Врагу не сдается наш гордый «варяг»: судьба корабля-героя

Один корабль, две судьбы

С гибелью «Варяга» жизнь корабля не закончилась. Японцы подняли затонувший крейсер. Правда, эти работы продолжались полтора года и стоили им больших денег. Через два года после сложного ремонта крейсер под названием «Сойя» стал японским боевым кораблём. Девять лет на нём проходили стажировку японские курсанты. На корме крейсера была установлена табличка с надписью «Варяг», правда, на японском языке, рассказывающая о храбрости русских. Каждый раз новая команда кадетов, получала разъяснения, что они будут проходить обучение на русском корабле, который не сдался, а сражался с целой японской эскадрой. После войны японцы создали в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командир легендарного крейсера В.Ф. Руднев был награждён орденом Восходящего Солнца.

В 1916 году крейсер вновь стал русским. Его выкупило у японцев российское правительство, и он самостоятельно добрался до Мурманска, а после был отправлен на ремонт в Великобританию. Революция в России изменила приоритеты: большевики отказались оплачивать ремонт, после чего союзники разоружили крейсер и продали его на металлолом. При буксировке корабль наскочил на камни в Ирландском море. Корпус взорвали, чтобы он не мешал судоходству.

Принимая неравный и безнадёжный бой, моряки «Варяга» показали врагу, что лёгкой победы в предстоящей войне с Россией ждать не придётся. Врагу было показано, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит.

Основные события из истории флота

История тихоокеанского флота берет начало в 17 веке, с первыми выходами русских в Тихий океан.

21 мая 1731 года в Санкт-Петербурге вышел указ о формировании Охотской военной флотилии – первого объединения на Дальнем Востоке. В задачу флотилии входила охрана прибрежной зоны и островов.

Именно эта дата – 21 мая – до сих пор указывается как день основания тихоокеанского флота.

В 1922 года создано подразделение, получившее название “Морские силы на Дальнем Востоке”, однако через 13 лет, в 1935 году, объединение получает название “Тихоокеанский флот”, сокращенно – ТОФ.

Во время Великой Отечественной войны подразделение участвовало в боевых действия на Баренцевом море.

В период советско-японской войны флот принимал участие в операциях освобождения Северной Кореи.

Во время Второй мировой экипажи кораблей с честью выполняли поставленные задачи

В 1965 году награжден орденом Красного знамени, получив звание краснознаменного тихоокеанского флота.

Трагическое событие произошло 7 февраля 1981 года, когда в авиакатастрофе погибло почти все руководство объединения.

В советское время тихоокеанский флот был у всех на слуху, как дважды награжденный орденом Красного знамени, однако в постсоветское время его участь оказалась незавидной. В 1991 году боевой состав был лишен основных боевых единиц, которые были переведены в другие объединения ВМФ России. Причина – значительная удаленность тихоокеанского подразделения от оперативно-командных центров военно-морского флота.

Стоит отметить, что взамен утраченных боевых единиц, тихоокеанский флот до сих пор не получил какой-либо существенной надводной техники, несмотря на, казалось бы, возросший интерес властей к подразделению в 2008 году, когда базу посетил президент.

Так как основные единицы подводной техники практически израсходовали свой потенциал, состоянием на 2010 год складывалась неблагоприятная картина – когда-то один из самых сильных флотов СССР фактически стал не способен выполнять свое предназначение. Ситуация несколько изменилась в 2011 году, когда было подписано соглашение о пополнение боевого резерва флота новой техникой. С 2013 года в распоряжение флота поступило несколько десантных и противодиверсионных катеров, беспилотных летательных аппаратов и корвет “Совершенный”.

Интересно, что несмотря на длительные проблемы с техникой, в 2017 году тихоокеанскому флоту присвоена награда за лучшую боевую подготовку.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Таможня дает добро

Обращаемся в МИД с просьбой – не смогли бы они переправить с дипломатической почтой снаряд с землей. В подтверждение святости земли и подлинности снаряда приложили фотографии церемонии у памятника «Варягу» во Владивостоке.

В МИДе молчали два дня. Видимо, проникались значимостью предстоящего события. Ответ гласил: помочь готовы, но, к сожалению, в оставшееся до церемонии время отправка диппочты в Австрию не планировалась.

Как быть? Люди торжественно передавали нам эту землю, а мы их подведем! Ложка к обеду дорога! Значит, сделаем так. Земли у нас в гильзе по объему на две пачки сигарет. Но если высыпать в пачки, то на досмотре заметят. Тогда решили взять две курительные трубки, землю пересыпать в кисеты: мол, два разных табака, и все сложить рядом…

Неделю сушили землю на подоконнике до «табачного» состояния. И вот мы в «Домодедове». Груз разделили: снаряд несем с собой в ручной клади, земля – в кисетах в багаже.

Все пока идет по плану. И вот уже на досмотре диалог: «Это чей пакет?». «Мой». «Забирайте, отойдем на досмотр». К досмотровому столу тут же подходят трое полицейских с автоматами.

В сумке лежало три предмета: снаряд в пластиковом футляре, военно-морская белая офицерская фуражка и папка с «оправдательными документами» (в том числе справка МИДа РФ о том, что мы – вполне законопослушные историко-просветительные энтузиасты). Объясняем, что везем в Австрию сувенир с боевого крейсера «Варяг» в дар музею поэта – автора песни о «Варяге». Вот документы.

Тревожную кнопку, видимо, нажали сразу. К досмотровому столу с разных сторон подтягивались дополнительные силы. Подошли еще две пары полицейских и несколько человек в штатском. Разговор продолжается: «Могу головку с гильзы снять, она съемная». «Ничего не трогать. Сейчас разберемся. Ваши документы».

Откуда-то появилась девушка со спецчемоданом и начала протирать снаряд разными тампонами. Потом положила снаряд в специальный отсек и закрыла. Ждем. Пока ждали, подошедшие штатские и полицейские молча разглядывали фотографии с морского кладбища во Владивостоке и также молча слушали наш сбивчивый рассказ о бое «Варяга», стихах и песне, об австрийском поэте и долге памяти.

Прибор «запикал», девушка раскрыла камеру и прочитала заключение: органических соединений, токсических веществ и порохов не обнаружено. И тут все разом заговорили. Интерес к теме крейсера был искренним. Снаряд каждый хотел подержать в руках. «А фуражка тоже в музей?». «Фуражка к мундиру, мундир в чемодане для торжественного открытия мемориала».

Старший, возвращая документы, сказал: «Счастливого пути, товарищ капитан первого ранга, только советую вам снаряд положить в чемодан и сдать в багаж. У вас еще впереди таможенники, пограничники, зачем вам лишние разбирательства, а багаж мы уже проверили. На этом все». Мы так и сделали.

На паспортном контроле пограничник, молодой парень, глядя в паспорт, задал один-единственный вопрос: «Цель вашего визита в Австрию?». Я замешкался с ответом, подбирая варианты ответа – не туристическая, не горные лыжи, не бизнес: «Пожалуй, гуманитарная на этот раз».

Пограничник поднял голову, внимательно посмотрел на меня и тут в его равнодушных глазах заиграли чертики: «А следующий вместе с вами?».

Я невольно оглянулся. «Следующим» был мой друг капитан первого ранга Валерий Новиков, хотя и одет в гражданский костюм, но стоял так, как будто парад принимал. «Да, мы вместе». «Проходите, гуманитарии…»

Памятная доска от российских военных моряков была открыта на могиле австрийского поэта и драматурга Рудольфа Грейнца (1866–1942) в коммуне Ампас федеральной земли Тироль 16 августа 2017 года – в 75-ю годовщину со дня смерти поэта. На ней высечен первый куплет стихотворения на немецком и русском языках, а также изображен легендарный и непобедимый крейсер.

Как особо подчеркнул генеральный консул России в Зальцбурге Сергей Магута, торжественная церемония стала знаком исторической связи российского и австрийского народов

«Очень важно, что не только в России, но и в Австрии есть энтузиасты, хранящие память о нашей общей истории», – добавил он

Вот так получилось, что после императора Николая II, пославшего почтовую открытку со словами благодарности поэту за стихи, мы стали первыми, кто отдал дань уважения поэту, установив памятную доску от российских военных моряков на его могиле. Подвиг, воспетый в песне, будет жить веками.

Вадим Шатунов,выпускник Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г. И. Невельского
 

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» – 14 152 мм; «Нийтака» – 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» – 10 152 мм, «Акаси» – 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана». При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля. Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса.

Возвращение «Варяга»

В японском флоте «Соя» использовался как учебный корабль для будущих офицеров. Победители в Русско-японской войне не преминули продемонстрировать свой трофей всем государствам на берегах Тихого океана — с 1909 по 1913 год бывший «Варяг» под флагом восходящего солнца побывал в портах США, Канады, Китая, Австралии и Филиппин.

Но после 1914 года Россия и Япония формально оказались союзниками в войне против Германии. В условиях затянувшегося мирового конфликта нашей стране срочно требовались корабли для защиты побережья Баренцева и Белого морей — сразу возникла мысль выкупить у японцев их русские трофеи прошлой войны. Первоначально переговоры шли о броненосцах, доставшихся японцам после падения Порт-Артура. Но, по легенде, сам царь Николай II внёс в список выкупаемых трофеев и знаменитый «Варяг».

Постройка и испытания

Создание

Загруженность и недостаточная оснащенность отечественных судостроительных заводов привела к тому, что заказ был отдан американским корабелам. Его строительство производилось в городе Филадельфия на верфи . Подписание контракта произошло 11 апреля 1898 года. Инженеры компании предлагали взять за образец для будущего судна японский «Касаги», однако российская сторона настояла не использовании в виде прототипа другого типа корабля — «Диана». При этом технический комитет отказался от установки надежных, то тяжеловесных котлов Бельвиля в пользу недостаточно испытанной техники Никлосса.

Изменения

В процессе создания «Варяга» технические характеристики корабля вносилось большое количество уточнений и изменений, поскольку первоначальный проект был очень расплывчатым. Например:

  • для лучшего обзора, боевая рубка была увеличена и приподнята;
  • высота бортовых килей стала на 0,16 метров;
  • установлены вспомогательные элементы для электродвигателей;
  • чтобы избежать перегрузки пришлось отказаться от брони для защиты артиллерийских орудий.

Главный калибр создавался на Обуховском заводе, а торпедные устройства на Металлическом в Санкт-Петербурге. Якоря, цепи для них и противоторпедные сетки были заказаны в Англии. Все остальные элементы производились предприятиями США.

Этапы

  • Январь 1899 года корабль вносится во флотские списки и получает имя «Варяг».
  • Октябрь 1899 года — первый спуск на воду.
  • Сентябрь 1900 года — сдача морского судна заказчику.
  • Март 1901 года — приход в Россию.

Новые публикации

Андрей Кибрик: Каждые две недели в мире исчезает один язык 17.11.2021

В Москве, в Институте языкознания РАН, прошёл международный «Лингвистический форум – 2021: Языковая политика и сохранение языков». Как на фоне глобального уменьшения числа языков сохранить языковое разнообразие России? Этот вопрос стал главным в работе форума. Ответить на него «Русский мир» попросил директора Института языкознания (ИЯ) РАН, лингвиста Андрея Кибрика.

Русская Ирландия в одной газете 17.11.2021

«Наша газета» остаётся в Ирландии единственным бумажным информационным изданием на русском языке. Этой осенью «Нашей газете» исполнилось 20 лет. Её история красноречиво показывает, что русский язык служит языком международного общения не только на востоке Европы, но и на самой западной её окраине.

Сохранять традиции, чтобы двигаться вперёд: в Литве прошёл XVI фольклорный фестиваль «Покровские колокола» 16.11.2021

Фольклорный фестиваль «Покровские колокола» прошёл в литовской столице – и вновь с успехом.  Как будто нет пандемии, нет ограничений в передвижении и непреодолимых проблем с визами. Для организаторов этого международного праздника фольклорного искусства все проблемы, как выяснилось, преодолимы.

«Фёдор Достоевский – поэт человечности»: Год Достоевского отмечают в Дрездене 16.11.2021

В Германии творчество Ф. М. Достоевского пользуется исключительным интересом. Об этом свидетельствуют новые переводы его произведений на немецкий язык, сценические постановки в крупнейших немецких театрах. Дрезденский Немецко-русский институт культуры инициировал проведение Года Достоевского – 2021 в Германии.

Николай Свентицкий – о миссии русских театров за рубежом 15.11.2021

Директор Тбилисского государственного русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, заслуженный артист Российской Федерации Николай Свентицкий недавно отметил свой юбилей. Но подводить итоги пока рано – впереди новые планы по продвижению русской культуры и объединению русского театрального пространства в странах СНГ.

«Я давно уже люблю эту женщину до безумия». Любовь и влюблённость в жизни Достоевского 15.11.2021

«Ищите женщину!» – применительно к писательской деятельности это наблюдение особо значимо, поскольку способные глубоко мыслить и переживать мужчины, как правило, тонко чувствуют женщин и подвержены их влиянию. Ф. М. Достоевский не был исключением.

Россия была уникальной империей 15.11.2021

В этом году исполнилось триста лет со дня принятия Петром Первым титулов императора всероссийского и отца Отечества и провозглашения России империей. Хотя на самом деле у нашей страны был имперский опыт и до этих событий. Но с этого момента Российское государство стало укреплять позиции в кругу европейских держав и влиять на судьбы всего мира.

У ненависти свои законы. В Латвии запретили георгиевскую ленту 13.11.2021

Латышские националисты могут ликовать – Сейм Латвии большинством голосов утвердил поправки к законам о собраниях, шествиях и пикетах, запрещающие использование георгиевских лент на публичных развлекательных и праздничных мероприятиях, шествиях и пикетах. Латвийский антинацистский комитет и Русский союз Латвии собираются опротестовывать данные поправки как антиконституционные.

Состав вооружения

Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.

Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.

«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.

Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.

Около боевой рубки на кронштейнах устанавливались два пулемета калибра 7,62 мм. Предназначались они для обстрела катеров и миноносцев противника.

Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.

В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.

В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.

В самых дальних гаванях России

В настоящее время во Владивостоке базируются шесть ПЛ пр. 877 («Нурлат», «Усть-Камчатск», «Усть-Большерецк», «Комсомольск-на-Амуре», «Краснокаменск», «Могоча») и две пр. 6363 («Петропавловск-Камчатский», «Волхов»), ракетный крейсер пр. 1164 «Варяг», эсминец пр. 956 «Быстрый» (однотипный «Бурный» формально находится в ремонте, но, скорее всего, отправится на утилизацию), четыре БПК (фрегата) пр. 1155 («Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников»), три корвета пр. 20380 («Совершенный», «Громкий», «Алдар Цыденжапов»), четыре МПК пр. 1124М («Приморский комсомолец», «Кореец», «Метель», «Усть-Илимск»), ракетный катер пр. 1241Т и десять катеров пр. 12411, базовый тральщик пр. 12700 «Яков Баляев», пять базовых тральщиков пр. 1265, один БДК пр. 1171 («Николай Вилков») и три пр. 775 («Пересвет», «Ослябя», «Адмирал Невельской»), пять десантных катеров (3 пр. 1176, 1 пр. 11770, 1 пр. 21820).

РИА Новости
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

На Камчатке (в Петропавловске-Камчатском и Вилючинске) дислоцируются все АПЛ ТОФ. Это три РПК СН («Рязань» пр. 667 БДР, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» пр. 955А), пять ПЛАРК пр. 949А («Иркутск», «Челябинск» (обе в ремонте с модернизацией), «Тверь», «Омск», «Томск»), четыре многоцелевых АПЛ пр. 971 («Братск», «Магадан», «Самара» (все три сейчас в ремонте с модернизацией), «Кузбасс»). В ближайшее время вернётся из Индийской аренды ещё одна «971-я», «Нерпа», но, видимо, ей на смену отправится в Индию «Магадан».

Надводные силы Камчатской флотилии представлены четырьмя МРК пр. 12341 («Иней», «Мороз», «Разлив», «Смерч»), одним МПК пр. 1124 («Холмск») и тремя пр. 1124М (МПК-82, МПК-107, «Советская Гавань»), двумя морскими тральщиками пр. 266М и двумя базовыми пр. 1265. В ближайшее время к флотилии присоединится корвет пр. 20385 «Гремящий».

В двух береговых ракетных бригадах имеется два дивизиона ПКРК «Бал» и три дивизиона ПКРК «Бастион», защищающие не только Владивосток и Петропавловск-Камчатский, но также Кунашир и Итуруп.

Почти все указанные корабли и катера построены ещё в советское время и, по сути, дослуживают свой срок.

wikimedia.org
Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников».

Сказать, что этого мало — ничего не сказать. Ситуация усугубляется географическими обстоятельствами. В случае войны ТОФ может быть полностью отрезан от европейских флотов. Более того, изолированы друг от друга будут Приморская и Камчатская флотилии самого ТОФ.

Реальное состояние ТОФ особенно очевидно в сравнении с другими флотами на данном ТВД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector