Леопард-2

Модификации

В экипаж танков входит механик-водитель, командир танка, заряжающий и наводчик оружия. Все они располагаются в башне. В ней же находились блоки мортир, необходимых для дымовой завесы. Машины периодически проходили усовершенствование системы управления огнем и броневой защиты.
В первой серии боевая масса танков была более, чем 50 тонн. В оснащение их входило стабилизированное в двух плоскостях орудие, приборы ночного видения (их поставили с просрочкой, и затем установили на эксплуатируемые танки. Такие машины получили обозначение 2А2) и многослойная комбинированная броня. В составе боекомплекта имелись фугасно-кумулятивные и бронебойные подкалиберные оперенные снаряды. 15 из 42 снарядов находились в укладке первой очереди, другие же были не защищены.
Машинам второй и третьей серии было присвоено обозначение А1. Усовершенствование их заключалось в улучшении прицела наводчика и приборов наблюдения командира, изменение расположения топлива и боекомплекта для большей безопасности.
Четвертая серия получила обозначение А3, обновления ее заключались в дополнительной защите боекомплекта, новой радиостанции и так далее.
Танки из пятой серии получили самые весомые улучшения. Экипаж получил больше шансов на выживаемость, значительно возросла бронезащита башни, в боекомплекте появились снаряды повышенной мощности, а в системе управления огнем – усовершенствованный баллистический вычислитель. Масса танка увеличилась до 55 тонн.
После того, как в Советской Армии ввели в строй мощнейший танк Т-80Б, было принято решение усовершенствовать Леопарды последней модификации. Для этого предоставили несколько вариантов возможного проекта. Наиболее оптимальному из них было присвоено обозначение KWS II. После этого стартовала работа над модернизацией танков последней серии в целях получения новой – Леопард 2А5. В этом танке уменьшилась ослабленная зона корпуса, а люк механика-водителя получил больший обзор. Что касаемо башни, то ее маска была полностью переработана, ее борта и лоб прикрыли модули разнесенной брони. Электрогидравлика стабилизации орудия стала электрической, что снизило ее пожароопасность, командир смог пользоваться независимым тепловизором второго поколения, встроенным в панорамный прибор наблюдения, а наводчик – обновленным прицелом, также был улучшен стабилизатор вооружения. Оборудована система навигации GPS. В итоге масса увеличилась до 59,5 — 62 тонн (разница зависит от комплекса брони).
В итоге 225 машин 2А5 обновились до уровня наиболее современного немецкого танка, уровня Леопард 2А6. В результате улучшился уровень дополнительной противоминной защиты, и усилилось бронирование башни. Важнейшим же усовершенствованием стало орудие Rhl 120/L55 с длиной ствола, увеличенной на 1320 мм. Соответственно выросла дульная энергия и начальная скорость снарядов, что увеличило их дальность поражения и бронепробиваемость. Также была оборудована танковая информационно-управляющая система. Масса увеличилась до 62 тонн.
В 2010 году появилась седьмая серия танков, получившая обозначение Leopard 2А7 +. Этой модели присущи обновления модульного характера, конкретные заказчики могут установить на них дополнительные опции. По сравнению с Leopard 2А6 новая серия получила усовершенствования вот в чем: применена технология «цифровая башня»; существенно модернизировалась противоминная защита; установлено оборудование, позволяющее включить танк в единую автоматизированную систему тылового обеспечения. Такая мера намного ускоряет и упрощает обеспечение танковых подразделений горючим, боеприпасами и иным тыловым имуществом; появилась вспомогательная силовая установка, обеспечивающая электрической энергией электросистемы, что дополняет основной двигатель. В итоге уменьшается акустическая и тепловая заметность, а также становится возможной экономия моторесурса. Боевая масса танка увеличилась до 70 тонн.
Последние на настоящий момент модели получили защиту лба башни на максимально высоком уровне, но борта танка оказались уязвимыми перед огнем боевых машин пехоты. В боевом применении выяснилось, что из-за наезда машин на самодельные взрывные устройства, могут возникнуть такие последствия, как потеря подвижности и смерть экипажа.

Двигатель и ходовая часть

Танк «Леопард 2» имеет подпружиненную ходовую часть с поддерживающими катками и амортизаторами, гидравлическими и механическими упорами на поворотных рычагах колесных пар. Он имеет «живую» закольцованную гусеницу со сменными гусеничными подушками тип 570 F (позже FT) производства (Diehl).

«Леопард 2» оснащен V образным 12 цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем MTUMB 873-Ka 501 с жидкостным охлаждением. Он развивает мощность 1100 кВт (1500 л.с.) на скорости 2600 об/мин и разгоняет танк до официальной максимальной скорости 68 км/ч. Реальная скорость в зависимости от местности варьируется и может достигать 30 км/ч.

Необходимый для работы двигателя воздух проходит через два круглых воздухозаборника на крышке двигателя и два комбинированных воздушных фильтра, установленных по бокам двигателя. В них воздух очищается и освобождается до 95% от грубой пыли. Две дополнительные круглые вставки фильтра тонкой очистки связывают оставшиеся частицы пыли. Рассеивание отработанного тепла осуществляется через два кольцевых охладителя с регулируемой температурой и встроенным вентилятором на коробке передач.

Передача мощности на гусеницу обеспечивается гидромеханической коробкой передач, реверсом и рулевым механизмом типа Renk-HSWL-354. Он объединяет привод, рулевое управление, вспомогательный привод и тормозную систему в одном корпусе и соединяется с двигателем с помощью быстродействующих устройств в так называемом блоке двигателя.

Блок двигателя танка «Леопард 2»

Система привода танка «Леопард 2» выполнена в виде цельного блока двигателя, который позволяет заменить комплект трансмиссии при поддержке ремонтно-эвакуационной машины в течение 15 минут. При этом, многие мероприятия, такие как отделение бокового передаточного механизма или освобождение задней панели производятся заранее. На замену в соответствии с условиями технического регламента дается четыре часа.

По мнению немецких специалистов, примечательным является относительно низкий расход топлива «Леопард 2». По сравнению с американским танком M1 «Абрамс» с его газовой турбиной типа Avco Lycoming AGT-1500 расход составляет около половины. Самое большое преимущество дизельного двигателя в режиме холостого хода и частичной нагрузки.

Для работы электрических систем без работы основного двигателя в задней правой части машины установлен вспомогательный силовой агрегат (ВСУ). В зависимости от страны-эксплуатанта дизель-генератор выдает от 7,5 до 17 кВт. В режимах работы Auto и Load аккумуляторы заряжаются и контролируются. В режиме Continuous агрегат находится в непрерывной эксплуатации. Он берет на себя весь запас энергии и разряжает батареи.

Бронирование и защита

Согласно публикациям,
танк «Леопард 2» защищен композитной (многослойной) броней третьего
поколения (C-технология). Точная структура и стойкость остаются секретными.

Броня состоит из
нескольких переборок, в которых зазоры заполнены эластичной резиной. В качестве
материалов брони используются различные марки стали с неодинаковой степенью
твердости, а также композитные материалы (керамика, пластик или кевлар).
Структура соответствует так называемому принципу Чобхэма, но собственно броней
Чобхэма не является. При проектировании особый акцент сделан на прочности лобовой
брони.

Конструкции корпуса
и башни выполнены в виде кожуха со встроенной броней. То есть, внешняя и
внутренняя броневые плиты принимают на себя функции защиты, а также функции
кузова. В рамках этой опорной конструкции, фактически броня используется в виде
блоков, вставляемых в предусмотренные полости, что придает танку его угловатую
форму.

Установленная в
передней части башни, начиная с модели «Леопард 2A5», клиновая
бронеплита разработана в качестве переборки. Она предназначена для увеличения
глубины брони, разрушения пенетраторов подкалиберных снарядов и воспламенения
кумулятивных снарядов перед основной броней.

В открытых источниках,
начиная с версии танка «Леопард 2А4» и выше, приводятся следующие
данные о его броневой защите (эквивалент гомогенной брони): толщина лобовой
проекции корпуса – от 600 до 920 мм, толщина лобовой проекции башни – от 590 до
1960 мм.

Танк «Леопард 2» общее устройство и ТТХ. Инфографика

Из соображений
безопасности бункер для боеприпасов в башне в верхней части оборудован
противовзрывными панелями. Панели обеспечивают отвод наружу энергии взрыва
хранящихся там выстрелов. Внутренние помещения танка покрыты тканевыми матами с
противоосколочным вкладышем из высокопрочных волокон (арамид или кевлар). Маты
призваны уменьшить или полностью предотвратить образование осколков при
пробитии брони.

В дополнение к этим
защитным элементам танк «Леопард 2» в зависимости от
страны-эксплуатанта может оборудоваться прочими элементами, повышающими его
защищенность. К таковым относятся: защита от поражения с верхней плоскости,
решетчатые противокумулятивные экраны, дополнительное бронирование от мин или
дополнительная композитная броня сторонних производителей.

По материалам www.wikiwand.com/de/Bundesweh

Чем отличался танк?

Что можно сказать про боевой транспорт «Леопард»? Танк обладал классической схемой общей компоновки. Механик-водитель располагался в носовой части. Его рабочая позиция была смещена к правому борту. Командир машины, а также наводчик располагались в боевой части, справа от пушки. Слева от нее находился заряжающий.

Моторно-трансмиссионный отдел, в котором продольно располагался двигатель, занимал объем, равный 6,2 куб. м в кормовой части корпуса. Емкость всех без исключения топливных баков была равна 985 литрам. Располагались они в МТО. Боекомплект для пушки размещался в передней части, немного левее от механика-водителя. Также имелись боеприпасы и в боевом отделении. Объем танка был равен 18,2 куб. м. Из них порядка 4,2 куб. м приходилось на башню.

Модификации (год)

  • Леопард (1965) — сварной корпус, литая башня. Нестабилизированная 105-мм пушка L7A3, 60 выстрелов: 42 слева от водителя, 3 готовых и 15 в башне (31 бронебойных подкалиберных (APDS), 26 кумулятивно-осколочных (HEAT), 3 дымовых (smoke)). Стереоскопический/совмещаемый прицел-дальномер TEM-1A (база 1720 мм) с увеличением х8 и х16. Резервный прицел TZF-1A с увеличением х8. 7,62-мм спаренный пулемёт MG3 с боекомплектом 1250 патронов. Независимый панкратический прицел командира TRP-1A с увеличением от х6 до х20. 8 стеклоблоков. Двигатель MB 838 CaM-500 мощностью 830 л. с. Два бака в моторном отделении ёмкостью 1010 литров (позже 985 л). Преодолевает водные преграды глубиной 1,2 м без подготовки и 2,25 м с ОПВТ. Масса 40 т, скорость — 65 км/ч.
  • Леопард А1 (1970) — программа модернизации, запущенная после окончания производства Леопард 1. Система стабилизации, термозащитный кожух для орудия, гусеницы новой конструкции со съёмными резиновыми подушками, замена активных инфракрасных приборов у водителя и командира на пассивные, модернизировано ОПВТ до глубины 4,0 м. Масса танка возросла до 41,5 т.
  • Леопард А2 (1972) — их отличает усиленное бронирование новой литой башни. Кроме того, были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система защиты от оружия массового поражения.
  • Леопард А3 (1973) — новая сварная башня с разнесенной броней (уровень защиты равен А2, объём башни вырос). Усовершенствованный прицел командира TRP-2A. Масса — 42,4 т.
  • Леопард А4 (1974) — Леопард 1-А4 является новейшей версией хорошо известного западногерманского боевого танка. Включает в себя некоторые наработки будущего танка Леопард 2, который будет выпущен в 1980 годах. По сравнению с предыдущими версиями А1 и А2, башня была полностью переработана для достижения ещё большей защищённости за счёт оптимизации схемы разнесённого бронирования. Более того, улучшено электрическое оборудование и был установлен первоклассный дальномер для командира танка. Масса танка была увеличена с 40,0 до 42,4 тонны. Двигатель — дизель Мерседес-Бенц с 2 турбокомпрессорами с мощностью 830 л. с. при 2200 об./мин. Максимальная скорость составляет 65 км/ч, запас хода — 600 км. Танк способен форсировать водные преграды глубиной до 2,25 м, а с установленным шноркелем — до 4,0 м. Благодаря стабилизатору основного вооружения танк получил возможность вести огонь во время движения (пушка — Виккерс L7A1 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии). Башня — как у Леопард 1A3. Новая СУО. Стабилизированный прицел командира PERI R12 и стереоскопический прицел наводчика EMES 12A1, баллистический вычислитель. Боекомплект сокращен до 55 снарядов (42 рядом с водителем и 13 в башне). Масса — 42,4 т.
  • Леопард А1А1 (1975) — модернизация Леопард 1А1. Усилена броня башни с помощью стальных экранов с резиновой прослойкой. Масса — 42,4 т.
  • Леопард А1А2/А2А1/А3А1 (1980) — соответственно, Леопард 1А1А1, Леопард 1А2 и Леопард 1А3, оснащенные системой ночного видения PZB 200 с низкоуровневой телекамерой. На Леопард 1А4 она не устанавливалась. Эта система предназначалась в качестве промежуточного варианта на Леопард 2 до появления тепловизоров.
  • Леопард А5 (1987) — модернизация 1225 танков Леопард1 А1А1. Новая СУО EMES 18 на основе EMES 15 для Леопард 2. Прицел командира TRP-1A и резервный TZF-1A сохранились.

Особенности, испытания

Было выпущено 2 образца: VT1-1 и VT1-2. Обе модели были сделаны не из броневой стали, а обычной. Они отличались не только разными пушками (нарезные 105 мм и гладкоствольные 120 мм соответственно), но разной мощностью двигателя. У VT1-1 она была в пределах 2000 л.с., а у VT1-2 составляла 2200 л.с. Также на VT1-1 система заряжания была полностью автоматическая, а у VT1-2 автомат заряжания стоял только на одном стволе. Второй приводили в боевую готовность вручную. При выстреле снаряды пересекались на расстоянии 1500 метров.

По ходу испытаний, выявилось множество трудностей при таком расположении стволов. Так, при стрельбе из одного ствола, на ходу, танк сильно вело в сторону. Также, орудия являются неподвижными в горизонтальной плоскости, и наводку приходится выполнять всем корпусом танка. Однако при стрельбе с места выявилась хорошая точность попадания. Так стандартная мишень НАТО 2,3×2,3 м поражалась с первого выстрела с вероятностью 90 %, что выше, чем у танка с классической компоновкой.

К 1976 году испытания прекратили из-за бесперспективности. В 1980-х к проекту «Леопард 3» вернулись. Причина всё та же — «Леопард 2» нужно менять на что то кардинально новое. Но в итоге, разработчики пошли по пути дальнейших модификаций танка «Леопард 2».

History

Devblog

The Leopard 2PL is an ongoing joint project for the modernization of the Leopard 2A4 tanks in service with the Polish army, currently being carried out by the German company Rheinmetall AG and the Polish state-owned Polska Grupa Zbrojeniowa. The aim of the program is to improve the combat efficiency of the elderly Leopards to 3rd generation plus level main battle tanks.

The main areas of modernization are improving the tank’s protection and firepower. The Leopard 2PL has additional modular turret armor (forehead and sides), enhanced protection of the gun mantlet. On the turret’s rear, massive boxes appeared, which under some circumstances can work as spaced armor for protection against HEAT shells. The L44 cannon remains the same, but the upgraded fire control system has modern thermal imaging equipment and is adapted for firing more powerful rounds. Since the power plant and chassis of the Leopard 2A4 remained unchanged, the additional protection of the hull had to be abandoned, as the weight of the tank approached 60 tons. In total, 128 Leopard 2A4’s in service are to be upgraded under the Leopard 2PL program.

History

Based on the testing results gathered from the various different Leopard 2K prototypes, a new Leopard 2 prototype was constructed that would be more representative of the final version of the vehicle. Designated as Leopard 2AV, the new prototype featured a redesigned hull and turret over the Leopard 2K. Furthermore, the prototype was tested with two different cannons; the British L7 105mm rifled and the German Rheinmetall 120mm smoothbore cannon.

In 1976, the Leopard 2AV was sent overseas to the United States to be comparatively tested against the new American state-of-the-art XM1 Abrams. During testing, the Leopard 2AV proved itself as a good counterpart to the Abrams, outperforming its competitor in terms of fire accuracy, whilst demonstrating somewhat inferior protection and gun handling. Upon arriving back to its homeland with positive testing results, the decision was made to begin mass production of the Leopard 2 in 1977.

The production version Leopard 2, however, differed from the AV prototype in receiving an increased level of protection before mass production began. Mass production of the Leopard 2 started in 1979 with the Leopard 2A0 forming the first batch that would enter service with the German Bundeswehr in late 1980.

Throughout the production period of the early Leopard 2 versions, modernization and upgrades were being applied on the assembly line in order to keep the newest Leopards up to the latest standards. These modernization efforts mostly involved the upgrading of internal modules such as the aiming and communications systems. As a result of this, all early Leopard 2s (A0-A4) were visually neigh identical to each other. The Leopard 2A4 was the final early Leopard 2 variant before the more advanced and heavily upgraded subsequent Leopard 2 versions made their appearance as part of a new wave of modernization efforts.

A total of 695 Leopard 2A4s were built out of the total of 2.125 early Leopard 2s that were manufactured between 1979 — 1991. The Leopard 2 and its variants served primarily with the German Bundeswehr, but a number of export vehicles were sold to nations world-wide, ranging from Canada and Chile, over Denmark and Austria to Greece and Turkey to name a few.

-From Devblog

Достоинства и недостатки

Вся техника состоит из компромиссов. Второй «Леопард» – не исключение.

Положительные стороны

  • Электроника. Танк напичкан всевозможными приборами наблюдения. Тут присутствуют: тепловизоры, панорамные тепловизоры, СУО, ноктовизоры и пр. Конечно, по степени навороченности, он уступает французскому «Леклерку», но не особо;
  • Мощное орудие. 120-мм гладкоствольная пушка и снаряды для нее, без проблем пробивают броню современных танков на расстояниях реального боя;
  • Наличие ПТУРов. С недавних пор танк оснащают израильскими противотанковыми ракетами «Лахат». Это позволило увеличить дальность боестолкновения с вражескими танками;
  • Дистанционно управляемый пулемет. Зенитный MG3, установленный на крыше танка, управляется из боевого отделения, что повышает выживаемость экипажа. К примеру, на американских M1A2 такого нет. А в России подобное новшество имеется только на Т-14;
  • Защищенность танка. Бронирование машины позволяет сдерживать большую часть современных боеприпасов. Наличие вышибных панелей в башне;
  • Быстрая замена двигателя. Силовая установка является единым блоком. Поменять ее можно за полчаса;
  • Мобильность. Несмотря на высокую массу, танк способен двигать на высоких скоростях по пересеченной местности;
  • Высокий потенциал для модернизации. За все время существования танка, его не раз модифицировали и продолжают работу над этим.

L2 полон противоречий

Отрицательные качества

  • Высокая стоимость Леопарда 2. Танк стоит 5,700,000 долларов. Это не является рекордом, но все равно высокая цена. К примеру, за стоимость «Леопарда 2» можно купить два танка Т-72Б3;
  • Высокая масса танка. Модификация Leopard 2A7+ весит в районе 70 тонн, что негативно сказывается на транспортабельности танка, маневренных качествах и расходе топлива. Плюс, сложность эвакуации при подбитии машины;
  • Габариты танка. L2 имеет большую бортовую проекцию. Бронирование борта танка намного слабее передних частей и легко пробивается РПГ-7;
  • Большая площадь крыши. Танка представляет идеальную мишень для штурмовой авиации и вертолетов. Не спасает даже зенитный пулемет;
  • Отсутствие автомата заряжания. Спорный недостаток. По всему миру специалисты и военные аналитики ведут горячие споры по этой теме. Пока никто не пришел к единому мнению.

Германские планы

Два имеющихся контракта общей стоимостью более 1 млрд евро предусматривают модернизацию 205 ОБТ Leopard 2 разных модификаций. Техника для их выполнения будет поступать из немецких бронетанковых частей, а также от третьих стран.

Закупка танков за рубежом и возвращение техники с хранения позволит Бундесверу выполнить имеющиеся планы и к 2020 г. нарастить танковый парк до 329 единиц. При этом армии предстоит одновременно эксплуатировать ОБТ разных модификаций, в т.ч. достаточно старых. Процесс модернизации техники по новому проекту завершится только в середине десятилетия.

Благодаря завершению работ по второму контракту 2019 г. немецкая армия сможет изменить структуру танковых подразделений, доведя долю современной техники до требуемых значений. Также у Бундесвера останется некоторый резерв техники, который можно будет использовать в дальнейшем.

Согласно двум контрактам, в танки Leopard 2A7V переделают 205 машин других модификаций. Ими в будущем укомплектуют четыре танковых батальона. Еще два батальона продолжат эксплуатацию более старых «Леопардов» модификации «2A6» – порядка 90 единиц. На хранение отправят 32 устаревших Leopard 2A4.

Система поражения.

Rheinmetall – один из ведущих поставщиков крупнокалиберных артиллерийских систем. Компания производит всемирно известные гладкоствольные танковые орудия L44 и L55. Последнее достижение Rheinmetall в области снарядов – это DM11, 120-мм осколочно-фугасный снаряд. Благодаря взрывателю с задержкой, он идеально подходит для поражения легких укреплений и машин легкого и среднего класса. После заряжания, электронный модуль программирует время задержки взрыва в определенный момент на траектории полета снаряда: он может взорваться выше цели, на ее поверхности или внутри цели после проникновения. Таким образом DM11 наилучшим образом отвечает изменившимся требованиям к танку.
Кинетический снаряд DM53 разработан специально для преодоления многослойной танковой брони, а также модулей реактивной брони. Сердечник состоит из специального сплава вольфрама. Снаряд DM53 может выстреливаться из пушки L44 и L55. Rheinmetall изобрела первые в мире танковые снаряды, независимые от температуры — DM63 и DM53A1 (модернизированная версия DM53). Что отличает эти снаряды кроме их температурно-независимой двигательной установки, которая сохраняет их внутренне-баллистические качества постоянными в широком диапазоне температур. Это новое поколение снарядов, более точных и вызывающих меньшую эрозию ствола. DM63 может использоваться в различных климатических зонах (от С2 до А1) и из любых гладкоствольных пушек калибра 120мм. Новейшая разработка компании – 120мм инертный снаряд PELE, который не содержит взрывчатки и чрезвычайно безопасен в обращении. Когда он попадает в цель, материал низкой плотности внутри снаряда становится настолько сжатым, что боевая часть разрушается, образуя большое количество осколков, которые движутся только по траектории снаряда. Это особенно выгодно в случае незащищенных целей. PELE может быть использован в многоцелевых или бронебойных выстрелах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector