§ 1. президентская власть и ее особенности в россии

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

  1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

  2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

  3. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

  4. Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

  5. Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

  6. Осуществляет управление федеральной собственностью.

  7. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

  8. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

  9. Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

  10. Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

  11. Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

  12. Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  13. Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

  14. Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия в сфере обороны и безопасности

Как главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент может:

  • ввести военное положение в стране или ее регионе, оповестив об этом Совет Федерации и ГД, в случаях какой-либо агрессии или угрозы, направленной в адрес государства;
  • ввести режим ЧП в стране или ее конкретном регионе с немедленным оповещением Совета Федерации и ГД, в случаях и обстоятельствах, которые предусмотрены ФЗ и Конституции;
  • утвердить военную доктрину РФ;
  • назначить или отстранить высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более развернуто его полномочия в этой сфере перечисляются в ст.4 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Так, он может утвердить:

  • разработки, планы строительства и совершенствования Вооруженных Сил РФ, войск и их формирований, а также органов;
  • планы ядерных и иных особых испытаний и проведение конкретных из них;
  • назначение служащих на воинские должности, которые подразумевают награждение воинскими званиями высших офицеров, временное отстранение от службы или увольнение, как предусмотрено ФЗ.

Помимо этого Президент утверждает:

  • структуру, состав Вооруженных Сил РФ, иных войск и их формирований;
  • численность штата военных Вооруженных Сил, иных войск и формирований, органов и гражданского персонала;
  • принятие решений о размещении или перемещении Вооруженных Сил, иных войск и формирований;
  • общевоинские уставы, положения:
    • о Боевом знамени воинской части;
    • о Военно-морском флаге РФ;
    • о военных советах, комиссариатах;
    • о военно-транспортном обязательстве;
  • положения:
    • о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти;
    • о представителях в сфере управления иными войсками, формированиями и органами;
  • об определении вопросов координации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных в сфере обороны.

Президент России издает указы:

  • о призыве граждан РФ на военную службу, сборы;
  • об увольнении со службы граждан РФ, которые проходили службу по призыву, предусмотренному ФЗ.

Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ

Президент вправе:

  • избирать Председателя Правительства с разрешения Государственной Думы;
  • возглавлять заседания Правительства;
  • отправить в отставку Правительство РФ без участия Государственной Думы;
  • по согласованию с Председателем Правительства определить на должность или освободить от нее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • выставлять на рассмотрение Государственной Думе кандидата на место Председателя ЦБ России;
  • поднимать вопрос перед Думой о снятии с поста Председателя ЦБ.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 был создан институт компетентного представителя в федеральном округе, который назначается Президентом, и ответственным перед ним.

К задачам этого представителя относятся:

  • формирование работы в федеральном округе во внешней и внутренней политике, которая сформирована и адресована Главой РФ органам государственной власти;
  • контролировать реализацию решений федеральных органов государственной власти;
  • предоставлять Президенту доклады связанные с обеспечением национальной безопасности, а также политическим, социальным и экономическим положением в федеральном округе.

Президент организует и председательствует в Совете Безопасности РФ. В его структуру входят министры обороны, внутренних и иностранных дел, руководитель Службы внешней разведки, руководитель ФСБ и др.

Глава государства создает Администрацию Президента, которая исполняет все положенные ей права и обязанности.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства — это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

Вообще же в мире существуют три вида правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

  1. президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);
  2. президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);
  3. президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида.

Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

  1. ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);
  2. всенародные прямые выборы;
  3. альтернативный характер выборов;
  4. недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;
  5. возможность отрешения его от должности;
  6. возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента России ⇒
Порядок
выборов Президента России ⇒

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

«38 снайперов»

Выражение появилось в 1996 году. Накануне операции по освобождению заложников, захваченных в Будённовске чеченскими террористами, Борис Ельцин выразил полную уверенность в её успехе, заявив, что операция «очень хорошо подготовлена». Тем не менее операция закончилась провалом — террористам удалось уйти, а многие заложники погибли.

В дальнейшем выражение приобрело более широкое толкование как символический образ провала какого-либо крупного дела вследствие неадекватной оценки обстановки, излишней уверенности в успехе. Помимо этого, словосочетание стало своеобразной иронической характеристикой Бориса Ельцина как президента, плохо ориентирующегося в происходящих вокруг него событиях.

Институт президентства в России

Законодательная база Российской Федерации, связанная с институтом Президентства невероятно широка. Это объясняется как его наивысшим конституционным статусом, так и широким кругом полномочий во многих областях государственной жизнедеятельности.

Конституция — основополагающий закон РФ

Приведем далее ряд базовых правовых документов, определяющих положение Президента, как избираемого главы российского государства. Сюда же будут включены отдельные акты, части которых регулируют определенные возможности Президента прямо или косвенно влиять на функционирование конкретных общественно-политических институтов, а также на деятельность различных органов государственной власти.

  1. Конституция Российской Федерации. Особенностям положения Президента среди всех ветвей власти отводится целый раздел. Кроме него во многих статьях документа указаны те или иные полномочия руководителя страны по отношению к другим конституционным органам власти.

Конституция РФ

  1. Закон Российской Федерации N. 2446-1 от 1992 г. принятый под общим заголовком закон о безопасности наделяет Президента правом формирования Совета Безопасности страны. Также он председательствует на каждом заседании Совета.

  2. ФКЗ N. 1 от 1994 г., ред. 2018 г. о формировании и статусе Конституционного Суда РФ в части предложения кандидатов на должности судей.

  3. ФКЗ N. 3 от 2014 г., ред. 2018 г. о положении Верховного Суда РФ. Подтверждает полномочия Президента по представлению кандидатов в судьи Верховного Суда, включая Председателя.

  4. ФКЗ N.1 от 2002 г. По нормам закона «О военном положении» Президент, будучи верховным главнокомандующим вправе объявлять о начале и прекращении состояния войны.

  5. ФЗ N. 12 от 2001 г. в ред. 2014 г. очерчивающий круг правовых гарантий, положенных бывшим Президентам и членам их семьи. Закон до сих пор вызывает крайне неоднозначную реакцию у знающих его граждан, так как он фактически снимает с руководителя страны, его ближайших родственников, а также подчиненных ему сотрудников, ответственность за действия во время пребывания у власти.
  6. ФКЗ N. 11 от 2014 г. Поправка в Конституции, по которой Президент вправе назначать/освобождать от должности сенатора – члена Совета Федерации.
  7. ФКЗ N. 6 от 2008 г. Закон, внесший в Конституцию поправку, увеличившую сроки работы Президента и депутатов Госдумы.

  8. ФЗ N. 19 от 2003 г. в ред. 2018 г. устанавливающий нормы проведения президентских выборов, включая выдвижение кандидата, организацию процедур голосования, подсчет итогов, вступление в должность победившего на выборах, присягу.

Президент подписывает закон

Также через инструмент указов Президента устанавливаются отдельные нормы в работе федеральных, например, правительственных органов. Так, через указ Президента была принята Военная доктрина Российской Федерации (N.Пр-2976 – 2014 г.), а также Концепция Внешней политики (посл. ред. указ N.640 – 2016 г.).

Правовой статус

Правовой
статус Президента Российской Федерации закреплен в главе четвертой Конституции
Российской Федерации.

Помимо
функций главы государства, Президент Российской Федерации обладает широкими
полномочиями лица, которое де-факто возглавляет исполнительную власть
государства.

Президент
Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия
«личной неприкосновенности», предусмотренного для всех граждан
Российской Федерации в статье 22 Конституции, но не определенного
законодательством Российской Федерации.

Статья
93 Конституции устанавливает порядок импичмента Президента «по
предъявленным Государственной Думой обвинениям в государственной измене или
иных тяжких преступлениях <…>», который предусматривает участие
двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

В
соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной
защите» Президент Российской Федерации в отличие от других лиц, занимающих
государственные должности, которым предоставляется государственная защита,
«в течение срока своих полномочий Президент Российской Федерации не вправе
отказаться от государственной защиты».

Символика Президента Российской Федерации

Статья
7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента
РСФСР» предусматривает, что Президент РСФСР должен иметь круглую печать с
гербом РСФСР и надписью «Президент Российской Советской Социалистической
Федеративной Советской Республики»; статья 9 того же Закона
предусматривает, что Государственный флаг Российской Советской Социалистической
Федеративной Советской Республики поднимается в официальной резиденции
Президента РСФСР и Вице-президента РСФСР.

После
отмены этого закона Указы Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г.
№ 319 «О норме (флаге) Президента Российской Федерации», от 5 августа
1996 г. № 1138 «Об официальных символах власти Президента Российской
Федерации и их использовании на должности избранного Президента Российской
Федерации» и № 2118 «Об утверждении Положения о Президенте Российской
Федерации» и Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации». 906 от 27 июля 1999 г.
«Об утверждении Описания Знака Президента Российской Федерации — Знака
Президента Российской Федерации» утвержден Президентский штандарт,
Президентский штандарт и специальный экземпляр Конституции.

Штандарт
(флаг) Президента России является главным символом президентской власти и
представляет собой квадратное полотно из трех равных горизонтальных полос:
верхней — белой, средней — синей и нижней — красной (цвета государственного
флага России). В центре — золотое изображение государственного герба России.
Полотно окаймлено золотой бахромой.

Знак
Президента Российской Федерации является символом президентской власти в
Российской Федерации. Он был создан Указом Президента Бориса Николаевича
Ельцина № 1138 от 5 августа 1996 года и состоит из эмблемы и цепи эмблемы.

Сам
знак является символической копией ордена «За заслуги перед
Отечеством» I степени и представляет собой золотой равносторонний крест с
вытянутыми концами, лицевая сторона которого покрыта рубиновой эмалью.

Специальный
экземпляр Конституции Российской Федерации — специально подготовленный единый
экземпляр официального текста Конституции, переплетенный в коже красного
варана, на переплет которого нанесена серебряная эмблема России и золотая тисненая
надпись «Конституция Российской Федерации». Специальный экземпляр
Конституции постоянно размещается в библиотеке Президента России (ротонда на
третьем этаже северо-восточной части здания Сената Московского Кремля) и
покидает ее стены только для того, чтобы принять участие в процедуре вступления
в должность Президента России.

Указом
и.о. Президента Российской Федерации В.В. Путина от 6 мая 2000 г. № 832 «О
внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской
Федерации» был отменен Указ от 5 августа 1996 г. «О президентских
знаках отличия». После этого специальная копия текста Конституции утратила
свой официальный статус символа президентской власти и в настоящее время
считается таковой только по традиции.

Выборы Президента

Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами:

  1. Политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты;
  2. В порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.

Политические партии, представленные в Государственной Думе или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей. Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее 300 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. При этом количество представленных бракованных подписей не может превышать 25%, а общее число утверждённых подписей должно быть не менее 300 тысяч.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Правом выдвижения обладает любой гражданин старше 35 лет и постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).

По результатам голосования на выборах, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50% + N).

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector