Многочисленные загадки самолета можайского
Содержание:
- биография
- Рассказы, маршруты и советы туристов с фото
- Информация об усадьбе
- Великий неудачник
- Где остановиться в Можайске
- Экспедиция в Японию
- Внешние ссылки
- Личная жизнь
- Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский
- Цены
- Память об А. Ф. Можайском
- Базы отдыха
- От модели к самолёту
- Сантос Дюмонт и 14 Бис
- Великий неудачник
- Великолепный моряк
- Экскурсии из Можайска на 1 день
- Первые эксперименты
- На гражданской службе и первые аэродинамические опыты
биография
Можайский родился у русских родителей в Рохенсальме , в Великом княжестве Финляндском (нынешняя Котка ), на юге Финляндии , в то время входившем в состав Российской империи . Его отец был адмиралом Императорского российского флота, и Можайский окончил Морской кадетский корпус в 1841 году. Следующие семь лет он провел в плаваниях по Балтийскому и Белому морям на различных судах и получил звание лейтенанта 1849. С 1850 по 1852 год служил на Балтийском флоте. В 1853 году он был выбран в состав экспедиции вице-адмирала Евфимия Путятина на Дальний Восток. В августе 1853 года он продемонстрировал работающую модель паровой машины различным японским сановникам в Нагасаки , из которой японский изобретатель Танака Хисашиге позже смог реконструировать японскую версию. В декабре 1854 года он потерпел кораблекрушение в Хеда, Сидзуока, когда фрегат « Диана» затонул в результате землетрясения в Ансей-Токай 1854 года . Можайский участвовал в строительстве шхуны « Хеда» в 1855 году, что позволило российской делегации, ведущей переговоры по Симодскому договору, вернуться домой. Позже, в 1855 году, во время Крымской войны , он служил в Финском заливе на бриге « Антенор» .
В 1858 году Можайский был выбран для участия в экспедиции в Хиву в Среднюю Азию и опубликовал отчет об Аральском море и реке Амударья . За участие в экспедиции награжден орденом Святого Владимира 4 степени. По возвращении он был произведен в лейтенант-коммандер; однако он ушел в отставку в 1863 году с сокращением российского военно-морского флота после окончания (1856 г.) Крымской войны. С 1869 по 1876 год он жил за городом Винница на территории современной Украины .
Патент на самолет Можайского
Можайский начал работу над проектом по созданию самолета тяжелее воздуха с 1876 года. В 1879 году Можайский был повторно зачислен на военно-морской флот и получил звание капитана 1-го класса. Стал инструктором Морского кадетского корпуса. В июле 1882 года его повысили до контр-адмирала, но вскоре после этого он ушел в отставку по внутренним причинам. В 1884 году моноплан Можайского предпринял неудачную попытку взлететь. Его конструкция полагалась на рампу, а не на мощность двигателя, чтобы обеспечить достаточную скорость для подъема . В конструкции крыла его корабля не хватало кривизны, необходимой для создания подъемной силы. Хотя возможно, что крылья Можайского замедляли снижение его моноплана после взлета с трапа, крылья вряд ли когда-либо обеспечивали достаточную подъемную силу для продолжительного полета, если только они не использовались под углами атаки , которые были бы непрактичными с учетом двигателей, имеющихся у Можайского. . Также он экспериментировал с разными углами атаки.
Можайский умер 1 апреля 1890 г .; его могила находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге .
Рассказы, маршруты и советы туристов с фото
Перечень достопримечательностей Можайска, что посмотреть за 1 день просто необходимо, можно найти в отзывах туристов. Путешественники делятся своими маршрутами по городу и вариантами поездок по Можайскому району. Туристы в отчетах о Можайске оставляют рекомендации по грамотному составлению пешего маршрута, советуют кафе и рестораны города. В отзывах вы найдете вдохновляющие фотографии Можайска в разное время года.
- Рассказ «Как нам наши версты не любить?» от Анны Абросимовой.
- Фотоальбом «В полях под Можайском» от Екатерины.
- Фотоальбом «Попутный город» от Владимира Шалаева.
- Фотоальбом «Можайск — священный город воинской славы» от Маргариты Кушниренко.
Ново-Никольский соборФото: Владимир Шалаев
Информация об усадьбе
info object
Усадьба Котельниково.
В Котельниково, имении своей жены, с 1861 по 1868 гг. жил и проводил опыты построения летательного аппарата создатель и испытатель первого в мире самолета Александр Федорович Можайский.
Усадьбой Котельниково с 1854 года владела Елизавета Николаевна Кузьмина (урожд. Эндоурова), супруга надворного советника Д.И. Кузьмина. В этом же году ею был заложен фундамент усадебного дома, в последующие годы было построено множество хозяйственных строений, выкопан пруд, посажена роща напротив деревни, заложен сад. Стараниями Елизаветы Николаевны Котельниково превратилось в живописное поместье. В 1861 году ее старшая дочь Любовь Дмитриевна выходит замуж за морского офицера Александра Федоровича Можайского и получает в приданое усадьбу Котельниково. Александр Федорович после смерти жены в 1866 году стал опекуном имения, жил здесь до 1868 года. Последним владельцем имения был Александр Александрович Можайский (1863–1922) – сын А.Ф. Можайского, вологодский уездный предводитель дворянства, член IV Государственной думы.
Из усадебного комплекса сохранились: главный дом – двухэтажный деревянный особняк с двумя флигелями, в котором с 1986 года располагается музей, пруд, парк – по характеру планировки и композиции относится к регулярному стилю, для которого характерно геометрически правильное построение композиционных элементов. В настоящее время первоначальная планировка на значительной части парка утрачена. Сохранилась только часть посадок севернее и западнее дома.
Великий неудачник
Летом 1882 года самолет, названный “Жар-Птицей”, был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: “…Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: “Шапки долой!””
О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.
Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управлявший машиной, потерпел увечье”.
(Из статьи Е.С. Федорова “Летательные приборы тяжелейшие воздуха” в “Записках русского технического общества”).
В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности”.
(Из журнала “Воздухоплаватель” за 1909 год.)
После первого опыта поднятия в воздух у аппарата сломалась о забор деревянная разбежная тележка и повредился парашют”
(Из газеты “Дальний Восток” за 16 июня 1909 года.)
И, наконец, лаконичная публикация в томе “Военной энциклопедии”, изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:
Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан”.
И это все.
“РГ” помогла избежать тюрьмы кубанскому изобретателю
От самолета Можайского не осталось и следа. После того как военное ведомство отказалось его купить как историческую диковину, потеряли к нему интерес и наследники. Самолет долго гнил под открытым небом на поле в Красном Селе. Потом его разобрали и перевезли в Котельниково, имение Можайских близ Вологды, где “Жар-Птица” и сгорела в 1895 году. После смерти Можайского никто не позаботился сохранить ни архив его, ни модели, на которых экспериментировал изобретатель. Последний раз одну из моделей видел в бывшем имении Можайских некто каптенармус Рубцов: ею забавлялись красноармейцы, “забрасывали ее в воздух”. На том и теряются следы замечательных деяний небесного первопроходца…
Новых моторов Можайский не получил. Он дожидался их еще шесть лет, посылая отчаянные просьбы и рапорты в военное ведомство. Ему перестали отвечать. Руководитель комиссии генерал Паукер дал негласное указание: “прекратить с г. Можайским всяческие сношения, чтобы избежать скандалов”.
Адмирал Александр Можайский прослыл склочником. Это было невыносимо. Он умер в возрасте шестидесяти пяти лет в полной нищете и забвении.
Где остановиться в Можайске
Чтобы детальнее и неспеша изучить один из ярких исторических городов Подмосковья, можно поселиться как в самом городе, так и его окрестностях. Выбор в черте города скромный, хотя несколько идей найдется — среди небольших отелей и апартаментов.
Расширить возможности для пребывания в Можайске позволит жилье в ближайшей доступности. Например, южнее города располагается «Hobbitland Eco Hotel», необычный стильными землянками, севернее — гостевой двор «Starspodvorie» в русском стиле, а на берегах Можайского водохранилища — комфортный парк-отель «Красновидово», база отдыха с кемпингом «Калипсо» и несколько современных дач для отпуска. На выходные дни или каникулы в них можно организовать полноценный отдых, добавив в него конные прогулки, рыбалку, блюда на мангале или купание в можайском море.
- Отели Можайска
- Хостелы для бюджетных путешественников
- Квартиры и апартаменты
Бронируя жилье на Booking.com по акции, вы получаете кэшбэк:Кэшбэк акция на Туристер. Ру
Фото: Владимир Шалаев
Экспедиция в Японию
- Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
- 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
- Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
- Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
- Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.
Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)
Внешние ссылки
- «Можайский, Александр Федорович (Можайский, Александр Федорович» ) . Airwar.ru (10.11.2007). Проверено 08.03.2008.
- Андрей Ковтун (Андрей Кобтун) (2004). «Кто первый? (Кто был первым?)» (На русском языке ) . «Родина». Проверено 08.03.2008.
- Виктор ГОНЧАРЕНКО (Виктор Гончаренко). «Как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайского (С тех пор как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайский )» . МОО «Наука и техника». Проверено 08.03.2008.
- Андрей ВЕЙМАРН (Андрей Веймарн) (07.03.2006). «Летучка с адскими снадобьями» (на русском языке ) . политжурнал.ру. Проверено 08.03.2008.
Личная жизнь
По окончании Крымской войны, как множество офицеров морского флота, был отправлен в бессрочный отпуск. Этот период ознаменовался женитьбой на восемнадцатилетней Любови Дмитриевне Кузьминой. Познакомилась пара еще весной 1859 г., когда Александр Федорович приезжал навещать в Вологду своих друзей. Любовь Дмитриевна имела хорошее образование, слыла глубоко верующим человеком и отлично музицировала. Обвенчавшись, семья поселилась в Котельникове, их дом ныне является музеем. Любовь Дмитриевна родила наследников, сыновей Александра и Николая. Но семейное счастье продлилось недолго – в возрасте 23 лет от скоротечной болезни Любовь Дмитриевна умерла. Александр Федорович больше никогда не женился, посвятив свою жизнь детям и мечте – конструированию первого летательного аппарата.
Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский
Советские СМИ утверждали, что придумали аэроплан первыми не братья Райт, а контр-адмирал, морской офицер и известный русский изобретатель А. Ф. Можайский. Александр Можайский проявлял неподдельный интерес к летательным аппаратам, над проектами которых он начал работать еще в 1877 году. Поскольку у двигателей внутреннего сгорания был серьезный недостаток — большой вес, Александр Федорович решил заменить их паровыми агрегатами. Первые 2 образца были заказаны в Великобритании. Испытал свой самолет Можайский А. Ф. в 1884 году, однако достоверных сведений о его крушении в документах не сохранилось.
Краткая биография изобретателя
Можайский Александр Федорович воспитывался в семье дочери зажиточного купца и адмирала. Высшее образование получил на базе Морского кадетского корпуса, сразу после окончания которого получил звание мичмана. 7 лет бороздил воды Белого и Балтийского морей, в результате чего дослужился до лейтенанта. Потерпел крушение на фрегате «Диана» неподалеку от японского порта. Во время своего пребывания в стране контр-адмирал глубоко проникся ее культурой, и после возвращения домой продолжал сохранять трепетное отношение к Японии, украшая свой дом живописью и предметами искусства Страны восходящего солнца.
Можайский Александр Федорович
Ряд компетентных источников утверждает, что А. Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета. Идея спроектировать летательный аппарат пришла к офицеру после длительного наблюдения за полетом птиц и изучения их анатомических особенностей. Осенью 1876 года Можайский начал серию опытов с летательными аппаратами, оснащенных пружинными двигателями. Спустя несколько лет прототип самолета был готов, однако он потерпел крушение при проведении масштабных испытаний. После смерти контр-адмирала проект был приостановлен по решению властей.
Летательный аппарат Можайского
Военная энциклопедия редакции 1914 года утверждает, что русский исследователь и изобретатель, создавший первый самолет, упорно работал над проектом даже после прекращения его финансирования. Самолет Можайского функционировал на силовом агрегате внутреннего сгорания, который был модернизирован электрическим зажиганием и некоторыми другими нововведениями. Можайский самолет оснащался облегченной паровой машиной, заказанной у английской компании, поставлявшей агрегаты для миноносцев.
Первый самолет в мире по проекту Можайского был испытан в 80-х годах 19-го столетия, но потерпел неудачу и разбился при взлете из-за повреждений шасси и крыла. Документация с подробностями экспериментального полета не сохранилась до наших дней, поэтому точные сведения о данном опыте отсутствуют. Свидетели утверждают, что летательному аппарату удалось оторваться от земли и поднять в воздух механика, управлявшего самолетом. После смерти русского испытателя и военного деятеля работа над проектом была заморожена.
Цены
В 2021 году цены на отдых у Можайского водохранилища практически не изменились. На стоимость по-прежнему влияют такие показатели, как уровень базы отдыха, количество гостей, тип жилья, наличие дополнительных услуг и срок проживания. Снимать жилье посуточно на 15–20% дороже. Минимальная цена за одного человека — 1000–1500 рублей.
Уютные гостевые домики на Можайском водохранилище можно поискать и в коттеджных поселках (например, «Маяк», «Можайское море», «Золотые пески», «Сосновые берега», «Парус», «Морской клуб», «Лукоморье», «Лагуна парк», «Волна»). Однако существенно сэкономить вряд ли получится. Самый доступный вариант — отдых с палатками дикарем.
aleksandra_monakova
Память об А. Ф. Можайском
Можайский на почтовой марке 1963 года
Можайский на почтовой марке 1975 года
Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890
- В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
- В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
- Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
- Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
- Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
- Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
- Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
- Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата.
На Украине ежегодно в г. Запорожье проводятся Международные молодёжные научно-технические чтения имени А. Ф. Можайского, участие в которых принимают представители предприятий авиационной отрасли.
Базы отдыха
Базы отдыха Можайского водохранилища пользуются большим спросом и среди жителей Подмосковья, и среди москвичей. Сюда приезжают загорать, купаться, гулять, наслаждаться свежим воздухом, париться в бане, жарить шашлыки, заниматься спортом и активными видами отдыха.
Среди самых раскрученных турбаз:
- База отдыха «Калипсо» на Можайском водохранилище — одна из самых первых на берегу «Можайки». Существует больше 10 лет. Основные услуги: аренда домов для 2–8 человек, прокат лодок, русская баня, летнее кафе, пейнтбол и кемпинг. Цены на базе «Калипсо»: от 3510 рублей в сутки за дом и 1000 рублей в сутки за установку палатки. При заезде на длительный срок предусмотрены скидки.
- «Красновидово» — парк-отель, включающий в себя гостиничные номера эконом-класса, коттеджи и домики для отдыха повышенной комфортности, банкетный зал и ресторан. Минимальная стоимость ночевки — 500 рублей, цена за установку палатки — 1000 рублей.
Турбаза «Навимор» закрыта на неопределенный срок.
«Гранд Марина Клаб» не является базой отдыха. Это поселок клубного типа, включающий в себя собственный яхт-клуб. Как показывает карта Можайского водохранилища, территория «Marina Club» находится между Холдеево и Ильинским пляжем.
Помимо баз отдыха и коттеджных поселков, на берегах водоема базируются Можайский военный санаторий и оздоровительный лагерь «Юность».
mikhailfedorov481
От модели к самолёту
- Модели самолётов, изготовленные изобретателем, могли летать, но для проведения полномасштабных опытов необходимы были немалые денежные средства.
- Решив продвигать проект, в 1876 году Можайский переехал в Санкт-Петербург и написал письмо в Главное инженерное управление, в котором просил оказать содействие.
- В 1877 году была назначена комиссия для изучения его изобретения, которая постановила выдать Александру Фёдоровичу 3000 рублей на проведение дальнейших изысканий.
- Деньги из царской казны в полном объёме выделены не были, поэтому Можайскому пришлось использовать для опытов и свои весьма скудные средства. К 1878 году он закончил изготовление чертежей самолёта. Однако новая комиссия, изучив документацию предоставленную изобретателем, признала изобретение бесполезным и новых ассигнований не выделила.
Александр Можайский (портрет)
Сантос Дюмонт и 14 Бис
Знаменитый авиаконструктор и автор первого управляемого воздушного шара родился в Бразилии. Большая часть его сознательной жизни прошла в Париже, где он занимался постройкой дирижабля, а позднее вертолетов и самолетов. Наиболее известным летательным аппаратом, сконструированным по проекту Сантоса Дюмонта, считается «14 Бис», оснащенный подвижными поверхностями, позволявшими добиться высокой боковой стабильности.
Альберто Сантос-Дюмон
Биплан отличается коробчатой конструкцией и является первым в мире самолетом, взлетавшим исключительно при помощи собственного силового агрегата.
Великий неудачник
Летом 1882 года самолет, названный “Жар-Птицей”, был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: “…Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: “Шапки долой!””
О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.
Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управлявший машиной, потерпел увечье”.
(Из статьи Е.С. Федорова “Летательные приборы тяжелейшие воздуха” в “Записках русского технического общества”).
В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности”.
(Из журнала “Воздухоплаватель” за 1909 год.)
После первого опыта поднятия в воздух у аппарата сломалась о забор деревянная разбежная тележка и повредился парашют”
(Из газеты “Дальний Восток” за 16 июня 1909 года.)
И, наконец, лаконичная публикация в томе “Военной энциклопедии”, изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:
Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан”.
И это все.
“РГ” помогла избежать тюрьмы кубанскому изобретателю
От самолета Можайского не осталось и следа. После того как военное ведомство отказалось его купить как историческую диковину, потеряли к нему интерес и наследники. Самолет долго гнил под открытым небом на поле в Красном Селе. Потом его разобрали и перевезли в Котельниково, имение Можайских близ Вологды, где “Жар-Птица” и сгорела в 1895 году. После смерти Можайского никто не позаботился сохранить ни архив его, ни модели, на которых экспериментировал изобретатель. Последний раз одну из моделей видел в бывшем имении Можайских некто каптенармус Рубцов: ею забавлялись красноармейцы, “забрасывали ее в воздух”. На том и теряются следы замечательных деяний небесного первопроходца…
Новых моторов Можайский не получил. Он дожидался их еще шесть лет, посылая отчаянные просьбы и рапорты в военное ведомство. Ему перестали отвечать. Руководитель комиссии генерал Паукер дал негласное указание: “прекратить с г. Можайским всяческие сношения, чтобы избежать скандалов”.
Адмирал Александр Можайский прослыл склочником. Это было невыносимо. Он умер в возрасте шестидесяти пяти лет в полной нищете и забвении.
Великолепный моряк
Человек он был редчайшей серьезности. Великолепный моряк и командир. Будучи еще лейтенантом, в 1853-1854 годах, в плавании на фрегате “Диана” попал в кораблекрушение – судно пошло на дно во время знаменитого землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю. Как свидетельствовал родоначальник советского морского дела А.Н. Крылов, в вахтенном журнале названо имя офицера, последним покинувшего погибающий русский парусник.
Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе
Это был Александр Можайский.
Уходя с “Дианы”, он спас чертежи корабля. По этим чертежам и под руководством Можайского был построен новый корабль, на котором основная часть команды вернулась на Родину. На японском острове и теперь есть посвященный этому событию музей, центральный экспонат в нем – портрет русского офицера. В Стране восходящего солнца по сей день почитают Модзая, давшего толчок новому японскому судостроению…
А Можайский, будучи уже капитаном первого ранга в отставке, на зависть окрестным мальчишкам самозабвенно запускал в своем имении огромных воздушных змеев. И даже смог на одном из них, по свидетельству современника, “два раза подняться в воздух и летать с комфортом”. Моряк мечтал о воздушном океане, а газеты того времени иронизировали: “Попытки специалистов изобрести летательный аппарат, который можно было бы двигать в воздушной среде в любом направлении, совершенно независимо от ветра, – напоминают попытки мечтателей, трудившихся над квадратурой круга, отыскиванием философского камня, вечного двигателя до эликсира бессмертия”.
Можайскому суждено было опередить время – в этом и его подвиг, и трагедия.
Экскурсии из Можайска на 1 день
Самые популярные варианты коротких путешествий из Можайска — это поездки по соседним городам Подмосковья. На 1 день из Можайска можно поехать в Серпухов — еще один город с древней историей. В Серпухове сохранился Высоцкий монастырь XIV века, можно рассмотреть остатки древнего кремля, а также просто прогуляться по улицам, любуясь старинными купеческими особняками. Из других интересных городов Подмосковья стоит посетить: Коломну — столицу пастилы, Сергиев-Посад со знаменитой лаврой, Зарайск с кремлем XVI века.
На 1 день из Можайска можно съездить в Москву — дорога займет около 2 часов. Также из Можайска, расположенного у западной границы Московской области, удобно совершать поездки в соседние регионы. На 1 день можно отправиться в Калугу, Смоленск, Тверь или Тулу. Чуть дальше расположены живописный Валдай и Великий Новгород. Дорога в одну сторону займет от 5–5,5 часов, но некоторые туристы успевают посетить эти места одним днем.
Зарайский кремльФото: Максим Ершов
Первые эксперименты
1876 год ознаменовался началом серьезной работы над разработкой первой опытной модели летного аппарата тяжелее воздуха. Мысль о нем терзала пытливый ум Александра Можайского (биография конструктора полна интересных фактов и событий) со времен службы на «Диане». В те годы газеты часто публиковали статьи, посвященные воздухоплаванью, утверждая, что близок час, когда люди смогут летать, как птицы. Однажды, во время вахты на «Диане», Можайский стал свидетелем, как сильный порыв ветра ударил чайку о грот-мачту. Издавшую последний крик птицу Александр Федорович отнес к себе в каюту. С ее помощью он пытался найти свойства, помогающие птицам летать.
Можайский консультировался у лучших русских ученых, совершил множество расчетов, провел тысячи экспериментов ради создания первого в мире летательного аппарата. Более чем на десятилетие раньше Лилиенталя им открыт один из основных аэродинамических законов о существовании соотношения скорости с весом объекта и плоскостью. Испытание модели прошло успешно: сконструированный им змей-планер (буксировку осуществляли лошади) смог дважды поднять его в воздух. А уже в 1877 г. Можайский с успехом продемонстрировал модель, приводимую в действие благодаря часовой пружине. Скорость ее движения достигала 15 км/ч, к опытному экземпляру даже крепился груз.
На гражданской службе и первые аэродинамические опыты
- После отпуска Можайский получил назначение на корабль «Орёл» — старшим офицером, однако уже в 1860 году его направили в финский в Бьернеборг, где в это время строился винтовой корабль «Всадник», командиром которого ему предстояло стать.
- После спуска судна на воду и проведения корабельных испытаний, офицер ушёл в долговременный отпуск. В это время в России, из-за поражения в Крымской войне, шло значительное сокращение флота, поэтому множество офицеров переводилось на гражданскую службу. В их числе был и Александр Фёдорович.
- С 1862 по 1868 годы Можайский жил в поместье Котельниково, расположенное недалеко от Вологды принадлежащее его жене. В этот период он занимал должность помощника чиновника по земельным отношениям, называемого «мировым посредником».
- Морской офицер, не расставшийся с мечтой о создании летательного аппарата, в свободное время делал необходимые расчёты и производил первые аэродинамические опыты.
- С 1868 года Можайский проходил службу на коммерческих судах вначале в Петербурге, а на следующий год в Одессе. Получив известие о гибели своего брата, он уехал в Подольскую губернию, где стал управлять имением покойного.
- В начале 1870-х годов, после многих проб и ошибок, изобретателю удалось создать действующую модель самолёта, пропеллер которой приводился в действие от сжатой часовой пружины.
- В 1873 году Александр Фёдорович был назначен на должность губернского мирового судьи, которую занимал до 1876 года.