сегодняшний день в эксплуатации находится 1 модель УБК и несколько УБКМ. Модификация СХ предназначалась для сельскохозяйственных нужд, УБЛ-Ш разрабатывалась для того, чтобы осуществлять обучение летчиков стратегической и морской авиации. Вариант ЛК рассчитан на космические программы и тренировочный процесс по адаптации космонавтов к условиям невесомости. Модификации Ш-1 и Ш-2 использовались для тренировки пилотов фронтовой авиации и штурманов военно-воздушных сил.
Ту-134УБК
Модификация УБК предназначена для обучения навигаторов-штурманов бомбардировщиков Ту-22, а также для пилотов гражданской авиации. В отличие от пассажирской версии самолета, УБК/УБЛ имеют непрозрачную носовую часть фюзеляжа, обладающую формой, идентичной летательному аппарату Ту-22МЗ. За все время было сконструировано всего 2 УБК, поступивших в распоряжение морской авиации. Модификацию УБЛ получили учебные полки летных училищ и дальняя авиация.
Ту-134УБК
Ту-134УБКМ
Главным назначением версии УБЛ считается подготовка летчиков, управляющих стратегическими ракетоносцами Ту-160 и дальними бомбардировщиками Ту-22МЗ. В 2011 году Главкомат ВВС РФ получил предписание на замену самолетов Ту-134УБЛ и модификации «Ш» на новые модели, выполненные на платформе летательных аппаратов Ту-204 и Ту-214. В настоящий момент осуществляется масштабная реконструкция модификаций УБЛ в более современную модификацию Ту-134Б-3.
Ту-134УБКМ
ВНИМАНИЕ. ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ РЕЗЕРВНОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ПО-4500 ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ВТОРОГО ПИЛОТА И ШТУРМАНА НЕ РАБОТАЕТ.
нального табло “ОБОГРЕВ Обогрев стабилизатора выключить.
СТАВИЛ” и отсутствие на штатных амперметрах нагрузки, потребляемой секциями обогрева стабилизатора (4) Светосигнальное табло Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.
“ОБОГРЕВ СТАВИЛ” горит Обогрев стабилизатора выключить.
постоянно (5) Незагорание светосиг- При визуальном обнаружении обледенения (лед на остеклении фонаря и нального табло “ОБЛЕДЕНЕ- на стеклоочистителях) убедиться, что ПОС стабилизатора включен в ВИЛ” периодически загорается, а штатные амперметры показывают увеличение токов, потребляемых ПОС стабилизатора._ (6) Отказ ПОС двигателей Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.
Отказ ПОС двигателей и их воздухозаборников Незагорание светосигнального табло “П/О ДВИГ. И В/ЗАБОРН. ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе в носки воздухозаборников по указателям ТЦТ- (7) Отказ ПОС крыла и киля Выйти из зоны обледенения и продолжать полет.
а) Незагорание светосигнальных табло “П/О КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе ПОС крыла по указателю ТЦТ-1.
б) Незагорание одного свето- По указателю температуры воздуха на входе в ПОС крыла убедиться, что сигнального табло “П/О воздух подается, и продолжать полет, повысив контроль за состоянием КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” защищаемых поверхностей. 6.6.3. Стр.
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна — расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
Больше полувека в небе
Новый самолет полюбился и летчикам, и руководству страны, и простым пассажирам. Для того времени он отличался высоким уровнем комфорта. За длинный и узкий фюзеляж Ту-134 прозвали «стилягой», а за характерный высокий звук двигателей − «свистком». Одним из отличий первых модификаций была стеклянная носовая кабина штурмана, от которой позже отказались.
Сначала самолет обслуживал в основном международные линии и связывал Москву с крупными городами, однако с начала 1970-х Ту-134 становится главной рабочей лошадкой региональных рейсов. Важным преимуществом «сто тридцать четвертого» стала его возможность пользоваться короткими взлетными полосами низкого качества, которые часто встречались в региональных аэропортах.
Первым в отечественном авиастроении Ту-134 и все его модификации получили сертификацию международного уровня. Из 852 машин, построенных до закрытия программы в 1984 году, 134 машины было поставлено на экспорт соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны. К началу 1990-х только в СССР «сто тридцать четвертые» перевезли около 500 млн пассажиров.
Фото: Pavel Adzhigildaev / wikimedia.org
За первой моделью последовали улучшенные модификации и специальные версии. Например, Ту-134УБЛ для обучения летчиков дальней авиации, VIP-модификация Ту-134А-3М, Ту-134БВ для доставки космических челноков, летающая лаборатория Ту-134ЛК, сельскохозяйственный Ту134СХ и другие.
За долгие годы эксплуатации Ту-134 подтвердил свою надежность и экономичность. Интересно, что в начале 1990-х годов случилась волна «репатриации» самолета: еще не выработавшие ресурс Ту-134 выкупались Россией у бывших соцстран для местного использования. К 2000-м годам полностью амортизировавшиеся по стоимости Ту-134 оказались очень выгодными в экономическом плане.
Основной эксплуатант «небесного стиляги», компания «Аэрофлот», продолжала поднимать его в небо до конца 2007 года. Путь в Европу для Ту-134 был закрыт еще в 2002 году – самолет не проходил по новым шумовым требованиям Евросоюза. Коммерческая эксплуатация самолета на российских регулярных линиях закончилась 20 мая 2019 года – после полета из якутского Мирного в Иркутск Ту-134 отправился в музей истории авиации. Однако «сто тридцать четвертый» еще можно увидеть в небе – несколько десятков этих самолетов продолжает использовать Министерство обороны РФ.
Схема салона Ту-134
Катастрофы и аварии
Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов Ту-134, десять из них в результате военных действий, два — вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.
Технические характеристики Ту-134А
- Экипаж: четыре человека ;
- Пассажировместимость: 76 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 8200 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 850 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2100 километров;
- Практический потолок: 12 100 метров;
- Длина разбега: 2200 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.
Технические характеристики Ту-134Б-3
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 80 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 9000 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
- Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 880 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2020 километров;
- Практический потолок: 10 100 метров;
- Длина разбега: 2550 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.
Технические характеристики Ту-134 Ш
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 12 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 885 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 1890 километров;
- Практический потолок: 11900 метров;
- Длина разбега: 2200 метров.
Ту-134. Галерея.
Ту-134
Конструкция остроносого самолета
Самолет оснащается носовой частью фюзеляжа, похожей на Ту-22МЗ. Модификация включает в себя оптоэлектронное прицельное и навигационное оборудование, соответствующее вооружению наиболее распространенных бомбардировщиков. Проект предусматривал штангу, необходимую для воздушной дозаправки, но согласно американо-советским договорам использовать ее не стали. Два авиационных двигателя были разработаны генеральными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.
Конструкция Ту-134УБЛ
Первые работы по модернизации лайнера были проведены в начале 1970 года. Конструкторы увеличили фюзеляж на 2 метра в длину. Экспортные варианты летательного аппарата предполагали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения предусмотрено место под центропланом. На самолет может устанавливаться четыре многозамковых бомбодержателя, но международные договоренности запрещают использование подобного оснащения.
Средняя и носовая часть летательного аппарата выполнены в виде единой гермокабины. Хвостовая негерметичная часть предназначена для размещения органов управления и некоторых агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены перманентно работающими пружинными загружателями.
Конструкция остроносого самолета
Самолет оснащается носовой частью фюзеляжа, похожей на Ту-22МЗ. Модификация включает в себя оптоэлектронное прицельное и навигационное оборудование, соответствующее вооружению наиболее распространенных бомбардировщиков. Проект предусматривал штангу, необходимую для воздушной дозаправки, но согласно американо-советским договорам использовать ее не стали. Два авиационных двигателя были разработаны генеральными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.
Конструкция Ту-134УБЛ
Первые работы по модернизации лайнера были проведены в начале 1970 года. Конструкторы увеличили фюзеляж на 2 метра в длину. Экспортные варианты летательного аппарата предполагали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения предусмотрено место под центропланом. На самолет может устанавливаться четыре многозамковых бомбодержателя, но международные договоренности запрещают использование подобного оснащения.
Средняя и носовая часть летательного аппарата выполнены в виде единой гермокабины. Хвостовая негерметичная часть предназначена для размещения органов управления и некоторых агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены перманентно работающими пружинными загружателями.