Сухой су-30мкк — sukhoi su-30mkk
Содержание:
- Устройство
- Боевое применение
- «Обеспечивает высочайшую точность поражения»
- Первое поколение: номер один с инициалами «Су»
- Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57
- Модификации
- Наращивание сотрудничества
- А что с радиусом действия?
- Автоматика и радиоэлектроника
- Характеристики
- Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30
Устройство
Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.
Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.
В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.
Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.
На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.
Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.
Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
«Обеспечивает высочайшую точность поражения»
Как отмечает военный эксперт Юрий Кнутов, взаимовыгодное сотрудничество России и Индии позволило создать два продукта, которые имеют высокую конкурентоспособность на мировом рынке вооружений.
Также по теме
«Максимальная степень доверия»: какие вооружения Индия закупит у России
Российские ЗРК С-400 «Триумф» будут поставлены в Индию в течение пяти лет начиная с 2020 года, заявил заместитель директора…
«Самолёт Су-30МКИ — это уникальная машина, она специально разработана для Индии. Этот истребитель показал свою эффективность в боевых действиях, а его конструкция позволяет разделить функции между двумя пилотами. При этом принципиальный вопрос заключается в том, что истребитель может нести ракету BrahMos, которая дорабатывается и совершенствуется. На данном этапе она модернизирована до такого уровня, что её способен нести Су-30МКИ», — отметил эксперт в разговоре с RT.
Кнутов также подчеркнул, что ценность этой ракеты заключается в её способности лететь на высоте пяти метров.
«На таком уровне расположено большинство радиолокационных станций, которые установлены на кораблях, поэтому они её не могут увидеть. BrahMos может незаметно подлететь к цели и поразить её», — пояснил аналитик.
По мнению Кнутова, Индии важно обладать такого рода вооружениями. «Потому что это позволяет ей при необходимости наносить высокоточные удары по кораблям противника, которые могут находиться в зоне Индийского океана
Высокоточная ракета может применяться в любое время суток, в любых погодных условиях. Кроме того, на этом изделии стоит модернизированная система управления: ракета летит в направлении цели, а на подлёте включается головка самонаведения, которая обеспечивает высочайшую точность поражения. BrahMos может нанести колоссальный ущерб крупному кораблю», — подчеркнул эксперт
«Потому что это позволяет ей при необходимости наносить высокоточные удары по кораблям противника, которые могут находиться в зоне Индийского океана. Высокоточная ракета может применяться в любое время суток, в любых погодных условиях. Кроме того, на этом изделии стоит модернизированная система управления: ракета летит в направлении цели, а на подлёте включается головка самонаведения, которая обеспечивает высочайшую точность поражения. BrahMos может нанести колоссальный ущерб крупному кораблю», — подчеркнул эксперт.
По словам Кнутова, срок службы такой ракеты — около 10 лет, при этом в течении указанного периода она не нуждается в обслуживании.
Первое поколение: номер один с инициалами «Су»
В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.
Самолет Су-2
Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.
Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.
Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57
Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.
Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).
Самолет Су-57
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.
В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Модификации
- Су-30К – коммерческая версия, оснащенная системами ГЛОНАСС и GPS и дозаправки в небе. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Так как у Су-30К значительно уменьшен внутренний объем, то часть аппаратов размещается на внешних углах подвески в контейнерах. В число такой аппаратуры входят тепловизионная система (для нахождения целей в инфракрасном диапазоне, при всех погодных условиях, а также ночью), система лазерного целеуказания и дальнометрирования для использования управляемого оружия с лазерными головками самонаведения. Кресла К-36ДМ – катапультируемые, находящиеся под углом 30°. Истребитель может вести огонь по целям на земле и на море с помощью управляемого оружия «воздух-поверхность» с дальностью запуска до 250 километров. Увеличена возможность обеспечения главенства в небе, благодаря использованию ракеты, оснащенной АГСН РВВ-АЕ.
- Су-30МК, коммерческая модернизация – это ударный двухместный истребитель, для поставок зарубежным клиентам. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Стала больше боевая нагрузка – 8 тонн, максимальная взлетная масса – 38,8 тонн, назначенный ресурс двигателя – 1500 часов и планера – 3000 часов, а также номенклатура вооружения – ракеты Х-29, Х-31, Х-59М, Р-77. Но в отличие от Су-27 уменьшились летные характеристики: дальность полета – до 3000 км, а потолок – до 17,5 км.
- Су-30МКИ, Flanker-H – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК, предназначенным для республики Индия. Прототип первый раз поднялся в небо в 1997 году. Оснащен двигателем АЛ-31ФП, передним горизонтальным оперением, с обновленной радиолокационной станцией Н011М с увеличенным составом вооружения «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», бортовым радиоэлектронным оборудованием. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
- Су-30КН, коммерческий истребитель, созданный на основе Су-30К с усовершенствованным составом РЛС, оснащенной дополнительным радиолокационным автономным каналом с ФАР «Перо», и авионики. Впервые поднялся в небо в 1999 году. РЛС Н001 оснащена вычислителем для селекции движущихся целей и картографирования. Имеется приёмник А-737 спутниковой навигации на основе NAVSTAR и ГЛОНАСС. В обеих кабинах находятся цветные ЖК-дисплеи МФИ-55, позднее – МФИ-68. Система управления оружием в целях ее сопряжения с ракетами «воздух-земля» и «воздух-воздух» Х-29, Х-31, Х-59 и Р-77, дополнена вычислителем МВК.
- Су-30МКК, Flanker-G – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК для поставки в КНР. Увеличены возможности ликвидации целей, находящихся на земле. Новая радиолокационная станция – Н001ВЭ. Впервые поднялся в воздух в 1999 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МКА, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Алжир. Впервые поднялся в воздух в 2007 году. Радиолокационная станция Н011М.
- Су-30МКМ, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Малайзию. Выполнена на базе индийского варианта. Радиолокационная станция Н011М. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
- Су-30МКВ, коммерческая модернизация для поставки во Вьетнам. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2, коммерческая модернизация, версия 2. Является результатом улучшения Су-30МК. Впервые поднялся в воздух в 2002 году, оснащен двигателями АЛ-31Ф и радиолокационной станцией Н001. Вооружен ракетами Х-29, Х-31, Р-27, Р-33 и РВВ-АЕ. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2-V, вариант Су-30МК2, для поставки в Венесуэлу. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30М2, вариант Су-30МК2, произведенный для российских военно-воздушных сил. В 2010 году первый серийный самолет прошел летные заводские испытания. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30СМ, серийная модернизация индийского варианта, созданная для российских военно-воздушных сил. Впервые в воздух поднялся в 2012 году. По состоянию на 2014 год, военно-воздушные силы заказали шестьдесят самолетов, а военно-морской флот – пять. Оборудован двигателями АЛ-31ФП.
- Су-30МК2-И. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2-V. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МКИ(А). Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
Истребители, которые заказываются зарубежными государствами, оснащаются аппаратурой, которая сделана в Индии, в Израиле и во Франции.
Наращивание сотрудничества
Су-30МКИ с ракетами BrahMos — не единственная линия партнёрства России и Индии в сфере ВТС.
Как отмечал в июле 2019 года главный маршал авиации индийских ВВС Бирендер Сингх Дханоа, занимавший тогда эту должность, «другим наиболее распространённым типом авиатехники в Индии является Ми-17, причём как в военном, так и в гражданском секторе». Об этом он сообщил в беседе с газетой российских ВС «Красная звезда».
По его словам, Россия помогла своим индийским коллегам модернизировать несколько авиакомплексов, включая МиГ-29. При этом обсуждения возможностей участия российских компаний «в производстве компонентов и запчастей в Индии» открыты, подчеркнул военачальник.
«По нашему мнению, это позволит существенно сократить временные затраты и уплотнить производственный цикл», — пояснил он.
- Нью-Дели
- AFP
Кроме того, Дханоа выразил желание «привлекать российских производителей к созданию совместных предприятий на территории Индии».
«И мы рассчитываем в этом вопросе на поддержку с российской стороны», — заявил маршал.
Однако наиболее перспективной линией сотрудничества России и Индии эксперты называют поставки российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400.
В ноябре 2019 года гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что первый полк этих ЗРС будет поставлен на территорию Индии в сентябре 2021 года.
«Первый платёж индийской стороны по контракту на поставку систем С-400 получен. В какой валюте идут платежи, я уточнять не буду. Но это очень положительный момент для активизации плановой работы по производству первых элементов системы», — сказал он в интервью РИА Новости.
Также по теме
Комплексное давление: зачем Вашингтон заявил о риске применения санкций против Индии за покупку С-400
В Госдепартаменте США не исключили введения санкционных ограничений против Индии за приобретение у России зенитных ракетных систем…
Напомним, Москва и Нью-Дели подписали контракт на поставку пяти полковых комплектов С-400 стоимостью более $5 млрд осенью 2018 года. При этом Вашингтон неоднократно выражал своё недовольство заключённой сделкой. Так, в июне 2019 года в Госдепартаменте заявили, что госсекретарь США Майк Помпео хочет порекомендовать Индии задуматься над альтернативами покупке российских ЗРК. Однако в индийском МИД заявили, что Соединённые Штаты не имеют права указывать республике, может она приобретать российские вооружения или нет.
Другая составляющая совместного сотрудничества Нью-Дели и Москвы в военно-технической сфере — подготовка военных кадров и проведение учений. В декабре состоялись манёвры ВС России и Индии под названием «Индра — 2019». Тренировки включали в себя в том числе и морскую фазу, во время которой был сформирован отряд кораблей двух стран. Были проведены в том числе манёвры по организации связи и совместному тактическому маневрированию.
Как отметил Дханоа, Индия хотела бы «изыскать больше возможностей для подготовки военных кадров ВВС Индии».
«Меня приятно удивили тренажёры самолётов, особенно Ил-76. Было бы хорошей идеей направить в Россию наших специалистов не только для ознакомления, но и обучения… Для нас это ещё одна сфера, где мы могли бы развивать сотрудничество», — сказал он.
Как отметил доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский, военно-техническое партнёрство — это одна из главных сфер сотрудничества России и Индии.
«Индийское руководство всегда смотрит на лучшее сочетание цены и качества, а российский военно-промышленный комплекс может это обеспечить», — констатировал эксперт в беседе с RT.
Юрий Кнутов, в свою очередь, указал на позитивную тенденцию в наращивании взаимодействия в области ВТС между двумя странами.
А что с радиусом действия?
Между тем, указанные характеристики для самолётов семейства Су-30 приведены без учёта подвесных топливных баков.
Российский истребитель поколения 4++ в принципе спроектирован таким образом, чтобы обходиться только внутренними ёмкостями для топлива, поскольку подвесные баки очень сильно увеличивают так называемую эффективную площадь рассеяния (ЭПР) самолёта, что существенно повышает его заметность для РЛС противника и, как следствие, уязвимость от вражеских средств ПВО.
Иначе говоря, российский истребитель Су-30 МК/МКИ имеет больший боевой радиус действия без ПТБ, чем французский «Рафаль» с ПТБ! И это притом, что ПТБ, к тому же, очень сильно снижают шансы истребителя выжить в условиях противодействия сил ПВО.
К этому стоит добавить, что истребитель семейства Су-30, несмотря на свою существенно большую ЭПР, чем у «Рафаля», что вроде бы снижает его шансы на выживание в поединке с французским самолётом, на самом деле, по совокупности боевых характеристик, наверняка выйдет победителем.
Автоматика и радиоэлектроника
В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.
В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.
Характеристики
Су-30 — многоцелевой боевой самолет. У него двухместная кабина, за которой расположен большой аэродинамический тормоз , очень похожий на тот, что установлен на американском истребителе F-15 . Он отличается от базового Су-27УБ тем, что в нем применена новая система вооружения, включающая в себя фронтальный оптронный датчик, аналогичный таковому у Су-27, и позволяющий обнаруживать дальние цели. Он имеет всепогодные возможности, электронный сканирующий радар , отслеживание местности и т. Д.
Су-30 обеспечивает превосходство в воздухе, ядерное сдерживание , стратегический удар, перехват, CAS , противовоздушную оборону, противокорабельные задачи . На один час полета требуется 32 часа обслуживания.
Летные характеристики
Аэродинамическая конфигурация самолета в сочетании с возможностями управления, обеспечиваемыми векторной тягой, обеспечивает беспрецедентную маневренность и маневренность в мире реактивных перехватчиков , а также особенно впечатляющие взлетно-посадочные характеристики. Оснащенный электрической системой управления полетом , Су-30 способен выполнять определенные маневры, такие как « Кобра Пугачева» или « хвостовое скольжение » . Эти жестокие маневры, вызывающие очень сильное замедление самолета, предназначены для того, чтобы позволить потенциальному преследователю в боевой обстановке обойти себя (хотя это никогда не было возможно проверить).
Моторизация
Самолет приводится в движение двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ 31ФЛ с форсажной камерой . Обеспечивая тягу 12500 кгс (123 кН ) с помощью PC, они позволяют самолету поддерживать скорость 2,0 Маха по горизонтали, 1350 км / ч на малой высоте и скорость набора высоты 230 м / с .
С топливной емкостью 5,270 кг , Су-30МК способен обеспечить боевую задачу 4,5 часов с дальностью 3000 км . Штанга для дозаправки в полете позволяет увеличить дальность полета до 5200 км или время полета до 10 часов в горизонтальном положении.
Для индийских ВВС на замену реактора требуется восемь часов (против получаса для Snecma M88 на Dassault Rafale ).
Авионика
В автопилота самолета может выполнять свою функцию на всех уровнях полета, в том числе на местности следующем режиме, а также боевых сражений против воздушных, наземных или морских целей, либо индивидуально , либо в группе. Подключенный к системе навигации, автопилот позволяет вам лететь по точным путевым точкам, приближаться к цели, находить ее базу или даже выполнять полностью автоматический финальный заход на посадку. Устройства, поставляемые в Беларусь, Казахстан и Малайзию, оснащены проекционным дисплеем французского производителя Thales .
Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30
- Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика созданная на основе учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
- Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческий вариант Су-30 с системой дозаправки в полёте и спутниковой навигацией.
- Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатура вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти в два раза возросшим ресурсом двигателя (1500 часов). Взлетная масса возросла с 30 до 38,8 тонн.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с отклоняемым вектором тяги, новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Вооружение одного из индийских Су-30.
- Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Телевизионные экраны индикаторов прямой видимости в кабинах пилотов заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи. В системе управления оружием добавлен вычислитель МВК для управления новыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности работы по наземным целям. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
- Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличался БРЛС Н011М.
- Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличался БРЛС Н011М.
- Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.)— усовершенствованный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
- Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
- Су-30МК2V — Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
- Су-30СМ (серийный модернизированный, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.