Императрица мария (1913)
Содержание:
Семья
Самым главным достижением императрицы стало то, что она подарила России большое количество наследников. В браке с Александром II Мария Александровна родила шестерых сыновей и двух дочек. В самом начале замужества императорская семья пережила тяжелую трагедию — в возрасте 7 лет от менингита умерла их старшая дочка Александра. Молодые супруги долго оплакивали потерю.
Мария Александровна с семьей
Другим ударом для матери стала кончина горячо любимого сына Николая, которого готовили в наследники престола. В 1865 году в возрасте 22 лет цесаревич скончался от туберкулезного поражения позвоночника. Случилось это внезапно, и после его похорон Мария Александровна уже навсегда потеряла интерес к жизни. Второй сын Александр в спешном порядке был подготовлен на трон, и в конечном итоге ему удалось стать одним из самых мудрых и миролюбивых правителей на российском престоле.
Дети Александра II и Марии Александровны
На посту генерала-губернатора Москвы отличился предпоследний сын Сергей, который женился в свое время на княжне Елизавете Федоровне. Впоследствии они пали от рук большевиков: Сергей в 1905 году, а Елизавета — в 1918. Княжна также принадлежала Дармштадскому двору, а ее родная сестра Александра Федоровна стала супругой Николая II, последнего царя дома Романовых. Еще трое сыновей Марии Александровны, Владимир, Алексей и Павел, занимали высокие военные должности. Дочь Мария вышла замуж за принца Эдинбургского, сына королевы Виктории, тем самым несколько укрепив российско-британские отношения.
История обслуживания
Императрица Мария
Остатки Императрица Mariya ‘ пушки с, которые были использованы для защиты Севастополя во время Второй мировой войны
«Императрица Мария» (русский: Императрица Мария , «Императрица Мария») была спущена на воду 19 октября 1913 года и прибыла в Севастополь 13 июля 1915 года, где в течение следующих нескольких месяцев завершила достройку и провела ходовые испытания . Она обеспечивала прикрытие, пока в октябре 1915 года линкоры до дредноута проводили вылеты по береговой бомбардировке. В течение 1916 года она дважды сталкивалась с бывшим немецким легким крейсером Midilli , но крейсер уцелел, получив лишь повреждения осколками. 20 октября 1916 года он перевернулся и затонул в гавани Севастополя после возгорания магазина и последующего взрыва. После сложной спасательной операции судно было в конечном итоге поднято и помещено в сухой док в мае 1918 года. Однако в хаосе русской революции и последующей Гражданской войны дальнейшие ремонтные работы не проводились, и с 1926 года корабль был списан. и их башни, которые выпали из корабля, когда он опрокинулся, позже были спасены в 1931–1933 годах. Два орудия использовались в 30-й батарее береговой обороны, оборонявшей Севастополь во время Второй мировой войны , которую немцы также называли « Максим Горький I ».
Императрица Екатерина Великая
Императрица Екатерина Великая (русский: Императрица Екатерина Великая , «Императрица Екатерина Великая») был запущен 6 июня 1914 и завершится 18 октября 1915 года она была первоначально названа Екатерина II до 27 июня 1915 и был переименован Свободная Россия ( Russian : Свободная Россия ) в 1917 году. Она вступила в бой с немецким линейным крейсером SMS Goeben, в то время как последний находился на турецкой службе в качестве Явуза Султана Селима, только один раз, но не смог нанести ничего более серьезного, чем осколочные повреждения. Она также столкнулась с Мидилли 16 апреля 1916 года, но крейсер использовал более высокую скорость, чтобы убежать. Она была затоплена 18 июня 1918 года в Новороссийске, чтобы не допустить ее передачи немцам, как того требовал Брест-Литовский мирный договор . В течение 1920-х годов не было предпринято никаких попыток спасти ее, но 12-дюймовые снаряды были извлечены из ее крушения, пока в 1930 году не произошел взрыв магазина из-за взрывных зарядов, используемых для доступа к снарядам.
Император Александр III
Император Александр III (русский: Император Александр Третий , Император Александр III) был спущен на воду 2 апреля 1914 года, переименован в Свободу (русский: Воля — Воля ) в 1917 году, а затем Генерал Алексеев (русский: Генерал Алексеев ) в 1920 году. Корабль не принял участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны из-за длительных задержек с доставкой своей техники из Великобритании, но смог выйти в море к 1917 году и провести серию испытаний. 1 мая 1918 года он отплыл из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата наступающими немецкими войсками. Находясь в Новороссийске, 19 июня 1918 года она получила приказ заторопиться, но большая часть экипажа отказалась это сделать и решила вернуться в Севастополь. По прибытии она была разоружена и на борту осталась только охрана, но 1 октября немцы взяли под свой контроль. 15 октября она совершила короткий поход с немецким экипажем, но ее орудия все еще были неработоспособны. После капитуляции Германии она была передана британцам, которые перевезли ее в Измит в Турции . В 1919 году британцы вернули ее к Черному морю и передали Белорусским войскам, где она участвовала в Гражданской войне в России против Красной Армии , в основном осуществляя береговые бомбардировки. После крушения русских белых армий на юге России в 1920 году линкор помог их эвакуировать во принадлежащий французам Тунис , где он был интернирован в Бизерте . В конце концов ее отправили туда на слом, чтобы заплатить за стыковку.
Французы хранили ее ружья и позже подарили их финнам во время Зимней войны , хотя они прибыли туда только после окончания войны. Во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года немцы захватили четыре из этих 12-дюймовых и около 130-мм орудий, переправлявшиеся в гавань Нарвика . И финны, и немцы использовали эти орудия в качестве береговой артиллерии . Немцы разместили все четыре орудия, переоборудовав их для приема немецких боеприпасов, в бронированных башнях в «Batterie Mirus» на Гернси . Финны использовали три из 12-дюймовых орудий для ремонта железнодорожных орудий , попавших в их руки в 1941 году. Они использовались на протяжении всей войны-продолжения, и в 1944 году финны были вынуждены сдать их Советскому Союзу, который использовал их до 1990-х годов.
Комиссия Крылова
Для расследования обстоятельств катастрофы была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейтенанта, академика, учёного с мировым именем А.Н. Крылова. В распоряжении комиссии имелись как показания всех мыслимых свидетелей происшествия, так и технические данные корабля. Несмотря на это, она не смогла дать однозначного ответа на вопрос — почему взорвался корабль? Однако в отчёте комиссии есть такие строки: «Небрежность в обращении с огнём и неосмотрительность в обращении с порохом представляются также маловероятными причинами возникновения пожара. Крюйт-камеры вентилируются, и в них не скопляется столько паров эфира и спирта, чтобы могла образоваться гремучая смесь, способная воспламениться от пламени свечи или спички и т.п. Даже при полном отсутствии вентиляции и полном высыхании растворителя количество воздуха в крюйт-камере значительно превосходит то, при котором могла бы образоваться гремучая смесь. Таким образом, если в крюйт-камеру зайти с зажжённой свечой или зажечь спичку, заронить огонь и оставить гореть какую-нибудь тряпку, ветошь или пучок пакли, то это не вызовет возгорания паров эфира и спирта, хотя бы их запах и чувствовался. Чтобы загорелся заряд, надо, чтобы самое пламя проникло в закрытый футляр и достигло или лент, или воспламенителя, или надо, чтобы воспламенитель, состоящий из шашек чёрного пороха, совершенно рассыпался, в виде мякоти проник через неплотно завёрнутую крышку, подвёргся касанию с пламенем и, вспыхнув, передал горение заряду, находящемуся в футляре. Как видно, необходимо сочетание целого ряда случайностей, каждая из которых сама по себе маловероятна». Ну вот, а теперь — о вероятности.
Услуга
Императрица Мария , названная в честь царицы Марии Федоровны , матери царя Николая II , была построена на судостроительном заводе Руссуд в Николаеве , Российская Империя . Он был заложен 30 октября 1911 года вместе с его родственными кораблями Imperator Aleksander III и Imperatritsa Ekaterina Velikaya , но это было просто торжественное мероприятие, так как проект еще не был завершен, а контракт не подписан. Она была запущена 19 октября 1913 и прибыла в Севастополе 13 июля 1915 года, где она закончила ее достройкой в течение следующих нескольких месяцев и проведенные морских испытаний. 1 октября она прикрывала дредноуты Черноморского флота, когда они обстреливали цели в Козлу, Зонгулдаке и Карадениз-Эрегли . Она сделала почти то же самое, когда старые линкоры обстреляли цели в Болгарии 20–22 октября, а затем 27 октября в самой Варне . Легкий крейсер « Мидилли» чудом избежал столкновения с « Императрицей Мария» 4 апреля 1916 года, поскольку линкор несколько раз чуть не промахнулся по ней, прежде чем она смогла выйти из боя. Три месяца спустя и Императрица Мария, и Императрица Екатерина Великая , предупрежденные перехваченными радиопередачами, вылетели из Севастополя в попытке перехватить бывший немецкий линейный крейсер Явуз, возвращавшийся после бомбардировки российского порта Туапсе 4 июля. « Явуз» уклонился на север и уклонился от русских, пройдя параллельно болгарскому побережью обратно к Босфору . « Мидиллы» заминировали гавань Новороссийска 21 июля, но русские, снова предупрежденные радиоперехватыванием, попытались поймать ее на обратном пути. На следующий день, когда крейсер преследовал русский эсминец « Счастливый» , Мидилли попала в зону досягаемости орудий « Императрицы Марии , но ей удалось скрыться, получив лишь осколочные повреждения.
Корпус корабля «Императрица Мария» в 1919 году после спасения
Утром 20 октября 1916 года в передовом пороховом складе Императрицы Марии », стоявшего на якоре в Севастополе, был обнаружен пожар , но он взорвался, прежде чем удалось предпринять какие-либо усилия для тушения пожара. Однако морякам во главе с инженером-механиком мичманом Игнатьевым удалось затопить носовой магазин снаряда до взрыва ценой своей жизни
Их действие, вероятно, предотвратило катастрофический взрыв, и все остальные магазины были затоплены в качестве меры предосторожности. Примерно через сорок минут после первого взрыва в районе торпедного отсека произошел второй, который нарушил водонепроницаемость остальных носовых переборок
Императрица Мария начала тонуть по носу и кренилась на правый борт. Через несколько минут она перевернулась , взяв с собой 228 моряков. Последующее расследование показало, что взрыв, вероятно, был результатом самовозгорания топлива на основе нитроцеллюлозы при его разложении.
После сложной спасательной операции 18 мая 1918 года судно было снято с мели и 31 мая переброшено в Северный сухой док Севастополя, все еще в перевернутом состоянии. Хаос русской революции и гражданской войны помешал дальнейшим ремонтным работам, хотя ее 130-мм орудия были сняты. К 1923 году деревянные блоки, поддерживающие ее на месте, гнили. Он был спущен на воду и поставлен на мель на мелководье в 1923 году. Он был одобрен для сдачи на слом в июне 1925 года и официально заброшен 21 ноября 1925 года, хотя работы начались только в 1926 году, когда судно было снято с мели и переведено обратно в сухой док. Ее орудийные башни, которые выпали из корабля, когда он опрокинулся, позже были спасены. Два из них использовались в качестве 30- й батареи береговой обороны, оборонявшей город во время блокады Севастополя во Второй мировой войне .
Со дна морского
Что бы или кто бы ни отправилИмператрицу Марию» на дно, её требовалось оттуда поднять, и желательно как можно скорее. Дело было не только в желании вернуть линкор в строй до конца войны. На корабле ещё имелось 900 тонн боеприпасов, оставлять которые без присмотра — значило подложить Севастополю гигантскую бомбу с часовым механизмом.
Год спустя подобный сценарий, кстати, осуществится — набитый боеприпасами транспортник бабахнет в Галифаксе в декабре 1917-го, что обойдётся порту в удар, сравнимый с применением атомной бомбы.
Проблема была в том, что в России в принципе отсутствовали крупные организация по судоподъёму, не говоря уже об опыте работы с такими крупными кораблями. За помощью обратились к американцам, но те заломили неадекватную цену. Японцы(поднявшие в своё время, к примеру,Варяг») были готовы всё сделать за приемлемые деньги. Но грянул февраль 1917-го — и они тут жепередумали». То ли монархическая солидарность взыграла, то ли появились сомнения в платёжеспособности пошедшей вразнос империи. То ли и то и другое.
ПодъёмИмператрицы Марии» после гибели(источник фото)
Поэтому поднимать решили по русскому проекту — герметизируя корпус корабля и закачивая туда воздух. Освободив внутренние помещения от воды, первым делом наружу вытащили снаряды. Затем подняли сам линкор — он всплыл кверху брюхом в мае 1918 года.
После чего его не без труда загнали в док — первый(для крупных кораблей) раз в перевёрнутом положении. Там сИмператрицы Марии» сняли один из самых ценных активов — хорошо сохранившиеся 130-мм противоминные орудия. Вскоре после этого Севастополь заняли белые, которые долго думали, что делать с кораблём. Высказывались идеи переоборудовать его в войсковой транспорт, круизный лайнер и — во что верилось сильнее — несамоходную баржу. Но для начала линкор решили просто перевернуть обратно. Дело было непростое, и, пока шли подготовительные работы, город вновь попал в руки красным.
Мировая и Гражданская войны погрузили страну в нищету. Чтобы выбраться из неё, требовалась твёрдая валюта. Одним из надёжных источников была разделка флота на металл. НоИмператрица Мария» отправилась под газовые резаки далеко не сразу. Вначале её не без усилий выгнали из дока и притопили неподалёку — всё для того, чтобы разделать в нём другие корабли Черноморского флота. А в 1927 году настало и её время.
Позже со дна подняли отделившиеся от корпусаМарии» орудийные башни — последнюю в марте 1933 года. Сделать это было сложнее всего: они глубоко зарылись в ил и были слишком тяжёлые и небольшие, чтобы закачивать туда воздух. Но проблему удалось решить при помощи специально созданного кольцевого понтона. Одно из 12-дюймовых орудий доступно для осмотра и сегодня — оно находится в составе уличной экспозиции музея ВОВ на Поклонной горе.
Проектирование и основные параметры
На судостроительных вервях в северных районах страны строились линкоры проекта «Севастополь». Их конструкцию взяли за основу при разработке дредноутов для Черноморского флота. Однако существовали некоторые отличия:
- Максимальную скорость уменьшили до 21 узла;
- Усилили защиту внешней части корабля и жизненно важные установки;
- Увеличили угол возвышения 305-мм пушек;
- Появление у Турции 8 эсминцев вынуждало усилить противоминную артиллерию – 16 120-мм пушек заменили на 20 единиц 130-мм техники.
Корпус черноморских дредноутов состоял из 3 видов стали. Палуба имела небольшой подъем в передней части. Протяженность судна составляла 168 м, полная грузоподъемность – 24 500 тонн. Жизнеспособность обеспечивали 4 паротурбины Parsons и 20 котлов фирмы Yarrow. На первых испытаниях было достигнуто предельное ускорение, равное 21,5 узла. Для управления кораблем требовался штат из 1 200 человек.
Главный броневой пояс был обшит стальными пластинами толщиной 262,5 мм. Башни для 305-мм пушек покрывали 250-мм листовой сталью, командная рубка была забронирована 300-мм панелью. Эти показатели превышали защиту строящегося для Османской империи дредноута «Султана Османа I».
Строительства корабля “Император Александр III”
Тяжеловесы выходят на ринг
Черноморский флот получил корабль в июле 1915 года. Его приход означал конец царства всесильного «Гёбена». Ведь шанс немцев на вторичный прорыв в Дарданеллы был очень мал. А серьёзных верфей в Турции (и времени на постройку) не имелось. Случись что с их линейным крейсером — второго взять им было бы неоткуда. Учитывая, что корабль — это ещё и политический фактор присутствия в Османской империи, немцы не могли позволить себе его потерять.
Поэтому «Гёбен» шарахался даже от собранных вместе старых броненосцев. Тем более, что у него оставались серьёзные возможности для рейдов и так — стоило только улучить момент, когда русские корабли уйдут в порт для обслуживания и пополнения топлива и провизии. С появлением «Императрицы Марии» эта сладкая жизнь заканчивалась — теперь линкор и броненосцы могли подменять друг друга. А когда в октябре 1915-го к «Марии» присоединилась вторая «императрица», однотипная «Екатерина Великая», дело стало ещё хуже.
Несколько раз «Гёбен» чуть не попался новым кораблям — они вели по нему огонь, даже добивались накрытий, но повредить не смогли. Не сумев поймать быстроходный крейсер, русские линкоры выбрали другую тактику. Они стали прикрывать (от него же) рейды на турецкие угольные коммуникации в юго-западной части Чёрного моря — под самым боком у Константинополя. Дошло до того, что турки принялись возить уголь на небольших парусных судах — те хотя бы могли попробовать спрятаться в маленьких бухтах при появлении русских вымпелов.
«Гёбен»
Результатом стали проблемы с топливом. Турки отчаянно экономили на обогреве, что стоило им серьёзных внутренних брожений. Эта экономия почти что угробила и любую активность «Гёбена».
Ещё «Мария» активно участвовала в рейдах на базы германских подлодок в Болгарии, а в июле 1916-го и вовсе обеспечивала минирование Босфора. Во многих из этих операций уже начинали проглядывать черты новой мировой войны — наряду с артиллерийскими кораблями в бомбардировках берега участвовали и гидропланы, действующие с гидроавиатранспорта.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с . |
vтеЛинкоры класса Императрица Мария |
---|
|
|
vтеРусские военно-морские корабли классов Первой мировой войны | |
---|---|
Линкоры дредноутов |
|
Дредноутные линкоры |
|
Линейные крейсеры | |
Броненосные крейсеры |
|
Легкие крейсера |
|
Защищенные крейсеры |
|
Разрушители |
|
Подводные лодки |
|
|
vтеКораблекрушения и морские происшествия в октябре 1916 г. | |
---|---|
Кораблекрушения |
|
Прочие инциденты | |
1915 1916 1917 сентябрь 1916 ноябрь 1916 |
Сказочное начало
«…свита не переставала дразнить его неудачными невестами. Один из свиты… заметил: «Есть еще одна молодая принцесса в Дармштадте». «Нет, благодарю», ответил Саша, «с меня — довольно, все они скучные и безвкусные». И все же он поехал туда… старый герцог принял его со своими сыновьями и невестками. В глубине кортежа, совершенно безучастно, следовала девушка, с длинными, детскими локонами. Отец взял ее за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни в тот момент, когда Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена… Уже первое слово, сказанное ему, заставило его насторожиться; она не была бездушной куклой, как другие, не жеманилась и не хотела нравиться. Вместо двух часов, которые были намечены, он пробыл два дня в доме ее отца»
Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.
взрыв в Северной бухте
Ранее утро 7 сентября 1916 года в Севастополе не предвещало беды. Над Северной бухтой как обычно была дана побудка экипажам кораблей. Начинался новый день и на линкоре «Императрица Мария» все шло по определенному распорядку. Внезапно воздух сотряс мощный взрыв. Перепуганные жители высыпали на набережную и стали свидетелями ужасной картины. Стоя на рейде в родной бухте погибал линкор «Императрица Мария». Моряки, оказавшиеся в тот момент на набережной Северной бухты беспечно наблюдали как гибли их товарищи. Раненых складывали прямо на берегу и здесь же начинали оказывать первую медицинскую помощь. Над городом стоял едкий черный дым. На линкоре в недрах палуб кричали и горели заживо сотни людей. К вечеру стали известны размеры катастрофы: 225 моряков погибло, 85 тяжело ранены.
момент взрыва
корабль в дыму
Высочайшим повелением была созвана комиссия морского министерства по расследованию причин катастрофы линкора «Императрица Мария». В состав комиссии входили командующий Черноморским флотом адмирал Колчак и крупнейший судостроитель Российской Империи Крылов.
Следствие полностью восстановило полную картину гибели линкора. В 06:20 утра под носовой башней корабля прогремел первый взрыв. Затем начался пожар, который был локализован силами команды. В 07:00 морской водой затопили пороховые склады, однако через 15 минут раздался следующий гораздо более мощный взрыв. В результате, которого у линкора была вырвана передняя дымовая труба, отвалился нос, корабль лег на правый борт и затонул.
В ходе работы комиссии были допрошены сотни офицеров и матросов линкора. Материалы дела «Императрица Мария» исчислялись тысячами страниц. Сразу были вдвинуты две версии трагедии: самовозгорание пороха и халатность обращения с боезарядами. Однако артиллерийские офицеры линкора все как один показали на следствии, что на корабль был поставлен качественный порох и самовозгорание исключено. На вопрос комиссии можно ли было беспрепятственно проникнуть в пороховой погреб князь Руссов, командир корабельной артиллерии ответил, что люк в пороховой погреб вообще не запирался и войти туда мог кто угодно, а это уже халатность.
29 октября 1916 года комиссии закончила следственное производство. В результате было вынесено официальное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся во время обстоятельств». Странновато как-то, авторитетная комиссия закрывает глаза на версию умышленного взрыва и делает расплывчатые выводы.
Официальные выводы современных историков совпадают с результатами комиссии 1916 года. Всему виной обычная халатность. Объяснение настолько простое, что в него верится с трудом. Слишком уж мы привыкли искать трагедии в особенностях русского характера.
Между тем, доподлинно известен факт беседы Колчака с одним из близких знакомых. Тогда он сказал, что как командующему ему выгодна версия обычной флотской халатности, но как офицеру и честному человеку он должен признать — это была диверсия.
Позже офицеры и матросы пытались доказать свою невиновность. Сваливая вину друг на друга моряки обвиняли в случившемся злой рок и вездесущих шпионов.
Биография
Будущая российская императрица Мария Александровна, жена императора Александра II, появилась на свет 27 июля (по старому стилю) 1824 года в Дармштадте. Ее родителями были герцог Людвиг II Гессенский и великая герцогиня Мария Вильгельмина Баденская. Девочке дали длинное имя Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская.
При дворе распространялись слухи, что дочка была рождена от внебрачной связи матери и барона Августа Сенарклен де Гранси. Но для предотвращения слухов герцог Гессенский признал незаконнорожденных девочку Марию и мальчика Александра своими наследниками и дал им свою фамилию. Поселились дети вместе с матерью во дворце в Хайлигенберге.
Мария Александровна Романова
Воспитанием Марии занимался священник протестантской церкви Циммерман, так как ее родительница скончалась, когда девочке было всего 12 лет. Из близких у Марии остался только родной брат. Номинальный отец не посещал небольшой полупустынный замок и детьми не интересовался. Отроческими годами, проведенными в уединении, объясняется спокойный и нелюдимый характер принцессы. Она не любила пышных балов и многолюдности светского общества, как в молодости, так и в зрелом возрасте.
Смерть
Последние годы жизни Марии Александровны были омрачены болезнью, смертью любимого сына, а также многочисленными изменами любвеобильного мужа. Царица никогда внешне не показывала своего недовольства поведением супруга и ни в чем не упрекала его.
Известно, что главная фаворитка Александра II, княжна Екатерина Долгорукова, жила вместе с незаконнорожденными детьми этажом выше покоев венценосной императрицы. Во многом это было сделано из соображений безопасности: на царя-реформатора было совершено 7 покушений, последнее из которых оказалось фатальным.
Екатерина Долгорукова
Царица тяжело переживала все террористические акты, с каждым разом ее состояние ухудшалось. Личный врач Марии Александровны, Сергей Петрович Боткин, заботясь о ее самочувствии, рекомендовал ей периодически жить в Крыму. Но последние полгода своей жизни Мария Александровна, вопреки предписаниям врача, провела в Санкт-Петербурге, что негативно сказалось на ее здоровье.
Саркофаг императрицы Марии Александровны
Императрица скончалась в начале лета 1880 года по причине осложнений туберкулеза. Усыпальница царицы находится в Петропавловском соборе Петербурга.