Сражение в датском проливе
Содержание:
Общие сведения
Контр-адмирал Карел Доорман
После боя 4 февраля 1942 года у контр-адмирала Карела Доормана в Батавии, куда он привел голландские корабли, оставались в распоряжении крейсера HNLMS Java, De Ruyter и HNLMS Tromp. Эти корабли были усилены австралийским HMAS Hobart и английским HMS Exeter и составили Объединенную эскадру союзников. Соединение, в состав которого входило также шесть американских, три голландских и несколько английских эскадренных миноносцев, 14 февраля вышло в море, чтобы атаковать японский конвой в проливе Бангка, в южной части Явы. На переходе голландский эскадренный миноносец HNLMS Van Ghent на большой скорости наскочил на мель и затонул. 15 февраля в 8.00 эскадра Доормана была обнаружена гидросамолетом-разведчиком с крейсера IJN Chokai. Корабли ударного соединения союзников снова были атакованы авиацией японцев, но им удалось вернуться в базу, не получив тяжелых повреждений.
15 февраля японцы оккупировали Палембанг на о. Суматра, создав угрозу для Явы с запада. С выходом японцев на подступы к Яве комитет начальников штабов союзников 25 февраля расформировал командование ABDA, а управление находившимися в Голландской Индии силами передал голландцам. Это произошло в тот момент, когда противник уже изготовился для последнего броска на Яву. Адмирал Доорман получил приказ основным составом эскадры (5 крейсеров и 10 эсминцев) атаковать десантные отряды японцев в Яванском море. Но 27-28 февраля ему пришлось вступить в сражение с кораблями японского «восточного соединения» адмирала Такахаси. В ходе этой ожесточенной схватки союзники понесли тяжелые потери: 2 крейсера и 3 эсминца были потоплены, 3 крейсера получили повреждения. В последующие дни при попытке прорваться из Яванского моря флот союзников был почти полностью уничтожен. Сумели уйти в Австралию лишь 4 американских эсминца.
II
Три года тому назад возникла вторая мировая война и в германском флоте появились два корабля: «Бисмарк» и «Тирпиц», почти одинаковых размеров с «Худом», также вооруженные восемью 15-дюймовыми орудиями и столь же сильно забронированные по борту. Скорость хода этих судов тоже около 32 узлов. «Бисмарк» был готов раньше и вышел в северную часть Атлантики действовать против судов, идущих к нам.
Англичане послали против него «Худ» и новейший линейный корабль «Принц Уэльский».
Корабли встретились. «Бисмарк» вторым залпом на расстоянии в 20 000 м накрыл «Худа», который взлетел на воздух, видимо, потому, что снаряд или снаряды проникли в пороховые погреба, и «Худ» моментально пошел ко дну. Причем ни одного человека из 1200 моряков в его команде спасено не было.
«Бисмарк» почти мгновенно перенес огонь на «Принца Уэльского», получил попадание, близкое к накрытию, но «Принц Уэльский», не выжидая второго залпа, выпустил дымовую завесу и вышел из сферы боя. Его командир выпустил два бывших на нем самолета с приказанием не терять «Бисмарка» из виду и сообщить о его местонахождении.
Первыми прибыли на помощь самолеты-торпедоносцы, одна из торпед попала в кормовую часть «Бисмарка», вывела из действия руль и винты. «Бисмарк» очутился среди океана, болтающийся, как колода, без способности к управлению и не имея хода.

Через несколько месяцев вошел в строй «Тирпиц» и был торпедирован нашей подводной лодкой под командой капитана 2-го ранга Лунина, после чего были известия, что его видели в Тронхеймском фиорде, но никаких действий более года он не проявляет.
Командующие
Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown. | |||||
---|---|---|---|---|---|
1940 год. — 1942 год. | Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown | англ. Admiralрус. Адмирал | англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови | ||
06 мая 1942 года.15 февраля 1943 года. | КомандирЛинкораKing George V | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Philip John Mackрус. Филип Джон Мак | ||
21 ноября 1939 года.22 июля 1941 года. | КомандирЛинкораRodney | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Frederick Hew George Dalrymple-Hamiltonрус. Фредерик Хью Джордж Далримпл-Гамильтон | ||
15 Октября 1940 года.26 Ноября 1942 года. | КомандирАвианосцаVictorious | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Henry Cecil Bovellрус. Генри Сесил Бовелл | ||
31 июля 1939 года.08 августа 1941 года. | КомандирКрейсераDorsetshire | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Benjamin Charles Stanley Martinрус. Бенджамин Чарльз Стэнли Мартин | ||
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей. | |||||
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. | Командующийсоединение H | англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал | англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл | ||
19 апреля 1941 года.13 ноября 1941 года. | КомандирАвианосцаArk Royal | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Loben Edward Harold Maundlрус. Лобен Эдвард Гарольд Мандрелл | ||
23 декабря 1940 года.26 августа 1941 года. | КомандирКрейсераRenown | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Rhoderick Robert McGrigorрус. Родерик Роберт Мак Грегор | ||
14 декабря 1939 года.01 августа 1941 года. | КомандирКрейсераSheffield | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Charles Arthur Aiskew Larcomрус. Чарльз Артур Эскью Ларком | ||
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
— | КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. | англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал | англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер | ||
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. | КомандирКрейсераNorfolk | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс | ||
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. | КомандирКрейсераSuffolk | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис | ||
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д. | КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. | англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал | англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд | ||
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. | КомандирЛинкораPrince of Wales | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол | ||
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д. | КомандирКрейсераHood. | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф | ||
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
апрель 1941 г.27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д. 960 км., к западуот побережья Франции. | КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen | нем. Admiralрус. Адмирал | нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс | ||
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д. 960 км., к западу отпобережья Франции. | КомандирЛинкора:Bismarck | нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга | нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн | ||
— 26 сентября 1983 г. | КомандирКрейсера:Prinz Eugen | нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга | нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн |
Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.
Примечания
- англ. American-British-Dutch-Australian (ABDA) Command — рус. Американо-Британо-Голландско-Австралийское Командование.
- По другой информации, после того, как 17 февраля последний голландский солдат покинул Суматру, командование ABDA на Яве получило сведения, что японцы не только не продвигаются вглубь острова, но даже не заняли Палембанг, полагая, что последний твердо удерживается англичанами и голландцами. Лишь 18 февраля японские войска начали занимать населенные пункты Суматры и за несколько дней без всякого сопротивления оккупировали всю южную часть острова.
- Союзники потеряли в период боевых действий за Малайю, Филиппины и Голландскую Индию 2 линкора, 5 крейсеров, гидроавиатранспорт и 17 эсминцев
- Это были австралийский HMAS Hobart, который не смог следовать в Сурабаю из-за отсутствия топлива, и старые крейсера Королевского флота HMS Dragon и HMS Danae, которые входили в т.н. Западное соединение сил флота союзников. 28 февраля они под давлением Лондона, стремившегося сохранить хоть какие-то корабли из состава обреченных союзных сил, были отправлены в Тринкомали на Цейлоне, успев пройти Зондским проливом до его блокады японцами.
- голландские HNLMS De Ruyter (флагман) и HNLMS Java, американский USS Houston, английский HMS Exeter и австралийский HMAS Perth
- голландские HNLMS Witte De With и HNLMS Kortenaer, английские HMS Jupiter, HMS Electra, HMS Encounter, американские USS John D. Edwards, USS Alden, USS John D. Ford и USS Paul Jones
- В первой группе следовали лёгкий крейсер IJN Jintsū, эсминцы IJN Yukikaze, IJN Tokitsukaze, IJN Amatsukaze, IJN Hatsukaze. Вторую группу составляли тяжелые крейсера IJN Nachi и IJN Haguro, а также эсминцы IJN Ushio, IJN Sazanami, IJN Yamakaze и IJN Kawakaze. Западнее двигалась третья колонна: крейсер IJN Naka, а также эсминцы IJN Asagumo, IJN Minegumo, IJN Murasame, IJN Samidare, IJN Harusame и IJN Yūdachi.
- Накануне USS Houston потерял кормовую орудийную башню, которая была полностью уничтожена прямым попаданием японской авиабомбы. В результате американский тяжелый крейсер лишился одной трети своей артиллерии.
- Крейсера мгновенно перенесли огонь на приближающиеся эсминцы, и вскоре один пошел на дно, разлетевшись на куски.
- По другим данным торпедный залп американских эсминцев успеха не имел — все торпеды прошли мимо.
- В некоторых источниках указывается, что с японской стороны были потеряны крейсер и два эсминца, еще крейсер и эсминец были повреждены с оговоркой, что эти данные могут быть недостоверными.
Ужас морей — «Бисмарк»
Инди: Что же сподвигло вас написать оБисмарке»?
Пэр: Мы получали много просьб об этом от фанатов. После выхода альбома Coat of Arms в 2010 году мы официально попросили слушателей присылать нам идеи песен. И за небольшое время мы получили больше десяти тысяч писем. У меня ушло несколько недель на то, чтобы просто прочитать их.
Инди: А там прямо истории были написаны? Не простоСделайте песню проБисмарк»?
Пэр: По разному. Некоторые писали, типавам надо написать песню проЗвёздные войны»» и всё, а кто-то расписывал историю целиком.
Инди:Звёздные войны» — это не военная история, хоть их действие и происходит давным-давно в далёкой галактике!
Пэр: Когда я закончил с письмами, я понял, что одна история попадалась там много раз. Множество людей написали, что хотят услышать песню о линкореБисмарк». Я сам люблю боевые корабли, морские сражения, так что очень хотел реализовать эту идею. Но в альбоме Carolus Rex такой песне места не было. В альбом Heroes теоретически можно было бы её вставить, написав от имени кого-то из моряков. В Last Stand, в принципе, можно было запихнуть, но не случилось. А потом мы начали сотрудничать с игровой компанией Wargaming. У них есть игра World of Tanks, где есть специальный танк Sabaton. И ещё у них есть игра про корабли.
Инди: World of Warships.
Пэр: Она самая. И нас спросили, нет ли у нас песни, которая бы подошла по теме. У нас была песня Midway — про морское сражение. Но мы поняли, что представилась возможность создать нечто уникальное. Выпустить песню, которую мы давно мечтали написать, вне альбома — для тематической игры. Так что мы отправились в студию и записали песню Bismarck, а Wargaming потом помогли нам со съёмками великолепного клипа для неё.
Инди: Потому что песня того стоит. А как в целом прошло? Сочинение песни, запись, съёмки клипа, вот это всё.
Пэр: Клип снимали на нескольких площадках. Наша часть была на корабле. Надо было найти спокойный водоём и корабль, на котором поместилась бы сцена с оборудованием. Пока нас снимали, в нас всё время брызгали водой, корабль шёл полным ходом, так что было довольно холодно. Снимали дубль за дублем, в конце мы так промокли и замёрзли, что пальцы еле двигались на инструментах.
Инди: А съёмочная группа была в куртках?
Пэр: Да, они были тепло одеты, пили кофе и наслаждались зрелищем мокрых нас.
Инди: Быть рок-звездой очень тяжело. Очень.
Пэр: Но клип в итоге получился классным. С этим не поспоришь.
Инди: Мне и песня понравилась. И очень здорово, что у нас есть этот канал, так что мы можем рассказать о ней людям, которые могли её пропустить.
Пэр: Верно.
Инди: Это была песня Bismarck!
Пэр: И каналИстория с Sabaton»!
Пэр: Спасибо, что смотрели нас. Не забудьте подписаться на каналИстория с Sabaton», загляните на другие каналы Инди и поддержите нас на Patreon — это помогает нам делать видео.
Всем в строй! Охота началась!
ГибельХуда» потрясла британцев. Адмиралу Тови приказали бросить все силы на уничтожениеБисмарка».Норфолк» иСуффолк» всё ещё следили за линкором, но задержать его не могли. Единственными кораблями, находившимися достаточно близко, было СоединениеH» —Шеффилд»,Ринаун» и авианосецАрк Ройал» с 18 торпедоносцамиСуордфиш» на борту. Эти бипланы выглядели устаревшими, но развивали скорость в 100 узлов — достаточно, чтобы настичьБисмарка».
Лютьенс был настроен пессимистично — за ним по пятам гремел весь британский флот. СоединениеH» перехватилоБисмарк» 25 мая, ноРинаун» иШеффилд» были слишком слабы для открытого боя. Ночью в атаку были отправлены 15 торпедоносцев. Эти маленькие самолёты было сложно поразить зенитным огнём, особенно в темноте, так что они с отчаянной храбростью приблизились и сбросили торпеды на дистанции 300 метров. Первые попадания нанесли лишь небольшой урон, но во время манёвра уклоненияБисмарк» получил торпеду в корму и его руль вышел из строя. Это был удар в ахиллесову пяту линкора.
Арк Ройал» иРинаун»
Ремонтники пытались найти выход из ситуации, но давление воды было слишком сильным и не позволяло послать людей в затопленный рулевой отсек. Ситуация выглядела безнадёжной, британцы приближались. Адмирал Лютьенс радировал в Берлин:Корабль выведен из строя. Будем биться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер».
Тови собирался атаковатьБисмарк» со всех сторон — линкорыКинг Джордж V» иРодни» должны были зайти в запада,Норфолк» — с севера, тяжёлый крейсерДорсетшир» — с востока.
Ранним утром 27 мая медленно ковыляющийБисмарк» был обнаружен.Родни» иКинг Джордж V» открыли огонь.Бисмарк» начал стрелять в ответ, но скоро две его башни оказались выведены из строя. Снаряд попал в пост управления огнём, убив тамошних офицеров — удачные выстрелы, решившие исход боя.Бисмарк» ослеп.
Обстрел продолжался, и к 09:15 немецкий линкор стал пылающей развалиной. Последние выстрелы он произвёл в 09:30, после чего последняя из башен была разбита.
ТонущийБисмарк», Charles Eddowes Turner
СБисмарком» было покончено. Из 2876 выпущенных в него снарядов 400 достигли цели, на что ушло чуть больше получаса. Бой превратился в избиение. Внутренности линкора представляли собой ад из пламени, удушающих газов, ледяной воды, машинного масла и крови умирающих.
В 10:15 Линдеман — Лютьенс к тому моменту, вероятно, был уже мёртв — отдал приказ покинуть корабль. Выжившие попытались сделать это, но обстрел продолжался, убивая моряков сотнями. Последним ударом стали три торпеды сДорсетшира». В 10:40Бисмарк» ушёл под воду. Из его команды уцелело лишь 115 человек.
Выживших членов командыБисмарка» поднимают на бортДорсетшира»(фото: IWM)
Гитлер узнал о случившемся не от адмирала Редера, а из британских газет. Командование кригсмарине побоялось сообщить ему о трагедии. Так закончилась недолгая эпопеяБисмарка» — самого могучего из линкоров. Большой корабль — это, в первую очередь, большая мишень.
Интересные факты
В последнем бою по линейному кораблю Bismarck было выпушено 2876 снарядов калибром от 133 мм до 406 мм. Из них зафиксировано около 400 попаданий.
Во время похода свастика и другие атрибуты нацисткой Германии на линкоре были накрыты брезентом в целях маскировки. Брезент не снимался даже во время последнего боя.
По словам английских моряков, часть немецкого экипажа пошла с кораблем на дно с поднятыми руками в виде приветствия.
Адмирал британского флота Джон Тови так написал в своих мемуарах о сражении: «Bismarck дал самый героический бой при самых невозможных условиях и ушел под воду с поднятым флагом»
Адмиралтейство не позволило Джону Тови сделать публичное заявление, однако отметило: «По политическим соображениям важно, чтобы ничего из чувств, выраженных вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».. Британский эсминц HMS Cossack уже возвращавшийся на базу заметил среди обломков корабельного кота с линора Bismarck и спас его
Впоследствии животное приобретет имя Непотопляемый Сэм и дурную славу среди британских моряков.
Британский эсминц HMS Cossack уже возвращавшийся на базу заметил среди обломков корабельного кота с линора Bismarck и спас его. Впоследствии животное приобретет имя Непотопляемый Сэм и дурную славу среди британских моряков.
III
«Худ» взорвался, ибо взорвался порох в его погребах от проникновения туда снаряда или снарядов, т. е. произошло нечто подобное тому, что произошло с «Ройял Ок». Между тем в бою 31 мая 1916 года на «Зейдлице» снаряд проник в пороховой погреб, немецкий порох сгорел без взрыва, сгорел так быстро, что из 180 человек, бывших в двух смежных башнях, все сгорели, но корабль остался на воде и дошел до порта.

Как мог снаряд проникнуть в пороховой погреб, несмотря на его добавочную защиту после боя 31 мая 1916 г.? Обратим внимание на палубное бронирование «Худа». В носу оно таково
При дистанции 20 000 м угол падения снаряда составляет около 60°; очевидно, что 15-дюймовый снаряд все эти палубы пробьет как картон, и при такой дальности палубное бронирование «Худа» не соответствует его бортовому бронированию, особенно при косвенных курсовых углах.
Отсюда ясно, что для «Худа» бой на дальней дистанции не выгоден. Ему следовало пустить дымовую завесу и подойти до дистанции 10 000-8 000 м, где угол падения около 10° и снаряды отскакивали бы от 2-дюймовой палубы.
Имея таблицы стрельбы, командиру следовало заранее изучить, с какой дистанции 15-дюймовый снаряд пробивает броневые палубы его корабля, и вести бой на меньшей дистанции. Приняв же бой на большой дистанции, он обрек свой корабль на поражение.
(1) Об отважном нападении советской подводной лодки под командой Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина см. в книге адмирала флота И
С. Исакова «Военно-морской флот СССР в Отечественной войне» (М.;Л., 1944, с. 59; там же и дальше — о последующей судьбе «Тирпица»).
(2) В феврале 1940 г. А. Н. Крылов сделал в Академии наук СССР и в Военно-морской академии доклад на тему «Теория непотопляемости и некоторые выводы из гибели линкора «Ройял-Ок»; напечатан в газете «Правда» от 6 и 7 марта 1940 г.; включен в книгу «Некоторые случаи аварий и гибели судов» (М.;Л., 1942).
ВпередНазад
Выход в Атлантику
Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям
Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора. Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота – отказал Лютьенсу
18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)
Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота – отказал Лютьенсу. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)
20 мая самый большой в мире линкор был замечен экипажем шведского крейсера «Готланд». В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. 21 мая сведения о нахождении двух больших кораблей в проливе Каттегат попали в британское Адмиралтейство. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген (Норвегия), где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось пройти незамеченными через Норвежское море и Северный полярный круг.
Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии.
Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии.
Контакт противников
Линкор Bismarck и крейсер Prinz Eugen в кильватерном строю.
На рассвете дозорные с Prince of Wales визуально обнаружили и идентифицировали цель как германскую эскадру. Эскадра двигалась на расстоянии 17 миль от британских кораблей. Но противнику уже было известно о приближении британских кораблей из показаний гидрофонов. Вскоре Bismarck и Prinz Eugen также визуально определили силуэты на горизонте как британские корабли. К моменту визуального контакта Bismarck и Prinz Eugen находились в более выгодной позиции по отношению к британским крейсеру Hood и линкору Prince of Wales. Немецкие корабли могли вести огонь всем бортовым залпом, чем невыгодно отличались своей позицией Hood и Prince of Wales. Курс движения британских кораблей позволял вести огонь только с носовых орудий, что уменьшало мощность залпа более чем вдвое.
Примечания
- рус. Да́тский проли́в (дат. Danmarksstrædet), или Гренландский пролив — пролив между островами Гренландия и Исландия.
- рус. Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire) — портовый город во Франции, в устье Луары.
- рус. Фра́нция (фр. France) — трансконтинентальное государство, включающее основную территорию в Западной Европе и ряд заморских регионов и территорий. Столица — Париж.
- рус. Великобрита́ния, или рус. Соединённое Короле́вство (англ. United Kingdom), полное название — рус. Соединённое Королевство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), — островное государство на северо-западе от континентальной Европы.
Потеря контакта
В плохих погодных условиях 24 числа вечером немецким кораблям удалось выйти из-под радарного контроля британцев и разделиться. В результате прошедшего боя британские корабли нанесли линкору ряд серьёзных повреждений. Вследствие чего командование Bismarck приняло решение прекратить рейд и следовать в сторону Франции. Командование Bismarck рассчитывало оторвавшись от преследователей направиться в рус. Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire) на ремонт. Отделившийся Prinz Eugen некоторое время следовал в южном направлении лишь потом сменил курс на восток и направился во Францию . Это позволило ему избежать встречи с какими либо силами ВМС Великобритании .
Последствия
С одной стороны, бои с «Бисмарком» наглядно продемонстрировали военным насколько сложно потопить линкорам друг друга даже в условиях численного перевеса. С другой – продемонстрировала огромную значимость авианосцев и их авиагрупп — предопределившее исход событий повреждение нанесли именно самолеты.
Для немцев потеря линкора оказалась существенным ударом. Руководство ВМФ Германии спустя пару месяцев откажется от рейдерских операций надводными кораблями и сделает главную ставку на подводные лодки. Это даст новый виток в битве за Атлантику.
С другой стороны действия немецкого линкора отвлекли значительные силы британского флота — два авианосца, восемь линкоров, четыре тяжелых и семь легких крейсеров, двадцать один эсминец и огромное количество самолетов. Но и этого едва хватило. Зато на оголенных коммуникациях за этот период немецкие подводные лодки потопили массу транспортных судов. К тому же британское соединение «H» ушло из средиземного моря, что позволило немцам без особых проблем захватить остров Крит. Последнее оказало сильный эффект на победы немецких войск в Африке.
Ход сражения
В 05:35 24 мая дозорные с «Принца Уэльского» заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником.
в 05:52 «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км).
«Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время нахождения под навесным огнём. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с «Принца Ойгена» попал в среднюю часть «Худа» рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар боезапаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал выполнить поворот на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни также могли вести огонь по «Бисмарку».
Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15 — 18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня и произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. В последний момент обречённый экипаж носовой башни сделал ещё один залп. «Принц Уэльский», находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».
Линейный крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS «Электра». После гибели «Худа» «Принц Уэльский» оказался под огнём сразу двух кораблей, и отступил после получения нескольких попаданий и отказа своих ещё не доведённых башен ГК. При этом он успел нанести попадание в «Бисмарк», определившее дальнейший ход боя — один из снарядов вскрыл на «Бисмарке» одно из нефтехранилищ, и отчётливо видимый нефтяной след не позволял «Бисмарку» оторваться от преследовавших его британских кораблей.
Ход сражения
В 05:35 24 мая дозорные с «Принца Уэльского» заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником.
в 05:52 «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км).
«Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время нахождения под навесным огнём. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с «Принца Ойгена» попал в среднюю часть «Худа» рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар боезапаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал выполнить поворот на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни также могли вести огонь по «Бисмарку».
Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15 — 18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня и произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. В последний момент обречённый экипаж носовой башни сделал ещё один залп. «Принц Уэльский», находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».
Линейный крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS «Электра». После гибели «Худа» «Принц Уэльский» оказался под огнём сразу двух кораблей, и отступил после получения нескольких попаданий и отказа своих ещё не доведённых башен ГК. При этом он успел нанести попадание в «Бисмарк», определившее дальнейший ход боя — один из снарядов вскрыл на «Бисмарке» одно из нефтехранилищ, и отчётливо видимый нефтяной след не позволял «Бисмарку» оторваться от преследовавших его британских кораблей.
Оценка события современниками
Адмирал Доорман так построил свои силы, что катастрофа не могла не произойти. На войне недостаточно одного желания сражаться с противником. Необходимо также обладать искусством наилучшим образом использовать различные классы кораблей. Значительная часть наших усилий затрачивалась на обеспечение эскортирования судов в далеко отстоящих один от другого районах, вместо того чтобы сосредоточить свои силы в самых важных пунктах соприкосновения с противником. …Попытка не допустить японцев на Филиппины и в голландскую Восточную Индию закончилась печально, но она позволила приобрести практический опыт и укрепила моральный дух союзников. Это было доказано несколько месяцев спустя после боя за о. Мидуэй, когда наступил поворотный момент в войне. Фредерик Карл Шерман (англ. Frederick Carl Sherman). |
Выход соединения и его обнаружение
Оба корабля последовали по отдельности и встретились у мыса Аркона (нем. Kap Arkona) на острове Рюген (нем. Rügen) в западной части Балтийского моря. Где к ним присоединились эсминцы Z-23 и Z-16 Friedrich Eckoldt. Затем они последовали через Датские острова в пролив Каттегат (дат. Kattegat, швед. Kattegatt).
20 мая линейный корабль Bismarck и тяжёлый крейсер Prinz Eugen отплыли на север в сторону пролива Скагеррака (Skagerrak) между Ютландией и Южной Норвегией. Германские корабли были замечены нейтральным шведским легким крейсером Gotland. Об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления.
21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат (дат. Kattegat, швед. Kattegatt) двух больших судов Германии. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а тяжёлый крейсера Prinz Eugen был дозаправлен. Линейный корабль Bismarck по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Великобритании. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали линкор Bismarck.
22 мая командующий Флотом метрополии адмирал сэр Джон Кронин Тови отправил к Датскому проливу между островами Гренландия и Исландия отряд в составе линейного крейсера HMS Hood, новейшего линкора HMS Prince of Wales и эсминцев сопровождения под общим командованием контр-адмирала Ланселота Эрнеста Холланда (англ. Lancelot Ernest Holland), находившегося на борту линейного крейсера HMS Hood. В самом проливе развернулась завеса из двух тяжелых крейсеров — HMS Suffolk и HMS Norfolk, которые должны были обнаружить германские корабли при их появлении. Другой вероятный маршрут следования германского отряда, широкий проход между Фарерскими островами и Исландией — обеспечивался охраной легких крейсеров HMS Manchester и HMS Birmingham.
В ночь на 23 мая Джон Тови вышел из военно-морской базы военно-морской базы Скапа-Флоу на Оркнейских островах на борту линейного корабля HMS King George V во главе отряда, включавшего также авианосец HMS Victorious и корабли охранения. Британский командующий намеревался занять позицию к западу от Шотландии, которая позволяла перехватить немецкий отряд на любом маршруте. Там же он ждал подхода подкрепления в виде линейного крейсера HMS Repulse.
Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана тяжелые крейсера HMS Suffolk и HMS Norfolk, вступили в визуальный контакт с немецкими судами. Линейный корабль Bismarck вынужден был открыть огонь по тяжелому крейсеру HMS Norfolk после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая преследовать
линейный корабль Bismarck по радарам на расстоянии 10-14 миль.
Линейный корабль Bismarck в Гримштад-фиорде. Фото с британского самолета-разведчика, 21 мая 1941 год
Линейный корабль Bismarck ведет огонь по линейному крейсеру HMS Hood 24 мая 1941 год
Потери и итоги
Ударное соединение союзников не смогло прорваться к японским транспортам и помешать высадке десанта.
В ходе ночного боя получил тяжелые повреждения HMS Exeter, и командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман решил выйти из боя, для чего был произведен правый разворот от противника. Именно в этот момент получили попадания японскими торпедами и потоплены крейсера HNLMS De Ruyter и HNLMS Java. Достоверно установлено, что торпедный залп произвели японские крейсера. При этом IJN Haguro потопил HNLMS Java .Кроме того, союзники потеряли эсминцы HNLMS Kortenaer, HMS Jupiter и HMS Electra. Командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман погиб.
Японский флот при этом не понес значительных потерь.