Рыцарь

Орден Калатравы

Духовно-рыцарские ордена учреждались не только в Палестине и Сирии в результате крестовых походов. Они были и в других землях для решения определенных военных задач. Одним из них был орден Калатравы, учрежденный в 1158 году в Испании в ходе событий реконкисты (отвоевания испанцами земель Пиренейского полуострова у арабов). Римский папа Александр III в 1164 году утвердил его.

Обозначение орден получил по замку Калатрава, который он отбил у арабов. Орден имел земельные владения, вмешивался в политические вопросы в королевстве Кастилия, участвовал в решении вопроса о наследовании престола. В 1489 году орден был подчинен королю Фердинанду V.

Битва при Куртрэ 1302 года

Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.

Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать

Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :

И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.

Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:

План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998

Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»

На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле

Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов

Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Интересные ответы

  • Доклад Нефть — полезное ископаемое сообщение Нефть принято считать одним из важных и самых полезных природных ископаемых. Добываемая по всему миру, нефть имеет происхождение осадочного типа, а ее продажа является ключевым фактором в мировой экономике.
  • Хронологическая таблица Ивана Крылова (жизнь и творчество) Крылов Иван Андреевич – уникальный баснописец за всю историю русской литературы. Его басни отличаются краткостью и емкостью изложения, очень метко подчеркивая те пороки, против которых они направлены
  • Математика
  • Доклад на тему Профессия пожарный 2, 5 класс (сообщение) Такая проблема как пожар, к великому сожалению, неизбежна. Иногда, даже при соблюдении всех правил безопасности, происходят аварии. В таких случаях необходимы особенные люди, смельчаки, которые
  • Личная гигиена — сообщение доклад Под «личной гигиеной» понимается поведение человека, направленное на содержание своего тела в чистоте, что способствует здоровью абсолютно всего организма. С самого раннего детства родители пытаются втолковать детям

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым  ребенком  в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена  при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Стремена и сёдла

Но без жёсткого седла и стремян использовать тактику таранного удара было невозможно: всадник, попытавшийся с разбегу ударить врага копьём, вылетел бы из седла, превратившись в лёгкую добычу. Кавалеристам Античности приходилось изо всех сил сжимать ногами бока коня и сближаться относительно медленно, чтобы инерция была не столь велика.

С появлением жёсткого седла всадник мог не просто сидеть верхом на лошади, а устроиться на прочной, хорошо зафиксированной конструкции. Жёсткое седло использовали уже римляне. Парфяне благодаря ему применяли копейный удар — пусть и производимый на медленном аллюре.

Китайский рельеф, 7 в.н.э.(источник фото)

Вопрос о том, где изобрели стремена, до сих пор дискуссионный. Согласно одной из версий, изобретение, в корне изменившее всю военную науку, появилось приблизительно в III–IV веках в Южной Сибири. Люди таштыкской культуры стали использовать стремена, которые очень быстро распространились по всей Евразии. Эта новинка сделала возможным возникновение рыцарства. Ведь теперь всадник получил надёжную опору для самого мощного удара.

Забава, ставшая обязанностью

Кроме военного дела, ещё одним важным элементом рыцарской культуры была охота. Ей придавалось столь большое значение, что, являясь, по сути, забавой, она становилась обязанностью представителей элиты. В ней, как правило, принимал участие не только знатный сеньор, но и вся его семья. Из сохранившейся литературы, посвящённой вопросам «рыцарского искусства», известно, что был установлен определённый порядок проведения охоты, которому должны были следовать все благородные господа.

Так, предписывалось, чтобы на выезде в охотничьи угодья рыцаря непременно сопровождала его жена (разумеется, если она у него имелась). Она должна была скакать на коне с правой стороны от мужа и держать на руке сокола или ястреба. От каждой супруги благородного рыцаря требовалось умение выпускать птицу, а затем принимать его обратно, ведь от её действий часто зависел общий успех.

Что же касается сыновей феодала, то они с семилетнего возраста сопровождали родителей во время охоты, но держаться были обязаны с левой стороны от отца. Это аристократическое развлечение входило в общий курс их обучения, и игнорировать его юноши не имели права. Известно, что порой страсть к охоте приобретала у феодалов столь крайние формы, что само это занятие подвергалось осуждению Церкви, поскольку, проводя всё свободное время в погоне за дичью, господа забывали посещать богослужения, а соответственно, переставали пополнять приходской бюджет.

Тевтонский орден

История тевтонцев началась с создания обыкновенного госпиталя. Его основал один влиятельный христианин, разместив госпиталь в сирийских землях во время Третьего Крестового похода. Развитие Тевтонского ордена похоже с госпитальерами, они также постепенно наращивали своё влияние, превращаясь из врачевателей в воинов.

В один момент их мощь была так велика, что тевтонцы основали собственное государство. Это произошло в XIII веке, а уже к началу XV орден Тевтонцев захватил огромные территории в Европе, распространяя своё влияние на многие королевства. Расширение было до 1410 года, когда тевтонцы потерпели сокрушительное поражение около поселения Грюнвальд. Их наголову разбили войска Польши и Великого Княжества Литовского.

Эта битва войдёт в историю, как наиболее масштабное сражение Великого Княжества Литовского и будет вписана золотыми буквами в летописях будущего государства Речи Посполитой. Во время сражения тевтонцы потеряли множество воинов, которые были убиты или захвачены в плен. И также орден не мог погасить долги, накопленные во время изнурительных войн, и постепенно утратил своё влияние на политической карте.

3

Самый известный рыцарь

Пожалуй, самым известным рыцарем Средневековья можно назвать Уильяма Маршалла. Он был настоящей «звездой» того времени, а сегодня считается величайшим рыцарем в истории. В молодые годы Маршалл имел репутацию отличного бойца, который мог стать сильным конкурентом для любого воина. Репутация, а также военные победы позволили Уильяму получить рыцарский титул в 1166 году.

Он всю жизнь хранил верность своим королям, защищая их честь, за что был удостоен звания первого графа Пембрука, получив титул благодаря браку с Изабеллой де Клер. Такой почести Маршалла удостоил король Ричард, специально для рыцаря восстановив забытый годами титул. Его верность английской короне позволила рыцарю занять пост регента при короле Генрихе III, и даже в преклонном возрасте выиграть сражение с французами.

10

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Столетняя война

По словам специалистов, предпосылкой для начала Столетней войны послужила странная династическая коллизия. Английский король Эдуард III, как дальний потомок французских феодалов, имел владения на континенте и формально считался вассалом королей Франции. Однако при этом он был внуком французского короля Филиппа IV по материнской линии и после пресечения династии Капетингов имел право претендовать на трон. Но французская знать не пожелала видеть своим монархом англичанина и признала королём Филиппа VI Валуа, который попытался оказать на Эдуарда III политическое давление и решил изъять его наследственные владения во Франции. Оскорблённый Эдуард III в ответ заявил о своих претензиях на французский престол. Это и привело к началу Столетней войны.

Также по теме


«Рыцари были уже не те»: почему участники Четвёртого крестового похода разорили христианский Константинополь

815 лет назад участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы…

В 1340 году англичане одержали морскую победу при Слёйсе, а затем вторглись в северные регионы Франции. Война на суше велась с переменным успехом. Некоторое время ни одна из сторон не могла добиться решающего преимущества. Как отмечают историки, отсутствие крупных успехов и большие финансовые расходы на ведение войны вынудили англичан заключить временное перемирие. Но в 1346-м на севере Франции высадилась большая английская армия под командованием Эдуарда III.

«Войска, высадившиеся летом 1346 года в Нормандии, оказались крупнейшей английской армией, когда-либо десантировавшейся во Франции единовременно на протяжении всего Средневековья. Англичане показали отличную работу логистики: собрали большую армию, обеспечили её необходимым оружием, провиантом и лошадьми, сосредоточили в портах огромный флот и благополучно переправили армию на континент», — заявил в разговоре с RT сотрудник Северо-Кавказского федерального университета кандидат исторических наук Максим Нечитайлов.

Английская армия смогла подойти к Парижу и опустошить его окрестности, а затем двинулась к границам Фландрии, разграбив по пути Пикардию. По словам историков, спешное передвижение англичан могло быть воспринято французами как бегство и, вероятно, заставило французского короля перейти к более активным действиям.

  • Эпизод Столетней войны, миниатюра

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Елизавета Венгерская (XIII век)

Елизавета была замужем за правителем Тюрингии Людвигом. Смыслом ее жизни было служение обездоленным, поэтому часто ее изображают раздающей нищим хлеб.

Масштаб ее дел был воистину велик. Именно благодаря ей в городке Эйзенах была построена большая больница для бедных. Однако, у всего были пределы.

Когда Людвиг узнал, что его жена собирается продать замок, дабы помочь нуждающимся, он запретил ей заниматься благотворительностью. Вы бы, я думаю, поступили так же)))

Автор снимка — Тина РыбаковаМодель, костюм — Татьяна Сиротина

После смерти Елизавета была признана католической святой, покровительницей врачей, пекарей и членов благотворительных обществ.

Воспитание юношей

Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.

Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.

Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.

Интересные факты о культуре Средневековья

Это интересно знать:

  • Когда появились первые университеты: в 12 веке – Парижский, в 13 веке – как Оксфордский и Кембриджский в Англии, а затем еще 63 высших образовательных учреждений.
  • Еще один интересный факт о Средневековье: в этот период развивается вольнодумная и веселая поэзия вагантов (голиардов) — бродячих певцов и музыкантов, воспевающих беспечную свободную жизнь. Стихотворные рифмы они брали из латинской литературы: «Жизнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободная душа Господу угодна!».
  • Записываются памятники героического эпоса, которые раньше передавались только в устной форме.
  • Именно в Средневековье возник культ прекрасной дамы. И связан он с развитием куртуазной поэзии и творчества поэтов-трубадуров.
  • Появляются первые рыцарские романы. Среди первых куртуазных романов – повесть о Тристане и Изольде.
  • В архитектуре появляется новый стиль – готический. Основными постройками в этом стиле были соборы – масштабные сооружения огромной высоты. Они отличались легкими и стройными колоннами, резными стенами, украшенными скульптурой, большими окнами с витражами из разноцветной мозаики. Одним из ярких памятников готики стал собор Парижской богоматери во Франции.

Эпоха Позднего Средневековья ознаменовалась великими географическими открытиями. Генуэзец Христофор Колумб совершил 4 плавания к берегам Южной и Центральной Америки. Но открытые им территории были названы в честь Америго Веспучи, описавшего новые земли и доказавшего, что это отдельные материки. Еще одним достижением этого времени стало открытие морского пути в Индию. Португальцы под руководством Васко да Гамы, обогнув мыс Доброй Надежды, достигли берегов Индии. А португальский дворянин Фернанд Магеллан совершил в 1519-1521 годах первое кругосветное путешествие.

Организация рыцарских турниров

Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодёжи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале 12-го столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.

Подготовка к поединку. (pinterest.com)

Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники имели возможность отдохнуть. Как правило, это огороженная верёвками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.

Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с противниками. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы и т. д. Чуть позже появились схватки, в которых активно применялось фехтование копьём. Мероприятие было, безусловно, массовым и требовавшим огромных средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду. Так в Европе возникло новое пространство для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.

Прекрасная дама в средние века

Средневековье — волшебное время. Именно волшебным кажется преображение образа женщины из неприметной спутницы мужчины в ранних Средних веках в таинственную и возлюбленную Прекрасную Даму в Высоком Средневековье. Традиция преклонения перед образом Прекрасной дамы зародилась во французской провинции Прованс и уходит корнями в почитание Девы Марии. Любовь к земной женщине становилась всё более возвышенной и приобретала поэтические оттенки. В Средневековье считалось, что такая любовь становится источником доблести и добродетели для воина. В одной из легенд было сказано: «Не часто рыцарь совершает множество подвигов и достигает славы, если не бывает влюблён»

№13

Во многих средневековых замках между этажами были хитроумно спроектированы винтовые лестницы. Обычно их строили у стен замка. Эти лестницы были разработаны специально для рыцарей (вернее против них). Если вражеская армия вторгалась в замок, ее рыцарям было очень сложно подниматься по узкой изогнутой лестнице во время боя. К тому же, винтовые лестницы проектировали так, что они вились по вверх по часовой стрелке. Это означало, что вторгшимся воинам нужно было двигаться вперед левой стороной, что было серьезной проблемой, так как почти все воины держали свои мечи в правой руке.

На этом все, уважаемые читатели

Благодарим вас за то, что уделили внимание нашему интернет ресурсу.  

Происхождение

Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.

Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин.  Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.

Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.

Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.

Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.

Войны и турниры

Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.

Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.

Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector