Рвв-ае

Самонаведение

Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.

ТТХ РВВ-АЕ

Параметр Показатель Доп.информ.
Диаметр: 200 мм Диаметр без крыльев.
Длина 3600 мм
Размах крыла 400 мм
Размах решётчатого стабилизатора: 700 мм
Вес: 175 кг При стандартном разрывном заряде.
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: 80 км Полностью выгорает топливо, теряется управление.
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: 300 метров Более близкий пуск опасен для запускающего.
Дальность поражения низколетящей цели 20-25 км
Скорость полёта поражаемой цели: 3600 км/ч (1 км/с) На более скоростных целях испытаний не велось.
Скорость полёта: 4250 км/ч (3,5 М)
Масса боевой части:(разрывного заряда) 22 кг Без учёта поражающих элементов.

Носители

Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.

В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.

К-77 / Р-77 — AA-12 ADDER

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ / AAM-AE — AA-12 ADDER / AMRAAMskiРакета К-77М / Р-77МРакета К-77-1 / РВВ-СДРакета РВВ-АЕ-ПД (вариант с ПВРД)
Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН и массой до 160-165 кг, аналогичной американской ракете AIM-120 AMRAAM, начата по решению ВПК при Совмине СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ «Вымпел» совместно с НПО «Молния», ГосНИИАС и ЦАГИ. Руководители разработки — Г.А.Соколовский и В.А.Пустовойтов. К 2005 г. главный конструктор ракеты — В.Г.Богацкий (ГосМКБ «Вымпел»). В 1981 г. подготовлены техническое предложение по ракете и дополнение к нему. Постановление Совмина СССР задавшее ОКР по созданию ракеты К-77 вышло 31 июля 1982 г. Ракета предназначена для использования по высокоманевренным целям, в т.ч. по ракетам «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и AIM-54 «Pheonix» (США), а так же по зенитным ракетам типа MIM-104 «Patriot» (США). Создание системы управления ракеты начато в середине 1980-х годов НПО «Исток» (г.Фрязино) в рамках работ по теме НИЭР «Союз» по созданию РЛС нового поколения для истребителей. Работы возглавлял С.И.Ребров. Совместно с ГосНИИАС ГСН ракеты была интегрирована в систему управления ракеты, построенную на бесплатформенной гироинерциальной системе с БЦВМ. Интеграцию БЦВМ и автопилота проводил НИИ приборостроения под руководством Б.Н.Гаврилина.Первые восемь баллистических пусков ракет К-77 проведены в 1983 г. Начиная с мая 1984  г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29 (серийный №09-21 — 09-19 по др.данным) — до конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились МиГ-29 серийные №№09-23 и 09-70, а в июне и августе 1985 г. соответственно МиГ-29 серийные №№09-25 и 09-71. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились с самолетами МиГ-29 (№09-21, 09-70 и 09-71) в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, а серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ «Вымпел».По состоянию на 1996 г. в ГосМКБ «Вымпел» ведутся работы по созданию модификаций с ИК ГСН (с захватом на траектории), с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (РВВ-АЕ-ПД), вариант ракеты для применения в ЗРК (РВВ-ЗРК). Первое упоминание и проекции ракеты Р-77М в прессе — 1998 г. Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. Вероятно, по состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний.
 

Ракета К-77-1 / РВВ-СД на выставке МАКС-2011 (фото — Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com).Подвеска макета ракеты К-77 под истребитель Су-30МКИ, Индия, 2011 г. (http://forums.eagle.ru). Ракеты Р-77 под крылом МиГ-31М борт №057 (http://militaryphotos.net).Один из испытательных пусков К-77 с МиГ-29 борт №19 (http://militaryphotos.net).

Модификации

Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделие 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)

  • РВВ-СД — на вооружении истребителей ВКС РФ, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году.
  • РВВ-АЕ (изделие 190) — экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам. Дальность 80 км.
  • РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999
  • РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
  • Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе «Артем» в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
  • Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения.
  • Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью.

пр.1910 — UNIFORM

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 «Кашалот» — UNIFORMАС-13АС-15АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 «Яуза» (впоследствии заменен на «Кашалот»)  и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор — Е.С.Корсуков, заместитель — С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ «Прометей» (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО «Электросила» и др.В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС — 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. 

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса «Селигер» (источник, источник). 

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

История создания

Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.

Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.

Поражение целей

Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).

По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.

Р-60 / Р-60М — AA-8 APHID

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 — AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К — экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М — AA-8B APHID-BРакета Р-60МК — экспортный вариант — AA-8C APHID-C   Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне — НПО «Молния»). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО «Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана — в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4  в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы — А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет — на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом «Коммунар» (ныне — «Дукс»)..Первое упоминание в западной специализированной прессе — 1976 г. — западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.

Дальность действия

По дальности действия ракеты «воздух-воздух» разделяют на:

  • малой дальности (англ. short-range AAM, SRAAM) — Предназначены для поражения ЛА в пределах визуального обнаружения цели; как правило, оснащены инфракрасными системами наведения.
  • средней дальности (англ. medium-range AAM, MRAAM) — Ракеты с дальностью до 100 км; как правило, имеют радиолокационную ГСН.
  • большой дальности (англ. long-range AAM, LRAAM) — Дальность действия более 100 км; оснащены комбинированной системой наведения, состоящей из инерциально-корректируемой и активной или полуактивной ГСН для наведения на конечном участке.

(В англоязычной литературе ракеты малой дальности

также обозначают как dogfight (AAM) или within visual range (WVRAAM), ракетысредней и большой дальности — как beyond visual range, BVRAAM.)

В качестве дальности действия ракеты обычно указывают дальность полёта ракеты в идеальных условиях, что в некоторой степении вводит в заблуждение. Эффективная дальность полёта ракеты зависит от многих факторов: высоты пуска и цели, скорости самолёта носителя и цели, ракурса пуска и относительного местоположения цели и самолёта-носителя. Например, российская ракета Р-77 имеет дальность действия 100 км, однако такая дальность достигается только при пуске по неманеврирующей, находящейся в передней полусфере цели на большой высоте. При пуске на низкой высоте эффективная дальность пуска ракеты может составить только 20—25 % от максимальной. Если цель активно маневрирует, или ракета пущена в заднюю полусферу уходящей скоростной цели, то эффективная дальность пуска может уменьшится ещё больше. Эта зависимость в полной мере присуща всем ракетам «воздух-воздух» (в англоязычной литературе эффективная дальность пуска, то есть дальность, при которой цель не сможет уклонится от выпущенной по ней ракете, обозначается как no-escape zone).

Недостаточно подготовленные пилоты, как правило, пускают ракеты на максимальной дальности, естественно, с низким результатам. Во время эфиопо-эритрейской войны пилоты с обеих сторон выпустили массу ракет Р-27 (AA-10 Alamo

) с большой дистанции с нулевым результатом. Однако, когда пилоты эфиопских истребителей Су-27 (после дополнительного инструктажа специалистов из б. СССР) начали сближаться с противником и атаковать эритрейские самолёты на малой дистанции с помощью ракет Р-73 (AA-11 Archer ), они часто уничтожали цель.

К-7 / К-75

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-7Ракета К-75
  Опытная ракета «воздух-воздух». Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне — МКБ «Вымпел»), главный конструктор — И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты.В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС «Алмаз». В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования — К-75 — на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС «Изумруд-2» — аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС «Изумруд» выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М — модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 — те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя — Т-3 — не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25.  Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС «Ураган-56» начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 — ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты «Сайдвиндер» (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы «всесоюзного оркестра» ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru).

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Совместимость[ | ]

Носители

Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ «Вымпел».

К-77 / Р-77 — AA-12 ADDER

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ / AAM-AE — AA-12 ADDER / AMRAAMskiРакета К-77М / Р-77МРакета К-77-1 / РВВ-СДРакета РВВ-АЕ-ПД (вариант с ПВРД)
Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН и массой до 160-165 кг, аналогичной американской ракете AIM-120 AMRAAM, начата по решению ВПК при Совмине СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ «Вымпел» совместно с НПО «Молния», ГосНИИАС и ЦАГИ. Руководители разработки — Г.А.Соколовский и В.А.Пустовойтов. К 2005 г. главный конструктор ракеты — В.Г.Богацкий (ГосМКБ «Вымпел»). В 1981 г. подготовлены техническое предложение по ракете и дополнение к нему. Постановление Совмина СССР задавшее ОКР по созданию ракеты К-77 вышло 31 июля 1982 г. Ракета предназначена для использования по высокоманевренным целям, в т.ч. по ракетам «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и AIM-54 «Pheonix» (США), а так же по зенитным ракетам типа MIM-104 «Patriot» (США). Создание системы управления ракеты начато в середине 1980-х годов НПО «Исток» (г.Фрязино) в рамках работ по теме НИЭР «Союз» по созданию РЛС нового поколения для истребителей. Работы возглавлял С.И.Ребров. Совместно с ГосНИИАС ГСН ракеты была интегрирована в систему управления ракеты, построенную на бесплатформенной гироинерциальной системе с БЦВМ. Интеграцию БЦВМ и автопилота проводил НИИ приборостроения под руководством Б.Н.Гаврилина.Первые восемь баллистических пусков ракет К-77 проведены в 1983 г. Начиная с мая 1984  г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29 (серийный №09-21 — 09-19 по др.данным) — до конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились МиГ-29 серийные №№09-23 и 09-70, а в июне и августе 1985 г. соответственно МиГ-29 серийные №№09-25 и 09-71. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились с самолетами МиГ-29 (№09-21, 09-70 и 09-71) в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, а серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ «Вымпел».По состоянию на 1996 г. в ГосМКБ «Вымпел» ведутся работы по созданию модификаций с ИК ГСН (с захватом на траектории), с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (РВВ-АЕ-ПД), вариант ракеты для применения в ЗРК (РВВ-ЗРК). Первое упоминание и проекции ракеты Р-77М в прессе — 1998 г. Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. Вероятно, по состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний.
 

Носители

Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.

В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.

Варианты

Варианты Р-77: Р-77 (РВВ-АЭ), Р-77ПД (РВВ-ПД), РВВ-ЗРК, К-77М (изделие 180), К-77МЭ (изделие 180-БД)

  • Р-77 ( изделие 170) — Стандартная модель.
  • РВВ-АЕ ( изделие 190) — Экспортная модель Р-77. Ракета имеет максимальную дальность действия 80 километров (50 миль) с боевой частью массой 22,5 кг.
  • Р- 77-1 ( Изделие 170-1) — российский вариант с обтекаемой носовой частью, активной радиолокационной ГСН 9Б-1248 ( Изделие-50-1 ) и новым оперением.
  • РВВ-СД — экспортная модель Р-77-1. Ракета имеет максимальную дальность 110 километров (68 миль) с боевой частью массой 22,5 кг.
  • Р-77П / РВВ-ПЭ — Модель пассивного самонаведения.
  • Р-77Т / РВВ-ТЕ — Инфракрасная модель самонаведения.
  • Р-77-СРК — Воздушный вариант.
  • R-77-ZRK / RVV-AE-ZRK — RVV-ZRK Зенитный вариант.
  • Р-77-ПД / РВВ-АЕ-ПД — модель прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
  • Р-77-ПД ЗРК / РВВ-АЕ-ЗРК — RVV- (PD — ) ЗРК поверхности к воздуху вариант.
  • К-77М ( изделие 180) — разрабатываемая версия для Су-57 с ГСН AESA , обычным оперением и двухимпульсным двигателем.
  • К-77МЭ ( изделия 180-БД) — ПВРД модель К-77М.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Самонаведение

Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.

ТТХ РВВ-АЕ

Параметр Показатель Доп.информ.
Диаметр: 200 мм Диаметр без крыльев.
Длина 3600 мм
Размах крыла 400 мм
Размах решётчатого стабилизатора: 700 мм
Вес: 175 кг При стандартном разрывном заряде.
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: 80 км Полностью выгорает топливо, теряется управление.
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: 300 метров Более близкий пуск опасен для запускающего.
Дальность поражения низколетящей цели 20-25 км
Скорость полёта поражаемой цели: 3600 км/ч (1 км/с) На более скоростных целях испытаний не велось.
Скорость полёта: 4250 км/ч (3,5 М)
Масса боевой части:(разрывного заряда) 22 кг Без учёта поражающих элементов.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector