Немецкие фильмы про войну — страница 2

«Государство против Фрица Бауэра» (2015)

Немецкий кинематограф тоже не обошел вниманием нацизм и связанные с ним темы. Герой фильма, снятого режиссером Ларсом Крауме — юрист Фриц Бауэр

В годы войны он попал на несколько месяцев в концлагерь. В послевоенное время Бауэр стал прокурором Гессена и преследовал бывших нацистов. Однажды ему выпал шанс привести к суду Адольфа Эйхмана, главного офицера СС, ответственного за работу концлагерей, уничтожение и депортацию евреев.

Прокурору Бауэру написал аргентинец и сообщил, что по соседству с ним живет человек похожий на Эйхмана. Послевоенная Германия предпочла не вспоминать нацистское прошлое, ведь многие чиновники состояли в СС и не хотели очернить себя. Бауэр оказался один против государства в намерении наказать преступника. Прокурор обратился в израильский Моссад.

Фильм «Государство против Фрица Бауэра» захватывает психологическим противостоянием персонажей, а реальная история выигрывает перед выдуманными сюжетами на тему возмездия за преступления фашистов.

  • Год: 2015
  • Страна: Германия
  • Жанр: биографическая драма
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – нет; IMDb – 7.1

Не/смотря ни на что (2017)

В топе известных немецких фильмов – экранизированная реальная история талантливого предпринимателя. Салия Кахаватте мечтает о карьере в гостиничном бизнесе, но внезапная болезнь мешает планам амбициозного юноши. Парень начинает резко терять зрение, а после обследований у него диагностируют отслоение сетчатки. Врачи бессильны остановить течение болезни, поэтому Салия сохраняет только 5% зрения и видит лишь расплывчатые силуэты. Недуг не останавливает парня, решающего воплотить давнюю мечту в реальность.

Оригинальное названиеMein Blind Date mit dem LebenЖанрКомедия, драмаАктерыКостя Улльман, Якоб Маченц, Анна Мария Мюэ…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.1Возрастные ограничения16+

«Операция «Финал»» (2018)

Фильм рассказывает о поимке Адольфа Эйхмана, офицера гестапо, который заведовал «еврейским вопросом» во Вторую мировую войну. Сценарий драмы основан на мемуарах израильского военного Питера Малкина. Роль Эйхмана сыграл Бен Кингсли. Ранее британский актер играл еврейского вкладчика в фильме «Список Шиндлера». Съемки проходили в Аргентине.

Адольф Эйхман вступил в СС в 1932 году, служил в Дахау, во время войны возглавлял отдел по депортации евреев из Германии, отправку в гетто и концлагеря.

В 1945 году офицер СС пустился в бега, передвигался по Германии с поддельными документами, а потом уехал в Аргентину по чужому паспорту. Спецслужбы знали, где находится Эйхман. Правительство Израиля только наладило отношения с Германией, поэтому поимкой преступника занялся директор «Моссада» и агенты-добровольцы. Автор мемуаров Питер Малкин сам задержал гестаповца.

Эйхмана осудили за преступление против человечества, против еврейского и других народов. Его казнь стала последней в истории Израиля.

  • Год: 2018
  • Страна: США, Аргентина
  • Жанр: военная драма, биография
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – 6.5; IMDb – 6.6

Рай

  • Рейтинг: КиноПоиск – 6.7, IMDb – 7.0
  • Актриса Юлия Высоцкая во время съемок неожиданно узнала, что ей придется обриться наголо.

Во время внезапной проверки нацисты арестовали русскую аристократку Ольгу, участницу французского Сопротивления, за то, что она прятала еврейских детей

В тюрьме к ней особое внимание проявляет француз-коллаборационист Жюль, который в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить ее участь. Девушка готова пойти на все, даже на близость с этим мерзавцем, лишь бы вырваться на свободу, однако события принимают неожиданный поворот

Ольгу отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится сущим кошмаром. Здесь она знакомится с высокопоставленным немецким офицером СС Хельмутом, который когда-то был безнадежно влюблен в русскую девушку, и до сих пор питает к ней теплые чувства. Хельмут готов предать родину и убежать с Ольгой хоть на край света. Девушка уже перестала надеяться на спасение, и внезапно ее представление о рае неожиданно меняется…

«4 дня в мае» (2012)

События разворачиваются в Прибалтике в момент окончания войны. В детском пансионате расположился отряд Красной армии, а неподалеку — подразделение вермахта. Услышав новость о капитуляции фашистской Германии, противники сохраняли нейтралитет. Немцы ждали судно, которое заберет их в Данию. Русские им не мешали.

В приют приехал майор, начальник подразделения, в которое входил отряд красноармейцев. Офицер был пьян после празднования победы в войне и напал на немецкую девушку. Подчиненный капитан не позволил ему надругаться над немкой.

Чтобы избежать позора, майор объявил солдат из приюта изменниками и напал на них с отдельным отрядом. На помощь детям из приюта и заодно красноармейцам пришли немцы. Вчерашние враги сражались вместе. Немцы забрали русских из приюта и детей с собой в Данию.

События драмы вымышлены, хотя создатели опирались на статью историка, якобы записавшего историю из уст маршала Москаленко. Позже выяснилось, что статья была написана для налаживания геополитических связей с Германией.

  • Год: 2012
  • Страна: Россия, Германия, Украина
  • Жанр: военная драма
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – 5.8; IMDb – 6.3

«Список Шиндлера» (1993)

Фильм Стивена Спилберга основан на реальных событиях 1939 года. Немецкий промышленник Оскар Шиндлер приехал в Краков и открыл завод по производству эмалированных изделий. Деньги ему предоставили еврейские вкладчики в обмен на продукцию. Рабочими стали евреи, которые ранее переселились в гетто по приказу фашистов. Шиндлер расположил к себе немецких офицеров и получил разрешение на работу.

Приказ ликвидировать гетто и переправить евреев в лагерь «Освенцим» нарушил спокойствие «герра директора». Благодаря дипломатичности и заработанному богатству ему удалось договориться с офицерами, чтобы выкупить евреев из списка своих рабочих и перевезти их в Чехословакию на оружейный завод. Для этого в список внесли всех жителей гетто.

Драма «Список Шиндлера» получила семь премий «Оскар» и вошла в сотню лучших американских фильмов.

  • Год: 1993
  • Страна: США
  • Жанр: историческая драма, биографический фильм
  • Рейтинг: «КиноПоиск» – 8.8; IMDb – 8.9

Работа без авторства (2018)

Один из лучших фильмов производства Германии расскажет захватывающую биографию немецкого живописца. Детство Курта Барнерта пришлось на период правления нацистов. Жертвой режима стала родная тетя мальчика, которую упекли в психиатрическую клинику, а затем казнили. Повзрослевший Курт делает быструю карьеру официально признанного художника в ГДР. Но парень вместе с любимой супругой переезжает в ФРГ, чтобы заниматься творческими экспериментами. Внезапно Барнерту открывается страшная семейная тайна жены.

Оригинальное названиеWerk ohne AutorЖанрБиография, драма, военный, мелодрамаАктерыТом Шиллинг, Себастьян Кох, Паула Бер…СтранаГермания, ИталияРейтингКинопоиск – 7.9, IMDb – 7.7Возрастные ограничения18+

«Рай» (2016)

DRiFE Productions_Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Трудно назвать «Рай» Андрея Кончаловского совсем уж неизвестным фильмом. Все же он выдвигался на «Оскар» от России и даже вошел в шорт-лист, но номинации не получил, а в наше время фильмы забывают быстро, даже если они получают статуэтки. Так что «Рай» в основной массе недосмотрели, хотя это, пожалуй, единственное в своем роде кино о войне с российским участием.

Дело в том, что Кончаловский известен как режиссер-космополит, долго живший не в России (да и сейчас обитает в Италии), и поэтому он, взявшись за фильм о Второй мировой (то есть не совсем о Великой Отечественной, Красная армия в кадре даже не появляется, но ее наступление слышно за кадром), решил снимать о том, почему же степенная Европа в одночасье сломалась пополам, как обычные люди стали коллаборационистами, нацистскими офицерами и безвинными жертвами сопротивления — такие, как выдуманная, но крайне убедительная героиня Юлии Высоцкой, княгиня Ольга в эмиграции. Это совершенно неожиданная сторона участия русских во Второй мировой — народ, рассеянный по миру революцией, оказывается в самом аду новой, глобальной катастрофы. Все три героя садятся перед метафорическим Богом и каются, ожидая решения, в рай им или в ад. И благодаря такой прихотливой структуре фильм Кончаловского рассказывает даже не про войну, а про человечество в целом, беззащитное перед горькой судьбой. В этом смысле «Рай» куда значительнее, чем многие фильмы с занимательными перестрелками и красочными бомбежками.

Уловка-22 (2019)

Рейтинг: 8 (imdb: 7.8 КП: 7.8) Жанр: комедия, драма, криминал, военный Страна: США Актеры: Кристофер Эбботт, Кайл Чандлер, Дэниэл Дэвид Стюарт Режиссер: Джордж Клуни, Грант Хеслов Длительность: 01:43 Подборки: Солдаты, Лётчики, Война, Дружба, Соперничество, Смерть, Погони, Самолёты, Вторая мировая война, Захватывающие, Заставляет задуматься, Увлекательные, Неожиданная концовка Похожие фильмы

Описание сюжета:

1944 год. Бомбардировочный полк, в котором служит капитан Йоссариан, дислоцировался на острове в Тирренском море. Чтобы выйти в запас, военнослужащему нужно совершить определенное количество боевых вылетов согласно норме, установленной в ВВС США. Однако командир полка, выслуживая очередной чин, постоянно повышает планку. Йоссариан пытается убраться подальше от войны и ссылается на сумасшествие, поскольку это заболевание является официальной причиной для отстранения от полётов. Но согласно некоему правительственному постановлению, «Уловке-22», всякий, кто называет себя сумасшедшим с целью освободиться от воинской обязанности, тем самым доказывает обратное, ведь подобное заявление явно свидетельствует о здравомыслии.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

«В тумане» (2012)

Беларусьфильм

Всякое военное кино из Беларуси сегодня наследует «Иди и смотри», но в случае с этим фильмом, снятом в копродукции пятью странами, все куда сложнее. Режиссер — украинец Сергей Лозница, который все делает чрезвычайно разумно и в то же время в совершенно безапелляционном стиле. Причем «В тумане», наверное, самая сдержанная его работа, которая пользуется скорее советским киноязыком, то есть ищет экзистенциальную фактуру в военной драме — так же, как Климов в физиологическом ужасе пытался найти ответы на вечные вопросы. Чтобы как следует поисследовать пространство чистилища, междувременья, в которое погружена Беларусь в 1942 году (кстати, фильм снимал тот же оператор, что и «Милого Ханса, дорогого Петра», румын Олег Муту — и этот его скупой, но кропотливый стиль заметен всюду), Лозница выбирает притчевый сюжет. Путепроходчика ловят немцы и единственного не расстреливают, а когда партизаны, решив, что он теперь стал лазутчиком, выводят в лес, чтобы расстрелять, то на них нападают из засады. Лозница не только тщательно сгущает во внутриэкранном пространстве атмосферу тотального недоверия, но еще и конструирует минимальными средствами архитектуру подвига, которому сам герой не рад и предпочел бы вместо него достойную смерть.

«Неизвестный солдат» (2017)

Elokuvaosakeyhtiö Suomi

Чрезвычайно подробный, ровно трехчасовой финский фильм, как и «1944», наиболее ценен для российского зрителя — потому что представить себе картину о  в обстоятельствах отечественной историографии просто невозможно. И дело даже не в том, что у нас о том неприятном эпизоде в контексте Великой Отечественной войны не говорят вовсе. Всякая война, тем более мировая, — это всегда разрушение национальных границ и устоев, что в пропаганде СССР всячески старались десятилетиями замолчать и забыть. И как раз такой фильм, как «Неизвестный солдат», лучше всего об этом напоминает: это солдатская баллада, во всех подробностях, но настолько любовно снятая, что диву даешься

Этой трепетностью финское кино в целом отличалось всегда, но в случае с «Неизвестным солдатом» это внимание к фактуре отличает картину от всего современного жанра — подобное историческое подробное и достоверное кино, показывающее всякую войну, пусть даже замолчанную, как трагедию, навевает даже отдаленные воспоминания о лучших советских образчиках жанра вроде «В бой идут одни старики»

Темная сторона СМЕРШ

Есть в истории СМЕРШ и не самая приятная страница. Эту службу одновременно называют и самой эффективной контрразведкой Второй мировой войны, и жестокой карательной машиной, погубившей тысячи невинных жизней. Так ли это? Историки спорят по сей день. Так или иначе, одной из важных задач агентов СМЕРШ, помимо ловли шпионов, была борьба с предателями. По всему фронту разыскивали изменников и дезертиров, которых подозревали в сотрудничестве с фашистами. Хуже всего приходилось тем, кто бежал из плена: пройдя через ад фашистских концлагерей, многие советские люди оказывались в застенках и у себя на родине. Но в то время доверять нельзя было никому. Сотрудники СМЕРШ обязаны были проверять благонадежность советских военнослужащих, бежавших из плена, а также тех, кто вырвался из немецкого окружения или оказался на оккупированной врагом территории. Когда же война перешла на территорию Германии, военной контрразведке также было поручено проверять гражданских репатриантов.

По некоторым данным, с 1941 по 1945 год советскими органами контрразведки было арестовано не менее 700 тысяч человек, порядка 70 тысяч из них – расстреляно. Также сообщается, что в годы войны смершевцами был арестован 101 генерал и адмирал: 12 якобы скончались во время следствия, 8 были освобождены за отсутствием состава преступления, 81 был осужден Военной коллегией Верховного суда и особым совещанием. Однако вся эта информация требует официального подтверждения, найти которое сегодня довольно сложно. При этом ряд историков утверждают, что сотрудники СМЕРШ по определению не могли никого арестовывать и тем более казнить, поскольку у них не было на то полномочий. Так, историк Дмитрий Суржик в одном из интервью отмечал:

Тем не менее в обязанности смершевцев входили и такие нелицеприятные вещи, как, например, слежка за военачальниками всех рангов и даже вскрытие писем. Разумеется, среди тех, кто подвергался преследованию со стороны контрразведки, было множество реальных шпионов, изменников, дезертиров и уголовников. Но, скорее всего, было среди них и немало жертв произвола, порожденного повальной шпиономанией, которая и после войны цвела пышным цветом на просторах Советского Союза.

Фото: ТАСС Кроме того, вызывает настороженность фигура главы ГУКР СМЕРШ Виктора Абакумова. Поговаривают, будто он лично принимал участие в допросах и иногда избивал задержанных едва ли не до полусмерти. Об этом в своем знаменитом труде «Архипелаг ГУЛАГ» упоминает Александр Солженицын, отмечая, что министр и сам «не гнушался черновой работы и был не прочь взять резиновую палку». Кроме того, в архивах хранится рапорт о смерти шведского дипломата с пометкой начальника санчасти лубянской тюрьмы Смольцева: «Доложил лично министру. Приказано труп кремировать без вскрытия».

Очевидно, что СМЕРШ и сегодня представляет чрезвычайный интерес для историков, и чем больше тайн витает вокруг этой организации, тем больше неоднозначных мнений о ней можно встретить в разных источниках

Но как бы то ни было, важно помнить о том подвиге, который совершили бойцы СМЕРШ наряду с остальными советскими войсками, принимавшими участие в Великой Отечественной войне. Ведь помимо своей основной задачи, зачастую им приходилось непосредственно участвовать в боях и вставать во главе рот, батальонов и дивизий, потерявших своих командиров

Служба агентов СМЕРШ была крайне опасной. Для того, чтобы понять, насколько, достаточно знать один простой факт: средний срок службы оперативника составлял три месяца. По истечении этого времени агент, как правило, выбывал в связи с ранением либо погибал. Только во время боев за освобождение Беларуси погибли 236 и пропали без вести 136 военных контрразведчиков. Такова была цена их Победы – победы на невидимом фронте.

Фанатки на завтрак не остаются (2010)

Лила год провела в Америке по программе студенческого обмена, и многое пропустила в культурной жизни Германии. За время ее отсутствия появилась интересная молодежная группа, известная всей стране. Слава бой-бэнда еще не докатилась до США, поэтому случайная встреча с новой звездой не произвела на Лилу впечатления. Исполнителя хитов Кристофера задело равнодушие девушки, но в процессе общения он искренне увлекся студенткой. Влюбленных ждет немало испытаний, ведь по контракту участникам группы нельзя заводить романы.

Оригинальное названиеGroupies bleiben nicht zum FrühstückЖанрМелодрама, комедияВ главных роляхАнна Фишер, Костя Улльман, Инка ФридрихСтранаГерманияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+

«Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, 1941 год)

Фильм, снятый в 1941 году, в советском прокате шел под названием «Трансвааль в огне» и демонстрировался как трофейный фильм. Продюсером картины был один из самых известных немецких актеров и режиссеров того времени Эмиль Яннингс (Emil Jannings), ставший всемирно известным благодаря прежде всего своей роли в «Голубом ангеле» с Марлен Дитрих.

«Дядюшка Крюгер» — одна из самых дорогих немецких постановок того периода. Съемочная группа располагала бюджетом в 5,4 миллиона рейхсмарок. На эти деньги тогда можно было снять 5 полнометражных фильмов. Над сценарием трудились трое сценаристов. К съемкам было привлечено 50 известных актеров, а также 40 тысяч статистов.

Действие фильма разворачивается в Южной Африке, где бесчинствуют колонисты-англичане. В Трансваале обнаруживаются запасы золота, и британская армия, чтобы завладеть им, руководствуясь указаниями самой королевы Виктории, проводит зачистки, грабит и убивает, сеет вражду между местными народами.

Вождь антибританского восстания Крюгер, погибая в темнице, говорит в финале фильма: «Великие народы восстанут против британской тирании. Они победят Англию. С ними Бог. И путь к иному, свободному, миру будет открыт».

Лента для того времени получилась весьма острой, за что в 1941 году даже получила главный приз Венецианского фестиваля как лучший иностранный фильм. Стоит при этом, конечно, отметить, что и в Италии на тот момент у власти также находились фашисты.

Пример «Дядюшки Крюгера» наглядно демонстрирует суть умелого пропагандистского искусства. Средствами его являются полуправда и сгущение красок. Факты, реально имевшие место в действительности, нарочито усилены или искажены, чтобы создать предвзятое или отрицательное отношение к противнику.

https://youtube.com/watch?v=58VEd9Wmbdo

Фрагмент фильма «Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, 1941)

Любовь между строк (2019)

Роман в сети, начатый из-за опечатки в виртуальном адресе – сюжет нового немецкого фильма в жанре мелодрамы. Лео – лингвист с успешной карьерой преподавателя, несчастный в любви. После признания его избранницы об измене мужчина остается в одиночестве. Эмма похожа на Лео – женщина тоже не чувствует себя счастливой в окружении детей и супруга. Нелепая случайность соединяет две судьбы, и виртуальная переписка рискует перейти в реальные отношения.

Оригинальное названиеGut gegen NordwindЖанрДрама, мелодрамаАктерыНора Чирнер, Александр Фелинг, Ульрих Томсен…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.5Возрастные ограничения18+

Тянуть время (Playing for time) 1980

Рейтинг: Кинопоиск – 7,3; IMDb – 7,8

Полуеврейку Фани Гольдштейн-Фенелон отправили в концлагерь Освенцим. Здесь она проходит отбор в женский лагерный оркестр, руководит которым скрипачка Альма Розе. Со временем Фани перевели в хороший барак, где она вкусно питалась и не изнуряла себя тяжелой работой. Вместо этого женщина каждый день вместе с оркестром в течение 8 часов играла для охраны лагеря. Розе пыталась добиться идеального звучания от девушек, так как она понимала, если охране не понравится музыкальное исполнение, то всех женщин ждет верная смерть. Остальные заключенные плохо относились к музыкантшам, считая, что они находятся в «райских условиях». Но счастье девушек длилось недолго…

Интересно: 20 хороших фильмов про подводные лодки.

В годы Второй мировой войны немецкие нацисты истребили более миллиона евреев, которые подверглись пыткам в концлагерях; в списке представлены фильмы, основанные на реальных событиях, рассказывающие про холокост.

Другие фильмы и сериалы про разведчиков

Сражение за тяжёлую воду (мини–сериал, 2015)
Фронт (сериал, 2014)
По лезвию бритвы (мини–сериал, 2013)
Без права на выбор (мини–сериал, 2013)
Задания особой важности: Операция «Тайфун» (мини–сериал, 2013)
Команда восемь (мини–сериал, 2011)
Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» (мини–сериал, 2009)
Третьего не дано (мини–сериал, 2009)
Охота на Вервольфа (мини–сериал, 2009)
Апостол (сериал, 2008)
Смерть шпионам! (сериал, 2007)
Отряд специального назначения (мини–сериал, 1987)
В двух шагах от «Рая» (1984)
Шел четвертый год войны… (1983)
Берем всё на себя (1980)
Семнадцать мгновений весны (сериал, 1973)
Полонез Огинского (1971)
Это было в разведке (1968)
Разведчики (1968)
Майор «Вихрь» (мини–сериал, 1967)
Звезда (1949)
Подвиг разведчика (1947)

Хотите дополнить нашу подборку?

Бесславные ублюдки (2009)

Рейтинг: 7 (imdb: 8.3 КП: 7.9) Жанр: боевик, комедия, драма, военный Страна: США, Германия Актеры: Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран Режиссер: Квентин Тарантино, Элай Рот Длительность: 02:33 Подборки: Евреи, Гитлер, Солдаты, Военные, Герои, Шпионы, Война, Месть, Самопожертвование, Страх, Франция, Германия, Вторая мировая война, Черный юмор, Атмосферные, Остросюжетные, Тяжелые, Увлекательные, Для мужчин Похожие фильмы

Описание сюжета:

Группа американских солдат еврейского происхождения, которой руководит лейтенант Альдо Рейн, охотится на немцев на территории оккупированной Франции. Отряд убивает нацистов с особой жестокостью, лишь изредка отпуская пленных. Слухи о деятельности Рейна и его команды доходят до самого Гитлера. Тем временем в парижском кинотеатре, которым владеет скрывающаяся под французским именем еврейка Шошанна, готовится премьера пропагандисткой картины «Гордость нации». Предполагается, что показ посетит Адольф Гитлер. Эта премьера – отличный шанс быстро завершить войну. Им собирается воспользоваться и отряд Рейна, и мечтающая о мести Шошанна, родителей которой убили эсэсовцы.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Железный крест (1977)

  • Оригинальное название: Cross of Iron
  • Год: 1977
  • Страна: Великобритания, Германия (ФРГ)
  • Длительность: 132 мин.
  • Режиссер: Сэм Пекинпа
  • Жанр: драма, военный
  • В главных ролях: Джеймс Коберн, Максимилиан Шелл, Джеймс Мейсон, Дэвид Уорнер, Клаус Лёвич, Вадим Гловна, Рогер Фриц, Дитер Шидор, Буркхард Дрист, Фред Штилькраут
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,18

1943 год. Немецкая армия с тяжелыми боями отступает на Восточном фронте. На замену убитому командиру батальона прибывает переведенный из Франции капитан Странский. Этот элегантный прусский аристократ еще не бывал в настоящем сражении и мечтает любой ценой получить германский боевой орден — «Железный крест».

Чтобы достичь своей цели, Странскому нужно завоевать уважение командира взвода капрала Штайнера, закаленного в боях ветерана, пользующегося огромным авторитетом среди товарищей по оружию. А «универсальный солдат» Штайнер презирает офицеров, жаждущих славы, но предпочитающих не соваться на передовую…

«Европа, Европа» (Europa Europa, 1990)

«Европа, Европа» — фильм, основанный на реальных событиях, в которые невозможно поверить. Рассказ строится на автобиографии Соломона Переля, немецкого еврея-подростка, который вступает в гитлерюгенд, чтобы скрыть свое происхождение и избежать репрессий. 

Внутри организации, Перель становится одним из самых выдающихся юношей, заслуживая уважение немецких военных офицеров. В какой-то момент, Перель даже начинает верить в нацистские идеалы, во многом из-за хорошего отношения новых друзей и коллег. Он не хочет верить, что немцы, которые приняли его к себе, на деле являются группой убийц, под руководством неуравновешенного диктатора. 

После выхода в прокат фильм завоевал Золотой Глобус, как лучший фильм на иностранном языке и был номинирован на Оскар за лучший сценарий.

Кто я (2014)

Популярный немецкий фильм – великолепный детектив, захватывающий с первых минут просмотра. Компьютерный гений Бенджамин с детства любил представлять себя супергероем, пытаясь отгородиться в фантазиях от жестокой реальности. С возрастом парень стал полным неудачником, на которого никто не обращает внимания. Встреча с харизматичным Максом меняет судьбу скромного Бенджамина – и обычный компьютерщик превращается в самого разыскиваемого хакера.

Оригинальное названиеWho Am I — Kein System ist sicherЖанрФантастика, триллер, драма, криминал, детективАктерыТом Шиллинг, Элиас ЭмБарек, Вотан Вильке Мёрин, Антуан Моно мл…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.6Возрастные ограничения18+

«Раскрашенная птица» (2019)

Česká Televize

Военное кино всегда оказывается наиболее мощным по эмоциональному воздействию, когда рассказывает не о самих военных действиях, а о личности в безжалостных жерновах мировой истории, о случайных, но массовых жертвах беспощадных карательных операций среди гражданского населения. Именно поэтому «Иди и смотри» Климова стал всемирно известен. Наверное, единственное кино, которое сравнимо с тем мрачно-физиологическим шедевром, вышедшее с тех пор, — «Раскрашенная птица».

Симптоматична судьба автора первоисточника для этой чешской картины. Польский еврей Ежи Косински стал всемирно известен после выхода сразу на многих языках его романа «Раскрашенная птица». Он переехал в США, снимался в роли Григория Зиновьева (!) у Уоррена Битти, получал литературные премии, пока не выяснилось, что во многих моментах его книга была компиляцией из польских произведений. Но даже больше общественность травмировал тот факт, что, кажется, книга оказалась не полностью автобиографической, как он сам утверждал, а автофикшеном — так называют жанр, где авторы перепридумывают сами себе биографию. В результате травли журналистов Косински покончил с собой.

Чешский режиссер Вацлав Мархоул, для которого эта работа сала первой за 11 лет молчания, экранизирует его ужасающую и, что уже безусловно, талантливо написанную прозу точно по тексту, отчего эпический по масштабам фильм превращается во всамделишный хоррор, в котором натуралистический гротеск бьет по глазам. Главный герой, несчастный чумазый мальчик, становится свидетелем ужасов, которые невозможно описать — с неба падает мертвая раскрашенная птица (как в «Чернобыле» Козловского, но не из-за радиации, а заклеванная сородичами), кошки облизывают человеческие глаза и так далее. Наверное, это даже радикальнее, чем «Иди и смотри» — если Климов снял последний фильм в своей карьере, то Мархоул попытался сделать самое экстремальное кино о войне из существующего, и в этом, надо признать, чрезвычайно преуспел.

Фильм «Раскрашенная птица» участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля, в Россию иногда попадает в формате спецпоказов, но, хочется верить, в ближайшее время появится и онлайн, в профессиональном переводе.

* * *

В списке «запрещенных» фильмов есть детективы, исторические драмы, даже комедии. Но каждая из кинолент ставила перед собой задачу «обкатать» четко определенную цель «партии и правительства», для осуществления которой нужно было заручиться поддержкой народных масс.

Например, комедия «Венера перед судом» (Venus vor Gericht, 1941 год) высмеивала «дегенеративное искусство». Герой картины — красивый, здоровый, молодой скульптор, член НСДАП встает за «правое» дело, за классическое искусство и классическую красоту в противовес авангардным «извращениям».

https://youtube.com/watch?v=noTCHW6boN4

Фрагмент фильма «Венера перед судом» (Venus vor Gericht, 1941)

Антисоветской пропаганде был посвящен фильм «ГПУ» (G.P.U., 1942 год), который выходил в США под названием The Red Terror. Аббревиатура G.P.U. в начале фильма расшифровывается как Grauen, Panik, Untergang — ужас, паника, гибель.

Сюжет фильма разворачивается в Прибалтике, где сотрудница ГПУ Ольга Федоровна (именно так, Федоровна, не Федорова, неумение отличать в русском языке отчества от фамилий — одна из традиционных немощей популярного иностранного кинематографа) узнает в одном советском дипломате бандита, убийцу своих родителей.

В конце концов Ольга, отчаявшись от того, что служит в организации, занимающейся уничтожением людей, совершает самоубийство.

Двое других положительных персонажей, Петер и Ирина, ведут борьбу с «плохишами» в «гпу»-шных погонах до последнего, попадают в советские застенки, чудом выживают и со слезами радости на глазах встречают немецкие войска.

Фильм «ГПУ» (G.P.U., 1942)

Пропагандистские фильмы Третьего рейха по сути своей были абсурдны, карикатурны, но в те времена оказывали огромное влияние на зрителей, особенно на людей простых, не сильно разбирающихся в истории и привыкших доверять действующей власти.

Казалось бы — все фильмы сняты 70-80 лет назад, для тогдашнего зрителя. И тех людей уж нет, и времена сейчас другие… Однако, по всей видимости, историки из Фонда Мурнау рассуждают, как героиня из фильма «Москва слезам не верит», которая утверждала, что «времена всегда одинаковые». Они опасаются того, что до сих пор есть немало людей, которые готовы воспринять показанное в этих фильмах за чистую монету. Ведь полуправда пропаганды, пусть и более чем полувековой давности, легко находит путь к сердцам неподготовленной публики.

Однако интернет с его бескрайними возможностями сильнее любых фондов и их усилий. «Фильмы с ограниченным просмотром» можно не только увидеть на спецпоказах под руководством историков, но и приобрести в нелегальных организациях правого толка. Их выкладывают на YouTube. В английском переводе и экспортном варианте из США их можно купить даже на Amazon.

Между тем Немецкий исторический музей (Берлин) и многие другие общественные деятели и организации активно выступают за снятие запрета на показ со всех фильмов Третьего рейха. Во-первых, потому, что запрет де-факто все равно не действует, а во-вторых, потому, что чем больше эти фильмы запрещают, тем большую привлекательность они получают. Завеса секретности делает их более значимыми, чем они есть на самом деле.

Многие историки выступают за издание пропагандистской кинопродукции Третьего рейха с обязательным профессиональным комментарием. Люди должны иметь представление о стратегиях нацизма, о механизмах пропаганды. Потому что и это тоже — история нации, ее нельзя прятать и замалчивать. Для того, чтобы не дать ей повториться.

Берлин

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс

Заключение

Теперь желающим просветиться по поводу Великой отечественной (или – Второй мировой) материала хватит за глаза. В представленных нам 150-ти кинолентах (считая и предыдущие советские и российские) различных точек зрения — просто завались. А кому не хватило, предлагаем небольшой бонусный довесок к нашему топ-50 лучших зарубежных фильмов про Вторую мировую войну, состоящий из десятка тех, что не вошли в список сильнейших, хотя они будут получше половины тех, что в него попали по рейтингу зрительских симпатий:

  • 51 Сталинград (1992) Германия – Сталинградская битва глазами немцев. Интересная точка зрения, в которой и фрицы, притащившиеся с СССР убивать всех подряд, тоже люди.
  • 52 Выживая с волками (2007) Франция – о судьбе осиротевшей девчушки, пробирающейся лесами через всю Европу в концлагерь, куда фрицы забрали ее родителей.
  • 53 Побег из Собибора (1987) Великобритания – то, как представляют себе побег из Собибора англичане. Нашу версию можно найти в топ-50 лучших российских фильмов о Великой отечественной.
  • 54 Тора! Тора! Тора! (1970) Япония – японская киноверсия атаки на Перл-Харбор, за которую американцы одарили японцев «Оскаром».
  • 55 Ю-571 (2000) Франция – о том, как американские моряки пытались захватить у немецких подводников шифровальную машинку «Энигма». В нашем расширенном топе лучших фильмов про подводные лодки эта картина занимает 10-е место.
  • 56 Тонкая красная линия (1998) США – о вымышленном сражении за Гуадалканал вымышленного американского подразделения.
  • 57 Капитан (2017) Германия – о том, как из неприятельского рядового заделаться приятельским капитаном. И начудить, при этом, по полной.
  • 58 Операция «Валькирия» (2008) США – о неудачной попытке убийства фюрера Клаусом фон Штауффенбергом, подозрительно похожим на Тома Круза.
  • 59 Сахара (1995) Австралия – о том до какой степени может довести жажда, казалось бы, вымуштрованный донельзя личный состав немецкого батальона.
  • 60 Несломленный (2014) США – о том, как олимпийский легкоатлет американец Луи Замперини с сослуживцами в плену у японцев сидел, а до этого чуть не попал в пасть к акулам.

На этом — все. Встретимся через недельку в уже более мирных топах. Желаем вам сильного, как Советская Армия 45-го, иммунитета, слабого как Вермахт 45-го коронавируса, ну и, как обычно, побольше клевых фильмов и сериалов. Без них на самоизоляции никак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector