Эволюция ми-8. как легендарной «восьмерке» удается идти в ногу со временем
Содержание:
- Первый полет
- Модификации
- Катастрофы в мирное время
- Вооружение
- Конструкция вертолета МИ-8
- Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте
- С какой скоростью летит вертолет
- Ми-8МТВ-5М
- Арктическая «восьмерка»
- Разработка вертолета.
- Ветеран афганской войны
- Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.
- Тактико-технические данные Ми-8Т
- История создания
- Новое «сердце» для гражданской машины
- Почему вертолеты не могут летать на больших высотах? (5 фото)
- Сколько у вертолета потолков
- Тактико-технические характеристики Ми-8АМТ
Первый полет
Как и планировалось, разработка будущего вертолетного хита начиналась с высоким уровнем унификации с Ми-4. Использование самолетного двигателя АИ-24В позволяло сохранить трансмиссию «четверки», от нее же остались винты и многие другие элементы. Значительные изменения коснулись фюзеляжа – кабина была перенесена в носовую часть и существенно обновлена, двигатель поместили над фюзеляжем, все остальное пространство занимал грузовой или пассажирский отсек. Разработкой В-8 руководил заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов, ведущий конструктор проекта − Г.В. Ремезов. В 1959 году создаются первые опытные машины: детали изготавливает завод №23, сборка производится на заводе №329, при котором работает ОКБ Миля.
B-8 на ВДНХ
Первый В-8 был выполнен в пассажирской конфигурации с 18-местным салоном повышенной комфортности. 24 июня 1961 года заводской экипаж под командованием летчика-испытателя, ветерана Великой Отечественной войны Б.В. Земскова впервые поднимает новую машину в небо. Уже через две недели новинку показывают на воздушном параде в Тушино, а затем экспонируют на ВДНХ. Подобное продвижение приносит успех, вертолет хорошо принимается руководством страны. B-8 становится прекрасным образцом для демонстрации новейших технологий в вертолетостроении – просторный салон, кабина с улучшенным обзором, удобство обслуживания.
Модификации
Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и другие). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2017 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.
27 июня 2019 года холдинг “Вертолеты России” сообщил о подписании с Минобороны РФ контракта на поставку десяти многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН в 2020-2021 годах. Эта модификация получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, обновленный состав вооружения и новый состав пилотажно-навигационного оборудования.
Катастрофы в мирное время
В своей истории Ми-8 имеют, как героические страницы применения в различных конфликтах и спасательных операциях, так и трагические при отказах двигателя и допущенных ошибках вертолетчиков.
24 апреля 2012 года вертолет Ми-8МТ, принадлежавший ВВС России, произвел жесткую посадку вблизи города Хабаровск. Вертолет Ми-8, вес которого почти 7 тонн упал с высоты, но экипаж получил легкие повреждения. Машину восстановить, оказалось невозможно.
Посадка Ми-8 оказалась неудачной. Хабаровск 2012
11 июля 2013 года Ми-8, выполнявший рейс по направлению Улан-Удэ-Южно-Сахалинск вынужденно произвел посадку на одном двигателе. Пострадавших нет.
Вертолет — это техника, а технике свойственно ломаться. Именно поэтому грамотные действия экипажа на борту могут спасти множество человеческих жизней, а техническому персоналу стоит тщательно проверять доверенную им технику перед вылетом.
Вооружение
Изначально для войск был разработан только транспортный вертолёт, но уже в 1968 году военным представили его вооружённую версию. И вооружённую очень мощно. На внешних консолях подвешивались до шести блоков неуправляемых ракет калибра 57мм, либо до 1500 кг бомб. Бороться с танками позволяли четыре управляемые ракеты «Фаланга», а дополняла арсенал установка пулемёта калибра 12,7мм в пилотской кабине.
Хотя кабина лётчиков дополнительно защищалась бронёй толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолёта стал его возросший вес. Полностью загруженная оружием и десантниками машина с трудом взлетала, дальность полёта снизилась.
В ходе войны в Афганистане ракеты калибра 57мм заменили на более мощные аналоги С-8 калибра 80мм. Арсенал пополнился подвесными контейнерами с автоматическими гранатомётами калибра 30мм или 23мм пушками.
Конструкция вертолета МИ-8
МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.
Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.
В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.
Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.
Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях. На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.
Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.
Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.
Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте
В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию модернизированного вертолета Ми-8МСБ на предельную высоту полета — машина была поднята на 9150 м. Вертолет оборудован двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е. Представители украинской компании Мотор Сич подчеркнули, что замена старых двигателей ТВ2-117 на ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е позволила вертолету Ми-8Т увеличить не только потолок высоты, но и одновременно ресурс вертолета, его жизненный цикл, а также удлинить срок эксплуатации самых массовых вертолетов Миль. Если на Ми-8Т с двигателями ТВ2-117 штатный динамический потолок составляет 4,5 тыс. м, то на вертолете Ми-8МСБ уже достигнута высота 6,3 тыс. м. По этому показателю Ми-8МСБ опережает машины Ми-17 и приближается к самым последним модификациям Ми-17В-5 с двигателями ВК-2500. По замыслу разработчиков, новый двигатель должен заменить устаревшие ТВ2-117 на Ми-8Т, малая мощность которых ограничивает эксплуатацию этих вертолетов в условиях высокогорья. Напомним, что в сентябре 2012 г. на выставке Авиасвит в Киеве этот вертолет поднялся на высоту 8250 м. В нынешнем году рекорд был установлен на аэродроме Кировское Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины . Полет выполнил совместный экипаж предприятия Мотор Сич и Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины.
Ми-8МСБ — модернизированная версия Ми-8Т. Модернизацию выполнила компания Мотор Сич, установившая на эту машину двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е собственной разработки. Они отличаются повышенной мощностью и экономичностью по сравнению со стандартными для Ми-8Т силовыми установками ТВ2-117. Особенность украинского двигателя в том, что он сохраняет мощность подвода к редуктору постоянно: при падении давления, с подъемом на высоту и при повышении температуры. Напомним, что весной этого года в Крыму был проведен очередной этап сертификационных испытаний Ми-8МСБ, вертолет тестировали на морозостойкость .
С какой скоростью летит вертолет
Так уж сложилось, что сам принцип полета вертолета ограничивает его скорость. Подъемная сила классического вертолета создается несущим винтом. При вращении одна лопасть движутся навстречу потоку (наступающая лопасть), а вторая — наоборот, таким образом создавая подъемную силу в разной степени. И этот же несущий винт приводит в движение вертолет и в горизонтальном полете.
Теперь внимание, чем быстрее вращается винт, тем быстрее летит вертолет, но угловая скорость вращения ротора (та, что измеряется в оборотах в минуту) постоянна, а линейная (та что в километрах в час) тем больше, чем больше длинна лопасти. В определенный момент на концах лопастей эта скорость достигает сверхзвукового значения, увеличивая тем самым сопротивление наступающей лопасти несущего винта
На противоположной же лопасти о достижении скорости звука еще нет, там появляется другая беда — срыв потока из-за малой линейной скорости
В определенный момент на концах лопастей эта скорость достигает сверхзвукового значения, увеличивая тем самым сопротивление наступающей лопасти несущего винта. На противоположной же лопасти о достижении скорости звука еще нет, там появляется другая беда — срыв потока из-за малой линейной скорости.
Скорость вертолета ограничена самой его конструкцией, ничего не поделаешь.
С большинством из негативных явлений уже давно научились бороться, но вот проблема с ростом сопротивления мешает вертолетам летать быстрее. При существующей схеме несущего винта создать сверхзвуковой вертолет невозможно (лопасти гораздо раньше столкнуться с проблемой, чем летательный аппарат целиком).
Самый быстрый вертолет
Самым быстрым вертолетом классической схемы является британский Westland Lynx. В 1986 году он разогнался до скорости 400,87 км/ч. Но это был не серийный, а специально переоборудованный для рекорда вертолет.
Westland Lynx. Рекорд: 400 км/ч
Bell 533 достиг скорости 509 км/ч, в 1969 году но при этом являлся «реактивным вертолетом». Он был оснащен двумя реактивными двигателями благодаря которым мог развить такую скорость.
Вертолет соосной схемы Ка-50/52 разгоняется до 460 в пикировании (такая скорость достигалась во время испытаний). С какой скоростью летит вертолет в горизонтальном полете? Всего-то 310 км/час, хотя и это довольно быстро для вертолета.
Самый быстрый вертолет США, AH-64D Апач, по паспорту имеет предельно допустимую скорость 365 км/ч но разогнаться в горизонтальном полете может только до 293 километров в час.
Европейский NH90 разработанный Airbus Helicopters разгоняется до 291 км/ч.
Само-собой вырисовывается ограничение по скорости в 400 километров в час (и то, для этого нужно очень сильно постараться и даже немного жульничать) и никак не больше. Если речь идет о классике.
Ка-50/52. Рекорд 460 км/ч… В пикировании
Из не классических вариантов
Конвертоплан V-22 Osprey разгоняется до скорости 509 км/ч. При этом является серийным летательным аппаратом, а цифра 509 — относится к крейсерской скоростью полета. Но конвертоплан развивает такую скорость в «самолетном режиме».
Самый быстрый экспериментальный
Рекорд скорости для Eurocopter X3 составляет 472 км/ч. Для вертолетов это является абсолютным рекордом. Хотя такой скорости достиг не классический вертолет, а винтокрыл с толкающими пропеллерами.
Eurocopter X3. Рекорд: 472 км/ч
Еще одним рекордсменом призван стать Sikorsky S-97 Raider его максимальная скорость 444 км/ч. Это вертолет соосной схемы с толкающим пропеллером. Но, что самое интересное, этот вертолет компания делает не по заказу Пентагона, а за свои и спонсорские деньги.
Eurocopter X3. Рекорд скорости: 472 км/ч
Гражданский вариант аналогичной схемы — Sikorsky X2 в 2010 году достиг скорости 460 км/ч
«Вертолеты» Еврокоптер и Сикорский используют дополнительные пропеллеры, для увеличения скорости. А это уже совсем другая история.
Sikorsky X 2. Рекорд: 460 км/ч
При этом в решении компанией Сикорского используется соосная схема расположения винтов, а сами винты выполняют только функцию несущих, что позволяет не увеличивать скорость вращения для увеличения скорости самого вертолета и тем самым избежать роста сопротивления связанного достижением скорости звука и развития так называемого волнового кризиса.
На видео с демонстрацией полета таких летательных аппаратов видно что они летят горизонтально, а не наклоняя нос, как классические вертолеты.
Видимо пришло время прощаться с классическими вертолетами и делать ставку на гибридные конструкции. Чтобы поставить новый рекорд скорости вертолета, нужно просто перестать им быть. Снять ограничение заложенное в самой конструкции можно только ее изменив.
Ми-8МТВ-5М
В конце августа Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» посетил министр обороны России Сергей Шойгу, которому была продемонстрирована модернизированная версия военно-транспортного вертолета Ми-8МТВ-5-1, стоящего на вооружении российской армии.
Военно-транспортный вертолет Ми-8МТВ-5-1, на основе которого создан Ми-8МТВ-5М
Источник изображения: Донат Сорокин/ТАСС
Ми-8МТВ-5-1 поставляется силовым структурам РФ с 2011 года. По данным Ростеха, он предназначен для широкого спектра задач, среди которых перевозка грузов до 4 т и участие в поисково-спасательных операциях. Одним из главных отличий Ми-8МТВ-5-1 стало то, что вертолет может прекрасно ориентироваться даже в полной темноте. В кабине пилотов установлено светотехническое оборудование, которое в комплексе с очками ночного видения позволяет летать в темное время суток на предельно малых высотах, взлетать и садиться на неподготовленные площадки.
Среди конструктивных особенностей фюзеляжа Ми-8МТВ-5-1 — расширенная левая дверь. Вместо стандартных створок, откидывающихся вручную, — аппарель, которая открывается с помощью гидравлического привода, что значительно сокращает время подготовки вертолета к погрузке и выгрузке.
Новая версия — Ми-8МТВ-5М, которую показали министру обороны, получила самое современное бортовое оборудование: многофункциональный дисплей, цифровой автопилот, современный комплекс связи и вспомогательную силовую установку ТА-14 отечественного производства.
Ми-8МТВ-5М также способен выполнять ночные полеты с применением очков ночного видения, а его системы навигации и контроля метеорологической обстановки интегрированы в единое информационное поле. Современный комплекс средств связи унифицирован со всеми поставляемыми в интересах Минобороны России вертолетами и обеспечивает функцию обмена данными между машинами. Вертолеты Ми-8МТВ-5-1, находящиеся в эксплуатации, могут быть доработаны до облика модернизированного Ми-8МТВ-5М.
В дальнейших планах модернизации вертолетов серии Ми-8/17 для военно-транспортных версий, поставляемых различным заказчикам, — улучшение летно-технических характеристик за счет применения новой несущей системы. Машины будут оборудованы лопастями вертолета Ми-38 и Х-образным рулевым винтом. На этапе проектирования лопастей для Ми-38 они испытывались на «восьмерке». Таким образом, это техническое решение уже опробовано и будет внедряться в серию
Алексей Белых, управляющий директор Казанского вертолетного завода
Арктическая «восьмерка»
Серийное производство арктической машины — Ми-8АМТШ-ВА — началось в 2015 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ, входит в холдинг «Вертолеты России»).
Морозоустойчивый вертолет был создан специально для Арктики и Крайнего Севера. Среди главных особенностей конструкции — уникальная система подогрева агрегатов, благодаря которой даже при -60 °С двигатели вертолета заводятся с пол-оборота. Ми-8АМТШ-ВА также оснащен улучшенной теплоизоляцией фюзеляжа.
Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА
Источник изображения: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Летать на большие расстояния (до 1400 км) машина может благодаря внешним дополнительным топливным бакам. В целях безопасности экипажа и пассажиров на борту размещены специальные морские спасательные костюмы.
Вертолеты этой модификации налетали в Арктике уже несколько тысяч часов и отлично себя зарекомендовали в суровых северных условиях
Уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии позволяет вертолету оперативно запустить двигатели даже в самый сильный мороз, что крайне важно для организации экстренных вылетов спасателей. Алексей Козлов, управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода
Алексей Козлов, управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода
На прошедшем Восточном экономическом форуме было подписано первое соглашение на поставку четырех арктических вертолетов МЧС России
«Это соглашение важно для развития системы безопасности в Арктической зоне. Такие вертолеты незаменимы при тушении природных пожаров, могут выполнять санитарную эвакуацию и доставку спасателей в труднодоступную местность
Они предназначены для работы в условиях северных широт, для которых характерны низкие температуры и высокая ветровая нагрузка. Новые вертолеты поступят на вооружение создаваемых арктических звеньев МЧС России для защиты населения и территорий Арктического региона Российской Федерации и обеспечения безопасности Северного морского пути», — отметил замглавы МЧС России Виктор Яцуценко.
Разработка вертолета.
В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.
Двигатель АИ-24.
Производство и выпуск.
С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.
Ми-8 кабина
По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.
Двигатель ТВ2-117А.
Модификации вертолета.
Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.
Ми-8П (пассажирский).
Ми-8Т (транспортный).
Ветеран афганской войны
В Афганистане применение вертолетов имело особо важное значение. В горах афганской пустыни зачастую применение самолетов было затруднено, именно здесь на помощь выходили вертолеты
Благодаря прекрасным ТТХ вертолета Ми-8, мобильности и неплохому бронированию, машины выполняли широкий спектр задач: от транспортировки грузов и десантирования личного состава до оказания воздушной огневой поддержки.
В начале 80-х годов в 34-м смешанном авиакорпусе, находившегося в то время в Афганистане, было размещено 110 «вертушек» из них больше половины — Ми-8. Именно этим машинам предстояло взять на себя весь тяжкий груз войны в Афганистане.
В январе 1980 г. с помощью значительного по размерам вертолетного десанта под контроль советских войск был взят второй по значению город Афганистана — Кандагар. При использовании Ми-8 в феврале того же года у кишлака Коджагар был выброшен десант для восстановления движения по захваченной духами дороге. Во время проведения этой операции вертолетчики доставили на аэродром первые потери.
В первую зиму Афганской войны «восьмерки» выполняли обеспечение войсковых частей, которые дислоцировались в ДРА. Из-за снега большинство дорог было труднопроходимыми или вовсе невозможными для доставки груза.
Ми-8 во время войны в Афганистане
Для более тесного взаимодействия с воинскими частями вертолетные эскадрильи выделялись в помощь мотострелковым и десантным дивизиям. Как правило вертолетные части в Афганистане имели в своем строю от одной до четырёх эскадрилий.
Без воздушной поддержки были бы невозможны действия сил специальных операций. Восемь батальонов спецназа, имевшихся в Афганистане, были объединены в две бригады, каждой из которых выделялась одна вертолетная эскадрилья.
В 1987 году использование вертолетов было затруднено из-за усиления противовоздушной обороны моджахедов. Вертолеты стали использовать в основном по ночам. Действия в ночное время производили смешанные группы из Ми-8 и штурмовых вертолетов Ми-24.
Ми-8 внес огромный вклад в борьбу с бандами в Афганистане.
Без них была бы невозможна воздушная поддержка и обеспечение припасами воинских частей и подразделений.
Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.
Ми-2
В 1950-х, широко распространенный в армии и ГВФ вертолет Ми-1, имеющий в оснащении поршневой мотор, к концу десятилетия уже не соответствовал растущим к нему требованиям. И весной 1960г. выдается задание на разработку многоцелевого вертолета для нужд ВВС и гражданской авиации. Машине присваивается индекс В-2. Инженерами ОКБ миля выносится революционное решение о применении в качестве силовой установки двух газотурбинных двигателей ГТД-350. Что должно было повысить надежность и живучесть машины.
В октябре 1961г. вертолет впервые отрывается от ВПП. А через месяц он выходит на гос. испытания.
Примечательно, что массовый выпуск вертолетов Ми-2 был налажен в Польше по лицензии в 1964г.
Двойка активно поставлялась на экспорт в союзные страны, а также в Бирму, Ирак, Египет, Лесото, КНДР, Кубу, Ливию, Румынию, Никарагуа, Сирию. А один экземпляр даже оказался в соединенных Штатах.
Это интересно – «Первые вертолеты СССР».
В 1992 году производство Ми-2 завершено. Всего за это время было выпущено 5400 вертолетов разных модификаций.
Вертолеты Миля Ми-2 массово эксплуатируются и сегодня боле чем в 20-ти государствах.
Тактико-технические данные Ми-8Т
- Длина фюзеляжа – 18,17 м
- Высота по втулке несущего винта – 5,65 м
- Длина вертолёта с вращающимися винтами – 25,24 м
- Двигатели – 2 Х ТВ2-117А
- Тяговооружённость – 2 Х 1481 л.с.
- Вес неснаряжённого вертолёта – 7160 кг
- Максимальный взлётный вес – 12 т
- Запас топлива – 1870 л
- Дополнительный бак в грузовой кабине – 980 л
- Максимальная скорость у земли – 260 км/ч
- Максимальная скороподъёмность – 450 м/с
- Динамический потолок – 4500 м
- Дальность перегоночная – 930 км
- Боевой радиус – 350-480 км
Вооружение
- Точек подвески – 4 балочных держателя
- НУР С-5 – 32 шт. в блоках УБ-32-57
- НУР С-5 – 192 шт. в блоках УБ-32-57 (с 1979 года)
- ПТР «Фаланга» — 4 шт
- Авиабомбы 250 кг – в зависимости от загрузки
- Стрелковое оружие – 12,7 мм пулемёт
История создания
Многоцелевой Ми-4 с одним поршневым двигателем и четырёхлопастным несущим винтом хорошо зарекомендовал себя, но его время закончилось и в конце 50-х годов прошлого века началась разработка вертолётов второго поколения с турбовальными двигателями. В 1961 году в Тушино впервые показали новую машину В-8 с одним ТВД над кабиной, но всё ещё с несущим и рулевым винтом, хвостовой балкой и трансмиссией, оставшейся в наследство от Ми-4. Новыми были только фюзеляж и силовая установка АИ-24В.
Ми-8
На следующий опытный образец установили два двигателя ТВ2-117, несущий винт с пятью лопастями и хвостовой винт повышенной жёсткости. Обозначение эта машина получила Ми-8 и в сентябре 1962 года была опробована в воздухе. Конструкторы смело пошли на внедрение оригинальных технических усовершенствований.
Были широко использованы клеесварные соединения и штамповки больших габаритов из дюралюминия, синхронизацию и обороты несущего винта регулировала новая система автоматики, внешняя подвеска кардинально отличалась от старой. Так в конструкторском бюро М.Л. Миля получил путёвку в жизнь новый газотурбинный вертолёт Ми-8.
Ми-8
Новое «сердце» для гражданской машины
Многоцелевой вертолет Ми-171А2 — одна из самых современных модификаций вертолетов типа Ми-8/17, результат глубокой модернизации сертифицированной за рубежом гражданской модели Ми-171А1. Обновление получили несущая система с трансмиссией, электронная начинка и «сердце» машины — двигатель.
Многоцелевой вертолет Ми-171А2
Источник изображения: Роман Азанов/ТАСС
Турбовальный двигатель ВК-2500 разработан Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) в рамках программы импортозамещения. Агрегат пришел на смену украинскому ТВ3-117, которым оснащались вертолеты Ми-8/17 поздних серий. Сегодня на Ми-171А2 устанавливаются моторы последней модификации ВК-2500ПС-03 — гражданская версия двигателей, применяемых на боевых ударных вертолетах Ми-28Н.
Основные отличия нового двигателя — современная российская электронная система автоматического управления и противопомпажная защита. Блок автоматического регулирования и контроля БАРК-78, разработанный «ОДК-Климов», позволил увеличить мощность двигателя на чрезвычайном режиме, обеспечить поддержание режимов в более широком диапазоне температур наружного воздуха, повысить ресурсы и показатели топливной экономичности.
Как отмечают разработчики, винтокрылые машины с такими двигателями надежно защищены от отказа силовой установки, которая может возникнуть из-за мощных потоков воздуха или сильного снижения давления в условиях жаркого климата и в высокогорных районах.
В Ми-171А2 была модернизирована и система бортового оборудования. Применение цифрового комплекса КБО-17 концерна «Радиоэлектронные технологии», созданного по принципу «стеклянной кабины» с пилотажно-навигационным комплексом и видеокамерами, улучшило обзор при работе с внешней подвеской. Кроме этого, на вертолете применены современные системы предупреждения столкновения с землей, другими воздушными судами и препятствиями.
«В настоящее время Ростех проводит работы по расширению характеристик вертолета Ми-171А2 в части возможности взлета, посадки и перевозки пассажиров в условиях горной местности на высотах до 5 000 метров над уровнем моря, — рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков. — Для каждого пассажира и бортпроводника будет установлен комплект индивидуального кислородного оборудования. Проведение испытаний с последующим одобрением Росавиацией главного изменения в сертификат вертолета запланировано на 2022 год, после чего будет проводиться процедура валидации данной опции в авиационных властях Индии и других стран».
Почему вертолеты не могут летать на больших высотах? (5 фото)
Среди летательных аппаратов, применяемых в наше время, на 2 месте (а кое-кто ставит и на 1 место) по важности находятся вертолеты (геликоптеры). Если с пониманием меньшей грузоподъемности у простых людей вопросов не возникает (практически все вертолеты банально меньше средних самолетов), то с высотой полета возникают вопросы
Многим интересно, каков потолок высоты полета вертолетов, и с чем он связан.
Принцип полета самолетов связан с подъемной силой крыла, что становится понятно, если вспомнить о планерах. Винт или реактивный двигатель создают дополнительную подъемную силу, и дает возможность разгона до больших скоростей.
Подъемная сила крыла.
У вертолетов крыльев нет (в статье не идет речь об автожирах, у которых есть самолетный двигатель и винт, а лопасти вертолетного винта работают в режиме авторотации), так что ни о какой подъемной силе крыльев говорить не приходится.
Вертолет набирает высоту благодаря опоре на воздушную подушку, создаваемую быстро вращающимися лопастями основного винта. Однако с набором высоты плотность воздуха уменьшается. Следовательно, уменьшается и плотность поддерживающей винтокрылую машину воздушной подушки.
Подъемная сила вертолета.
Преодолеть затруднение с подъемом можно, увеличивая скорость вращения лопастей винта. Но это увеличение не безгранично, может наступить момент, когда вращающиеся лопасти оторвутся от вертолета под действием центробежной силы.
А вот с современным самолетом и тем более с ракетой таких проблем нет. Хотя для самолета подъемная сила крыла чрезвычайно важна, но он может лететь и практически вертикально вверх, используя только принцип реактивного движения (точно так, как летит ракета).
Так что становится понятным полет самолета на больших высотах, чем вертолет.
Что же касается предельной высоты полета вертолета (потолка), то их у летательного аппарата целых 2. Различают статический потолок, то есть высоту, которую вертолет способен набрать только за счет своего винта поднимаясь строго вертикально вверх. У обычных геликоптеров она находится в пределах 2-4 км. У военных машин несколько выше.
Есть еще динамический потолок, то есть высота достигаемая после разгона в горизонтальной плоскости. Этот потолок колеблется для обычных вертолетов в пределах от 4 до 6 км. Такой подъем достигается за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную. Кинетическая энергия зависит от квадрата скорости тела, а потенциальная — от его высоты над землей. Несложно установить, чем сильнее разгонится вертолет, тем выше он может подняться. Такой прием преобразования скорости разгона в высоту называется в авиации «горкой».
Военные вертолеты вполне способны при динамическом наборе высоты подняться на 7-8 км. Есть прецедент в посадке вертолета даже на Эверест. Правда спасать экспедиции альпинистов в Гималаях с помощью вертолетов мало кому в голову придет — но тут все дело в сильных ветрах, которые могут ударить летательное судно о скалы.
Максимальная высота, на которую смог подняться вертолет составляет 12 442 м. Эта высота была достигнута в 1972 году французским пилотом Жаном Буле. Повторить рекордную попытку никто не решается, потому что полет французского летчика едва не завершился трагедией. На рекордной высоте у геликоптера отказал двигатель. Вертолет конечно не камень, он не падает отвесно.
Aérospatiale SA 315B Lama
Лопасти винта вертолета Aérospatiale SA.315B Lama продолжали вращаться и Буле смог посадить машину в режиме авторотации. Если бы он летал на автожире, то подобное действие никого бы не удивило, но повторить подобный трюк, с учетом огромной высоты, желающих пока не находится из-за смертельной опасности.
P.S. Учитывая вышесказанное, трудно утверждать, что вертолеты всегда летают на низкой высоте, просто самолеты летают выше винтокрылых машин.
Сколько у вертолета потолков
Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».
Что такое потолок
В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.
Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.
Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.
Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.
В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.
Какие бывают потолки
Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.
Теоретический, или статический, потолок
Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.
Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.
Тактико-технические характеристики Ми-8АМТ
— Главный конструктор: М. Л. Миль — Первый полёт: 9 июля 1961 года — Начало эксплуатации: 1965 год — Единиц произведено: > 12 000 (всех модификаций)
Стоимость Ми-8
— около 252 млн. руб. или от $14,75 млн. до ~$17,5 млн. (Ми-17В-5, экспортная) — Ми-8АМТШ (для госзаказчиков): ~200 (на 2010 г.) – 250 млн. руб. (на 2012 г.)
Экипаж Ми-8
— 3 человека
Вместимость Ми-8
— 27 человек
Габаритные размеры Ми-8
— Длина (с вращ. винтами): 25,31 м — Высота (с вращ. рулевым винтом): 5,54 м — Диаметр несущего винт: 21,3 м
Вес Ми-8
— Масса пустого: 6913 кг — Нормальная взлётная масса: 11 100 кг — Максимальная взлётная масса: 13 000 кг
Двигатели Ми-8
— 2 × ТВ3-117ВМ — Мощность двигателей (на взлётном режиме): 2 × 2000 л. с — Расход авиатоплива, т/час — 0,72
Скорость Ми-8
— Максимальная скорость: 250 км/ч — Крейсерская скорость: 230 км/ч
Динамический потолок Ми-8
— 6000 м
Практическая дальность Ми-8
— 570 км
Дальность полёта Ми-8
— при дополнительных топливных баках: 1300 км — при максимальном запасе авиатоплива: 800 км — при максимальной загрузке: 550 км