Фас
Содержание:
- Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов
- Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ
- Схема проведения внеплановых проверок
- Главные направления работы
- Поиск нарушителей ФАС
- Функции ФАС России
- Порядок рассмотрения дел и полномочия
- Деятельность Федеральной антимонопольной службы
- Судебная практика ФАС
- Полномочия ФАС
Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов
Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.
Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.
Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.
Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.
Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ
Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков по 223-ФЗ сформирует единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицирует их способы, установит требования к участникам, закрытый список поводов для заключения договора с единственным поставщиком, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.
Внедрение региональных стандартов повысит эффективность расходования денег, уровень конкуренции, а также снизит риски коррупционных фактов.
ВАЖНО!
Типовое положение о закупках может использоваться как инструмент поддержки СМП.
В 2020 году для повышения открытости и прозрачности тендеров, которые проводятся отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников, развития конкуренции ФАС разработан стандарт, который включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности. Он основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений 223-ФЗ. Содержит основные подходы антимонопольной службы к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не является общеобязательным нормативным актом. Вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.
Схема проведения внеплановых проверок
Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:
- органы местного самоуправления;
- другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
- государственные специальные фонды;
- представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
- индивидуальные предприниматели.
Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.
Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:
- создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
- антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.
Замечание 5
Плановую проверку нет смысла проводить чаще, чем раз на три года.Плановый аудит должен контролировать, чтобы антимонопольное законодательство было полностью соблюдено со стороны проверяемого лица, однако это касается только сферы деятельности субъекта проверки. Предметом планового аудита является соблюдение проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства в рамках своей деятельности.
Стоит также учитывать, что ФАС России не считается уникальным антимонопольным органом – во многих развитых странах на сегодняшний день можно найти похожие учреждения, которые выполняют те же функции. К примеру, это могут быть комиссии и дирекции по монополии, как это сделали в Германии и Франции. Также такой тип учреждений довольной популярен в Восточной Европе, Чехия создала отдельное ведомство для разбирательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Главные направления работы
На основе Доклада об итогах и главных направлениях работы ФАС России на 2008—2010 годы, который представлен ФАС России в Правительство РФ, стратегическая задача ФАС России — это ограничение деятельности монополистического характера и обеспечение свободы конкуренции в рамках одного экономического пространства РФ. Учитывая данную цель, ФАС Россия определяет 3 главные цели собственной деятельности:
- Создание условий для того, чтобы развивать конкуренцию в областях деятельности хозяйствующих субъектов, которые не относятся к естественным монополиям.
- Пресечение и предотвращение антиконкурентного вмешательства органов госвласти и местного самоуправления в деятельность рынков, уменьшение коррупционных рисков при помещении муниципального и государственного заказа.
- Обеспечение одинакового доступа потребителей к услугам, товарам, работам, которые реализуются субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в конкурентных потенциально типах работы субъектов естественных монополий.
Работа ФАС РФ в границах достижения первой из данных целей направляется на пресечение антиконкурентного поведения конкретных хозяйствующих субъектов на финансовых и товарных рынках, включая на уменьшение уровня недобросовестной конкуренции, пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением, согласованных действий и соглашений, которые ограничивают конкуренцию (так называемые «картельные сговоры»), увеличение качества производимых исследований состояния на товарных рынках конкурентной среды. Огромное значение ФАС России уделяется также направлению контроля органов власти различных уровней для предотвращения появления административных барьеров для того, чтобы осуществить предпринимательскую деятельность. В границах контроля органов власти выделяют три главные направления: регулирование процедур помещения муниципального и государственного заказа; контроль предоставления муниципальных и государственных преференций некоторым участникам рынков; пресечение соглашений, которые ограничивают конкуренцию, и согласованных действий органов местного самоуправления и госвласти с некоторыми хозяйствующими субъектами.
Поиск нарушителей ФАС
Вся деятельность ФАС связана с контролем над исполнением норм антимонопольного законодательства и выявлением нарушителей. Поиск последних осуществляется всеми методами, не противоречащими ГК РФ, Конституции, Федеральным законам и иным НПА.
Права сотрудников ФАС при поиске нарушителей
В ходе поиска правонарушителей, сотрудники ведомства имеют право получать доступ на территорию коммерческих, некоммерческих организаций, а также государственных служб, в том числе органов власти.
Работники ФАС могут просить представить все интересующие их документы. Отказ от передачи бумаг приравнивается к препятствию выполнения работы ведомством и запрещается на законодательном уровне. Данное правило регламентировано 24 статьей федерального закона, который зарегистрирован под номером 135 в 2006 году.
Обязанность по предоставлению информации ФАС
Все компании, которые ведут деятельность на территории РФ, а также органы власти и иные государственные, муниципальные организации обязаны представлять сведения о своей работе ФАС.
Исключением не является и информация, которая относится к коммерческой или государственной тайне. Но последние подаются с учетом норм действующего законодательства.
Под контроль ФАС попадает и Центробанк РФ. Даже он не вправе отказаться от предоставления документов, запрашиваемых ведомством. Для законного получения данных, работники ФАС обязаны направить запрос в письменном виде.
Как осуществляет поиск нарушителей
Поиск нарушителей специалистами ФАС осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Первые выполняются 1 раз в 3 года. Моментом отсчета считается дата образования компании или реализация предыдущего обследования.
Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:
- компанию заподозрили в нарушении действующего антимонопольного законодательства;
- обследование поручил осуществить Президент РФ;
- организации, нарушившей право, вынесено предписание, срок исполнения которого истек.
Сама проверка не может быть начата без соответствующего приказа руководителя ФАС. Работники ведомства обязаны закончить выполнение обязанностей в течение одного месяца с даты ее начала. Надо отметить, что в случае организации внепланового обследования, ФАС обязана оповестить компанию или организацию, которая подвергается проверке не меньше, чем за сутки от предполагаемой даты начала анализа.
Требования к проведению проверки
При проведении проверки могут быть осмотрены помещения компании, прилегающая территория, а также исследованы документы
Разрешается проводить видео и фото съемку, снимать копии с бумаг или делать их электронные формы.
Надо отметить, что понятыми не могут быть сотрудники ФАС или проверяемой компании. Иногда требуется экспертный взгляд со стороны. В таком случае потребуется нанять специалиста, имеющего достаточный уровень квалификации. Запрещено осматривать личное жилье, как работников организации, так и ее руководителей.
Если для проверки требуются документы, то руководство фирмы обязано обеспечить их предоставление в течение максимум трех рабочих суток. В случае необходимости, подаются оригиналы, а если нет подобной возможности, то допускаются и заверенные копии.
Правила оформления результатов
В ходе проведения проверки ФАС составляется протокол. В нем описываются все действия, производимые сотрудниками ведомства, а также выявленные нарушения. Документ подписывают представители компании, понятые и лица, которые осуществляли контроль.
Результат обследования оформляется актом, который составляется в двух идентичных экземплярах. Первый остается у ФАС, а второй передается проверяемому лицу. Если нет возможности вручить документ лично, он направляется заказным письмом с уведомлением.
Форма акта разрабатывается территориальными ведомствами и является обязательной для использования по всему региону.
Функции ФАС России
Важно! Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:
- Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
- Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
- Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
- Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
- Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.
Порядок рассмотрения дел и полномочия
Соответственно с Положением о ФАС России служба наделяется такими главными полномочиями:
- принятие нормативных актов в отношении вопросов, которые относятся к компетенции службы (лишь центральный аппарат);
- проведение контроля за выполнением физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), некоммерческими и коммерческими организациями, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами в установленной сфере местного самоуправления законодательства, включая рассмотрение дел о законодательных нарушениях, выдача предписаний, которые обязательны для выполнения, проведение внеплановых и плановых проверок, привлечение лиц, которые виновны в нарушении законов, к административной ответственности;
- проведение контроля на товарных рынках экономической концентрации, согласование сделок с долями (акциями) и имуществом коммерческих организаций в ситуациях, которые предусматриваются антимонопольным законодательством;
- проведение изучения товарных рынков и выявление наличия лидирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на них;
- проведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включают данные о подрядчиках (поставщиках), которые уклонились от оформления муниципальных или государственных контрактов по итогам торгов и подрядчиках (поставщиках), контракты с которыми расторгаются в судебном порядке ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных обязательств;
- рассмотрение ходатайств зарубежных инвесторов в отношении согласования сделок с хозяйственными обществами, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, или в отношении согласования установления контроля над данными обществами.
Территориальные органы ФАС России возбуждают дела в отношении нарушений законодательства в области собственной компетенции по заявлениям юридических и физических лиц, сообщениям СМИ, материалам правоохранительных органов и по своей инициативе по итогам проверок, которые проведены службой. Дела рассматривают комиссией, которая создаётся для данных целей и состоит из работников антимонопольного органа в числе не меньше трёх человек. Председатель комиссии — это руководитель или заместитель антимонопольного органа. Когда рассматривается дело о кредитных организациях 50% состава комиссии должны быть представители Центробанка РФ. Дела рассматривает комиссия с участием сторон (ответчика и заявителя), которые излагают собственную позицию и дают доказательства для её обоснования, после этого комиссия принимает в отсутствие сторон решение в отношении дела большей частью голосов членов комиссии при помощи открытого голосования. При необходимости получить дополнительные доказательства, привлечь заинтересованных лиц к участию в деле рассмотрение дела могут отложить, а если необходимо, провести экспертизу — приостановлено. По итогам рассмотрения дела производство в отношении дела могут прекратить ввиду отсутствия в действиях, которые рассматриваются комиссией, законодательных нарушений или ответчик нарушил необходимые нормы закона — в данной ситуации ему выдают предписание в отношении прекращении нарушения. Предписание и решение антимонопольного органа можно обжаловать в судебном порядке.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы
Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:
- Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
- Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
- Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
- Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
- Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
- Установление доминирующего положения компании.
- Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
- Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.
***
Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.
Судебная практика ФАС
За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.
Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.
ООО «Доктор Веб»
В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.
В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.
ЗАО «Русская рыбная компания»
В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.
Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.
ОАО «Ленэнерго»
В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.
Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.
Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.
Microsoft
В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.
Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.
Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.
Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.
Полномочия ФАС
Основной перечень полномочий ФАС описан в статье 23, федерального закона, регламентирующего защиту конкуренции.
- контроль над соблюдением компаниями, в том числе государственными, антимонопольного законодательства;
- выявление нарушений, а также возбуждение дел в отношении правонарушителей;
- рассмотрение дел, связанных с несоблюдением норм антимонопольного законодательства;
- после проведения расследования, вынесение решения, в том числе для органов власти;
- направление в центральный банк РФ предложений, связанных с улучшением антимонопольного законодательства путем внесения правок;
- рассмотрение жалоб от юридических и физических лиц;
- привлечение к ответственности нарушителей;
- подача исков в суд на недобросовестную компанию, нарушившую антимонопольное право;
- участие в ходе проведения судебного заседания;
- размещение предписаний компаниям и государственным органам в свободном доступе, то есть в сети Интернет, например на официальном сайте.
Вторая часть 23 статьи вышеуказанного федерального закона, определяет и иные полномочия ФАС, к которым относятся следующие действия:
- Разработка форм предоставления информации о совершении некоторых видов операций. Все действия или сделки, за которые нужно отчитываться, описаны в статье 32 ФЗ-135.
- Формирование методов, при помощи которых определяется заниженная или завышенная цена услуг банков, МФО, КПК. Данная деятельность ведется вместе с Центробанком РФ.
- ФАС имеет право издавать собственные НПА, регламентирующие деятельность компаний в области соблюдения антимонопольного права.
- Работники ведомства обязаны разъяснять все вопросы, связанные с применением антимонопольного законодательства. Кроме этого, они должны рассказывать, как нарушения оказывают влияние на формирование конечной цены.
- Сотрудники ФАС вправе предложить лицензирующим органам лишить компанию лицензии на основании того, что организация нарушила право.