5 кровопролитных войн, остановленных миротворцами оон
Содержание:
Персонал
Голландский транспортный батальон СООНО на пути в Боснию и Герцеговину. Маршрут Triangel апрель 1995 г.
СООНО состояли почти из 39 000 человек. В его состав входили войска из Аргентины, Австралии, Бангладеш, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Чехии, Дании, Египта, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Ганы, Индии, Индонезии, Ирландии, Италии, Иордании, Кении, Литвы. , Люксембург, Малайзия, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Российская Федерация, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Швейцария, Тунис, Турция, Украина, Великобритания и США. По данным ООН, за время действия мандата сил среди персонала СООНО погибло 167 человек. Из погибших трое были военными наблюдателями, 159 — другими военнослужащими, один — сотрудником гражданской полиции, двое — международным гражданским персоналом и двое — местным персоналом.
Командирами СООНО были:
Имя | Страна | Из | К |
---|---|---|---|
Генерал-лейтенант Сатиш Намбьяр | Индия | Март 1992 г. | Март 1993 г. |
Генерал-лейтенант Ларс-Эрик Вальгрен | Швеция | Март 1993 г. | Июнь 1993 г. |
Генерал Жан Кот | Франция | Июнь 1993 г. | Март 1994 г. |
Генерал Бертран де Совиль де ла Прель | Франция | Март 1994 г. | Март 1995 г. |
Генерал Бернар Жанвье | Франция | Март 1995 г. | Январь 1996 г. |
Видные офицеры:
- Генерал-майор Льюис Маккензи (Канада) Сектор Сараево 1992
- Генерал Филипп Морийон (Франция) с октября 1992 г. по июль 1993 г.
- Генерал-лейтенант Фрэнсис Брикемон (Бельгия) с 12 июля 1993 года по 24 января 1994 года.
- Генерал-лейтенант сэр Майкл Роуз (Соединенное Королевство) с 24 января 1994 года по 25 февраля 1995 года.
- Генерал-лейтенант Руперт Смит (Великобритания) с 25 февраля 1995 г.
Миротворческие хроники
Напомним, в 2017 году украинские власти под руководством Петра Порошенко начали активное продвижение вопроса о введении сил ООН в Донбасс. Однако предложение по размещению миссии ООН на линии соприкосновения между враждующими сторонами, выдвинутое Кремлём, вызвало протест со стороны Киева.
В сентябре 2017 года президент России Владимир Путин выступил с предложением, что миротворцы ООН должны обеспечивать безопасность сотрудников миссии ОБСЕ на линии соприкосновения между ВСУ и силами самопровозглашённых республик. Российский лидер подчеркнул, что это может произойти только с согласия ДНР и ЛНР и после отвода сторонами сил и вооружений, предусмотренного Минскими соглашениями.
- Бывший спецпредставитель США по Украине Курт Волкер
- Reuters
Впоследствии в беседе с канцлером Германии Ангелой Меркель Владимир Путин согласился, что охранная миссия ООН должна сопровождать сотрудников ОБСЕ на всей территории Донбасса в рамках мониторинга.
Российская сторона согласилась добавить в свой проект резолюции Совбеза ООН это предложение. Однако такой компромиссный вариант также не устроил Киев и Порошенко. Украинская сторона требовала разместить миротворческий контингент на всей территории Донбасса, включая приграничный с Россией участок, находящийся под контролем непризнанных республик.
Также по теме
«Украина не изменит курс»: почему в ДНР объявили о намерении уничтожить укрепления ВСУ на линии соприкосновения
Глава самопровозглашённой Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил, что отдаст приказ уничтожить сооружения ВСУ у линии…
Украина начала подготовку собственного проекта резолюции для отправки в Совбзез ООН, однако эти усилия были заблокированы Вашингтоном.
Занимавший на тот момент пост спецпредставителя США по Украине Курт Волкер призвал Киев не направлять в ООН свой проект резолюции. Вместо этого американский дипломат предложил украинским властям начать дискуссию в рамках представленного российской стороной документа.
Вашингтон также выступал за размещение миротворцев на всей территории Донбасса, включая границу с Россией, и за наделение сил ООН более широкими полномочиями. При этом США были против участия в миссии представителей России.
Вопрос присутствия на Украине миротворцев ООН стал предметом серии встреч России и США на уровне спецпредставителей между Куртом Волкером и Владиславом Сурковым. Однако результата они не дали.
«Ограниченный контроль»
Как отмечают эксперты, чаще всего преступления совершают солдаты-миротворцы, прибывшие из беднейших азиатских или африканских стран. Развитые в правовом отношении государства, такие как США, Франция, Великобритания, неохотно отправляют своих граждан в эпицентр гражданских войн на африканском континенте. Такие миссии сопряжены с большой опасностью для «голубых касок»: во время гражданского конфликта в Руанде, например, были убиты десять бельгийских солдат-миротворцев.
Сегодня наибольшее число военнослужащих для участия в миротворческих миссиях направляют такие страны, как Руанда, Нигерия, Непал, Египет, Пакистан и Индия — их жителей привлекает жалование, выплачиваемое ООН. По мнению экспертов, кадровый отбор военнослужащих производится недостаточно тщательно: порой в ряды миротворцев попадают люди, в психологическом и культурном отношении близкие к боевикам.
Также по теме
Правозащитница: Преступления миротворцев в ЦАР дискредитируют ООН в глазах жителей Африки
Организация AIDS-Free World («Мир без СПИДа») опубликовала сведения о более чем 100 случаях сексуальных надругательств со стороны…
Практика расширения сотрудничества между миротворческими структурами ООН и местными организациями распространилась в 90-х. Число миротворческих операций после окончания холодной войны возросло и потребовалось большее число военнослужащих.
«Дело в том, что ООН действует по двум принципам — с одной стороны, в горячую точку направляются представители отдалённых регионов, не заинтересованных в том, чтобы поддерживать ту или иную сторону, — рассказал в интервью RT доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло. — А с другой — привлекаются миротворцы из близлежащих стран, которые хорошо знакомы с обстановкой».
По словам Рожина, ООН имеет ограниченный контроль над действиями своих миротворцев в тех регионах, где идёт война и этнические чистки. Там, где миротворцы находятся достаточно долго, например в Центральноафриканской Республике, сама обстановка действует на солдат разлагающе.
Впрочем, иногда в преступлениях бывают уличены и граждане западных стран. Например, в апреле 2016 года организация AIDS-Free World («Мир без СПИДа») обнародовала информацию о более чем 100 случаях изнасилований, совершённых миротворцами в Центральноафриканской Республике за 2013—2015 годы, в большинстве случаев жертвами становились дети и подростки. Подозрение пало на французских миротворцев. Однако через год парижская прокуратура потребовала закрыть уголовное расследование по этим обвинениям.
«Расследование таких преступлений бросает тень как на командование миротворческих сил, так и на ту страну, гражданами которой являются преступники. Поэтому информация о преступлениях в отношении мирного населения, совершённых военными и гражданскими представителями миссий ООН, часто просто заминается. Тем более что в районах вооружённых конфликтов скрыть случаи преступлений достаточно просто. Кроме того, тотчас выстраивается круговая порука сотрудников всех миссий ООН, гражданских и военных», — подвёл итог Манойло.
Международные предложения
Свои предложения по введению в Донбасс миротворцев ООН делали и участники нормандского формата — в частности, Германия. Так в 2018 году глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль во время визита на Украину заявил, что мандат миссии не должен ограничиваться охраной наблюдателей ОБСЕ. Тогда он озвучил позицию, схожую с американской: миротворцы должны занять всю зону конфликта, а миссия должна быть вооружённой и обладать широкими полномочиями.
При этом Габриэль отметил, что одним из условий должно стать продолжительное перемирие и отвод тяжёлого вооружения с линии соприкосновения в Донбассе.
Также по теме
«Процесс разочарования»: почему граждане Украины всё меньше верят в экономику страны
Три четверти украинцев (76%) оценили экономическое положение Украины как плохое. Об этом свидетельствуют данные соцопроса Research &…
Тогда же готовность участвовать в миротворческой миссии в Донбассе выразила Белоруссия. В феврале 2018 года министр обороны Белоруссии Андрей Равков заявил, что с согласия СБ ООН и Украины войска страны готовы осуществлять функции миротворцев в зоне конфликта.
Однако в Киеве это предложение было отвергнуто из-за членства Белоруссии в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в котором она состоит вместе с Россией. Такую причину тогда озвучила замглавы украинского МИД Елена Зеркаль.
Весной 2018 года замминистра по вопросам неподконтрольных территорий Юрий Грымчак заявил, что США и Франция якобы готовы финансировать возможную миротворческую миссию, а Германия готова рассмотреть такую возможность. При этом официального подтверждения этого заявления от властей названных стран не последовало.
Поиск добровольцев
Вопрос о введении в Донбасс миссии ООН поднимался и администрацией Владимира Зеленского после его избрания президентом весной 2019 года. При этом представители новой киевской власти сменили риторику и начали заявлять, что введение международного миротворческого контингента на Украину является альтернативой Минским соглашениям, а не одним из возможных средств их выполнения.
Так, об этом во время своего визита в Канаду в ноябре 2019 года заявил замминистра иностранных дел Украины Василий Боднар. Он сказал, что Украина попросит Канаду участвовать в миротворческой операции, если выполнение минских договорённостей «не даст результатов».
- Владимир Зеленский на линии соприкосновения в Донбассе
- Reuters
В декабре 2019 года подобную позицию озвучил и новый глава МИД Украины Вадим Пристайко.
«Наша команда пытается сделать всё, что в рамках «Минска», а когда мы поймём, что в рамках «Минска» больше ни о чём новом говорить нельзя и Россия упирается по каждому пункту, тогда мы будем обращаться к следующему шагу», — заявил он в эфире программы «Свобода слова Савика Шустера».
Пристайко отметил, что следующим шагом является введение миротворческой миссии и что по этому вопросу у команды украинского лидера Владимира Зеленского есть некие «планы».
Источник RT в партии «Батькивщина» отметил, что новое заявление Алексея Резникова на эту тему можно расценивать как давление на Россию перед предполагаемой встречей лидеров нормандской четвёрки.
«Если российская сторона не пойдёт на уступки, то украинские дипломаты будут кричать на весь мир о несоблюдении Россией Минских соглашений, и тогда самим уже их выполнять не придётся. Похоже, что нынешние чиновники решили наступить на грабли своих предшественников. Понятно, что ООН не отправит миротворцев в регион, где идёт война. Поэтому затея эта бесперспективная. Но, видимо, Зеленскому необходимо показать хоть какие-то достижения в этом вопросе перед местными выборами», — рассказал представитель «Батькивщины».
Также по теме
«Нарушение Минских соглашений»: почему в Киеве заявили об отказе вносить особый статус Донбасса в Конституцию
Украинская сторона готова рассматривать увеличение полномочий ДНР и ЛНР, однако закрепление их статуса в Конституции для Киева…
В свою очередь, источник RT в партии «Слуга народа» говорит, что в офисе Зеленского уже поняли, что полностью выполнить Минские соглашения они не смогут. По словам собеседника RT, это сразу повлечёт за собой активное противодействие со стороны украинских националистов и поддерживающих их политических сил.
«Оппозиция сразу выведет людей на улицы, а осень — лучшее время для организации «майдана». Поэтому лучшее, что может сделать Зеленский сейчас, — тянуть время. Только вот лидерам «нормандской четвёрки» это точно не нужно, они заинтересованы в конкретном результате. Поэтому следующая встреча может оказаться последней при президенте Зеленском», — подчеркнул представитель «Слуги народа».
Политолог и экономист Александр Дудчак отметил, что, позиционируя миссию ООН как некий план Б, украинская сторона пытается пустить процесс урегулирования конфликта по совершенно новому пути, не связанному с теми пунктами, которые были изложены в подписанных сторонами документах Минских соглашений.
Новые заявления из Киева о том, что вопрос миротворческой миссии в Донбассе остаётся на повестке дня, говорят о сделанном администрацией Зеленского внутренним выборе не идти по пути реального выполнения Минских соглашений, отметил в разговоре с RT Владимир Жарихин.
«Украинская сторона уже отыграла все возможные варианты саботирования Минских соглашений, поэтому вернулась к этому неприемлемому варианту введения международных полицейских сил на территории Донбасса. Украина изображает сейчас активность, делает вид, что она собирается выполнять соглашения, хотя на самом деле это не так», — заключил эксперт.
Командующие Силами
UNEF I
Почтовая марка UNEF
Размещен в городе Газа .
- Ноябрь 1956 — декабрь 1959 генерал-лейтенант Э. М. Бернс (Канада).
- Декабрь 1959 — январь 1964 генерал-лейтенант П.С. Гьяни (Индия).
- Январь 1964 — август 1964 генерал-майор Карлос Ф. Пайва Чавес (Бразилия).
- Август 1964 — январь 1965 Полковник Лазар Мушицкий (Югославия) (исполняющий обязанности).
- Январь 1965 — январь 1966 генерал-майор Сисено Сарменто (Бразилия).
- Январь 1966 — июнь 1967 генерал-майор Индар Джит Рикхе (Индия).
ЧВС ООН II
- Генерал-лейтенант Энсио П.Х. Сииласвуо (Финляндия) (октябрь 1973 — август 1975)
- Генерал-лейтенант Бенгт Лильестранд ( Швеция ) (август 1975 г. — ноябрь 1976 г.)
- Генерал-майор Раис Абин (Индонезия) (декабрь 1976 г. — сентябрь 1979 г.).
Страны-участники
Солдаты бразильской армии UNEF на Синае
UNEF I
Военнослужащие предоставили: Бразилия , Канада , Колумбия , Дания , Финляндия , Индия , Индонезия , Норвегия , Швеция и Югославия .
ЧВС ООН II
Военный персонал предоставили: Австралия (авиационные части / вертолеты и личный состав), Австрия (пехота), Канада (материально-технические / сигнальные авиационные и служебные подразделения), Финляндия (войска / пехота), Гана (войска / пехота), Индонезия (войска / пехота), Ирландия (войска / пехота), Индия (войска / пехота), Югославия (войска / пехота), Непал (войска / пехота), Панама (войска / пехота), Перу (войска / пехота), Польша (материально-техническое обеспечение / инженерия. медицинское и транспортное подразделение), Сенегал (войска / пехота) и Швеция (войска / пехота).
Гражданская война в Таджикистане
В 1992 году массовые митинги в Душанбе переросли в полномасштабную гражданскую войну. 27 июня в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения, начавшиеся из-за конфликта населения Вахшского района с переселенцами из соседних регионов.
Также по теме
«Общее понимание вызовов и угроз»: в Таджикистане завершились антитеррористические учения ОДКБ
Войска ОДКБ завершили запланированный на 2017 год цикл учений. На финальном этапе манёвров под названием «Боевое братство» более пяти…
К октябрю 1992 года уже насчитывалось 15—20 тыс. убитых и несколько десятков тысяч раненых, сотни тысяч жителей республики стали беженцами. Страна начала скатываться в бездну гуманитарной катастрофы.
22 января 1993 года в Минске между Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией было подписано решение о создании Коллективных миротворческих сил (КМС) с целью стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе.
В состав КМС вошли 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых сил России и подразделения из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. В задачи 201-й дивизии входили охрана Нурекской ГЭС и аэропорта в Душанбе, патрулирование в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе, сопровождение колонн, а также охрана сложных участков таджикско-афганской границы совместно с пограничниками.
Благодаря усилиям миротворцев к лету 1993 года конфликт в целом удалось погасить. 27 июня 1997 года в Москве на девятой встрече между представителями конфликтующих сторон при посредничестве ООН было подписано окончательное мирное соглашение.
С 1993 по 1999 годы военнослужащими 201-й дивизии было разминировано 25 км дорог, ликвидированы 103 минных поля, обнаружено и уничтожено 141 205 мин, перевезено около 10 тыс. переселенцев и более 350 тонн гуманитарных грузов. При выполнении миротворческой миссии в Таджикистане погибли более 150 военнослужащих дивизии.
В 2000 году было принято решение о начале вывода объединённого миротворческого контингента из Таджикистана. В республике осталась оперативная группа пограничной службы ФСБ России и советники при каждом из погранотрядов. В 2005 году на базе 201-й мотострелковой дивизии в Таджикистане была создана 201-я российская военная база.
- Военнослужащий миротворческого соединения Центрального военного округа (ЦВО) во время тактических занятий на полигоне с применением комплектов боевой экипировки «Ратник»
- РИА Новости
25 лет без войны
В 1992 году вспыхнул вооружённый конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Прекратить кровопролитие удалось лишь с вводом в 1992 году в Приднестровье российского миротворческого контингента.
В Приднестровье было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года — Украина.
На сегодняшний день в составе российского миротворческого контингента в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона, батальон охраны и обслуживания.
Мандат
Хорватия
Голландский транспортный батальон ООН пересекает понтонный мост через реку Неретва от автомагистрали M17 в западном направлении.
СООНО были созданы Резолюцией 743 Совета Безопасности ООН 21 февраля 1992 года во время войны за независимость Хорватии . Первоначальный мандат СООНО заключался в обеспечении условий для мирных переговоров и безопасности в трех демилитаризованных «безопасных» анклавах, обозначенных как охраняемые территории Организации Объединенных Наций (РОООН), расположенных в различных регионах до того, как Республика Хорватия была принята в Организацию Объединенных Наций (ООН). ) в качестве члена, но находились под контролем самопровозглашенной Республики Сербская Краина .
Единственный самолет, видимый в аэропорту Сараево, не подлежавший ремонту с начала войны. Аэропорт находился на линии фронта между сербами и боснийцами.
В 1992 году мандат был расширен на так называемые «розовые зоны», контролирующие доступ к РОООН ( резолюция 762 СБ ООН ), некоторый пограничный контроль и мониторинг доступа гражданского населения к «розовым зонам» ( резолюция 769 СБ ООН ), а также контроль за демилитаризацией Превлака полуостров вблизи Дубровника ( СБ ООН Резолюция 779 ).
Босния и Герцеговина
В отличие от Хорватии, мандат СООНО в Боснии и Герцеговине не заключался в наблюдении за ранее существовавшим прекращением огня. По сути, мандат можно разделить на четыре этапа;
Голландский транспортный батальон ООН на нейтральной полосе возле сербской позиции. Вооруженное наведение. Апрель 1995 г.
- Этап 1: Помощь Сараево — Начиная с 5 июня 1992 года, СООНО отвечали за охрану аэропорта Сараево в соответствии с требованиями резолюции 758 в гуманитарных целях. СООНО будут управлять коридором безопасности для конвоев с гуманитарной помощью между аэропортом и городом.
- Этап 2: Сопровождение гуманитарной помощи — 14 сентября 1992 года СООНО был предоставлен мандат ( Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 776 ) в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций по обеспечению защиты гуманитарных организаций , таких как Международный комитет Красного Креста и другие деятельность по просьбе Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, такая как составление расписания конвоев и согласование безопасного прохода. Силам также будет разрешено использовать самооборону, если вооруженные лица попытаются помешать им выполнить свой мандат.
- Фаза 3: Защита безопасных районов — Следующее расширение мандата было 16 апреля 1993 года с принятием резолюции 819 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, объявившей город Сребреница « безопасной зоной », свободной от « вооруженного нападения или любых других враждебных действий ». В мае 1993 года Бихач , Сараево, Горажде , Жепа и Тузла были также добавлены как «безопасные районы».
- Этап 4: Наблюдение за мусульманско-хорватской федерацией и зонами исключения оружия. В конце концов, СООНО наблюдали за прекращением огня при посредничестве США в Боснии в феврале 1994 года, создавая мусульманско-хорватскую федерацию. СООНО отвечали за наблюдение за зонами разъединения и пунктами контроля над вооружениями. Кроме того, СБ ООН увеличил санкционированную численность СООНО для наблюдения за зонами отчуждения от оружия, но фактически не изменил мандат операции.
31 марта 1995 года СООНО были преобразованы в три скоординированные операции в пользу мира. 20 декабря 1995 года силы СООНО были перегруппированы под руководством Сил по выполнению обязательств ( СВС ) под руководством НАТО , задачей которых было выполнение Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине (GFAP — иначе известное как Дейтонские соглашения или Дейтонское соглашение ).
Ценой собственной жизни
14 июля 1992 года российские миротворческие силы были введены в зону грузино-осетинского конфликта. После распада СССР Южная Осетия фактически отделилась от Грузии, однако не была признана международным сообществом в качестве независимого государства. Ввод российских войск позволил долгое время сохранять стабильность в регионе.
Летом 2008 года благодаря усилиям российских миротворцев удалось предотвратить масштабное кровопролитие в ходе обострения грузино-осетинского конфликта. Утром 8 августа грузинские войска начали наступательную операцию в Южной Осетии, на их пути находилась база российских миротворцев.
Российские миротворцы подверглись артиллерийскому обстрелу реактивных систем залпового огня «Град», танков и миномётов, бои происходили и на короткой дистанции с применением стрелкового оружия. В отличие от грузинской стороны, у российских военнослужащих не было тяжёлой техники: на вооружении миротворцев было несколько БМП, ручных противотанковых гранатомётов и управляемых ракет, а также пулемёты.
Однако российские миротворцы не допустили прорыва грузинских войск к Цхинвалу и сдерживали натиск превосходящих сил противника до прихода российской 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, которая действовала в рамках принуждения к миру грузинской стороны.
Изначально грузинским войскам противостояло 526 российских миротворцев, 250 из которых размещались на постах и заставах вдоль границы. Командир батальона миротворцев подполковник Константин Тимерман был награждён званием Героя России.
- Российские миротворцы в районе города Цхинвала, подвергшегося нападению грузинских войск (Южная Осетия, 2008 год)
- РИА Новости
В 1994 году Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ были в введены Абхазию. Целью КСПМ было разъединение сторон грузино-абхазского конфликта в регионе. К 1 августу 2008 года группировка КСПМ насчитывала 1561 человек, она была оснащена 135 единицами бронетанковой и 267 единицами автомобильной техники, а также четырьмя вертолётами Ми-8 и Ми-24.
В результате конфликта в Южной Осетии в 2008 году мандат у КСПМ был отозван и начался вывод миротворческих сил КСПМ из Абхазии. С 2009 года в Абхазии на месте бывших объектов КСПМ базируется 7-я объединённая военная база российских вооружённых сил.
Конвейер насилия
Обвинения в насилии над мирным населением Южного Судана звучат в адрес военнослужащих миротворческой миссии не впервые.
Ранее из страны были отозваны 46 полицейских ООН, обвиняемых в злоупотреблениях. Миротворцы пользовались зависимым положением женщин, укрывшихся на базе ООН, используя их для сексуальных услуг. В ООН назвали этот случай «очевидным нарушением кодекса поведения миссии».
Также по теме
Война в Южном Судане: 5 лет свободы и насилия
В Южном Судане возобновились военные действия. Счёт жертв уже идёт на сотни. Соединённые Штаты, опасаясь за жизни своих граждан,…
История преступлений миротворцев ООН в горячих точках началась в 90-х годах ХХ века. Факты противозаконных действий «голубых касок» были выявлены, например, в Боснии, Гвинее, Либерии — в основном речь шла о торговле гуманитарной помощью и изнасилованиях.
В ООН даже был учреждён специальный фонд поддержки жертв преступлений миротворцев, к 2016 году он составлял почти полмиллиона долларов, причём большую часть средств пожертвовали японские власти, и только $49 тыс. — правительства стран, чьих солдат заподозрили в нарушениях.
Проблема давно находится в поле внимания журналистов и правозащитников. Ежегодно миротворцы и сотрудники гуманитарных миссий совершают новые преступления. Например, в 2015 году скандал разгорелся из-за изнасилования «голубыми касками» малолетней жительницы Центральноафриканской Республики. Пан Ги Мун, занимавший в то время пост Генсека ООН, сравнил незаконные действия миротворцев с раковой опухолью. Генсек признал, что преступления совершаются миротворцами не только в ЦАР, но и в других горячих точках планеты и что в большинстве случаев никто не несёт за это ответственности.
Согласно выводам расследования, проведённого агентством Associated Press и опубликованного в апреле 2017 года, за 12 лет сотрудники ООН, включая солдат миротворческих миссий, совершили почти 2 тыс. преступлений сексуального характера. Журналисты пообщались с жертвами — в ряде случаев миротворцы предлагали несовершеннолетним еду или деньги. Однако по закону это не может облегчить наказание: связь с подростками в любом случае квалифицируется как изнасилование.
Причём к преступлениям причастны не только военнослужащие миротворческих миссий, но даже сотрудники гуманитарных организаций — как входящих в структуру ООН, так и сторонних. Показателен пример международной благотворительной организации Oxfam. Оказалось, что её руководство несколько лет скрывало от общественности неприятные подробности, касающиеся сотрудников миссии. После разрушительного землетрясения 2010 года на Гаити прибыла миссия Oxfam, чтобы помочь местному населению. Но часть средств, предназначенных на благотворительность, была потрачена сотрудниками миссии на покупку у местных сутенёров несовершеннолетних сирот для оргий.
Порой жертвами сексуальных преступлений становятся даже сами сотрудники миссий ООН. Подобные инциденты отмечались в странах с неразвитой правовой системой (в первую очередь речь идёт об африканском регионе). О таких случаях в январе 2018 года рассказала газета The Guardian — пострадавшие поделились с журналистами своими историями. Так, бывшая сотрудница миссии лишилась работы, потому что попыталась добиться справедливости, заявив об изнасиловании со стороны старшего коллеги. Хотя она представила медицинское заключение и её слова подтверждали показания свидетелей, в ООН предпочли историю замять, а жертву насилия — уволить.
В январе 2017 года ООН ввела новую систему сбора информации о преступлениях, совершённых «голубыми касками» и гражданскими сотрудниками миссий в отношении мирного населения. Число жалоб, связанных с инцидентами, имевшими место в прошлом, возросло, отмечают в ООН. Однако полностью предотвратить новые преступления пока не удаётся.
- Суданские военные
- Reuters
Баффало 461
9 августа 1974 года канадские силы Havilland Canada DHC-5 Buffalo, выполнявшие регулярный рейс снабжения (обозначенный рейс 51 ООН) из Исмаилии , Египет , в Дамаск , Сирия, был сбит ракетами класса «земля-воздух», выпущенными с сирийской авиабазы. . Все девять пассажиров и члены экипажа погибли, и это остается самым серьезным единичным инцидентом с человеческими жертвами среди канадских миротворцев. С 2008 года федеральное правительство Канады ежегодно отмечает 9 августа Национальный день миротворцев . Памятник этому событию был установлен в Парке миротворцев в Калгари , Альберта, в 2005 году.
На пути к миру
По статистике ООН, на начало 2017 года в девяти миссиях ООН было задействовано 105 российских миротворцев. Из них 41 человек выполняет полицейские функции, а 64 выступают в качестве военных наблюдателей.
По типу задач миротворцы ООН делятся на «голубые береты» — полицейские силы — и «голубые каски» — военные силы ООН. «Береты» безоружны, а «каски» имеют право на ношение лёгкого стрелкового оружия, которое может быть применено только в целях самообороны.
Миротворческие операции подразделяются на операции по поддержанию мира и по принуждению к миру. Первые проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня. Операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня даже при условии несогласия конфликтующих сторон.
- Российский миротворец на блокпосту, расположенном на въезде в город Бендеры (Приднестровье)
- РИА Новости
Восприятие в странах-участницах
Обстановка на поле боя была сложной из-за того, что на поле боя находились три враждующие стороны и многочисленные военизированные формирования, ответственные за самые жестокие действия и находившиеся вне регулярной системы подчинения. Кроме того, большинство сторон прибегли к двусмысленной тактике. Например (и не исчерпывающе):
- боснийские сербы использовали массированные артобстрелы деревень для своей « этнической чистки », заявляя при этом о своей добросовестности.
- Генерал Младич приказал обстрелять сектор возле аэропорта Сараево, находясь с официальным визитом, с явной целью показать героизм перед французскими «голубыми касками» и поставить под сомнение, кто несет ответственность за бомбардировку.
- Боснийская сторона будет использовать безопасные районы, насколько это возможно в тактической ситуации, для штурма сербских позиций или деревень.
- Во многих случаях небольшие группы одной из противоборствующих сторон продвигались между позициями противника и позициями ООН и открывали огонь по «голубым каскам» в надежде вызвать ответную реакцию со стороны войск ООН.
- В случае резни в Сребренице , которая повлекла за собой ряд расследований для определения причин неспособности ООН удержать сербские силы от штурма города, были выдвинуты обвинения, в частности генерал Морийон, в том, что сербы фактически упали в результате нападения. пропагандистская ловушка, используемая боснийцами для усиления своего имиджа жертв и размытия ими использования безопасных зон в качестве баз. Мориллон сказал, что, по его мнению, ненависть сербов к населению Сребреницы была в значительной степени недооценена всеми сторонами, и резню можно объяснить потерей контроля сербской иерархии над некоторыми из своих войск. Рассуждения Морийона о «потере контроля» стали неуместными из-за приговоров о геноциде, вынесенных Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии.
В странах-участницах возникло большое недовольство и разочарование, особенно в тех, чьи войска оказывались в контакте с наиболее возмутительными ситуациями; например (и не исключительно)
- Участие британского батальона, особенно в резне Ахмичи , вдохновило BBC на сериал « Воины ».
- Участие голландского батальона (DutchBat) в Сребренице вдохновило The Enclave .
- Участие канадского батальона (CanBat) в Краине вдохновило миротворцев .
- Захват заложников среди миротворческого персонала ООН, когда силы боснийских сербов приступили к вывозу своего тяжелого вооружения из контролируемых ООН пунктов перегруппировки сил.
- Особенно трогательные эпизоды, такие как «Сараевские Ромео и Джульетта», неизбежные в любом конфликте, но обильно опосредованные. Инцидент с «Сараевским Ромео и Джульеттой» вдохновил на создание документального фильма « Ромео и Джульетта в Сараево» .
- Во французском языке слово «снайпер» вошло в общий словаре после «Снайпер Alley» стала известной, и это вполне вытеснило обычные слова tireur d’élite , tireur embusqué или франки-tireur .