Как служили чеченцы в советской армии?
Содержание:
Царская Россия
В царской России всеобщая воинская повинность законодательно была введена в 1874 году. Согласно программе реформирования, в каждом военном подразделении должно было быть как минимум 75% русских военных. Но некоторые народности получили поблажки.
Например, финны, имеющие собственное военное законодательство и собственные вооруженные силы. В 1899 году автономия Финляндии была упразднена, однако набор в русскую армию новобранцев встретил там сопротивление. В 1903 году по призыву явилось только две трети новобранцев. Через два года под воздействием революционных событий правительство снова предоставило финнам автономию. Правда, теперь они обязались нести финансовые расходы на содержание российской армии: 12 миллионов марок ежегодно.
Не призывали в царскую армию представителей тех национальностей, которые проживали в дальних краях: на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, в трех округах Якутии — Среднеколымском, Верхоянском и Вилюйском; на севере Енисейской и Томской губерний, в тобольских уездах Берёзовский и Сургутский.
От службы в армии Российской империи освободили коренные народы Сибири, Астраханской губернии и всей Средней Азии. Не подлежали призыву самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии и Печоры.
Поблажки были даны коренным народам Кавказа: курдам, абхазам, ногайцам, азербайджанцам, черкесам и многим другим. Освобождалось от службы мусульманское население Терской и Кубанской областей. Вместо этого все они платили особый денежный налог.
От армии освобождались иркутские и енисейские казаки — они несли повинность на местах.
Чеченцы в армейском быту
Жизнь в казарме – довольно непростое испытание для большинства людей, поэтому новобранцы ведут себя по-разному. Некоторые в депрессии, другие пытаются сразу диктовать свои условия, третьи – идут на повышение, проявляя инициативу. Для славянских народностей характерен некий индивидуализм – каждый пытается самостоятельно выполнить собственные цели. Конечно, мы привыкли строить нормальные отношения в коллективе, но кроме небольшого круга друзей обычно не обращаем внимания на остальных. Соответственно, авторитет в глазах представителей славян можно заслужить только поступками.
Чеченцы, как выходцы из Кавказа, отличаются склонностью к формированию относительно больших групп – по типу тейпов (название кланов непосредственно в Чечне). В тейпах принято с уважением относиться к старшим, не ставить под сомнения слова наиболее опытных представителей и держаться вместе, решая внутренние конфликты без вынесения их на всеобщее обозрение. Относительно сослуживцев такая позиция играет злую шутку – ведь это вполне правильный подход к делу, только в быту чеченцы, относительно прочих национальностей, доказывают свою правоту чаще силовыми методами. И тронув одного представителя своеобразного армейского «клана», вы получите проблемы со всеми остальными.
Нередко агрессия в Советской Армии была вызвана русскими солдатами, поскольку те считали себя (по молодости) привилегированным большинством. Это выливалось в обидные прозвища для представителей Средней Азии, Кавказа и даже некоторых славян. Соответственно, если в казарме формировался «клан» чеченских военнослужащих, они всячески реагировали на такое поведение, даже не направленное непосредственно против них. Остальным новобранцам в такой ситуации было тяжело позавидовать – они познавали на себе все тяготы «дедовщины», которая с дополнением националистических ноток становилась просто невыносимой. Даже командиры не могли совладать с этой ситуацией в силу некоторых армейских традиций (в частности, негласный запрет на вынесение информации за пределы казармы).
Интересно! По рассказам людей, служивших тогда, на весь взвод могло быть два-три чеченца, но они чаще всего диктовали свои жёсткие условия. Даже наиболее стойкие морально и физически представители прочих народностей не всегда давали отпор этой настырности.
Добровольчество
Добровольчество в северокавказских республиках следует рассматривать как компенсацию за отмену обязательного призыва. Его целью была вербовка в армию патриотически-настроенных горцев. Масштабы добровольчества в той или иной республике демонстрировали уровень толерантности местного населения советскому политическому строю. Поэтому местные власти прилагали все усилия для его стимулирования. Нередко это оборачивалось применением принудительных мер в отношении потенциальных добровольцев, что вызывало резкое противодействие населения.
В 1943 г. запрет на призыв северокавказских горцев приобрел новый оттенок. Он лег в основу мероприятий, направленных на наиболее полное выявление, учет и концентрацию в населенных пунктах лиц национальностей, намеченных к депортации. До конца войны (в случае с балкарцами, карачаевцами, чеченцами и ингушами — до дня депортации) представители северокавказских народов принимались на службу в армию исключительно на добровольной основе.
Чеченцы в полевых условиях
Для национальных объединений в боевых условиях существовал термин «землячество» − они часто вели негласное соревнование, кто лучше выполняет поставленные руководством задачи. Ведь знания о подвигах различных землячеств передавались ко всем новым поколениям, поэтому нужно было создавать авторитет на годы. Проявившего трусость или неподчинение представителя Кавказа ждало не менее жесткое наказание от собственных соотечественников, порой стыд перед ними становился более тяжким чувством, чем угроза гауптвахты.
В полевых действиях чеченцы отличались такими качествами:
- исполнительность. Они брались за наиболее сложные задачи и успешно выполняли их. Хотя существует стереотип, что кавказцы не любили воевать никогда, в советское время было иное отношение к общему делу, нежели сейчас;
- подчинение старшим. Уважение к более опытным людям заложено в менталитете народов Кавказа, поэтому командир любой национальности пользовался у них почётом и непоколебимым авторитетом. Если же такой командир представлял соседние к Чечне регионы или был непосредственно оттуда, эффективность действий возрастала в разы;
- храбрость. В этом параметре данному землячеству почти нет равных и сегодня – если требуется идти в бой, они не думают об ужасах полевых условий, а принимают их как данность. Таких бойцов тяжело уличить в трусости или даже в небольшом колебании – по крайней мере, внешне они слабости не проявляют.
Конечно, многое зависит от умения командира мотивировать своих подчинённых – для данной народности слова, наполненные реальными чувствами, правильные, по их мнению, играют огромную роль. Если славянин воспринимает речи зачастую с неким отстранением, то чеченец при правильно подобранных словах к нему станет в несколько раз более уверен, а его боевой дух достигнет невообразимых показателей. Однако этим навыком обладают не все ораторы.
Очевидно, была небольшая проблема в отношениях с командирами в советское время – большинство из них непосредственно прошли казарму и могли иметь дело с разными землячествами. Таким образом, часто формировались реваншистские настроения в рядах руководства ротой, полком, взводом. В таких условиях сформировать «клан» было невозможно, однако и сильные стороны кавказцев нивелировались. Только наиболее опытные командиры находили чёткий баланс между нравами различных национальных групп и формировали боеспособный коллектив. Сегодня такие ситуации стали редкими – командиров с реальным опытом крайне мало, что сказывается на поведении их подчинённых.
Юридически всё чисто
«Предпочитать кандидатов из одних регионов другим – неправильно с точки зрения политики нашего многонационального государства, – считает председатель общественной организации «Комитет против пыток», член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин. – Как знаем мы и как следовало бы знать ФСБ, жители Кавказа всегда были прекрасными воинами, и государи-императоры всегда набирали себе личную охрану именно из жителей Кавказа. Поэтому их нынешнюю кадровую политику можно объяснить только предрассудками».
По словам правозащитника, если бы в объявлении был указан не регион, а национальность, то это можно было бы обжаловать в суде, но сейчас с юридической точки зрения всё гладко – упрекнуть авторов в дискриминации нельзя.
«Дают о себе знать последствия сталинской депортации, – рассуждает Каляпин. – До сих пор же некоторые помнят сказки про белого коня, которого якобы хотели преподнести Гитлеру в подарок, и прочие небылицы. Это всё осталось. Есть закон о реабилитации депортированных, но он не особо исполняется. Плюс две чеченские войны тоже вызывают определённое недоверие силовиков, особенно кадровиков. А вообще это вредная глупость».
При этом цифр о национальном составе сотрудников в ФСБ нет – таких данных попросту не ведут (или они не доступны для широкого доступа).
По мнению специалиста по Северному Кавказу The Jamestown Foundation Валерия Дзуцати, власти РФ «конечно, не доверяют жителям Кавказа».
«Это не секрет, – объясняет Дзуцати. – Кавказцы в РФ – граждане второго сорта. Правда, это не закреплено законодательно, но так происходит на практике. Ограничения ведь касаются не только силовых структур, но и других видов карьеры».
Дзуцати считает, что нынешнее положение вещей хоть и связано с чеченскими кампаниями, но не является единственным объяснением.
«Есть еще и логика экстерриториальности, – говорит Дзуцати. – То есть в пограничниках хотят видеть кого-то из других регионов, потому что на местных не полагаются. В Осетии при протестах (имеется в виду митинг 20 апреля 2020 года. – Прим. ред.) привезли ОМОН и полицию из других регионов, поскольку местные могли не пойти против взбунтовавшегося народа. Это, кстати, происходит и в других регионах. Российские тенденции касаются как русских, так и кавказцев, но в случае с кавказцами они приобретают национальный окрас. Но и губернаторов назначают теперь тоже часто по экстерриториальному принципу».
В разговоре с Кавказ.Реалии политолог Ислам Сайдаев отметил, что, по его информации, «в ФСБ чеченцев хватает».
«Но если такой факт имеет место, о чем у меня лично нет информации, то это вполне логично, – рассуждает Сайдаев. – Привлечение работников из других регионов будет препятствовать коррупции в этом ведомстве. Специфика Кавказа такова, что население лучше идёт на контакт с иногородними работниками правоохранительных служб, чем с представителями своей нации или региона».
По телефонам, указанным в объявлении, редакции Кавказ.Реалии отказались комментировать причины, по которым чеченской ФСБ требуются жители именно Волгоградской области.
«Мы со СМИ не общаемся напрямую, – ответил представитель кадровой службы. – Я не готов подсказать, к кому вам можно обратиться».
Перспектива – Кавказ и аннексированный Россией Крым
Жители Северного Кавказа в последние 20 лет сталкивались не только с невозможностью устроиться в правоохранительные органы на работу, а даже с невозможностью выполнить свою обязанность – служить в армии. Из той же Чечни, к примеру, долгое время вообще практически никого не призывали.
История первого призыва чеченцев в 2001–2002 годах закончилась постоянными конфликтами с офицерами, требованием халяльной пищи и отказом подчиняться. В результате молодёжь вернули домой. В 2004 году из Чечни служили всего 39 призывников, причём все – на территории республики.
Позднее военкоматы Чечни набирали на срочную и контрактную службу в местные комендатуры, прокуратуру, а также в подразделения 42-й мотострелковой дивизии.
Ситуация изменилась лишь в 2014 году, когда 500 молодых людей отправили на службу в аннексированный Россией Севастополь. С тех пор эта квота в 500 человек остаётся неизменной, хотя, согласно данным военного комиссара Ахмеда Джейрханова, призывной контингент в Чечне в 2016 году составлял около 86 тысяч. Иногда из Чечни отправляют служить в Крым и в подразделения Южного военного округа, но большинство остаётся служить в республике.
По словам чеченского политолога Ислама Сайдаева, «вероятно, установлен некий лимит для Кавказа в целом».
«Сейчас служба в армии – это не просто обязанность, а привилегия, которую нужно заслужить», – говорит Сайдаев.
«Как преподносят власти, Брестскую крепость вместе с другими народами России защищали 500 чеченцев, и этого хватило для фашистов. Думаю, отсюда и нынешняя цифра в 500 человек. Как говорится, проверено временем», – иронизирует собеседник.
Подобная ситуация и в Дагестане. Например, в 2016 году на военную службу было призвано всего около тысячи человек, притом что призыву в республике подлежат 60 тысяч мужчин.
Количество призывников снижается и в целом по СКФО – например, в 2017 году оно стало меньше почти на 2,5 тысячи человек.
Больше всего призывников – около трех тысяч – в тот год призвали со Ставрополья, это на 900 человек меньше, чем годом раньше. Почти на 50 человек снизилась квота на призыв в КБР – всего 350 человек. Из КЧР их 400. Это на 80 человек меньше, чем год назад. В Северной Осетии число новобранцев сократилось вдвое – с 1000 до 500. В 2019 году их число стало ещё меньше – 370 человек.
В том же году Путина на встрече в Дагестане спросили о негласном правиле не брать в военные училища выходцев с Кавказа.
«Конечно, никакой команды не принимать ребят с Кавказа не было и быть не может. Наоборот, нам нужны ребята с Кавказа в армии, в вооруженных силах», – сказал в ответ Путин.
Путин отметил, что «когда мы сталкиваемся с какими-то проявлениями и ребята с Кавказа где-то бузят, то лучше, если к ним придет сотрудник правоохранительных органов – человек с Кавказа – и напомнит им о традициях Кавказа».
Кроме того, Путин напомнил о военной полиции в Сирии, сформированной преимущественно из выходцев с Кавказа
«Это же мусульманская страна, и там присутствие наших военнослужащих-мусульман чрезвычайно важно, потому что это вызывает доверие у местного населения», – сказал президент
Сейчас на популярных российских сайтах по поиску работы можно найти почти 700 объявлений о вакансиях в Федеральной службе безопасности. Согласно агрегаторам, они опубликованы в разных регионах в том числе на местных порталах. Тем не менее в Чечне, в Ингушетии, в Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии такие вакансии отсутствуют. А вот жителей посёлка Дагестанские Огни приглашает к себе на работу погрануправление ФСБ по Сахалинской области. Им предлагают охранять российскую границу на Курильских островах и получать за это не менее 80 тыс рублей.
Новостное приложение Кавказ.Реалии.Скачать
Россия
В современной России малочисленным коренным народам (тех, чья численность не превышает 50 000 человек) предоставляется право выбрать альтернативную службу. Они могут остаться работать на родной земле в традиционных отраслях. В перечень таких народов вошли абазины (их численность составляет 43 341 человек), алеуты (482 человек), бесермяне (2 201), вепсы (5 936), водь (64), долганы (7 885) ижорцы (226), ительмены (3193), камчадалы (1927), кереки (4), кеты (1219), коряки (7953), алтайские кумандинцы (2892), манси (12 269), нагайбаки (8 148), нанайцы (12 003), нангасаны (862), негидальцы (513), ненцы (44 640), нивхи (4 652), ороки (295), орочи (596), саамы (1 771), секульпы (3 649), сету (214), сойоты (3 608), тазы (274), телегиты (3 712), телеуты (2 643), тофолары (762), тубалары (1965), тувинцы-тоджинцы (1858), удэгейцы (1496), ульчи (2765), ханты (30 943), челканцы (1 181), чуванцы (1002), чукчи (15 908), чулымцы (355), шапсуги (3882), эвенки (38 396), эвены (21830), энцы (227), эскимосы (1738) и наконец юкагиры (1603).
По факту не служат и представители других народов, живущих на просторах Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что призывники находятся на дальних стойбищах, и нет возможности организовать их явку на призывной пункт.
О призыве в Чечне.
Отметим, что призыв в Чечне был прерван в начале 1990-х годов, когда республика стала подконтрольной сепаратистам. В начале 2000-х годов в Чечне снова наладили воинский учет, однако первый же эксперимент по призыву юношей из республики окончился крупным скандалом. В то время чеченские призывники со спортивными разрядами были отправлены служить в спортроту СКА Московского военного округа, они были поселены на территории 27й отдельной гвардейской мотострелковой бригады, которая расположена в московском районе под названием Теплый стан.
О том, что далее происходило, в январе в 2002 году «Комсомольская правда» написала следующее: «Для начала чеченцы стали требовать муфтия, а также коврики для молитв. Затем заявили о том, что не станут есть солдатскую кашу совместно с остальными солдатами. Еду им начали готовить отдельно, а приносили непосредственно в казарму. После этого чеченцы отказались от того, чтобы носить военную форму Российской Федерации, и тогда их решили переодеть в спортивные костюмы олимпийской сборной РФ и кроссовки фирмы Reebok. «Спортсмены» были освобождены от казарменной повинности, что для молодых солдат до этого было невиданным делом. Им предоставили право свободно выходить за территорию своей части». Кроме того, информировалось о том, что происходили столкновения солдат спортроты с офицерами, которые воевали в Чечне, об осквернении памятника погибшим военнослужащим в Чечне, а также о том, что генерал из штаба округа был «обматерен» в лицо непосредственно в лицо.
После скандала приняли решение о том, что на призывников из Чеченской Республики экстерриториальный принцип комплектования не будет распространяться, и в другие районы Российской Федерации они больше не отправлялись, а после их совсем перестали призывать. А тем временем в армии возникало все больше проблем с пополнением призывниками из некоторых других республик Северного Кавказа, среди которых и Дагестан. Вышло так, что в большинстве частей с Сухопутных войск, которые были дислоцированы в регионах Центральной России, концентрация военных Северного Кавказа стала достаточно высокой, а это в некоторых случаях становилось причиной возникновения так называемых землячеств, а также столкновений из-за разницы культуры. Происходили и случаи, когда военнослужащие переодевались в гражданскую одежду и избивали в военных городках офицеров. Часто и доходило до неподчинения в открытом виде, которые были мотивированы традициями, к примеру, мыть полы должны женщины.
В середине прошедшего десятилетия драки массового характера с применением лавок и остальных подручных предметов стали постоянным явлением, например, в подмосковной гвардейской Кантемировской танковой дивизии, а военные разведывательного батальона данного соединения и военные из землячеств проводили самую настоящую охоту друг на друга. Дисциплину поддерживать получалось только лишь у опытных командиров, причем очень часто для этого они были вынуждены использовать вовсе не уставные методы воздействия на свой личный состав.
Обычно широкой огласки такие столкновения, а также остальные происшествия не имели, однако несколько лет назад масштабы оказались таковым, что некоторые чрезвычайные происшествия оказались известны всей стране. Самым скандальным из них оказалась драка, в которой принимали участие разведчики и дагестанцы, произошло все на плацу уже Кантемировской бригады, ее преобразовали из дивизии во время реформы. Подобный поток сообщений был связан с тем, что во время сердюковских реформ под сокращением оказались офицеры-психологи и воспитатели, а также командиры, которых еще много лет назад фактически лишили такой вид наказания, как гауптвахта, оказались вовсе без поддержки.
В результате в 2011 году призыв юношей с Северного Кавказа фактически прекратили, хоть и информировалось об этом неофициально.
Нет доверия
«Избегать местных» стало традицией ещё в советское время, утверждает политолог Руслан Кутаев. По мнению эксперта, причина проста – «чеченцам не доверяют».
Но при этом первый президент Чечни Джохар Дудаев был генералом советской армии. После развала СССР он возглавил движение за независимость родной республики. Но Дудаев, проходивший службу в том же Афганистане, – скорее яркое исключение.
«Когда я шёл в армию, мне не разрешили идти в погранслужбу. Дома позже так мне и объяснили: сынок, вас не берут в такие службы, – вспоминает Кутаев. – Я не скажу, что традиция «избегать чеченцев» – ещё царская, но она как минимум советская. Это государственная политика «не доверять» им государственную границу и прочие стратегически важные объекты».
При этом, по словам Кутаева, уроженцев Чечни охотно отправляют куда-нибудь «убивать», «зачищать», «чтобы они были пехотинцами», однако и здесь бывают проблемы.
«Они прекрасно знают, что чеченец не выполнит преступный приказ, – объясняет Кутаев. – Пусть этот приказ будет спущен хоть из Москвы, хоть из Вашингтона: если он преступный, то он останется неисполненным. Чеченцы не хотят исполнять чужую волю, они хотят быть свободными. В отличие от других народов чеченцы всегда смотрят, по справедливости что-то происходит или нет».
Эксперт считает, что настороженно к жителям Чечни стали относиться еще до депортации, когда генерал Ермолов и другие военачальники писали о том, что чеченцам доверять нельзя.
«Отношение к кавказцам в целом настороженное, а к чеченцам – однозначное, – уверен Кутаев. – В советское время во всех обкомах, кроме чеченского, ставили первыми секретарями работников местной национальности, а вторыми – приезжих. Это абсолютно избирательное недоверие к чеченцам».
Тем не менее, эксперт верит в то, что ситуация может измениться, но только в том случае, если в России представители коренных народов будут представлены во всех ветвях власти.
Советский Союз
В Советской России положение не изменилось, коренным народам окраин было дано много прав, вплоть до самоуправления. Однако в 1939 году был принят закон «О воинской повинности», который сделал её всеобщей. В годы войны сразу выяснилось, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии зачастую не могут воевать. Они не понимали языка, не обладали нужными знаниями и навыками, некоторые из них просто сбегали, истосковавшись по дому.
30 июля 1942 года Государственный комитет обороны СССР был вынужден запретить призыв в армию представителей горских народов, живущих на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Не призывались на фронт узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и осетины.
Во время войны был приостановлен призыв немцев, поляков, сванов и хевсур.
Правда, эти меры не запрещали приток в армию добровольцев.
После войны с 1948 по 1953 год был отменен призыв некоторых категорий граждан, и это затронуло многие национальности, в первую очередь русских. Юношей отправляли в школы фабрично-заводского производства, и отказаться от учёбы они не могли под страхом уголовного наказания.
Позже была введена всеобщая воинская обязанность, отдать свой долг Родине должен был каждый советский гражданин, независимо от национальности. Поэтому в позднем СССР в одной казарме можно было встретить дагестанцев, русских, якутов и казахов.
Совет министров СССР определял категории граждан, которые могут получить отсрочку от призыва. Однако фактически не призывались только представители действительно малых народов.
Авторы Гайдпарка
-
Юрий Сенаторов
Очень точно об антиваксерах
Читать полностью
-
Галина Иванова
Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ
Читать полностью
-
Валерий Советский
Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда
Читать полностью
-
Sova
Помогут ли QR-коды победить коронавирус?
Читать полностью
-
Витёк Razdolbaeff`f
День в истории. Бархатная революция
Читать полностью
-
Александр Головенко
А вам приходилось закатывать сцены модераторам?
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Союз стран ОДКБ — миф или реальность?
Читать полностью
-
bambambigelow
Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками
Читать полностью
-
stas shmelev
«Игла Кощея»
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай
Читать полностью
Депортации
К сожалению, статистики на этот счет обнаружить не удалось. Исключение составили представители тех северокавказских народов, которые были депортированы с исторической родины в 1943 — 1944 гг. Их увольняли из рядов Вооруженных Сил одновременно с проведением репрессивных акций на родине.
Мероприятия по ограничению призыва по социально-политическим и национальным мотивам отличались тотальностью и бескомпромиссностью, оставляли за бортом десятки тысяч здоровых и, нередко, обученных военному делу мужчин. Только по Северо-Кавказскому округу (без учета Северной Осетии и Дагестана) на 1 февраля 1942 г. числилось свыше 75 тыс. военнообязанных, не призываемых в армию по политико-моральным и национальным признакам. С точки зрения интересов действующей армии эти мероприятия не логичны.