Р-142нмр
Содержание:
- Операторы
- История автомобиля
- Назначение, ттх, состав и возможности аппаратной п-240тм
- Основные характеристики
- Машины на базе БРДМ-2
- Рама и шасси ГАЗ-66 как основа для создания вездеходов
- Модификации ГАЗ-66
- ГАЗ-66 на службе в ВДВ СССР
- Особенности конструкции ГАЗ-66; коротко о его отличиях от ГАЗ-63
- Обзор модификаций ГАЗ-66
- Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах
Операторы
Современные
БРДМ-2 стоит на вооружении следующих стран:
- Россия — более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Алжир — 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Ангола — 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Афганистан — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия — некоторое количество БРДМ-2
- Бенин — 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Болгария — 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Бурунди — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Вьетнам — 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Гвинея — 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Гвинея-Бисау — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Египет — 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард), по состоянию на 2010 год
- Замбия — 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
- Индия — 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
- Индонезия — 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Йемен — 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Кабо-Верде — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Казахстан — 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Камбоджа — некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Киргизия — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Кот-д’Ивуар — 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Республика Конго — 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Куба — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на2010 год
- Ливия — 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Литва — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Маврикий — некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
- Мадагаскар — около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Македония — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Мали — 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Мозамбик — 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Монголия — 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Намибия — 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Никарагуа — 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Палестинская национальная администрация — 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из Россиив 2007 году
- Перу — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Польша — 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Приднестровье — некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
- Сейшельские Острова — 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
- Сербия — 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Сирия — 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Сомали — некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Словакия — 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Словения — 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Судан — 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- США — 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
- Танзания — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Туркмения — 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Узбекистан — 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Украина — более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Хорватия — 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
- ЦАР — 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Чад — около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Экваториальная Гвинея — 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Эритрея — 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Эфиопия — 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.
Бывшие
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
- Босния и Герцеговина — сняты с вооружения
- Венгрия — 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
- ГДР — 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
- Германия — сняты с вооружения
- Израиль — трофейные египетские, сняты с вооружения
- Латвия — 2 БРДМ-2, списаны
- Ирак — 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
- Румыния — 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
- Северный Йемен — 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
- Уганда — 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
- Чехословакия — 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
- Эстония — сняты с вооружения
- Югославия — 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
- НДР Йемен — 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году
История автомобиля
Вершину своей популярности автомобиль приобрел с 1960-1980 года. Самые первые модели представили в 1962-м. Настоящий грузовой внедорожник позиционировался в роли модернизированного варианта 1.2-тонного ГАЗ-62, который уже нуждался в замене. Интересно, что ГАЗ-66 смог вытеснить и другое транспортное средство, которое выпуска Горьковский автозавод – ГАЗ-63, выпуск которого был завершен в 1968-м.
Серийное производство 66-й модели было начато в 1964-м году. Уже в 1968 автомобиль получил функцию регулирования давления в шинах. В это время нашего героя наградили главным призом на выставке современной технике, проходившей в Москве. Авто экспортировали почти во все страны социалистического строя. Модель пользовалась немалой популярностью в народном хозяйстве и советской армии.
Чуть позже 2-осный грузовик был принят на вооружение российской армии. Массовое производстве 66-х Газонов было прекращено в 1995-м. Сменила машину другая модель Горьковского автомобильного завода ГАЗ-3308 «Садко». Окончательный выпуск грузовика был прекращен в середине 1999. В общей сложности было произведено 965 000 экземпляров ГАЗ 66.
Грузовая машина создавалась на платформе ГАЗ-62 и ГАЗ-63. Основанием для образования «Шишиги» стали военные, так как они отмечали малую площадь грузовой части у Газона 63. Кроме этого, силовая установка должна была размещаться под кабиной, что позволяло бы уменьшить габариты машины. Подобные советы были учтены и использованы в новеньком 66-м Газоне.
С такой компоновкой вес обладает почти равномерным распределением веса по колесам при небольших габаритах машины. Обслуживать силовой агрегат можно, если откинуть кабину. Существенно удалось повысить проходимость грузовика. Многих интересует вопрос: почему автомобиль называют «Шишига»? Существует два варианта названия ГАЗ 66.
Первая версия: пара цифр (66) созвучны «шесть-шесть» «шишига». Вторая версия относит нас к русскому народному фольклору, где «Шишигой» именуют существо из семейства кикимор – голое, горбатое и невысокое существо женского пола, обитающее в камышах, небольших речках и возле водоемов. В действительность данные места являются родными для нового грузовика ГАЗ 66.
Первая модель машины была произведена 53 года назад и являлась эволюцией автомобиля ГАЗ-63, который выходил на конвейерную сборку за 4 года до этого. Те, кто говорят о сугубо армейском предназначении «шишиги», понятное дело, неправы. В создании новой машины участвовали на самом деле великие люди, имена которых вписаны золотыми буквами в историю завода и всего автопрома СССР.
Среди конструкторов можно выделить Александра Просвирина, Олега Образцова и Ростислава Заворотного. Проектом над созданием новой силовой установки для ГАЗ-66 занимался Павел Сыркин. Триумфом новой машины стал подготовленный в 1967-м супер-автопробег по сложному маршруту Горький – Владивосток – Горький. Львиная доля дороги пролегала по Уралу, Сибири, Забайкальскому краю и Дальнему Востоку, где преобладало лютое бездорожье.
И новые автомобили смогли смело справиться с поставленной на них суровой задачей. Данный грузовой внедорожник использовали десантные войска: при падении с парашютом, машина приземляется на все 4 колеса и не заваливается. Однако в 1980 года автомобиль не применялся в Афганистане.
Причиной тому служила опасность при подрыве на мине. Из-за ограниченного внутреннего объема кабины и ее расположения непосредственно над колесами, было принято решение отказаться от ГАЗ-66 во время боевых действий в Афганистане.
Назначение, ттх, состав и возможности аппаратной п-240тм
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>id=»content_rb_20063″ class=»content_rb» data-id=»20063″>
Общая
характеристика аппаратной. Оборудование
аппаратной П-240ТМ смонтировано в кузове
К6.131 на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Аппаратная
имеет два изолированных отделения с
отдельными входами.
Электропитание
аппаратной осуществляется от двух
независимых источников переменного
тока напряжением 220 В, одним из которых
является прицепная электростанция
ЭСБ-ЧС-0/230М1.
Экипаж
аппаратной:
начальник
аппаратной — 1 чел.;
старший
телефонист — 1 чел.;
механик
спецаппаратуры-телефонист — 2 чел.;
радиорелейный
механик-механик дальней связи — 2 чел.;
телефонист
— 1 чел.;
водитель-электромеханик
— 1 чел.
Структурная
схема аппаратной:
Взаимодействие
ее с другими элементами УС осуществляется
через три кабельных ввода.
К
кабельному вводу № 1 подключается кабель
электропитания от электростанции
ЭСБ-ЧС-0/230М1 для работы аппаратной в
движении.
К
кабельному вводу № 2 подключаются:
абонентские
линии АБ 1-10 ПР., ПЕР. и АБ 11-18 ПР., ПЕР.
(кабель ПТРК 10х2);
соединительная
двухпроводная линия СЛ и линия абонента
МБ (кабель П-274М);
две
соединительные линии от внешних
комплектов СА или от внешнего коммутатора
КАН. 6, КАН. 7 (кабель ПТРК 5х2).
К
кабельному вводу № 3 подключаются:
соединительная
линия от П-241ТМ — СЛ (кабель ПТРК 10х2);
линии
дальней связи — ЛИН. ДС 1—5 (кабель 5х2);
телефонные
каналы — ТФ. КАН. 1-10 и ТФ. КАН 11-20 (два
кабеля ПТРК 10х2);
абонентские
линии — ЛИН. АБ. 21-30 и ЛИН. АБ. 31-40 (два
кабеля ПТРК 10х2);
соединительные
линии от радиостанций — Р/СТ. 11-20 (кабель
ПТРК 10х2);
соединительная
линия для передачи телефонных каналов
в другие аппаратные — СТ. 11-20 (кабель
ПТРК 10х2);
двухпроводная
соединительная линия — ТЛФ (кабель
П-274М);
сеть
~220 В и транзит сети ~220 В (кабель питания).
Аппаратная
является элементом полевого узла и
используется в качестве телефонной
станции засекреченной связи на пунктах
управления мотострелковой, танковой
дивизии, а также на опорных и вспомогательных
узлах связи армии и фронта.
Состав
основного оборудования:
-
спецаппаратура
СА — 2 компл.; -
коммутатор
П-209 10/20А — 1 компл.; -
блок
БАК-20Ф — 4 компл.; -
коммутатор
П-194М — 1 компл.; -
аппаратура
П-327-2 — 2 компл.; -
аппаратура
П-309-1 — 1 компл.; -
РРС
Р-405МСП-Р — 1 п/компл.; -
радиостанция
Р-407 — 1 компл.; -
блок
коммутации БК-1 — 1 компл.; -
блок
ответных устройств БОУ-У — 1 компл.; -
генератор
шума П-219Б — 1 компл.
Электропитающее,
вспомогательное, испытательное,
антенно-мачтовое, вводно-соединительное
оборудование и имущество, перевозимое
отдельно, приведены в комплекте поставки.
Возможности
и боевое применение П-240ТМ
Основные
возможности аппаратной.
Аппаратная
П-240ТМ обеспечивает:
·
радиорелейную связь в метровом и
дециметровом диапазоне с образованием
двух телефонных и двух телеграфных
каналов на РРС Р-405М СП-Р;
·
одновременную работу радиосредств
Р-105М, Р-407, Р-405М СП-Р как на стоянке, так
и в движении;
·
образование по одной цепи дальней связи
одного канала ТЧ (0,3-2,7 кГц) и одного
канала НЧ при использовании аппаратуры
П-309-1;
·
образование телеграфных каналов при
использовании аппаратуры П-327-2;
·
ввод и коммутацию:
до
пяти четырехпроводных или десяти
двухпроводных телефонных каналов;
до
десяти двухпроводных СЛ от радиостанций;/p>
·
прием по десяти двухпроводным линиям
телефонных каналов от аппаратной П-241ТМ
и передачу в нее по свободным парам этих
линий телеграфных каналов, образованных
П-327-2 и РРС Р-405М СП-Р;
·
ввод и передачу на коммутатор ПР-194М1:
до
десяти двухпроводных телефонных каналов;
до
двадцати двухпроводных линий внутренней
связи;
до
десяти двухпроводных СЛ от радиостанций
УКВ-диапазона с возможностью дистанционного
управления этими радиостанциями;
·
ввод и передачу на коммутатор П-209-10/20А:
до
до пяти четырехпроводных телефонных
каналов от блока коммутации БК-1;
до
18 четырехпроводных абонентских линий;
две
двухпроводные линии СЛ и МБ;
два
кабеля ПТРК 5х2 от внешних комплектов
СА;
·
использование комплектов СА в режиме
закрепления за каналом, шнуром и на
выделенном направлении;
·
выдачу станционной стороны СА на внешний
коммутатор.
Основные характеристики
Кузов
Конструктор ГАЗ 66 создал авто, которое в базовой версии представляет собой обычный бортовой вариант с возможностью установки тента. Кузов у него – это металлическая платформа, которая имеет высокие решетчатые борта и открывающийся задний. Вдоль бортов располагаются откидные скамейки. Для тента специально предусмотрено 5 дуг.Кабина ГАЗ 66 цельнометаллическая. Она двухместная и располагается сразу над двигателем. Соответственно, для доступа к агрегату кабину необходимо откинуть вперед. Допускается установка подвесного спального места в кабине.
Двигатель
Силовым агрегатом ГАЗ-66 является карбюраторный 4-хтактный движок (V-образный восьмицилиндровый) ЗМЗ-66. Двигатель этот верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Кроме того, мотор оснащается предпусковым обогревателем.
Объем агрегата составляет около 4,3 л, при этом развиваемая мощность – 115 л.с. (впоследствии технические характеристики ГАЗ 66 были немного улучшены и мощность двигателя возросла до 120 л.с.). Усредненный показатель расхода (при условии, что скорость движения составляет порядка 60 км/час) составляет 20-24 л. К слову, авто оснащается двумя баками объемом по 105 литров каждый. Движок способен разогнать «Шишигу» до 90 км/час.
Также отметим, что в свое время (с 93 года) появился и ГАЗ 66 дизель, включая и турбонаддувную версию. Однако широкого распространения такой вариант не получил.
Движок автомобиля сочетается с четырехступенчатой механической коробкой, которая оснащена синхронизаторами (на третьей и четвертой передачах). Понижающий делитель применяется при необходимости движения по крутым склонам, например, раздатка на ГАЗ-66 – двухступенчатая.
Иные характеристики
Производитель оснастил передний мост шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. Кроме того, есть возможность отключения этого моста.
Все колеса имеют зависимую рессорную подвеску с амортизаторами двустороннего действия (они гидравлические телескопические).
Автомобиль оснащен также гидроусилителем руля.
Рассмотрим и тормозную систему: у автомобиля барабанный рабочий тормоз на все колеса. Тормоз с гидравлическим приводом и усилителем (гидровакуумным).
Машины на базе БРДМ-2
Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ
ЗС-82 в Афганистане в конце 1980-х гг.
- 9П19 — боевая машина ПТРК «Глаз»
- 9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
- 9П124 — боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
- 9П133 — боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
- 9П137 — боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
- 9П148 — боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
- БРДМ-2РХБ «Дельфин» — машин химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром ДП-3Б
- БРДМ-2У — машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни
- 9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
- ЗС-72Б — звуковещательная станция средней мощности
- ЗС-82 — звуковещательная станция средней мощности
- Алеся-1 — белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек
- АТМ-1 — универсальная аварийно-транспортная машина
- ТМ-1П — российская плавающая транспортная машина
- БИ-1 — российская бронированная инкассаторская машина
- ПСМ-8 — поисково-спасательная машина
- УДДС-БРДМ — учебно-действующий стенд
- ГАЗ-41Д — опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж – 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель
- БРДМ-2Д — вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л.с., без дополнительных катков
- БРДМ-2М — вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л.с.
- БРДМ-2М — вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. Без дополнительных колес
- БРДМ-2М — вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)
Рама и шасси ГАЗ-66 как основа для создания вездеходов
Самый массовый двухосный грузовик Советской армии стал популярной базой для вдохновенной фантазии народных умельцев. ГАЗ-66 даже можно назвать рекордсменом по количеству различных переделок и оригинальных машин, созданных на его шасси. Всё дело – в превосходном внедорожном потенциале «шишиги».
Созданные на обычной заводской раме и ходовой части 66-го кунги-«дома на колёсах», а также монстро- и «хаммеро»-подобные джипы не раз поражали воображение публики своими размерами и брутальным внешним видом. В том числе и на крупных форумах, таких, как Московские и Алма-Атинские автовыставки.
Особенно прославились в качестве «мастеров глубокого тюнинга» 66-го ГАЗона умельцы из мастерской «Ретро-Стиль», что в Киргизии. Их созданные из серийных «шишиг» внедрожники «Бархан» (2002) и «Булат» (2007) не просто много раз выставлялись на популярных выставках, но и нашли нескольких реальных покупателей. А подробные обзоры этих моделей появились не только на просторах интернета, но и в ряде уважаемых изданий с безупречной репутацией. К примеру, в журнале «За рулём».
Среди других ставших знаменитыми переделок ГАЗ-66 – пикап «Партизан», джипы «Бизон» Александра Чувпилина и «МегаКрузер» Вячеслава Золотухина. Ну и, конечно, вне конкуренции – собранный из трёх списанных ГАЗ-66 и одного УАЗика вездеход «Матрёна».
Этот работящий чудо-автомобиль создан умельцами одной из аварийных бригад РЖД в Красноярске и помогает им добираться до самых труднодоступных мест, по которым проходит железная дорога.
Модификации ГАЗ-66
ГАЗ-66-1 (1964—1968)
— первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинахГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкойГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стеклаГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощностиГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинахГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкойГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованиемГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкойГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модельГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкойГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощностиГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкойГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 тГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.ГАЗ-66-31 — шасси для самосваловГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северныйГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусовЭкспортныеГАЗ-66-51 (1968—1985)ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкойГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатомГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатомСпециализированныеАП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».МЗ-66 — маслозаправщик.Р-142 — командно-штабная машина3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).АвтобусыНЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.ПАЗ-3201 , полноприводный вариант ПАЗ-672.ПАЗ-3206 , полноприводный вариант ПАЗ-3205.
ГАЗ-66 на службе в ВДВ СССР
Эти особенности ГАЗ-66 – превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – пока единственный в истории нашей армии серийный «грузовик-десантник».
ГАЗ-66Б – первоначальный десантный вариант со складной кабиной.
В течение 1965 года ГАЗ-66 успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль ГАЗ-66Б был принят на вооружение ВДВ Советской Армии. Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом и откидной рамкой ветрового стекла. Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами АН-8 и АН-12, в грузовые кабины которых ГАЗ-66, установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.
Когда основным транспортным самолётом в армии стал Ил-76, эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать ГАЗ-66 с обычной цельнометаллической кабиной. «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.
За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66 вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.
ГАЗ-66 на платформах для десантирования.
По состоянию на 2017 год ГАЗ-66 так и остался единственным в истории десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника ГАЗ-66 в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.
Из состава вооружённых сил ГАЗ-66 были выведены ещё в конце 90-х годов. По современной концепции, ВДВ не нуждается в десантируемых с самолётов грузовиках – только для перевозки личного состава. Ведь уже 40 лет используются гусеничные плавающие легкобронированные БМД, с пушечно-пулемётным вооружением и возможностью установки на них ПТУР, АГС и прочего эффективного вооружения.
Особенности конструкции ГАЗ-66; коротко о его отличиях от ГАЗ-63
ГАЗ-66 – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации .
Поразительная проходимость ГАЗ-66, не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов. Но не только этого.
При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го. Однако ГАЗ-66 стал автомобилем совершенно новой конструкции – бескапотником с откидывающейся кабиной.
Предшественник «шишиги» – полноприводный ГАЗ-63.
Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство ГАЗ-66 перед его предшественником. Автомобиль ГАЗ-66 с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.
В тех же условиях автомобиль ГАЗ-63 не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что ГАЗ-66 может преодолевать песчаные подъёмы 22-23°, а ГАЗ-63 – подъёмы не более 4°.
Если грузовик ГАЗ-63 способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля ГАЗ-66 этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и, в конечном итоге, способствующий повышению проходимости. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.
Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля ГАЗ-63, увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению поперечной устойчивости автомобиля.
Испытаниями было установлено: если автомобиль ГАЗ-63 при движении с низко расположенным (немного выше уровня бортов) грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик ГА3-66 в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).
Лучшую устойчивость ГАЗ-66 придали также лучший баланс центра тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).
Установка распорных колец в колесе даёт возможность ГАЗ-66 двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опорной поверхности шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.
Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На ГАЗ-63 стояли рессоры короткие и жёсткие, а на ГАЗ-66 использовали длинные и мягкие. Поэтому ГАЗ-63 при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! ГАЗ-66 же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.
Размещение кабины над двигателем обеспечило равномерное распределение общей нагрузки по осям: 47% – на переднюю ось и 53% – на заднюю, в то время как у автомобиля ГАЗ-63 распределение нагрузок но осям составляет соответственно 37 и 63%. Благодаря этой особенности сцепной вес автомобиля реализуется обоими мостами в одинаковой степени.
Обзор модификаций ГАЗ-66
- ГАЗ-66-1 (1964-1968) – первая модель, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах.
- ГАЗ-66А (1964-1968) – с лебёдкой.
- ГАЗ-66Б (с 1966) – для ВДВ СССР, с телескопической рулевой колонкой, складным верхом кабины и откидной рамкой ветрового стекла.
- ГАЗ-66Д (1964-1968) – шасси с коробкой отбора мощности.
- ГАЗ-66П – седельный тягач (не получил распространения).
- ГАЗ-66Э (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-01 (1968-1985) – базовая модель, есть централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
- ГАЗ-66-02 (1968-1985) – плюс лебёдка.
- ГАЗ-66-03 (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-04 (1968-1985) – шасси с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-05 (1968-1985) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
- ГАЗ-66-11 (1985-1996) – базовая модель модернизированная. Кстати, до сих пор служит в качестве тягача авиатехники на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
- ГАЗ-66-12 (1985-1996) – модернизированная, с лебёдкой.
- ГАЗ-66-14 (1985-1996) – шасси с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-15 (1985-1996) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
- ГАЗ-66-16 (1991-1993) – модернизированный вариант с 125-сильным двигателем ЗМЗ-513.10, с усиленными шинами и односкатными колёсами, доработанными тормозами, платформой без надколёсных ниш и увеличенной до 2,3 тонн грузоподъёмностью.
- ГАЗ-66-21 (1993–1995) – народно-хозяйственная модификация, с двойными шинами на заднем мосту и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмностью 3,5 тонны.
- ГАЗ-66-31 – шасси для установки самосвальных кузовов.
- ГАЗ-66-41 (1992-1995) – с дизелем-атмосферником ГАЗ-544.
- ГАЗ-66-40 (1995-1999) – оснащённый дизелем ГАЗ-5441 с турбонаддувом.
- ГАЗ-66-92 (1987-1995) – для северных регионов.
- ГАЗ-66-96 – специальное шасси для вахтовых автобусов
На экспорт в братские (и не очень братские тоже) страны шли ГАЗ-66-51 (1968-1985); ГАЗ-66-52 (1968-1985) – с лебёдкой; ГАЗ-66-81 (1985-1995) – для стран с умеренным климатом; ГАЗ-66-91 (1985-1995) – тропический вариант.
Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах
- Макс. длина (с лебёдкой): 5,806 м; Ширина: 2,322 м; Высота по тенту без нагрузки: 2,520 м; Высота по кабине с полной массой: 2490 мм.
- Грузоподъёмность: 2000 кг; Масса: 3470 кг; Разрешённая максимальная масса: 5940 кг.
- Колёсная база: 3,3 м; Колея передних колёс: 1,8 м; Колея задних колёс: 1,75 м.
- Дорожный просвет: от 315 мм до 870 мм.
- Радиус поворота: 9,5 м.
- Глубина преодолеваемого брода (по дну): 0,8 м.
- Объём топливных баков: 2 по 105 литров.
Двигатель ГАЗ-66
Штатный двигатель ГАЗ-66 – ЗМЗ-66 Заволжского моторного завода – карбюраторный, восьмицилиндровый четырёхтактный, V-образной компоновки, с жидкостным охлаждением. Рабочий объём данного мотора – 4254 кубических сантиметра.
- Мощность – 120 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 оборотов в минуту) – 284,4 Нм.
- Диаметр цилиндра –92 мм. Ход поршня – 80 мм.
- Степень сжатия: 6,7.
- Масса двигателя: 262 кг.
- Тип карбюратора: К-126 (до конца 80-х годов) или К-135 (оставшиеся годы производства).
- Вид топлива: низкооктановый бензин (А-76).
- Расход топлива: 20-25 литров на 100 километров.
Мотор ГАЗ-66 оказался и короче, и меньше по габаритам мотора ГАЗ-63. Двигатель автомобиля ГАЗ-66 был также снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.
Мотор ЗМЗ-66-06 под кабиной «шишиги».
Гораздо меньшая часть грузовиков ГАЗ-66 была укомплектована двигателем ЗМЗ-513.10, представляющим собой усовершенствованный на рубеже 80-х/90-х годов вариант мотора ЗМЗ-66-06 (объём тот же, мощность – 125 л.с.)
В 90-х годах в небольшом количестве также выпускались ГАЗ-66 с дизельным двигателем ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм; а также с турбированными дизелями ГАЗ-5441. (116 л.с.). Данные модификации получили индекс ГАЗ-66-41.
Определённая производителем максимальная скорость составляет 90 км/ч. Хотя и есть возможность самостоятельно снять ограничитель оборотов двигателя (тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час), данному автомобилю это, в общем-то, ни к чему.
Трансмиссия, ходовая часть, рулевое и тормозное управление
Коробка переключения передач на ГАЗ-66 механическая, 4-х ступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Раздаточная коробка имеет две передачи, с понижающей и отключаемым передним мостом. Включение прямой передачи в РК ещё не означает отключения переднего моста. Он включается отдельным рычагом и может работать при любой передаче в «раздатке». Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, имеется гидроусилитель.
С целью облегчения управления автомобилем использованы не только синхронизаторы. С той же целью в конструкцию рулевого управления введён гидравлический усилитель, применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Сцепление сделано по однодисковому типу, также установлен гидропривод.
Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать.
Рабочая тормозная система – раздельная (но данное техническое решение стало применяться только в 80-90 гг. производства модели); стояночная – барабанный трансмиссионный тормоз. Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и гидровакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колёса грузовика. Но «ручник» установлен на валу привода заднего моста. А в этом случае, блокировать и передние колёса он может только тогда, когда в «раздатке» включён и передний мост.
Мосты ГАЗ-66
Ведущие мосты ГАЗ-66 гипоидного типа. Конструкция заднего моста ГАЗ-66 представлена следующими узлами и деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальное число оборотов, передаваемое от карданной передачи на полуоси, и увеличивает крутящий момент на колёсах.
Редуктор ГАЗ-66 состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерней главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади.
Задний мост ГАЗ-66 – агрегат с цельной балкой моста; главная передача одинарная, гипоидная, полуоси полностью разгруженные.