Легкий танк pz.kpfw.iipanzerkampfwagen ii, pz. ii (sd.kfz.121)
Содержание:
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Sturmpanzer II
- В сети Интернет
Sturmpanzer II // Википедия
Техника Германии
Лёгкие танки | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Средние танки | III Großtraktor — Krupp • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f) • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K • V Turán III prototípus • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H Ankou • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat. • V Pz.Kpfw. V/IV • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25 • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10 • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71 • VIII Panzer 58 • VIII Schwarzpanzer 58 • VIII Panzer 58 Mutz • VIII M48A2 Räumpanzer • VIII Kampfpanzer 07 RH • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A • IX Kampfpanzer 50 t • IX Kunze Panzer • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1 |
Тяжёлые танки | IV Pz.Kpfw. B2 740 (f) • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131 • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03 • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P) • VIII VK 168.01 Mauerbrecher • VIII VK 75.01 (K) • VIII E 75 TS • VIII Löwe • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) |
ПТ-САУ | II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25 • VII Krupp-Steyr Waffenträger • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105 • VIII Rheinmetall Skorpion G • VIII Rheinmetall Skorpion • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100 |
САУ | II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100 |
САУ
Техника СССР | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Техника Германии | II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100 |
Техника США | II T1 HMC • III T18 HMC • III M7 Priest • IV T82 HMC • IV M37 • V M41 HMC • VI M44 • VII M12 • VIII M40/M43 • IX M53/M55 • X T92 HMC |
Техника Франции | II Renault FT 75 BS • III Lorraine 39L AM • IV AMX 105 AM mle. 47 • V AMX 13 105 AM mle. 50 • V 105 leFH18B2 • VI AMX 13 F3 AM • VII Lorraine 155 mle. 50 • VIII Lorraine 155 mle. 51 • IX Bat.-Châtillon 155 55 • X Bat.-Châtillon 155 58 |
Техника Великобритании | II Loyd Gun Carriage • III Sexton II • III Sexton I • IV Birch Gun • V Bishop • VI FV304 • VII Crusader 5.5-in. SP • VIII FV207 • IX FV3805 • X Conqueror Gun Carriage |
Сокращения
- Sd.Kfz. — Sonderkraftfahrzeug — Специальный автомобиль
- Pz.Sp.Wg. — Panzerspähwagen — Разведывательный танк / машина
- VK — Vs.Kfz — Versuchskampffahrzeug — Исследовательская / экспериментальная боевая машина
- Ausf. — Ausfuhrung — Марка или подтип
- Pz.Kpfw. — Panzerkampfwagen — танк
- (Sf) — Selbstfahrlafette — самоходная
- PaK — PanzerKanone — противотанковое ружье
- LeFh — Leichte Feldhaubitze — Легкая полевая гаубица
- Gefechts Aufklärer — Боевая разведка
- (Flamm) — Flammenwerfer — Огнемет
- verstärkt — усилен / улучшен / модернизирован
- Fahrgestell — шасси
- Gerät — аппарат
- ohne Aufbau — без надстройки / башни
- Bergepanzerwagen — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
- Brückenleger — мостовидный протез
- LaS — Landwirtschaftlicher Schlepper — Сельскохозяйственный трактор
- Leichter Panzerjäger — лёгкий истребитель танков
САУ на шасси Panzer II
- 15-см sIG 33 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf)
Одним из первых вариантов артиллерийской установки Panzer II было размещение тяжелой пехотной пушки 15 cm sIG 33 на безбашенном шасси Panzer II. В прототипе использовался Ausf. B, но быстро поняли, что его недостаточно для монтажа. Было разработано и построено новое более длинное шасси с дополнительным опорным колесом, получившее название Fahrgestell Panzerkampfwagen II. Вокруг орудия была предусмотрена бронированная надстройка с открытым верхом толщиной 15 мм, достаточная для защиты от стрелкового оружия и осколков. Это было недостаточно, чтобы обеспечить полную защиту экипажа при установке орудия, хотя они все еще были прикрыты прямо спереди высоким орудийным щитом. Только 12 были построены в ноябре и декабре 1941 года. Они служили в составе 707-й и 708-й тяжелых пехотных орудий в Северной Африке до их уничтожения в 1943 году.
- 7,62 cm PaK 36 (r) auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II Ausf. D / E (Sd.Kfz.132)
После неудач с обычными вариантами и вариантами пламегасителей на Ausf. На шасси Д / Э было решено использовать оставшееся шасси для установки трофейных советских противотанковых орудий. Корпус и подвеска не претерпели изменений по сравнению с более ранними моделями, но надстройка была построена так, чтобы обеспечить большое боевое отделение, наверху которого было установлено советское 76,2-мм противотанковое орудие , которое, хотя и не было башенным, все же имело значительную горизонтальность. Разрабатываемая лишь как временное решение, машина была явно слишком высокой и плохо защищенной, но имела мощное вооружение и была лучше, чем то, что было у немцев в то время.
- 7,5-см PaK 40 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Marder II) (Sd.Kfz.131)
В то время как 7,62 cm PaK 36 (r) был хорошей временной мерой, 7,5 cm PaK 40 устанавливали на шасси танка Ausf. F привел к лучшей боевой машине в целом. Новое производство составило 576 экземпляров с июня 1942 по июнь 1943 года, а также переработка 75 танков после прекращения производства новых. Работы выполняли Daimler-Benz, FAMO и MAN. Была построена значительно улучшенная надстройка для крепления 7,62 см, дающая более низкий профиль. Marder II стал ключевым оборудованием и до конца войны служил немцам на всех фронтах.
- 5 cm PaK 38 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II
Задуманный по тем же принципам, что и Marder II, 5 cm PaK 38 был целесообразным решением для установки 50-мм противотанковой пушки на шасси Panzer II. Однако гораздо большая эффективность 75-мм противотанковой пушки делала этот вариант менее желательным, и неизвестно, сколько полевых модификаций было произведено с этой целью.
- Leichte Feldhaubitze 18 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Wespe)
После разработки Fahrgestell Panzerkampfwagen II для установки sIG 33, Алкетт разработал вариант установки полевой гаубицы Leichte Feldhaubitze 18/2 10,5 cm в надстройке. Panzer II оказался эффективным шасси для этого оружия и стал единственной широко производимой самоходной 105-мм гаубицей для Германии. С февраля 1943 г. по июнь 1944 г. было построено 676 самолетов FAMO, которые служили немецким войскам на всех основных фронтах.
- Боеприпасы Selbstfahrlafette auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II
Чтобы поддерживать Wespe в эксплуатации, ряд шасси Wespe были укомплектованы без установки гаубицы, вместо этого они работали в качестве носителей боеприпасов. Они несли 90 патронов калибра 105 мм. 159 были произведены вместе с Wespe. При необходимости их можно переоборудовать, установив leFH 18 в полевых условиях.
Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.
В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.
Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом.
В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.
В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.
В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.
На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.
В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.
Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.
Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.
Обозначения
Данные из:-
|
|
AT 2 в игре
Боевая эффективность
bottom
Графическое сравнение орудий AT 2
Пробитие орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. VПробитие орудия 3.7-inch AT Howitzer орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. V орудия 3.7-inch AT Howitzer |
1
Графическое сравнение орудий AT 2
Пробитие орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. VПробитие орудия 3.7-inch AT Howitzer орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. V орудия 3.7-inch AT Howitzer |
Стандартный снаряд |
1
Премиумный снаряд |
Из-за слабого двигателя AT 2 развивает невысокую скорость, поэтому основная тактика игры на этой машине — оборона базы или медленное продавливание рядов врага. Мощная лобовая броня в 203 мм не пробивается почти ни одним орудием на своём уровне, даже при использовании подкалиберных или кумулятивных снарядов, в лобовой проекции относительно слабым местом является лишь командирская башенка, имеющая круговую броню толщиной 100 мм. Также высокоуровневые противники или голдострелы имеют возможность пробивать рубку, толщина которой 140мм. Борта и корма гораздо более уязвимы, чем лоб, поэтому желательно не подставлять их под огонь
Низкая мобильность делает АТ 2 отличной мишенью для артиллерии, поэтому очень важно знать и вовремя находить защищённые от огня САУ места на картах.
- Достоинства:
- толстая лобовая броня;
- лучший запас прочности среди всех ПТ 5 уровня;
- хорошая скорострельность орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. V;
- быстрое сведение топового орудия..
- Недостатки:
- низкий альфа-урон орудия;
- низкая скорость и маневренность делает машину лёгкой мишенью для артиллерии и быстрых танков, прорвавшихся в тыл;
- плохой обзор (хуже только у СУ-85);
- достаточно высокий профиль и, соответственно, низкий уровень маскировки.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
Файл:убрали ящик.png
ББ70
БПспец26
ОФ
АТ 2 обладает очень крепкой бронёй и скорострельным орудием.
Первый фактор делает весьма желательным противоосколочный подбой для улучшения защиты от фугасов, которыми будут обстреливать АТ 2 как САУ, так и ПТ и танки в попытке нанести хоть какой-то урон.
Второй фактор оправдывает установку орудийного досылателя, дабы осыпать врагов шквалом снарядов (что особенно эффективно при умении наводчика «Снайпер»).
Наконец, третьим модулем имеет смысл ставить ящик с инструментами, дабы снизить остроту проблемы сбитых гусениц. Все остальные модули неэффективны из-за плохого обзора и быстрого сведения.
Теперь поговорим о боекомплекте.Обычные бронебойные снаряды подойдут для пробития танков 5 уровня. А вот бронебойно-подкалиберные снаряды подойдут для пробития танков 6 уровня, особенно таких, как КВ-85, СУ-100 и т.д. Если на вашем пути встал КВ-1 или ПТ-САУ (СУ-85) с большим углом наклона брони, то рекомендуется использовать БП против них.
Оценка AT 2
- Воин — за орудие, обладающее хорошей точностью, бронепробитием, а также уроном в минуту.
- Стальная стена — за хорошее бронирование.
- Танкист-снайпер — за точное шести фунтовое орудие.
- Поддержка — за сочетание скорострельности и малого разового урона у шести фунтового орудия.
История изменений
-
Основная статья: История изменений AT 2
История изменений
- Обновление 0.8.4
Введён на основной сервер в качестве британкой ПТ-САУ 5 уровня.
- Обновление 0.8.6
Доходность увеличена на 5%.
- Обновление 0.9.17.1
Танк переработан в новом визуальном качестве.
- Обновление 0.9.21
Ослаблено бронирование корпуса.
- Обновление 1.9
- Боезапас орудия 3.7-inch AT Howitzer изменён с 42 до 65 снарядов.
- Боезапас орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. III изменён с 96 до 115 снарядов.
- Боезапас орудия QF 6-pdr AT Gun Mk. V изменён с 96 до 115 снарядов.
- Стоимость ремонта уменьшена на 24%.
- Доходность уменьшена на 6%.
- Прочность изменена с 450 до 590 единиц.
Модификации
- Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
- PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
- PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
- Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
- Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
- Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
- Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
- Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
- Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.
Pz.Kpfw IV Ausf.H
Варианты
- КВ-85
- Пробный образец, построенный на базе модифицированного корпуса КВ-1С, соединенного с башней Объекта 237 (ИС-1) и вооруженного 85-мм Д-5Т.
- ИС-85 ( ИС-1 )
- Модель 1943 года вооружена 85-мм пушкой. Когда началось производство ИС-2, многие из них перед выпуском в продажу были перезаряжены из 122-мм орудий.
- ИС-100
- Опытный образец, вооруженный 100-мм пушкой; он прошел испытания против ИС-122, который был вооружен 122-мм пушкой. Хотя сообщалось, что ИС-100 обладает лучшими противотанковыми характеристиками, последний был выбран из-за лучших универсальных характеристик.
- ИС-122 (ИС-2 образца 1943 г.)
- Модель 1943 г., вооружена 122-мм пушкой А-19 (позже принята на вооружение как Д-25Т). Производство прекратилось после Второй мировой войны.
- ИС-2 образца 1944 г.
- Улучшение 1944 года: 122-мм пушка Д-25Т с откидывающейся казенной частью с более быстрым заряжанием и новой системой управления огнем, а также улучшенная лобовая броня корпуса с использованием более тонкой брони и более эффективной формы.
- ИС-2М
- 1950-е годы модернизация танков ИС-2.
- ИС-3
- Модернизация брони 1944 года с новой закругленной башней, угловатой литой передней частью корпуса, встроенными ящиками для хранения над гусеницами. Внутренне аналогичен ИС-2 образца 1944 г., выпускается одновременно. Около 350 построено во время войны.
- ИС-3М
- (1952) Модернизированный вариант ИС-3. Оснащен дополнительными съемными внешними топливными баками и улучшенной сваркой корпуса.
- ИС-4
- 1944 г., конкурирует с ИС-3. Более длинный корпус и более толстая броня, чем у ИС-2. После войны было построено около 250 единиц.
- ИС-6
- Опытный образец с экспериментальной электрической трансмиссией. После отказа экспериментальной системы шасси прошли дальнейшие испытания с традиционной трансмиссией, но не сочли, что это является достаточно значительным улучшением по сравнению с существующими конструкциями тяжелых танков, чтобы гарантировать массовое производство.
- IS-N
- Самой яркой особенностью прототипов была его черная броня для ночных операций с экспериментальной инфракрасной оптикой ночного видения. Также имелась экспериментальная электрическая трансмиссия. После отказа экспериментальной системы шасси прошли дальнейшие испытания с традиционной трансмиссией, но не сочли достаточно значительным улучшением по сравнению с существующими конструкциями тяжелых танков, чтобы гарантировать массовое производство. IS-N: Прототип с экспериментальной электрической трансмиссией. Только один был найден в развалинах арбузного поля. После отказа экспериментальной системы шасси прошли дальнейшие испытания с традиционной трансмиссией, но не сочли, что это является достаточно значительным улучшением по сравнению с существующими конструкциями тяжелых танков, чтобы гарантировать массовое производство.
- ИС-7
- Опытный образец 1946 года, построено всего три. Вариант ИС-7 образца 1948 года имел массу 68 тонн и был вооружен 130-мм морской пушкой С-70 (длина ствола 7020 мм). Вспомогательный заряжающий может развивать скорость до 8 выстрелов в минуту. Другое оборудование включало стабилизаторы, инфракрасные ночные прицелы и 8 пулеметов. Броня корпуса составляла 150 мм, размещенная под углом 50-52 градуса. По башне толщина лобовой части составляла 240–350 мм под углом 45–0 градусов. Экипаж ИС-7 состоял из пяти человек: механика-водителя в корпусе, командира и наводчика в передней части башни, с обоими заряжающими в задней части башни. В качестве зенитного вооружения предполагалось установить пулемет Слостина.
- ИС-10
- Улучшение 1952 года с удлиненным корпусом, семью парами опорных катков вместо шести, увеличенной башней с новой пушкой с дымососом, улучшенным дизельным двигателем и увеличенной броней. Переименован в Т-10 в рамках Десталинизации Советского Союза в 1950-х годах.
Танк короче, пушка толще
Поперечное расположение двигателя позволяло решить еще две проблемы, которые беспокоили воюющих танкистов. Во-первых, сокращение длины танка давало существенный выигрыш в весе, который можно было использовать для увеличения толщины брони. Во-вторых, смещение башни назад разгружало переднюю часть подвески, что опять-таки позволяло сделать лобовые броневые листы толще.
Эти преимущества новой компоновки в руководстве страны оценили сразу. Председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, который узнал о проекте нового танка уже в декабре 1943 года, взял его разработку и производство, образно говоря, под личный контроль. К этому времени первые разработки по теме Т-44 прошли необходимые согласования у военных и в наркомате танковой промышленности, а на заводе №183 (нынешний Уралвагонзавод) уже вовсю шли работы по изготовлению опытных образцов новой машины.
Строили не один танк, а сразу три, заметно отличавшиеся друг от друга. Особенно заметно это было по машине, которая получила в качестве эксперимента 122-мм пушку, чьи снаряды легко справлялись даже с лобовой броней «Пантер» и «Тигров» (таким же орудием были вооружены тяжелые танки ИС-2). Два других танка вооружили такими же 85-мм пушками, как и Т-34-85, и отличались они только башнями. У одной машины она была ближе по характеристикам к башне новой «тридцатьчетверки», у другой – к одному из вариантов Т-43.
Последний из танков первым вышел на испытания в конце января 1944 года, которые показали, что машина получилась легче, быстрее и экономичнее, чем сопровождавший ее на испытательных заездах серийный Т-34-76. Второй образец с 85-мм пушкой тоже успешно прошел испытания, а вот танк, вооруженный 122-мм орудием, признали бесперспективным из-за низкой скорострельности. После испытаний на полигоне НИБТ в подмосковной Кубинке новый танк признали перспективным, но, как обычно, отметили множество дефектов, недоработок и неудобств для экипажа, которые сопровождают любые опытные машины. Все они были устранимы, но на это требовалось время. Как ни удивительно, его у создателей Т-44 оказалось в достатке: несмотря на очевидное превосходство над Т-34, «сорок четвертый» не стали в спешке загонять на конвейер. Объяснялось это просто: фронту нужно было как можно больше танков в как можно более короткие сроки, а выполнить это требование можно было, только сохранив в качестве основной серийной машины Т-34 и Т-34-85, которые в январе 1944 года уже приняли на вооружение.
В течение всей первой половины 1944 года конструкторское бюро завода №183 занималось доводкой и переделкой опытных Т-44. Замечаний у военных и испытателей накопилось много, еще больше проблем вскрыл экспериментальный обстрел корпусов нового танка на полигоне. В частности, стало понятно, что предложенная КБ рубка механика-водителя, которая заменила люк в переднем броневом листе, все равно остается слабым местом машины. Военные требовали увеличить толщину брони, особенно лобовой и бортовой. Не выдерживал обстрелов даже не самыми крупнокалиберными снарядами кормовой броневой лист, который стоял вертикально. Кроме того, потребовалось переделать башню, в которую теперь установили новое орудие С-53 – такое же, как начали ставить на Т-34-85. Одним словом, шел нормальный рабочий процесс по доводке танка, который явно намереваются принять на вооружение.
Первые Рz.Kpfw II.
Вооружение танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 представлено автоматической пушкой 2 cm KwK 30, а также пулеметом MG. Оно монтировалось аналогично Рz. I, в единой маске, заглубленной в тело башни. Боекомплект орудия состоял из осколочных и бронебойных патронов.
По немецким данным тридцать пятого года, пушка была в состоянии пробить сантиметровую броню на дистанции в семьсот метров. Что должно было позволить пробить броню танков Reno FT и NC-31 — самых распространенных машин французской армии и поставлявшихся в армию Польши.
Поначалу в танке устанавливался пулемет «Дрейзе» MG. 13k, но вскоре на его смену пришел МG 34.
Двигатель танка — «Майбах» HL 57 TR, мощностью в 120 л.с. Шести скоростная КПП соединялась карданным валом, проходящим внизу боевого отделения, с двигателем.
Ходовая танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 — три тележки по два катка, применительно к борту. Поддерживающих катков — три. Рессоры -листовые. Ведущие колеса в передней части танка, ленивцы приподняты над поверхностью.
Вторая партия машин, числом в 15 штук, изготовлена в том же году. Новая модификация Ausf.a2 отличалась некоторыми улучшениями в ходовой и обитаемости боевого отделения за счет вентиляции.
Следующая партия из пятидесяти танков серии Ausf.a3 сдана в тридцать шестом году. Моторное и боевое отделение разделили перегородкой, переработали конструкцию и размеры лючков доступа к фильтру и топливному насосу в днище танка. Изменено место расположения радиатора, его сдвинули к корме, что улучшило его охлаждение. Рессоры усилили, ведущие колеса лишились обрезинки.
В этом же, тридцать шестом году, MAN поставила следующую партию из двадцати пяти машин версии Рz.Kpfw II Ausf.b. В этой модификации танк получил новый, более мощный двигатель «Майбах» HL 62 ТК (140 л.с). Сам двигатель, вместе с трансмиссией сдвинули в направлении правого борта. Что позволило увеличить размер боевого отделения. Некоторым изменениям подверглась система выхлопа газов. Трансмиссия получила понижающую передачу, установлен планетарный механизм поворота и гусеничный танк новой формы.
Размеры ведущего колеса увеличены, поддерживающих катков уменьшены. Сама подвеска усилена и модифицирована с целью уменьшения риска спадания гусеничной ленты при повороте.
Все эти события в жизни Рz.Kpfw II проходили на фоне бурных перемен в немецкой промышленности и армии. Летом тридцать пятого года в ходе учений немецкой армии впервые была задействована танковая дивизия, тогда еще сведенная из трех отдельных танковых полков. Осенью этого же года эти три полка, были развернуты танковые дивизии. Создано командование танковых войск.
Шло формированное создание танковой промышленности. Если в тридцать пятом году в программе выпуска танковых узлов и агрегатов, а также бронелиста, было задействовано четыре фирмы, то двумя годами спустя уже семь.
Танки Рz.Kpfw II Ausf.b приняли участие в учениях тридцать шестого года в ходе которых их конструкция вызвала немало нареканий. Большинство из них касались ходовой, как ее механической прочности, так и недостаточной плавности хода.Поэтому решено было продолжить работы над улучшением конструкции.
Первой, по-настоящему серийной машиной стала «двойка» Ausf.с, выпуск которой был организован начиная с 04.1937 года. Помимо чисто внешних изменений, таких как форма башни и размеры люка мехвода, изменения коснулись источника главных неприятностей — ходовой части.