Как появились боги, великаны и люди в асатру — религии викингов?
Содержание:
- Изощренная месть Палнатоки
- Датское право и англосаксонская реконкиста
- Непокорный Уэссекс и резня при Эшфорде
- Викинги: происхождение народа
- Мотивы обращения
- Культура викингов – сердце Древней Скандинавии
- дальнейшее чтение
- В Норвегии возрождается древняя норвежская религия
- От вторжения к завоеванию
- Скандинавская божественная символика
- Сотворение мира в религии скандинавов
- Хирд
Изощренная месть Палнатоки
Палнатоки все же удалось отомстить Харальду Синезубому, и не один, а два раза. Он умудрился сначала испортить ему жизнь, а потом и вовсе убить его. Однако без помощи самого Харальда сделать этого не удалось бы. Однажды тот навестил Палнатоки на правах короля, знатно попировал у него со своей дружиной и поплыл дальше. Кроме прочих увеселений, конунг не удержал своего Харальда-младшего в штанах и переспал с одной из служанок — глупой и совершенно некрасивой Асой. Та через положенное время родила, и на руках у Палнатоки оказался сын короля, хоть и незаконнорожденный.
Палнатоки назвал карапуза Свейном и воспитал его как своего сына — научил его всему, что положено знать будущему королю, то есть драться, убивать, грабить, быть тираном и вести себя как неслыханный нахал. Свейн вырос хиловатым, но зато истинно королевской наглости и гонора ему было не занимать. Достигнув совершеннолетия, он заявился к папаше и потребовал или назначить его наследником, или дать ладей с воинами, чтобы было на чем грабить и зарабатывать себе на хлеб насущный.
Свейн Вилобородый
Раздосадованный Харальд выделил бастарду отряд и транспорт и отослал восвояси. Столько же ладей Свейну дал и Пальнатоки. С тех пор у них так и повелось. Свейн грабил земли, принадлежавшие отцу, на папашиных же кораблях и с дарованными им отрядами. После этого он приходил к Харальду и говорил что-то в духе «давай-ка мне еще кораблей и я отстану от тебя и уплыву навсегда». Конунг давал наглецу еще драккары и еще воинов, но тот не унимался.
В результате конунг так откормил Свейна, что тот начал представлять угрозу. Малец не просто грабил папкины города и деревни, он проявлял чудеса изобретательности в истреблении населения и мастерстве грабежа. Однажды терпение конунга лопнуло, и он отправился прибить наглого бастарда вместе со всеми его грабителями. Свейн отчаянно сопротивлялся и в этом ему помогал Палнатоки, который решил, что это — его шанс отомстить Харальду Синезубому.
Конунг сумел взять флот Свейна в клещи и прижать к берегу. Неблагодарный бастард был, вроде как, обречен. Харальд разбил лагерь на берегу, где ждал завтрашней битвы с сыном. В это время Палнатоки готовился осуществить свою месть. Он в одиночку подкрался к лагерю короля и выстрелил в него из лука. Харальд был убит, атака захлебнулась также как и конунг Дании в собственной крови.
На тинге датчан решили, что королем станет именно Свейн — он уже доказал, насколько амбициозным и безудержным военачальником может быть, а разве что-то еще требуется от короля скандинавов? К тому же Свейн, получивший прозвище «Вилобородый», в последствии действительно отличился, захватив трон и Дании и Норвегии и Англии одновременно. Он был истинным королем-викингом.
Датское право и англосаксонская реконкиста
Не сумев принудить к покорности Уэссекс, викинги занялись формально непокорными королевствами. Их поредевшие после Эшфорда ряды пополнила Великая летняя армия: эмиграция в Англию становилась у скандинавов всё более популярной.
В 874 году викинги окончательно разгромили Мерсию и поставили во главе марионеточного короля Кёлвульфа. Прежний король Бургред бежал до самого Рима, где и умер. Попутно викинги сходили к валлийцам и пиктам, ограбив заодно и их. Не забыли они и нанести визит невежливости к ирландцам, вместе с осевшими в окрестностях Дублина норманнами.
(Фото: Angus McBride)
В 876 году конунг Хальфдан решил перейти от завоевания и грабежа к установлению своей власти. Он забрал лучшие земли у местных жителей и раздал их своим воинам, которыеначали пахать и кормить себя». Сам он назвался королём Йорвика, то есть Йорка.
На подвластной ему территории — от берегов Ирландского моря почти у самой будущей Шотландии до северного берега устья Темзы — Хальфдан ввёлданло», датскую систему права, элементы которой влились в английское право и продержались долгие века.(Например, судом присяжных и расширенными правамипростого люда» британские подданные обязаны именно датским завоевателям — у англосаксов ничего подобного не было).
Пока люди Хальфдана меняли мечи на орала, из-за моря прибыло новое войско викингов, полное энтузиазма, жажды золота и крови. Его возглавил военачальник Хальфдана, конунг Гутрум Старый, правивший землями в Мерсии и Восточной Англии. Он собрал войско, которое перезимовало в Кембридже, а затем начал новое наступление на Уэссекс.
Внезапный десант с драккаров в Пул-харбор далеко на юго-западе Уэссекса и встречный удар пешего войска из Кембриджа дезориентировал оборону короля Альфреда. Гутрум наносил саксам и их правителю поражение за поражением. Внезапная ночная атака на лагерь Альфреда при Чиппингеме привела к гибели значительной части войска саксов, включая немногочисленную кавалерию.
Пока уверенный в победе конунг Гутрум Старый отвлёкся на мятежников в Мерсии, Альфред призвал всех способных держать оружие к Эгбертову камню близ Эдингтона. Саксы, разъярённые устроенной викингами резнёй и разорением, пришли и были готовы к битве. К этому же месту устремились главные силы войска конунга Гутрума, чтобы наконец покончить с неуловимыми саксами в одной битве.
При Эдингтоне король Альфред и дал генеральное сражение в мае 878 года. Как повествует хроника, саксы бились яростно, держа плотную стену щитов и раз за разом отбрасывая викингов. Снова, как при Эшфорде, уэссексцы оказались более упорными и стойкими, чем скандинавы. Войско конунга дрогнуло и бежало, его остатки укрылись в крепости у уже упомянутого Чиппингема.
После двухнедельной осады Гутрум от имени всех викингов согласился подписать мир — норманны не догадались запастись едой в крепости до битвы, будучи уверенными в победе, и отчаянно проголодались. Территория Англии теперь делились на земли данов и королевство Уэссекс. Мерсию поделили на восточную — датскую — и западную, английскую. Английской же осталась Северная Нортумбрия близ будущей Шотландии. Были прочерчены устойчивые границы, согласованы торговля и прочие детали добрососедских отношений. Конунг Гутрум принял крещение, а король Альфред стал его крёстным отцом.
Он стал править Восточной Англией уже как христианский король. Бывший конунг так проникся новой верой, что ввёл почитание умученного его предшественниками святого короля Эдмунда.
А что же Хальфдан? Он не усидел спокойно на троне и года. Бурная кровь Рагнара Лодброка требовала новых завоеваний и побед. В 877 году он снова отправился в Дублин и дал бой местному правителю Барду мак Имару. Войско ирландцев и местных оседлых норманнов разгромило армию вторжения при Странгфорд-Лохе, и конунг Хальфдан погиб. За корону Йорвика началась борьба, в которой спустя несколько лет победил некто Гутфрид. В это время викингам Йорка было совсем не до новых захватов.
На этом датское завоевание Англии закончилось. Викинги, всё ещё желавшие славы и грабежа, покинули британские берега и отправились на континент. Там как раз умер король Карл Лысый, и Западно-Франкское королевство предоставило замечательные возможности для грабежа.
Дальше началась великая осада Парижа Ролло Пешеходом, а затем — два грандиозных поражения викингов, которые в начале 890-х годов выкосили последних романтиков меча и топора. А англосаксы из Уэссекса постепенно начали отвоёвывать земли Англии, к 954 году завершив свою реконкисту… но об этом — в следующий раз.
Непокорный Уэссекс и резня при Эшфорде
И ютский Кент, и английская Мерсия, и два малых саксонских королевства, Эссекс и Суссекс, предпочитали откупаться от грозных завоевателей и понемногу признавать их гегемонию.
Упорное сопротивление оказывал только король Уэссекса Этельред. На рубеже 870-871 годов его войска провели девять крупных битв с викингами и, хотя выиграли они только две, границы им удержать удалось. Пограничные отряды Этельреда перехватывали группы рейдеров и беспощадно вырезали.
К этому моменту конунг Ивар, предводитель вторжения, исчез из хроник. Есть мнение, что появившийся в то же время в Дублине конунг Имар — это и есть Ивар, но в любом случае в 873 году он уже умер.
Сага о сыновьях Рагнара утверждает, что Ивар умер от болезни. Бескостный завещал похоронить себя в кургане,где было самое уязвимое место, и сказал, что надеется, что те, кто придёт в страну в том месте, не одержат победы». Видимо, это было в устье реки Уз невдалеке от Йорка.
Именно там в 1066 году причалил великий конунг Харальд Суровый с войском норвежских викингов. Он успешно воевал от Руси до Сицилии, был сподвижником Ярослава Мудрого, основал Осло и создал варяжскую гвардию византийским василевсам — но в Англии при Стамфорд-Бридже его разбил английский король Гарольд Годвинсон. Харальд погиб.
Спустя месяц самого Гарольда Годвинсона разгромил и убил другой потомок викингов — Вильгельм Завоеватель. Он настолько озаботился проклятием конунга Ивара, что приказал раскопать его курган, сжечь кости и развеять пепел.
Похоже, помогло.
Ну а в 870 году место то ли тяжело больного, то ли отправившегося покорять Ирландию Ивара занял его брат Хальфдан. Успехи сыновей Рагнара в безудержном грабеже и покорении Англии привлекли новых желающих поучаствовать в веселье. В 870 году прибыли новые воины во главе с конунгом Бэгсигом. Сил у викингов стало больше.
Конунги Хальфдан и Бэгсиг соединили силы и двинулись на Уэссекс — последний оплот англосаксонского сопротивления. Четвёртого января 871 года у Рединга скандинавы сбили с позиций уэссекское войско короля Этельреда и его брата Альфреда и убили одного из их лучших военачальников — Этельвульфа. Но армия Уэссекса не была разбита — она лишь отошла и изготовилась к новой битве.
Генеральное сражение произошло четырьмя днями спустя у Эшфорда. Викинги построились двумя крыльями: главные силы конунгов Хальфдана и Бэгсига встали против короля Этельреда, а против Альфреда выступили сводные силы ярлов. Конунги явно намеревались нанести уэссексцам решительный удар и покончить с организованным сопротивлением англосаксов.
Резня шла с утра до ночи. Первыми не выдержали викинги. Они опрокинулись и побежали. Хроника Vita Ælfredi сообщает, что все окрестности устилали тела убитых норманнов. На поле боя остались конунг Бэгсиг, ярлы Сидрок Старый, Сидрок Юный, Осберн, Френа и Харальд.
Увы, для саксов даже эта славная победа не стала решающей и не переломила ход войны, подобно Оршанской баталии. В нескольких последовавших сражениях викинги взяли реванш, король Этельред погиб от ран.
Ему наследовал брат Альфред, который затем сумел остановить нашествие. Именно за это историки назвали его Великим.
Викинги: происхождение народа
У многих возникает вопрос, что же делали Викинги до 789 года. Неужели их не существовало? На самом деле народ появился очень давно, еще в древние времена, однако о нем мало кто знал. Это связано с отдаленностью Скандинавии и довольно прохладным климатом.
Викинги, происхождение народа:
- Все дело в изменении климата, ведь до 6 века температура значительно снизилась, количество посевных земель уменьшилось, а численность неурожайных годов росла. Это спровоцировало вымирание народа в районе Скандинавии и Норвегии, где и без того не очень благоприятный климат.
- Но после 6 века произошло изменение в атмосфере, температура снова повысилась, благодаря чему увеличилась рождаемость и количество населения.
- Так как площадь Скандинавии совсем небольшая, а земельный надел не бесконечный, то многим жителям тех мест пришлось эмигрировать, и искать более подходящее место для жизни.
- Ведь дальше заниматься земледелием и охотой стало бесполезно, невозможно из-за небольшого количества подходящих для обработки земель, и постоянно растущего числа населения.
Викинг
Мотивы обращения
Некоторые обращения, по-видимому, произошли из-за политической и материальной выгоды, в то время как другие — по духовным причинам. Например, некоторые, возможно, просто хотели взять богатые подарки (такие как прекрасная белая одежда для крещения), которые раздавались франкской знатью, которые выступали в качестве спонсоров кандидатов на крещение, когда они крестились. В случае с королем Дании Харальдом Блютузом, например, он лишь частично обратился в новую веру (по крайней мере, сначала), чтобы сохранить свою независимость от немцев, которые в то время представляли даже большую угрозу, чем франки до этого. к этому. Он также видел, что христианство может многое предложить его правлению. Это не только помогло повысить его статус, но и оказало практическую помощь. Епископы-миссионеры были грамотными, а те, кто имел опыт работы с королевским правительством в Германии или Англии, могли стать ценными советниками. Был также экономический мотив для обращения, поскольку языческие короли были очарованы христианским богатством. В результате некоторые решили принять новую веру как способ получить доступ к этому богатству.
Культура викингов – сердце Древней Скандинавии
Традиции викингов – это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется – эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности – обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь – работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.
Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном – Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности – территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).
Но в связи с этим возникает закономерный вопрос – что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов – это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов – это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов – это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины – берсерки и ульвхендары. Это эрили – резчики по камню, и скальды – поэты, сжимающие в одной руке – меч, в другой – искусство стихосложения. В этом – вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.
дальнейшее чтение
- Беренд, Нора. Христианизация и рост христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь c. 900–1200 (2010).
- Катаяла-Пелтомаа, Сари. «Отцовство, мужественность и живая религия в позднесредневековой Швеции». Скандинавский исторический журнал 38.2 (2013): 223–44.
- Латурет, Кеннет Скотт. История распространения христианства. Том 2. Тысяча лет неопределенности: 500–1500 гг. Нашей эры (1938), стр. 106–43.
- Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. II: Девятнадцатый век в Европе, протестантская и восточная церкви (1959): стр. 131–96.
- Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. IV: Двадцатый век в Европе, Римско-католическая, протестантская и восточная церкви. (1961): 310–36
- Винрот, Андерс. Обращение Скандинавии: викинги, торговцы и миссионеры в переделке Северной Европы (Yale UP, 2012).
На других языках
- Хофтун, Оддгейр (2008). Kristningsprosessens og herskermaktens ikonografi i nordisk middelalder , Осло: Solum forlag. ISBN 978-82-560-1619-8 (на норвежском языке)
- Кауфхольд, Мартин (2001), Europas Norden im Mittelalter , Wissenschaftliche Buchgesellschaft ISBN 3-89678-418-8 (на немецком языке)
- Ларссон, MG (2002). Götarnas riken. Upptäcktsfärder till Sveriges enande . Атлантида, Стокгольм. ISBN 91-7486-641-9 . (на шведском языке)
- Шен, Эббе. (2004). Аса-Торс хаммаре, Гудар и тро оч традиция . Fält & Hässler, Варнамо. ISBN 91-89660-41-2 (на шведском языке)
В Норвегии возрождается древняя норвежская религия
Древняя религия Норвегии по общей мифологии с германской. Для неё характерен культ Одина, пришедший из западной Германии. Большая часть информации о скандинавской мифологии содержится в древнескандинавской литературе, в том числе в норвежской литературе, например, в Эдде.
Так, например, в ней можно найти сведения о пантеоне норвежских богов. К сожалению, в наше время известно относительно мало о старых религиозных обрядах Норвегии, поскольку большинство знаний было потеряно в процессе христианизации страны.
Каменный круг Fevikveien, район Арендал, Норвегия. В наши дни в Норвегии возрождается древнескандинавская вера Асатру, которую христиане считают язычеством. Фото: dostoyanieplaneti.ru
Интерес к древней норвежской религии, которую христиане считаю язычеством, повысился в конце XVIII века. Тогда многие норвежские ученые перевели многие мифы на датский (язык Норвегии в то время), пытаясь использовать их для создания общей норвежской культуры.
В настоящее время наблюдается возрождение древнескандинавской религии, которая получила название Асатру (букв. «вера в асов»). Она направлена на реконструкцию дохристианской веры, практикуемой в эпоху викингов.
Древние религии в Норвегии практикуют некоторые норвежцы и саамы.
Кроме того, в Норвегии проживают саамы, которые следуют своей шаманской религии, основанной на поклонение природе. Пантеон саамов состоял из четырёх общих богов: Матери, Отца, Сына и Дочери (Radienacca, Radienacce, Radienkiedde и Radienneida.
Норвежская церковь провела кампанию по христианизации саамов в XVI-м и XVII-м веках. Хотя подавляющее большинство саамов в Норвегии стало христианами, некоторые из них по-прежнему следовали своей традиционной вере, а некоторые шаманы и по сей день практикуют свою древнюю религию.
Всего в стране почитателей древнескандинавской религии и саамского шаманизма несколько сотен человек, при этом саамы более религиозны, чем норвежцы.
От вторжения к завоеванию
В IX веке англосаксы ещё не успели стать страшилкой российской патриотической прессы, а были обычными германскими племенами. В античные времена они жили на землях современных Дании и Нидерландов. В V веке на волне великого переселения народов англосаксы переплыли Северное море и вломились в оставленную Римской империей Британию.
Завоевав и потеснив в горные окраины кельтов, они создали семь королевств: три англы, три саксы, и одно — юты. Англы заселили северо-восток: Нортумбрию, Мерсию и Восточную Англию. Саксы — юг: Уэссекс, Эссекс и Суссекс. Юты обосновались на самом краю острова — близ пролива, в Кенте.
Всё шло неплохо. Из семи варварских королевств гептархии понемногу проявлялось будущее единство Англии. С распространением христианства монастыри стали центрами интеллектуальной жизни, известными далеко за пределами островов. Миссионеры-саксы даже завели традицию ездить на континент и приобщать к цивилизации и слову Христову своих диковатых языческих родичей к востоку от Рейна.
Однако с конца VIII века земли англосаксов стали объектом нападений викингов. Масштаб и наглость их атак постоянно росли, за отдельными рейдами на незащищённые монастыри шли всё более серьёзные набеги.
В 865 году скандинавы перешли от вторжения к завоеванию.
Скандинавская божественная символика
Скандинавские символы делятся на группы:
- Рунические. К этой категории относятся как сами знаки, так и обереги, на которых указаны подобные элементы. Считается, что возраст рун – свыше 2000 лет.
- Околорунические. Представляют собой слабо изученный раздел скандинавской магии. Часть из них имеет общие черты с рунами.
- Скандинавские знаки, не имеющие какого-либо отношения к рунам. Это предметы обихода, песни и военная атрибутика.
У каждой руны есть свое значение. Смысл данных символов меняется в зависимости от расположения на обереге. У скандинавов были распространены и иероглифы, которые наносились на талисманы.
Сотворение мира в религии скандинавов
Из того же льда, что и великан Имир, родилась и корова Аудумла, её назначение в этом бесплодном мире было одно — кормить гиганта молоком, питалась сама она только солью, которую слизывала с ледяных камней. Как-то раз Аудумла перепутала с солёным камнем кусок чистого льда и тоже стала вылизывать, а поскольку язык у коровы был горячим, лёд стал таять, и от соединения тепла и холода родился Бури — прародитель асов.
Бури, очевидно, взял в жены не то одну из дочерей Имира, поскольку тот периодически производил на свет гигантских женщин и мужчин, не то дочку Трудгельмира. От этого союза родился у них сын Бор — тоже пригожий малый. Вот имя его жены точно известно — Бестла, она была дочкой Бёльторна. У этой парочки родилось трое сыновей — Один, Вили и Be, которые разительно отличались от отца и матери. Они были богами. И им вовсе не нравился холодный и тёмный мир, в котором жили их предки. Да и от собратьев, инеистых великанов, они тоже сильно отличались. Так что эта троица решила действовать радикально: уничтожить предков и создать новый прекрасный мир.
Первым делом они убили своего прадеда Имира, а тело использовали без остатка. Все его части пошли в производство: из плоти образовалась суша, из костей — горы, из волос — растительность, из мозгового вещества — тучи, свод черепной коробки стал небесным сводом с четырьмя сторонами света, а кровь Имира стала океаном. Её было так много, что она затопила все вокруг.
Можно сказать, это был первый известный всемирный потоп. в нём потонули все инеистые великаны, кроме великана Бергельмира (сына Трудгельмира и внука Имира) с супругой. Они вовремя успели сделать себе лодку.
Новое пространство срочно требовалось заселять. И дети Бора решили сделать сотоварищей — людей, которые бы не обладали сверхъестественными способностями, зато были бы милыми и послушными. Они нашли стволы двух деревьев — ясеня (или тиса) и ольхи (или ивы) и вытесали из них первых людей. Из ясеня — мужчину Аска, из ольхи — женщину Эмблу. Никакой библейской глины! Один вдохнул в них душу и дал творческое начало, Вили дал разум и способность двигаться, a Be наделил здоровьем, красотой, слухом, зрением, обонянием, чувствительностью кожи и речью. От этих двоих, так же, как от Адама и Евы, пошло всё человечество.
Хирд
Каждый конунг или ярл имел свою дружину — хирд (hird). Она была нужна для защиты предводителя и для проведения военных операций. Именно со своими преданными дружинниками (хирдманнами, hirðmen), конунги и ярлы совершали походы. Хирд всегда был рядом в бою, в составе большей армии и прикрывал вождя.
Структура дружины/хирда викингов
В состав хирда входили только проверенные воины, фактически, боевые братья предводителя. Конунг требовал периодически поставлять ему новых бойцов от подвластных ярлов и херсиров (баронов), если он, конечно, не был в изгнании.
Состав хирда:
- Ярл, конунг, хёвдинг (вождь) — главный военачальник;
- Форинг — правая рука вождя хирда, выполнял командные функции;
- Хольд (hauld) — воин высокого ранга. Наиболее опытный дружинник;
- Дренг (drengir) — молодой воин без земель в поисках славы и богатства. Относился к младшим дружинникам. Набор оружия неполный — без лука и стрел;
- Фелагами называли не только боевое объединение дружинников (часто молодых) в составе хирда, но и также самостоятельные дружины для защиты, торговли или походов под предводительством военачальника. Фактически, структура, предшествующая хирду.
Хирд — важная базовая единица военного формирования эпохи викингов. Размер дружины соответствовал целям конунга или ярла. Например: дружина Олафа Харальдсона Святого — 60-100 человек, Олафа Тихого — 240. Размер варьировался от страны и от конунга: от 25 (размер команды драккара) до 400 человек. Исключением мог быть Кнут Великий, у которого в какой-то момент было 3000 дружинников.
Хирд защищает своего хёвдинга, предводителя
Дополнительно:
- Тигнармен — почётные, знатные люди (tignarman, tignir menn) — конунги и ярлы;
- Хёвдинги, хевдинги — вожди, предводители местных дружины или общее название вышестоящего командования — конунг, ярл или херсира (см. ниже);
- Хускарлы — дословно: домочадцы; участники дружины, также — хирдманны;
- Скутильсвейны (skutilsveinar) — общее название воинов высокого ранга;
- Кертильсвейны (kertilsveinar) — общее название младших дружинников;
- Фардренги (fardrengir, far — поездка) — молодые воины-скитальцы по далёким странам в составе дружины.