Что такое «рельсовая война» и каково ее значение в ходе второй мировой войны

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР, посвящённой К. С. Заслонову (1964)

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

  • Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.
  • Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.
  • Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь русского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

В осуществлении операций большую роль сыграло инженерно-техническое содействие со стороны организаций, работавших в тылу и разрабатывавших различные мины и взрывные устройства специально для диверсионной работы партизан на железной дороге. Основной такой организацией было ГСКБ-47. Множество конструкций таких устройств было создано и самими партизанами, которые потом довольно успешно их применяли.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

Отечественные и немецкие данные о нанесенном партизанами уроне разнятся. Тем не менее, даже немецкие источники свидетельствуют о том, что он был серьёзным.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

Партизанская самодеятельность и спланированная операция

В истории понятие «рельсовая война» употребляется в двух смыслах. Первый – общий. Изначально нарушение коммуникаций и препятствование транспортировке живой силы противника и его военных грузов рассматривалось как одна из основных задач партизанского движения. И партизанские отряды и группы с первых дней своего существования занимались такими вещами. Но это были бессистемные действия, предпринимаемые по возможности, без приоритета и вне контактов с другими отрядами и армейским командованием. Результат от них был, но относительно небольшой.

Однако летом 1943 года встал вопрос о создании максимально благоприятных условий для советского контрудара по гитлеровцам на Курской дуге и последующего развития наступления на Украине. В этих условиях ЦК КП(б) Белоруссии и его секретарь П.К. Пономаренко выступили с инициативой проведения скоординированной партизанской операции на железнодорожных коммуникациях с целью препятствования гитлеровцам в подвозе резервов и особенно – боеприпасов и военного снаряжения.

В 1943 году уже существовала отлаженная система руководства партизанским движением и связь со сколько-нибудь крупными отрядами и соединениями. Систематически проводились и заброски в немецкий тыл военных грузов и специалистов для партизан. В таких условиях было возможно организовать одновременные действия большого количества отрядов и групп, которым было бы придано необходимое оборудование – взрывчатка, взрыватели, бикфордовы шнуры и прочие необходимые для диверсий вещи. Среди партизан в 1943 году уже было немало подрывников с большим опытом, а командование дополнительно организовывало обучение их специалистами.

Эта спланированная массовая операция, призванная обеспечить успех летнего наступления Красной армии в 1943 году, также известна под названием «Рельсовая война». Ее продолжением стала операция «Концерт», проводимая с целью поддержки наступления на Смоленск и Гомель, форсирования Днепра и освобождения Киева осенью 1943 года. Организованные мероприятия рельсовой войны сопровождали также операцию «Багратион» летом 1944 года.

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Также по теме


«Возмездие было неизбежно»: как проходил первый открытый судебный процесс над нацистскими преступниками

75 лет назад в Краснодаре был публично приведён в исполнение смертный приговор в отношении восьми нацистских преступников. Эти события…

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Результаты операции «Рельсовая война»

Целью партизанских действий было оказание помощи регулярной КА в уничтожении противника в ходе Курской битвы. Перед партизанскими отрядами была поставлена задача затруднить доставку гитлеровцами грузов, необходимых для обороны, а также сковывать их силы при охране железной дороги.

ЦШПД использовал в проведении операции 167 партизанских бригад и отрядов. 14.07.1943 г. Ставка ВГК распорядилась начать операцию с выделением зон активности каждого отряда. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами и специальной техникой, производилась переброска инструкторов. Только за июнь 1943 г. были сброшены 150 т толовых шашек, 156 тыс. м шнура для взрывов, 28 тыс. м фитиля из пеньки, 595 тыс. детонаторов. Велись поставки оружия и боеприпасов.

Партизанские отряды общей численностью 100 тыс. чел. действовали в тылу ГА «Центр» и «Север» на линии 1 тыс. км с глубиной проникновения 750 км. Украинские партизаны противодействовали врагу в тыловых районах ГА «Юг». В течение первых недель рельсовой войны немецкое командование не могло обеспечить организованное противодействие партизанам.

За время операции партизаны подорвали 215 тыс. рельсов, уничтожили большое число эшелонов, бронепоездов, мостов, станционных объектов. Серьезный ущерб был нанесен врагу на отрезках железнодорожного пути между Полоцком и Молодечно, Минском и Бобруйском, Лунинцем и Калинковичами, Могилевом и Жлобином. Это привело к сокращению перевозок по железной дороге на 40%. Движение задерживалось на 3-15 суток, а в некоторых зонах его не могли восстановить до августа 1943 г.

Для восстановления путей сообщения немцы преобразовывали двухпутные участки в однопутные, восстанавливали разрушенные рельсы, разбирали отдельные участки. Это требовало времени и ресурсов. Для восполнения недостатка в рельсах гитлеровское командование вело их доставку с польской и германской территории, используя свыше 5 тыс. платформ и большое число локомотивов. Охрана железной дороги велась с привлечением дополнительных сил. В итоге рельсовая война существенно затруднила перегруппировку сил противника и обеспечение снабжения.

Что представляла собой операция «Рельсовая война», проведенная партизанами в 1943 г.?

— Это была крупная операция по нарушению железнодорожных коммуникаций противника на временно оккупированной советской территории. План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. 14 июля 1943 г. партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить по сигналу ЦШПД в одно и то же время.

Такое время, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

В операции приняли участие около 100 тыс. партизан и десятки тысяч советских людей, не входивших в партизанские формирования. В первую же ночь они уничтожили свыше 42 тыс. рельсов, а затем последовал еще ряд ударов партизан по коммуникациям противника. К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214 705.

Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу ЦШПД началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она являлась продолжением «рельсовой войны» и преследовала те же цели. К ее участию ЦШПД дополнительно привлек партизанские отряды, действовавшие в Прибалтике, Карелии и Крыму. Общее количество участников операции составляло около 120 тыс. партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148 557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август — декабрь 1943 г. партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Помимо разрушения железнодорожного полотна партизаны осуществляли также уничтожение подвижного состава, мостов, станционного хозяйства. В частности, белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие действия партизан оказали неоценимую помощь наступающим частям Красной Армии. Это вынужден был признать и противник. «Последовательный подрыв железных дорог,- отмечалось в дневнике военных действий верховного командования вермахта 3 октября 1943 г.,- впервые привел к непосредственному оперативному ущербу».

Некоторые из буржуазных фальсификаторов советского партизанского движения утверждают, что «рельсовая война» не дала ощутимых результатов, поскольку железные дороги в тылу немецко-фашистских войск не были парализованы, а процент потерь эшелонов с войсками якобы был небольшим. Но эти «исследователи» явно не в ладах с фактами, которые говорят о том, что гитлеровцы испытывалит огромные трудности в перевозках войск по железным дорогам. Вот лишь один из фактов: если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц.

Фашисты были вынуждены отвлекать значительные силы для охраны железных дорог. Однако существенных успехов в борьбе с партизанами они не добились. Своими героическими действиями в тылу врага, массовыми диверсиями на железных дорогах советские партизаны и подпольщики внесли большой вклад в достижение успеха операций советских войск в 1943 г.

Борьба с немецкими эшелонами

Подрывы железнодорожных мостов и выведение из строя немецких железнодорожных составов были основным методом борьбы партизан с немцами. Это работало с самого начала войны. Партизаны были весьма изобретательны.

Так бойцы в Орше выводили составы из строя особым способом. Константин Заслонов работал в паровозном депо, и подкладывал в хранилища специальный «уголь» — мины были замаскированы под топливо. Естественно, когда фашисты кидали их в топку — состав взрывался и летел под откос. Так было подорвано 93 эшелона.

А партизан Шавгулидзе пользовался специальным клином, который прикрепляли к рельсам. Когда состав наезжал на клин, сходил с рельсов.

Среди партизан было немало грамотных людей — инженеров, ремонтников, техников. Они и придумывали, как лучше уничтожать немецкую технику.

Результаты рельсовой войны

Операция оказалась действительно массовой. Уже 3 августа 1943 года было осуществлено 42 тыс. подрывов. Всего же в ходе «Рельсовой войны» было произведено более 215 тыс. подрывов, только в Белоруссии уничтожено более 800 составов (на территории Украины счет тоже шел на сотни). Масштабы гитлеровских военных перевозок по железным дорогам сократились на 40%, что сыграло заметную роль в успехе летнего наступления.

Некоторые важные железнодорожные магистрали в Белоруссии в результате подрыва бездействовали весь август. На многих направлениях движение останавливалось на сроки от 3 дней до 2 недель. Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.

Зона действий партизан была огромной – 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений.

Операция «Концерт» начиналась менее организованно (часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября) и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. подрывов, только в Белоруссии партизаны уничтожили и повредили более 1000 эшелонов, 72 моста. Падение интенсивности перевозок также местами достигала 40%.

Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.

В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.

В целом же опыт рельсовой войны (и явления в целом, и организованной операции) продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти

Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата

«Они приходят каждую ночь!»

Но реальные цифры, на основе которых был проведен анализ эффективности «Концерта», стали известны гораздо позднее. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление.

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Как писал в своих воспоминаниях немецкий генерал Курт фон Типпельскирх, командовавший в то время 12-м армейским корпусом группы армий «Центр», армейское командование в те дни безуспешно пыталось перебросить необходимое количество резервов на те участки, где сосредотачивались крупные силы Красной Армии. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления».

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Массированная партизанская атака на железные дороги привела к еще одному результату, на который не слишком рассчитывали на Большой земле. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии.

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Наконец, никуда не делся и психологический эффект от операции «Концерт». Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления.

Причины возникновения партизанского движения

Захватнический характер войны со стороны Германии и её желание уничтожить Советский Союз являются главными причинами зарождение партизанского движения в СССР в эпоху Великой Отечественной Войны. Немцы пытались реализовать свой план ОСТ, согласно которому:

  • Все жители Европейской части Советского Союза должны были переселиться за Урал. На освободившуюся территорию должны были заселиться 14 млн германских граждан.
  • Население, оказавшееся на захваченных немцами территориях, подлежало экономической эксплуатации, а физически сильные люди подлежали отправке в Германию на работы в концлагеря.
  • Экономическ сбор с деревень. На оккупированных территория немцы устанавливали для каждой деревне свою норму «налога» в виде количества продуктов, которые эта деревня должна ежемесячно сдавать в пользу Германии. Причем часто речь шла не только о продовольственных товарах, но и машинах, объектах промышленности, элементах культурного наследия и так далее.
  • Массовое уничтожение всех советских военнопленных, и проведение террора в отношении мирного населения с целью его запугивания, чтобы держать под контролем.

В таких условиях едва ли не единственным выходом для людей, оказавшихся на оккупированных Германией землях, являлся уход в партизанское движение. Поэтому партизанское движение буквально самого начала ВОВ активно разрасталось.

Цели и задачи

Партизанское движение имело следующие цели:

Разрушение инфраструктуры, причем не только военной, но и гражданской. Уничтожались линии электропередач, средства связи, транспорт, сооружения, фабрики и так далее. Все, что могло использоваться немцами для помощи своему фронту подлежало уничтожению.
Затруднить немецкое передвижение по железным дорогам. Партизаны активно срывали поставки продовольствия и боеприпасов на фронт, а также мешали передвижению и передислокации немецких войск.
Проведение разведки. Партизаны очень эффективно собирали разведданные

В частности, данные партизанской разведки использовались для проведения военной операции, например, на Курской дуге.
Одна из задач, которая официально не формулировалась, на которая была очень важной, заключалась в демонстрации всему населению, что даже на оккупированных территориях продолжает существовать Советская власть, и по-прежнему есть люди, которые за эту власть готовы воевать.

Партизаны проводили военные операции по обнаружению и ликвидации крупных чиновников из Германии. Наверное самой известной операцией в этом роде является уничтожение в 1943 году гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе.

В своих действиях партизан никто не ограничивал. Они были вправе использовать любые виды деятельности для достижения результата. Реально же нужно сказать, что деятельность партизан всегда были ограничена их возможностями. Партизанские отряды времён ВОВ испытывали острую нехватку в подготовленных диверсантах, а также ощущали постоянную нехватку продовольствия, оружия и припасов. Однако наиболее острый дефицит был в обученных диверсантах. Наиболее ярко это отразилось в «Рельсовой войне», которая при наличии подготовленных подрывников могла быть более эффективной и нанести больший урон противнику.

Итоги и результаты рельсовой войны

С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят

В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии

Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы.

Очевидные минусы рельсовой войны:

Уничтожение собственного имущества

Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны.
В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами.
Огромные приписки

Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено — невозможно. Поэтому часто в партизанских отрядах заявляли о перевыполнении плана на 200% или даже на 300%. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово».
Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс.

Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее:

  • Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.
  • Безусловно, подрыв рельс оказал влияние на переброску немецких войск, а значит на ход всех военных операций, в том числе и на Курскую дугу.

Для демонстрации того, что рельсовая война была спорными, можно привести цитаты из различных автобиографий немецких командующих, которые впоследствии писали, что события августа 1943 года буквально спасли немецкую армию. Дело в том, что в июне-июле партизаны уничтожали немецкие паровозы, а с августа переключились на рельсы. Выше уже отмечалось, что у немцев недостатков в рельсах не было, а вот в паровозах были. связано это с тем, что если рельсы можно было демонтировать в Европе и перебросить в СССР в случае необходимости, то с паровозами так сделать было нельзя, поскольку они не обладали другими характеристиками и передвигаться по советским железным дорогам не могли из-за разного размера колеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector