«очень разносторонний»: каким был герой россии лётчик олег пешков

Трагедия над Арабовщиной

Трагедия случилась 23 мая 1996 года. При выполнении ночного учебно-тренировочного полета в районе города Барановичи на самолете Су-27П возник пожар. Машина, которая стала терять управление и падать, как раз пролетала над деревнями Арабовщина и Малое Гатище. С земли дали команду на катапультирование. Однако Карват принял решение максимально отвести самолет в сторону. Последние 14 секунд полета пилот, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его от населенных пунктов.

Ценой собственной жизни он не допустил гибели людей на земле. Истребитель рухнул на клеверное поле между Арабовщиной и Большим Гатищем.

Местные жители окрестных деревень, которые стали очевидцами падения, бросились к самолету, пытаясь помочь летчику. Через 20 минут приехали пожарные из поселка Городище.

Спасатели попытались вытащить летчика из самолета за стропы парашюта, но это не удалось сделать. Тогда житель деревни Малое Гатище Сергей Острейко с помощью пожарного топора перерезал плечевые ремни и за руки попробовал вытащить уже бездыханное тело. Однако кабина была сильно покорежена и летчика не смогли достать. Карвата извлекли из самолета только утром.

В ходе расследования выяснилось, что причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным и не был оборудован датчиками предупреждения о возгорании. Огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости.

Фото: aviacrash.ucoz.ru

Фото: aviacrash.ucoz.ru

«Летчик от Бога»

Родился будущий герой в Бресте, 28 ноября 1958 г., там же закончил среднюю школу. Учился он, по воспоминаниям педагогов, легко и охотно – впрочем, за оценками не гнался. Любил спорт: ему даже прочили карьеру в футболе. Но мечтой мальчика всегда было небо.

В августе 1977 г. он поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище. Там, в отличие от школы, он стремился быть только лучшим. По окончании учебы его направили служить в Хабаровский край, поселок Калинка, где он прожил 13 лет. Летал на МиГ-23. В той военной части он прошел путь от простого летчика до заместителя командира полка по летной подготовке, однако корни звали Владимира назад, в Беларусь.

Владимир Карват во времена учебы.

В 1994 г. он вернулся на родную землю. Здесь ему дали назначение в город Барановичи: опытному летчику предстояло стать начальником воздушно-огневой и тактической подготовки на 61-й истребительной авиабазе. Сослуживцы вспоминают его с теплотой.

«Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав…», – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.

В 1984‑1991 гг. 61-й истребительный авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи стояли МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других – МиГ23МЛД. Однако с 1991 г. полк начал получать новую технику – истребители 4-го поколения Су-27. На них переобучались пилоты МиГ-23.

Как настоящий лидер и ас, Карват не отсиживался в кабинете, а личным примером помогал подчиненным совершенствовать мастерство пилотирования. 23 мая 1996 г. были запланированы ночные тренировочные полеты, и Владимир, как обычно, отправился на работу поздним вечером. Вернуться он должен был через пару часов – но дома его так и не дождались.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне поселок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учебы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу летчиков и впоследствии с успехом ее закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Последнее

Звание прекратило своё существование вместе с СССР. Последним, кто его удостоился, стал подводник Леонид Солодков. Указ о награждении был подписан в декабре 1991 года, а с самим вручением связана забавная история. Кавалер при награждении обязан был сказать «Служу Советскому Союзу», но так как СССР уже не существовало, Солодков сказал просто «Спасибо».

Пройдёт всего несколько месяцев, и награда возродится, правда, уже в другом виде и с другим названием. Указ о введении звания Героя Российской Федерации был подписан уже в марте 1992 года. А 11 апреля состоялось первое награждение. Медаль «Золотая Звезда» за номером один была вручена космонавту Сергею Крикалёву. Он стал первым человеком, получившим звание и Героя Советского Союза, и Героя Российской Федерации. Впоследствии этот список возрастёт до четырёх человек.

Герой России: льготы обладателю звания и его родным

Героем РФ признается человек, который имеет значительные заслуги перед страной и ее народом. Такой гражданин служил родине всю жизнь и выполнял задачи, находящиеся не только на грани возможностей человеческого труда и ума, но и граничащие с настоящим подвигом. Получить такую высокую награду может военный, космонавт, ученый или конструктор и даже простой человек, совершивший подвиг, к примеру, спасший ценой своей жизни других людей от смерти. По статистике, чаще всего героями оказываются военные и люди, связанные с этой сферой (разведчики, летчики-испытатели и т.д.).

Какие льготы и выплаты предоставляются Герою России?

Льготы для обладателя звания

Основной формой помощи государства по отношению к выдающимся людям является финансирование. Герою России в 2019 причитаются следующие льготы и выплаты:

Каждый месяц человек получает помощь в размере приблизительно 43 000 рублей. Эти же льготы причитаются и вдовам Героев России;

Те граждане, которые получили особый статус в раннем возрасте или же находятся на данный момент уже в почтенных летах, получают дополнительно 16 тысяч рублей;

Увеличенная по сравнению с базовой пенсия почтив 6,5 раз (т.е. если средняя минимальная пенсия в РФ порядка 12 000 рублей, то Герой России получает примерно 75 тысяч рублей). К этой пенсии добавляется компенсация в 1,5 тысячи рублей.

Сколько платят денег по льготам Героя России зависит и от состояния экономики. Каждый год происходит индексация пособий, и они достигают около 75-80 тысяч рублей.

Помимо денежной помощи звание Герой России предполагает льготы и выплаты в социальной сфере. Здесь стоит упомянуть следующее:

  • Льготы Героя Российской Федерации включают бесплатное лечение в больницах, как для самого человека, так и для его родственников;
  • Бесплатная выдача лекарств по рецепту от врачей вне очереди. Также при наличии медицинских показаний гражданину раз в году выдается путевка в санаторий для оздоровления;
  • Не нужно платить за коммуналку и делать взносы на капремонт, можно заказать бесплатную установку средств защиты дома, также имеется право улучшить свои жилищные условия;
  • При желании заняться индивидуальным жилым строительством человеку предоставляется земельный участок размером 0,2-0,4 га.

Помимо этого имеется возможность использовать преференции в области общественного транспорта, к примеру, покупать билеты вне очереди и ездить бесплатно в общественном транспорте, а также в труде, образовании, уплате налогов (такого человека нельзя поставить под сокращение или заставить платить налоги по недвижимости — налог на имущество). Медаль герой России также предоставляет право на 3 дополнительные недели отпуска на работе, а еще освобождение от уплаты всевозможных государственных пошлин.

Помощь семье при жизни и после смерти обладателя звания

Какие льготы положены Герою России мы разобрались, а вот как обстоят дела с семьей обладателя этого статуса при его жизни? Стоит упомянуть, что такие преимущества, как возможность не платить за коммунальные услуги, телефон, дополнительные финансовые выплаты и прочее уже является помощью льготами для родственников и всей семьи. При жизни героя основную часть льгот получает именно он, хотя и его жена, дети имеют некоторые возможности.

На сегодня ближайшие родственники получают следующие льготы семьям Героев России посмертно:

  • Не нужно платить за коммунальные услуги;
  • Дети при поступлении в ВУЗ могут иметь некоторые преимущества;
  • Наличие скидок при оплате услуг ЖКХ, а также для других расходов социального характера;
  • Льготы и выплаты за звезду Героя России помогают в получении путевок на отдых и оздоровление, а также во многих других нюансах.

Чтобы подробно узнать все, на что могут рассчитывать члены семья, необходимо обращаться в местную администрацию и уточнять все детали там. Многое зависит от личного решения мэра и тех же депутатов, возможно, они захотят предоставить человеку или его родственникам какой-то подарок к юбилею или празднику.

Дает ли статус герой России посмертно выплаты и льготы семье? Ответ однозначный – да! Семья покойного получает совершенно все те же денежные выплаты, скидки, льготы при обращении в государственные учреждения и остальное указанное выше даже после смерти носителя звания.

Вот такие льготы и выплаты получает герой Российской Федерации. Но государство не забывает и тех людей, которые трудились раньше и получили похожий статус еще в Советском Союзе, где он и был запущен изначально.

Покоритель двух океанов

История жизни Степана Здоровцева вполне заслуживает гайдаровского определения: «обыкновенная биографии в необыкновенное время». Степан родился 24 декабря 1916 года в Ростовской губернии, на хуторе Золотаревка. Глава семейства Иван Здоровцев, всю жизнь зарабатывавший свой хлеб тяжелым крестьянским трудом, сделал все, чтобы его дети смогли получить настоящие профессии, благо, время и страна позволяли это сделать. Степан окончил девятилетнюю школу, после продолжил учение в Константиновской тракторно-механической школе (семья к тому времени переехала в станицу Константиновскую). Умение обращаться со сложными механизмами пригодилось юноше, когда семья в очередной раз снялась с насиженного места и отправилась искать лучшей доли в Астрахани. Там Степан устроился работать в слесарные мастерские, а потом ушел в судоремонтные — поближе к морю.

Это был первый серьезный выбор молодого человека, и он быстро доказал себе и окружающим, что это не прихоть и не подвернувшаяся случайность. Всего за пару лет Степан Здоровцев вырос из слесаря-судоремонтника до механика баркаса ОСВОДа (Общества содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях), а потом и до начальника Астраханской городской станции ОСВОД. Уже на этой должности он получил еще одну морскую профессию — водолаза, поскольку именно таких специалистов не хватало на станции.

Младший лейтенант Степан Здоровцев, весна 1941 года. Рисунок с фотографии

Одновременно Степан начал покорение и второго океана — воздушного. Как и многие другие молодые люди той эпохи, он пришел в аэроклуб по комсомольской путевке. Стране, стремительно наращивавшей воздушный флот, катастрофически не хватало летчиков, и комсомол объявил призыв молодежи в аэроклубы и авиашколы. Так что дипломы водолаза и летчика-любителя Степан Здоровцев получил в 1938 году практически одновременно.

К этому времени подошел срок призыва в армию, и можно было только гадать, куда именно военкомат направит столь разностороннего призывника. Выбор был сделан в пользу неба: Степан Здоровцев стал курсантом Сталинградского военно-авиационного училища летчиков. Он попал в последний набор курсантов, который проходил обучение по двухлетней программе, и уже в октябре 1940 года закончил учебу, получил звание младшего лейтенанта и петлицы с одним «кубарем», а вместе с ними – направление в 158-й истребительный авиаполк, базировавшийся во Пскове.

Звание

Звание появилось в 1934 году, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о том, что всем гражданам, которые отличились в военных действиях, необходимо присвоить звание Героя СССР. Первоначально награда и звание не имели никаких точек соприкосновения. Всем, кто получил звание, присваивали другой знак отличия — орден Ленина.

Так продолжалось на протяжении двух лет, после было принято решение о том, что званию полагается соответствующая награда, которая считалась одной из самых ценных. «Золотая Звезда» Союза появилась в 1936 году, в разработке дизайна участвовал архитектор Мирон Мержанов.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Медаль считалась дополнительным знаком, изначально не было никакой информации о том, сколько раз можно присваивать звание и вручать медаль одному человеку. Как не имелось информации о том, стоит ли присваивать награжденным еще и орден Ленина. Но впоследствии эти моменты были уточнены.

Звания Героя СССР мог быть удостоен любой гражданин, который проживал на территории СССР. Герой мог быть отмечен наградой дважды, кроме того, получение медали и присвоение звания позволяло человеку получить определенные льготы и пользоваться ими на протяжении всей жизни.

Естественно, что наибольшее количество медалей было получено в период Второй мировой войны. Кроме того, помимо звания гражданин получал:

  1. Орден Ленина или медаль «Золотая Звезда», в зависимости от года вручения.
  2. Почетную грамоту.

Помимо этого, герою устанавливали бюст из бронзы на его родине, если человеку звание было присвоено дважды, если же трижды, то бюст из бронзы устанавливали в Кремле.

Идея о том, что отличившимся гражданам необходимо присваивать звание настолько понравилась руководителям стран, находившихся под влиянием СССР, что во многих из них были учреждены подобные награды.

Наградной знак имел особую ценность среди коллекционеров, на сегодняшний день медаль «Золотая Звезда» является неплохим экспонатом для любой коллекции. Но вот продажа и покупка медалей времен СССР на территории нашей страны преследуется по закону. Поэтому встретить подобный лот можно нечасто.

Учитывая, что звание присваивалось только до распада СССР, а после награда уже именовалась иначе, сколько точно она стоит на аукционе, сказать сложно. Оценивая ее рыночную стоимость, можно сказать, что цена колеблется в пределах от одной до двух тысяч долларов. Но коллекционеры наверняка предложат более высокую стоимость.

Звание бесценно и по этой причине людям, которым оно было присвоено, был положен ряд льгот. Звание также нередко сочетали с другими наградами и медалями. Герой Социалистического Труда и Герой Советского Союза — эти звания нередко присваивались вместе. Космонавты и летчики пользовались особой любовью у генсеков, поэтому награду им вручали чаще, чем остальным представителям военных структур.

Статистика лишения звания:

  • всего 72 человека были лишены звания Героя по тем или иным причинам, в основном этой причиной были уголовные преступления;
  • 15 человек из этого списка впоследствии были расстреляны;
  • 13 человек так и не получили звание по причине того, что указы о присвоении были отозваны, причиной тому послужило необоснованное присвоение;
  • 61 человек по тем или иным причинам был лишен звания Героя, но после был восстановлен в звании;
  • 11 человек из тех, которые были лишены звания и расстреляны, впоследствии были реабилитированы.

Последним, кто получил награду, был Леонид Солодков, но на момент присвоения ему звания самого Советского Союза уже не существовало. С момента распада прошло меньше месяца, поэтому при вручении новоиспеченный герой вместо того, чтобы ответить «Служу Советскому Союзу», ограничился только фразой: «Спасибо».

Удостоверение к медали

Примечательным считается и тот факт, что четыре Героя Советского Союза уже после его распада получили звание Героев Российской Федерации. Двое из них были космонавтами.

Во времена СССР лишь два человека четырежды становились Героями. Такой чести удостоился только маршал Жуков и, конечно же, Леонид Брежнев, который питал любовь к орденам и медалям, по этой причине вручал их себе сам без видимых на то оснований.

Были среди Героев и женщины, до начала Великой Отечественной войны звания удостоились три представительницы прекрасного пола. В период Второй мировой войны число женщин среди награжденных значительно увеличилось и достигло 90 человек. Но 47 из них звание было присвоено посмертно.

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.

Маврикий Слепнев

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster.

Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев.

А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Первый Герой Беларуси

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 г. № 484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он был первым, кого в стране удостоили этого звания.

Прощались с Владимиром в Барановичах. Собрались сотни людей, приехали жители пригородных деревень. Летчика похоронили 26 мая в Бресте.

В честь Карвата названы улицы в Минске и Бресте, а также школа №8 в Бресте. Имя Героя Карвата носит сквер в Барановичах, на территории 61-й истребительной авиационной базы создан музей имени Карвата. В деревне Арабовщина Барановичского района установлен памятник Владимиру Карвату.

Фото: russianplanes.net

Фото: aviacrash.ucoz.ru

Фото: aviacrash.ucoz.ru

Фото: aviacrash.ucoz.ru

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику.

Василий Молоков

Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина.

Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком. Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу летчиков. Наблюдая за легким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, – язвенной болезнью. Однако, как и другой летчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Первые пограничники – Герои Советского Союза

Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.

Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.

Как всё начиналось?

Бытует мнение, что звание Героя Советского Союза введено в годы Великой Отечественной войны для награждения людей, совершавших подвиги на поле боя. Это ошибка. Награда появилась за семь лет до войны, дата её рождения — 16 апреля 1934 года. Больше того, вручалась она отнюдь не только за героические действия на поле боя. Получить звезду героя можно было и в мирное время, как это произошло с первыми награждёнными. Все они были лётчиками-полярниками, отмеченными за знаменитую операцию по спасению пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Михаил Водопьянов и другие лётчики стали героями Советского Союза уже 20 апреля, то есть через четыре дня после учреждения звания и примерно через неделю после завершения последнего рейса. Заодно они стали ещё и кавалерами ордена Ленина — высшей государственной награды Советского Союза.

Анатолий Ляпидевский на отдыхе после завершения экспедиции. 1934 год. (vm.ru)

А вот знаменитой медали «Золотая Звезда» в 1934-м ещё не существовало. Указ о её введении был подписан только в августе 1939-го. Кстати, среди кавалеров на первых порах преобладали лётчики. В сентябре 1934-го список героев пополнил Михаил Громов, установивший мировой рекорд дальности полёта — более 12 тысяч километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector