Сверхмощная артиллерия: в российские войска поступила первая обновлённая сау «малка»

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

Компоновка САУ[править | править код]

Файл:Metro-SU 5 2 4.jpg СУ-5

Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением.
В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.

ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения.

7 Krab (на базе AS-90)

  • Страна: Польша
  • Начало эксплуатации: 2012
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 3 — 4 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 650 км

SPH Krab является 155 мм НАТО совместимой самоходный гаубицей производимой в Польше центром Produkcji Wojskowej Huta Stalowa Wola. САУ является комплексным симбиозом польского шасси танка РТ-90 (с двигателем S-12U), артиллерийской частью от AS-90M Braveheart с длинной ствола в 52-го калибра, и собственной (польской) системой управления огнем «Topaz». Версия SPH Krab 2011 года используется новый орудийный ствол от компании Rheinmetall.SPH Krab сразу создавали с возможностью ведения огня в современных режимах, то есть и для режима MRSI (нескольких снарядов одновременного воздействия) в том числе. В результате, SPH Krab в течении 1-й минуты в режиме MRSI выпускает по противнику (то есть по цели) 5-ть снарядов в течении 30 секунд, после чего покидает огневую позицию. Таким образом, для противника создается полное впечатление, что по нему ведут стрельбу 5 САУ, а не одна.

Огневая поддержка

Самоходные артиллерийские установки, следуя за танками или в рядах пехоты, поддерживали наступление танкистов и пехотинцев своим огнём или, наоборот, сидя в засаде, били прямой наводкой по наступающим танкам противника. Основным качеством самоходной пушки (в нашей стране принято называть «самоходная артиллерийская установка») является мощь и точность артиллерийского огня. Обычно на самоходке стояла более мощная пушка, чем на танке аналогичного веса. Бронирование для неё – не самое главное. Ведь самоходка не должна лезть напролом на передовые позиции противника. Её задача – стирать с лица земли выявленные цели, уничтожая их с дальних дистанций, оставаясь при этом недосягаемой для вражеских танковых и противотанковых пушек.

Во всех странах мира было произведено огромное количество самоходных орудий разных типов. На одних самоходных установках орудие стояло открыто, на других располагалось в полностью бронированных казематах (рубках). Многие самоходки имели поворотные башни и внешне ничем не отличались от обычных танков.

СУ-76

Самой распространённой самоходной пушкой в Красной армии была СУ-76 (самоходная установка с 76-мм пушкой), созданная в 1943 г. на базе лёгкого танка Т-70. Её орудие размещалось в полуоткрытой рубке в корме корпуса. Эта лёгкая самоходка, отличавшаяся высокой маневренностью и подвижностью, была незаменимым помощником советским пехотинцам. Подобных боевых машин за годы войны было выпущено рекордное количество – почти 14 тыс. штук. Более мощные, полностью бронированные, самоходные установки выпускались на базе танка Т-34. В зависимости от калибра установленного на них орудия они назывались СУ-85, СУ-100, СУ-122.

Германские самоходные пушки типа «Веспе» или «Хуммель» во многом напоминали советскую СУ-76. Они также были полуоткрытыми, но вооружались более мощными 105- и 150-мм пушками соответственно. Сами немцы называли их самодвижущимися полевыми артиллерийскими системами. В американской армии получили широкое распространение самоходные установки, орудия которых устанавливались не только в рубке, но и в поворачивающейся башне, открытой сверху. Внешне они напоминали танк «Шерман», так как были выполнены на его базе.

«Веспе»

10 Archer

  • Страна: Швеция
  • Начало эксплуатации: 2013
  • Максимальная скорость: 70 км/ч
  • Экипаж: 3 — 4 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 500 км

В САУ Archer используется шасси автомобиля Volvo A30D с колесной формулой 6х6. На шасси установлен дизельный двигатель мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Стоит отметить, что колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. Если колеса установки были повреждены, то САУ может еще в течение некоторого времени передвигаться.Отличительной особенностью гаубицы является отсутствие необходимости в дополнительных номерах расчёта для её заряжания. Кабина экипажа имеет бронирование, обеспечивающее защиту расчёта от обстрела стрелковым оружием и осколков боеприпасов.

Эволюция самоходных установок в России

Затем оборонная промышленность нашей страны, участвуя в гонке вооружений, акцентированно развивала мощное стратегическое вооружение. И только в 70 -е годы, когда обе стороны холодной войны начали производить ограниченного радиуса действия, советские инженеры вернулись к модернизации САУ. Генеральным направлением таких конструкторских изысканий стало создание сверхточного и сверхмощного тактического оружия, способного нанести противнику урон, сравнимый с использованием ядерных зарядов ограниченной мощности.

Замечена курьезная тенденция – новым советским артиллерийским установкам ответственные за их создание КБ давали почему-то строго «цветочные названия»: «Гвоздика» – 122 мм, «Акация» – 152,4 мм, «Пион» – 203 мм. Как видим, создание наиболее эффективных самоходных установок МСТА-С было, говоря в переносном смысле, практически триумфальным, т.е. «выложенным цветами».

Производные

Параллельно 2С19 велись разработки колесной версии боевой единицы. За основу была взята ходовая часть автомобиля КрАЗ. Модель получила название 2С21 «Мста-К», предполагалось применение изделия на шоссейных дорогах, делалась ставка на быстрое передвижение по таковым.

На испытаниях была выявлена необходимость серьезной доработки ходовой части, что считалось нецелесообразным из-за высоких затрат и приоритетов разработки гусеничной гаубицы. В результате проект «Мста-К» был закрыт.

В первой половине 90-х на основе комплекса велись разработки изделия для оптико-электронной борьбы с приборами противника. Самоходный автономный лазерный комплекс получил маркировку 1К17 «Сжатие». В значительно увеличенной башне машины установлены 15 объективов. Комплект оборудован автоматической системой поиска объектов и наведения.

После успешных испытаний и положительных отзывов лазерная система была принята на вооружение, однако вскоре от нее отказались за неимением дальнейших перспектив развития и применения подобной конструкции. А также сыграло роль тяжелое экономическое положение России.

Экземпляр 1К17 «Сжатие» можно увидеть в селе Ивановское Московской области в Музее военной техники.

1 PzH 2000

  • Страна: Германия
  • Начало эксплуатации: 1998
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 420 км

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня изготовлены из стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль калибра до 14.5 мм и осколков 152 мм снарядов. Предусмотрена возможность применения динамической защиты.PzH 2000 способна выпускать три снаряда за девять секунд или десять за 56 секунд на дальность до 30 км. Гаубице принадлежит мировой рекорд — на полигоне в Южной Африке она выстрелила на 56 км снарядом V-LAP (активно-реактивный снаряд с улучшенной аэродинамикой).По совокупности показателей PzH 2000 считается самой совершенной серийной САУ в мире. САУ заслужила крайне высокие оценки независимых экспертов; так, российский специалист О. Желтоножко определил её как эталонную систему для настоящего времени, на которую ориентируются все производители самоходных артиллерийских установок.

Нравится

Комментарии:

Самоходные артиллерийские установки

Артиллерия — бог войны.
Мощное вооружение и возможность достать противника на огромном расстоянии — главные отличительные черты САУ.

В этом разделе представлен упрощенный вариант сравнительной оценки боевых машин «Мира танков». Оценка, как и для настоящих танков, дается по трём основным боевым свойствам — огневой мощи, защите и подвижности.

Если вы недавно начали игру, то этот вариант экспресс-оценки может помочь быстрее определиться со своим выбором ветки развития. Тем не менее, хотим предостеречь: в данной оценке учтены только некоторые характеристики, поэтому не следует воспринимать их буквально. Например, характеристики защиты даны только для лобового бронирования и без учета углов наклона (одни и те же «миллиметры» на разных танках могут давать совершенно разный уровень защиты); оценка подвижности не учитывает поворотливость машины (может оказаться, что очень динамичная машина как паровоз по рельсам прекрасно летает по прямой и, при этом, ужасный «тормоз» в манёвренном бою).

Обозначения

Огневая мощь
— пробиваемость брони основным вооружением.
— урон в единицу времени.
Защита
— лобовое бронирование (без учета углов наклона).
— запас прочности.
Подвижность
— удельная мощность (динамичность).
— максимальная скорость.

X уровень

Объект 261

Разработка тяжёлой самоходной артиллерийской установки на базе тяжёлого танка ИС-7 велась в 1947 году. Предполагалось вооружить САУ мощной 180-мм морской пушкой. Однако в дальнейшем все работы по проекту были прекращены.

Конструктивные особенности

Опытные образцы САУ 2С35 устанавливались на шасси серийной «Мсты». Когда рассматривался вопрос о создании двуствольной самоходной гаубицы, предполагалось в качестве ходовой части использовать шасси танка Т-95 – новинки, появление которой так и не состоялось. В итоге в качестве корпуса самоходной артиллерийской установки «Коалиция-СВ» было использовано шасси танка Т-90, лобовая броня которого, вероятно, была облегчена.

Заброневой объем корпуса САУ подвергся полной перепланировке. Его разделили на три отделения: боевое, управления и силовое или моторно-трансмиссионное. Экипаж боевой машины размещен аналогично расположению экипажа танка Т-14 – внутри бронекапсулы. Боевое отделение и башня САУ 2С35 необитаемые и работают в автоматическом режиме.

В башне расположены орудие, боекомплект, механизмы заряжающего автомата, аппаратура системы управления огнем и ВСУ (вспомогательная силовая установка).

В кормовой части САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, в котором расположен дизельный силовой агрегат В-92С2 (объемом 38,8 л и мощностью 1000 л/с), то есть аналогичный силовому агрегату танка Т-90.

Межвидовой артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ» оснащен системой автоматизированного управления процессами выбора цели, наведения орудия, навигации и позиционирования самоходной артиллерийской установки. Рабочие места командира орудия и наводчика оборудованы информационными дисплеями, отображающими данные, поступающие из единой информационно-командной системы. Самоходные артиллерийские установки «Коалиция-СВ» полностью интегрированы в ЕСУ ТЗ (Единую систему управления тактического звена), что позволяет экипажу получать целеуказания по цифровым каналам связи, производить круглосуточный обзор местности, в автономном режиме рассчитывать установки и вводить корректировки ведения огня.

Фото: yandex.ru

САУ вооружена 152-миллиметровой нарезной гаубицей 2А88 длиной ствола 52 калибра. К слову, орудие «Мста-С» 2А64 имеет длину всего 47 калибров. Необитаемое пространство башни 2С35 предоставило возможность размещения увеличенного боевого комплекта в 70 выстрелов. Автомат заряжания пневматического типа обеспечивает досыл снаряда (заряда) в камору вне зависимости от величины угла возвышения, гарантируя высокий темп стрельбы.

САУ «Коалиция-СВ» имеет картузное заряжание, а воспламенение заряда производится при помощи микроволновой системы, что обеспечивает единовременное сгорание пороха и улучшение баллистических характеристик.

Существенно увеличилась и максимальная дальность стрельбы – до 70 километров. Справедливости ради стоит отметить, что этот рекордный пока показатель является заявленным при стрельбе специальными боеприпасами со спутниковым наведением. При стрельбе обычными боеприпасами дальность поражения уменьшается до 40 километров, что в настоящий момент также является характеристикой, не имеющей аналогов.

В открытых источниках мелькала информация о создании специально для «Коалиции-СВ» новых боеприпасов управляемого типа, но отсутствие конкретики не позволяет с уверенностью об этом утверждать. В чем можно быть абсолютно уверенным, так это в возможности САУ 2С35 успешно использовать всю современную номенклатуру существующих боеприпасов для 152-миллиметровых гаубиц. Например, 43,5-килограммовый осколочно-фугасный снаряд 3ОФ64 или кассетный снаряд 3О13, содержащий восемь боевых элементов осколочного типа.

В качестве боеприпасов специального назначения «Коалиция-СВ» способна использовать помехопостановочные 3РБ30, а в роли высокоточных – снаряды «Краснополь» с лазерным наведением. Пополнение боекомплекта самоходной гаубицы 2С35 может осуществляться с помощью транспортно-загрузочной машины, установленной на шасси КамАЗ-6350. Подготовка машины занимает не более 90 секунд, а для полной загрузки боекомплекта достаточно 20 минут.

Вспомогательное вооружение САУ «Коалиция-СВ» представлено размещенной на башне 12,7-миллиметровой пулеметной установкой «Корд», управление которой осуществляется дистанционно. Боекомплект пулемета составляет 200 патронов, дополнительные коробки размещены в транспортно-заряжающей машине. Для наведения пулемета используются телевизионные камеры, входящие в состав установки, дистанция стрельбы определяется при помощи лазерного дальномера. Установленные на бортах башни дымовые гранатометы обеспечивают в случае необходимости постановку маскировочных завес.

Отличия между танками и САУ

Попытаемся исследовать этот вопрос. На вид они чем-то похожи: танк и САУ. Только первый более бронирован, имеет броню помощнее… Однако если бы самоходная артиллерия лишь дублировала функции танков, то, собственно говоря, ее незачем было изобретать. Но ведь она все-таки возникла! Значит, существует принципиальная разница в решаемых ими боевых задачах и в способах боевого применения.

Начнем с очевидного. Танк традиционно считается главной ударной войсковой единицей сухопутных войск. Он маневренен и максимально бронирован, в том числе и комбинированным противоснарядным способом. С помощью танков происходит прорыв обороны, усиление наступательной мощи. Они пробивают путь сквозь укрепления противника для пехоты, ведут огонь в движении.

Войска артиллерии России получили благодаря МСТА свою существенную составляющую. В конструкции данных самоходных установок соотношение бронированность/огневая мощь явно смещено в пользу второго фактора. Броня САУ неэффективна против лобовых залпов артиллерии, но способна защитить экипаж от огня стрелкового оружия, легкой бронированной техники, всевозможных рикошетов.

VII уровень

СУ-14-1

Разработана в 1935 году на основе опыта, полученного при работе над СУ-14. В 1936 году был изготовлен и отправлен на испытания опытный образец. В 1937 году руководитель проекта был репрессирован, и все работы над проектом были свёрнуты, а опытный образец передан в Кубинку на хранение. В 1941 году, во время боёв под Москвой, САУ использовалась для стрельбы с дальних дистанций.

С-51

Самоходная артиллерийская установка С-51 была разработана и построена на базе шасси КВ-1С. Работы по изготовлению опытного образца начались в январе 1944 года. На доработанный под установку орудия корпус ремонтного КВ-1С была установлена качающаяся часть 203-мм гаубицы Б-4. В марте 1944 года начались испытания самоходной установки, которые продолжались до начала апреля. С-51 прошла испытания, но на вооружение принята не была.

G.W. Panther

Разрабатывалась компанией Krupp в 1943–1944 гг. Был построен только макет САУ.

M12

Разработка данной САУ была начата во второй половине 1941 года, а опытный образец поступил на испытания уже 12 февраля 1942 г. Машина была принята на вооружение в июле 1942 года. Всего компания Pressed Steel Car Company выпустила 100 единиц. С февраля по март 1943 года компанией Baldwin Locomotive Works была проведена модернизация этих САУ, а также переоборудование некоторого количества транспортёров M30 в боевые машины. САУ поступила на вооружение батальонов полевой артиллерии и использовалась американскими войсками в Западной Европе.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.

Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Уникальное оружие

Бытует мнение, что советские тяжёлые самоходные пушки Су-152 появились на фронте в ответ на применение немцами танков «Тигр», «Пантера» и «Фердинанд». Но это не так. С началом Великой Отечественной войны советской промышленности было не до создания таких самоходок. Танковые заводы приходилось эвакуировать из европейской части страны на восток. Производство бронетехники в это время сократилось. Танков в армии катастрофически не хватало. Все силы оборонной промышленности в начальный период войны были брошены на производство танков КВ и Т-34. Но когда советские танковые части начали переходить в контрнаступление, возникла необходимость создания нового вида наступательного оружия – сверхмощного танка, вооружённого 152-мм пушкой, способного уничтожать хорошо защищённые цели.

Су-152

И такое оружие было создано. Летом 1943 г. самоходное штурмовое орудие Су-152 на шасси танка КВ было направлено на усиление наших частей, обороняющих линию фронта на Курской дуге. Когда фашисты начали здесь наступление, то бросили в бой новейшие тяжёлые танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» и «Бруммбер». Немцы предполагали, что по ним будут стрелять 76-мм пехотные и танковые орудия, и были уверены, что броня их танков выдержит огонь советских пушек. Появление на поле боя необычных «безбашенных» танков вызвало у гитлеровцев шок. Никакая броня не спасала немецкий танк от удара 50-килограммового бронебойного снаряда. Выпущенный с дальности в один километр, он проламывал броню толщиной 120 мм. При попадании 152-мм снаряда в германский танк тот буквально расползался по швам, а внутри его рассыпались все механизмы. Весь фашистский «зверинец» оказался бит. Красноармейцы в ходе Курской битвы дали самоходкам Су-152 меткое прозвище – «Зверобой». Немцы тоже оценили мощь новых самоходок, окрестив их «открывателями консервных банок».

В конце 1943 г. производство танков КВ прекратилось, приостановился и выпуск Су-152. Вместо танков КВ наши заводы начали выпускать ещё более мощный танк ИС-2. Новые самоходки, выполненные на базе танков ИС, получили обозначение ИСУ-152. Также в корпуса ИСУ-152 начали устанавливать танковую 122-мм пушку – такую же, что стояла на самом мощном танке ИС-2. Такие самоходки получили обозначение ИСУ-122. В бою экипажи ИСУ-122 производили в два раза больше выстрелов, чем экипажи танков ИС-2, вооружённые такой же пушкой. А всё потому, что, в отличие от тесной башни танка, в просторной рубке ИСУ-122 располагались два заряжающих.

ИСУ-122 в годы войны стала самой мощной противотанковой самоходной установкой

ИСУ-152 состояли на вооружении Советской армии до начала 1960-х гг., а во многих зарубежных странах даже до к онца 1970-х. Многие самоходки переоборудовали в ракетные установки

Поделиться ссылкой

Высокий потенциал

Улучшены в «Коалиции» условия для экипажа. Он размещается не в башне, как это было в самоходках-предшественницах, а в изолированном отделении управления в шасси САО. «Это отделение имеет современную систему жизнеобеспечения с кондиционированием и автоматизированные рабочие места, с которых расчет дистанционно управляет артиллерийским модулем, — говорит Ковалев. — Таким путем обеспечены улучшенные условия обитаемости, высокая защищенность расчета от поражающих факторов и реализован новый уровень эргономического обеспечения работы артиллеристов».

Условия боевой работы экипажа «Коалиции-СВ» отличаются от условий экипажа самоходной гаубицы 2С19М2 «Мста-С», так как в ней заряжающему приходится выполнять ряд ручных операций с зарядом, который весит около 16 кг

Дмитрий Семизоров, генеральный директор АО «Уралтрансмаш»

В рамках ОКР «Коалиция-СВ» были разработаны три изделия: самоходное артиллерийское орудие на гусеничном и колесном шасси, а также транспортно-загрузочная машина (ТЗМ).

«Коалиция-СВ» на колесном шасси

Источник изображения: Пресс-служба ЦНИИ «Буревестник»

Что касается выбора шасси для колесного варианта САО и транспортно-загрузочной машины, то модель «КамАЗ-6560», по ориентировочным расчетам, вполне подходила по параметрам грузоподъемности и проходимости. «Несмотря на то что масса артиллерийского модуля в ходе проектирования оказалась несколько выше заданной, пробеговые испытания колесного САО в определенном программой объеме не выявили отказов шасси, вызванных перегрузкой, — говорит Ковалев. — А вот стрельбовые испытания колесного САО были несколько смещены по срокам по отношению к гусеничному. Было признано целесообразным начать их после того, как будет окончательно отлажен и доработан по результатам испытаний артиллерийский модуль гусеничного САО. Поскольку модули унифицированы, это позволило сэкономить немало средств».

Сегодня после выполнения необходимых доработок колесное САО проходит испытания. «ТЗМ на этом же шасси уже прошла все необходимые испытания и готова к серийному производству. Она предназначена для доставки на позицию готовых к стрельбе боеприпасов в объеме полутора-двух возимых боезапасов САО. Современная система навигации позволяет ТЗМ прибыть в точку расположения САО с точностью до 10 м», — говорит конструктор ЦНИИ «Буревестник».

Транспортно-загрузочная машина (ТЗМ) на базе «КамАЗ-6560» из состава комплекса «Коалиция-СВ»

Источник изображения: Пресс-служба ЦНИИ «Буревестник»

Введение в состав артиллерийского комплекса автоматизированной ТЗМ позволило сократить время пополнения возимого боезапаса САО. Это вполне по силам экипажу из двух человек с использованием собственных механизмов ТЗМ и загрузочных механизмов САО

Павел Ковалев, начальник Научно-конструкторского центра ЦНИИ «Буревестник»

«Коалиция-СВ» использует шасси танка Т-90. По словам специалиста «Буревестника», эта платформа была выбрана «как наиболее маневренная и грузоподъемная на момент постановки ОКР». «Проведенные предварительные испытания САО показали, что это шасси на узлах танка Т-90 в целом оправдало ожидания разработчиков артустановки. Естественно, что в дальнейшем можно будет рассматривать возможность размещения на платформе «Армата» артиллерийского боевого модуля от «Коалиции», — говорит Ковалев, подчеркивая, что это одна из перспектив дальнейшей модернизации комплекса.

Транспортировка с территории завода «Уралтрансмаш» комплексов «Коалиция-СВ»

Источник изображения: Пресс-служба «Уралтрансмаша»

Один из главных результатов ОКР «Коалиция-СВ» — создание полнофункционального 152-миллиметрового артиллерийского унифицированного модуля, который можно использовать как основу для разработки боевых машин на различных шасси для потребностей Сухопутных войск, войск береговой обороны, а в перспективе и кораблей ВМФ. Стала реальной возможность построения на базе этого модуля высокоэффективных роботизированных разведывательно-огневых систем. Это характеризует потенциал «Коалиции» как очень высокий

Павел Ковалев, начальник Научно-конструкторского центра ЦНИИ «Буревестник»

Генеральный директор «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров заверил, что после проведения всех видов испытаний и принятия на вооружение предприятие готово приступить к серийному производству и поставке изделия 2С35 «Коалиция-СВ» в российскую армию. Сейчас же комплекс проходит войсковую эксплуатацию.

Роман Азанов

ТАСС благодарит пресс-службу концерна «Уралвагонзавод» за помощь в организации интервью, а также предоставленные фото- и видеоматериалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector