Сто лет на службе россии: судно «коммуна» и его легендарная история

Мини-субмарины и «Пантера»

После войны катамаран продолжил свой боевой путь. В 1967 году его перевели на Чёрное море. Когда в конце 60-х годов прошлого столетия на флот стали поступать сверхмалые подводные лодки поисково-спасательного назначения, самым подготовленным их носителем оказалась «Коммуна». Она и обеспечила погружения глубоководного аппарата «Поиск-2» на глубину 2026 метров — впервые в истории ВМФ СССР. В декабре 1975 года «Коммуна» доставила аппарат в точку погружения и поддерживала с его экипажем непрерывную связь. Сверхмалые подводные лодки, которые работали вместе с «Коммуной», были способны не только обнаружить на дне затонувшую субмарину, но и «присосаться» к её люку. После этого моряки терпящего бедствие подводного корабля могли перейти на борт сверхмалой лодки и подняться на поверхность. На уникальном катамаране испытывали новые типы оружия. Было смонтировано уникальное устройство, позволяющее опускать экспериментальные макеты-отсеки перспективных подводных лодок на глубину до 2000 метров, чтобы проверить их на прочность. Сейчас на судне установлен уникальный телеуправляемый аппарат «Пантера плюс», предназначенный для поиска и обследования затонувших объектов, снабжённый видеокамерами и сложнейшими манипуляторами. Он с помощью лебёдки опускается с «Коммуны» на глубину до 1000 метров.

«Трофей: более 150 поднятых подлодок и кораблей»

У «Коммуны» славное как прошлое, так и настоящее. До 1985 года на судне был чисто военный экипаж, в команду входила группа водолазов. Сейчас экипаж — смешанный, в штате 41 человек. Подводный аппарат АС-28 обслуживают военнослужащие, остальные — гражданские специалисты.

— Смешанные экипажи на флоте не редкость. Такие суда есть, например, в гидрографии, — говорит штурман Олег Евдокимов.

— Мы несем службу, дежурим на случай экстренной ситуации. Экипаж делится на две смены: смена капитана и смена старпома. Готовность к выходу в море — один час, — говорит Геннадий Логвиненко, у кого за плечами 31 год флотского стажа.

Каждый в команде «Коммуны» — настоящий, просоленный всеми ветрами морской волк. Сергей Ильченко, например, работает на судне уже 30 лет.

— В 1986 году после школы поехал учиться в Кронштадт, в 42-ю мореходную школу ВМФ, получил специальность электрика. И попал по распределению в бригаду спасательных судов на СБ «Орион», — рассказывает Сергей Викторович. — Год проработал, судно уходило в море, визы у меня тогда еще не было. И я перевелся на «Коммуну», которую называли кузницей кадров. Через «Коммуну» прошли все, кто попадал в бригаду. Потом уже их распределяли по буксирам.

Сергей Ильченко застал времена, когда «Коммуну» хотели сделать научно-исследовательским судном, передать в ведение Академии наук. На борту работали ученые, в бочку, покрытую специальной оболочкой из резины, ставили записывающую аппаратуру и опускали ее на глубину 2 тысячи метров.

Фото автора
Электрик Сергей Ильченко.

— Макет имитировал малошумную подлодку

Ученым важно было, чтобы акустика ее «не брала», — объясняет электрик

За 30 лет работы на «Коммуне» ему довелось участвовать во многих спасательных операциях. Но особенно Сергею Викторовичу запомнилась та, что проходила в 1991 году.

— Из Балаклавы тогда буксировали списанную подводную лодку проекта 613. Канаты оборвались, и она затонула. Для обследования подлодки и отработки учебно-тренировочной задачи с судна «Михаил Рудницкий» спустили два подводных аппарата: АС-4 и АС-5. Один удачно всплыл, а другой запутался в пропиленовых канатах. К тому же на маршевый винт у них намотался капроновый сигнальный конец. Произошла разгерметизация, в отсек стала поступать забортная вода. Спасательному отряду была объявлена боевая тревога. Мы подошли на «Коммуне». Опустили подводный аппарат АС-32. С помощью манипулятора, в котором был закреплен резак, удалось перерезать канаты и освободить из «плена» подводников. Вся операция заняла около часа. Когда красно-белый корпус АС-4 появился на поверхности, раздалось дружное «ура!».

Штурман Олег Евдокимов ходит по морям 27 лет.

— В Каспийском высшем военно-морском училище, которое я заканчивал в 1972 году, на стене висел плакат: «Штурман, в морях твои дороги». Смысл его до конца понял, когда сам стал прокладывать курсы кораблей, — говорит Олег Александрович. — В 1995 году начали делить Черноморский флот. Надо было принимать украинскую присягу, я написал рапорт и уволился. Службу заканчивал в училище имени Нахимова. Был заместителем начальника кафедры. В 2011 году меня на даче в Фиоленте встретил Анатолий Ишинов, кто был тогда капитаном на «Коммуне», и предложил идти к нему штурманом.

Сейчас в ведении Олега Евдокимова — уход за материальной частью, корректировка карт и пособий. Гидрография выпускает извещения мореплавателям. Всю информацию, которая касается безопасности плавания, нужно нанести на карту.

Весной 2017 года «Коммуна» участвовала в поиске и спасении аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. С борта был спущен обитаемый поисково-спасательный аппарат АС-28, который успешно состыковался с дизель-электрической подлодкой «Старый Оскол».

В январе 2018-го экипаж «Коммуны» вновь отрабатывал взаимодействие с командой подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата. АС-28 тогда производил стыковку с макетом комингс-площадки подводной лодки (специальное устройство на корпусе субмарины в районе выходных шлюзовых камер. — «АС»), который располагался на глубине около 40 метров.

Недавно судно выходило на полигон для измерения магнитных полей. А сейчас экипаж готовится к доковой операции. У «Коммуны» будут зачищать и красить подводную часть корпуса.

История [ править ]

Корабль стал первым российским двухкорпусным судном, созданным по заказу Главного штаба ВМФ. СМС Вулкан использовалась в качестве прототипа.

Контракт на постройку корабля выиграла Путиловская компания, получившая приказ Главного управления судостроения № 3559 30 декабря 1911 г., контракт на постройку был подписан 5 мая 1912 г. Корабль был заложен 12 ноября. 1912 г. под руководством морского архитектора Н. В. Лесникова. 17 ноября 1913 года корабль был спущен на воду под названием « Волхов» , а 15 июля 1915 года принят в состав Балтийского флота .

Спуск на воду Волхова в Санкт-Петербурге 17 ноября 1913 г.

Первоначально Волхов базировался на Ревеле, где служил тендером для подводных лодок , способным нести 10 запасных торпед и 50 тонн топлива, а также жилые помещения для 60 подводников. Она обслуживала российские подводные лодки, а также британские подводные лодки класса E и C.

Летом 1917 года Волхов осуществил свой первый успешный подъем подводной лодки, подняв на воду подводную лодку класса « Американский Голланд» (Голландия) AG 15 , затонувшую у Аландских островов . С 24 сентября 1917 г. Волхов мели БАРС -класса подлодки единорог с глубины 13,5 м (44 футов).

С конца 1917 года Волхов участвовал в Гражданской войне , обслуживая подводные лодки Советского Балтийского флота, а 31 декабря 1922 года (всего через несколько дней после образования СССР ) она была переименована в Коммуну . Под новым именем она продолжила службу на Балтике, тушив пожар на подводной лодке « Змея» , поднимая курьерский катер « Кобчик» и катер « Красноармеец» . В середине 1928 года Коммуна подняла британскую подводную лодку HMS  L55 , затонувшую в Финском заливе в июне 1919 года, с глубины 62 метра (203 фута), которая затем послужила прототипом для подводной лодки.Ленинец класс . «Коммуна» продолжала служить аварийно-спасательным судном, а также поднимала буксир, торпедный катер и разбившийся самолет.

После немецкого вторжения в июне 1941 года « Коммуна» базировалась в Ленинграде и, хотя и была повреждена бомбардировками, продолжала служить в течение всей блокады . В марте 1942 года она вывезла четыре танка КВ , два трактора и 31 машину из Ладожского озера , которое провалилось по ледяной дороге , называемой « Дорога жизни », которая была единственным маршрутом снабжения Ленинграда. В том же году она отремонтировала шесть подводных лодок класса М , а также утилизировала « Щука» класса 411 , буксир Austra , шхуны « Труд» и « Водолей-2»., и несколько других судов. В феврале 1943 года экипаж « Коммуны» был отправлен на Волгу, где они обнаружили буксир « Иван» и самолет «Ильюшин» Ил-2 . В 1944 году Коммуна вернула 14 затонувших кораблей общим весом 11 767 тонн и отремонтировала 34 корабля. По окончании блокады весь экипаж был награжден медалью «За оборону Ленинграда» . Корабль продолжал служить после войны, а в 1954 году его переоборудовали, заменив двигатели на более современные голландские. В ноябре 1956 г. она обнаружила подводную лодку М-200 , а в октябре 1957 г. подняла М-256 .

В 1967 году корабль прошел от Балтики до Черного моря и был переоборудован за 11 миллионов рублей для перевозки подводных аппаратов. В 1974 году он был оснащен подводным аппаратом типа АС-6 « Поиск-2» , который 15 декабря 1974 года совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров (6 647 футов). В 1977 году он использовался для поиска самолета Су-24, который потерпел крушение и затонул у берегов Кавказа на глубине 1700 метров (5600 футов).

В 1984 году судно было поставлено на прикол для передачи Российской академии наук . Однако передача была отменена, и она была полностью разграблена, и ее пришлось полностью переоборудовать перед возвращением на военно-морскую службу. В 1999 году его переименовали из «спасательного корабля» в «спасательное судно».

В октябре 2009 года она получила построенный в Великобритании подводный спасательный подводный корабль Pantera Plus , способный работать на глубине до 1000 метров (3300 футов). С января 2012 года она входит в отряд спасательных судов, базирующихся в Севастополе .

История создания

С самого начала эксплуатации подводных лодок с ними постоянно происходили аварии. Непривычное управление, неотработанные сложные механизмы, отсутствие опыта экипажей приводили к взрывам, столкновениям, затоплениям подлодок. И хотя лодки в основном оперировали в прибрежных районах, где глубина небольшая, далеко не всегда экипажу удавалось всплыть самостоятельно, продув цистерны главного балласта или отдав отрывные кили.
Если затопление лодки вовремя обнаруживали, старались из ближайшего порта пригнать плавкран, поднять лодку (или одну из оконечностей) для доступа к люкам и эвакуации экипажа. Но часто или кран не успевал вовремя прибыть, или портилась погода, и выживших уже не оставалось. Да и с ростом размеров подлодок и расширением зоны плавания поднимать лодки становилось всё труднее. Одним из путей решения вопроса было строительство специализированных спасательных судов.

Предшественники

Спасательное судно Vulkan

Пионером в разработке нового типа спасательного судна стала Германия. 27 сентября в Киле фирма Говальдта спустила на воду судно Vulkan. Необычна была его конструкция — два удлинённых корпуса катамарана соединялись двумя арочными фермами с судоподъёмными гинями, грузоподъёмность каждой была 250 тонн, глубина подъёма 50 метров. Длина судна была 85.3 метра, ширина 16.8 метра, осадка 3.2 метра, полное водоизмещение 1600 тонн. Автор проекта — инженер Клитцинг. Vulkan был способен поднять любую как действующую, так и проектируемую лодку того времени, а также обеспечивал проведение глубоководных испытаний и ремонт корпусов подводных лодок. В корпусах катамарана были обустроены мастерские и кладовые. Его постройку отметил Российский «Морской сборник» в 1908 году: «Постройка «Вулкана» является заблаговременной мерой, принятой германским флотом для обеспечения безопасности как своей единственной наличной погружающейся лодки, так равно и находящихся еще пока на стапеле».

Предпосылки к созданию

В России становление подводного флота также было связано с многочисленными авариями. Уже первая русская подлодка «Дельфин» неоднократно по разным причинам тонула, поэтому вопрос спасения подводных лодок был вполне актуален. В июне 1909 года командир подводной лодки «Кефаль» В. А. Меркушов подал докладную записку о необходимости постройки судна, аналогичного Vulkan в России. Идея была воспринята положительно, Морской генеральный штаб провёл конкурс. Победу одержал проект Путиловского завода.

Проектирование

Чертежи спасательного судна «Волхов»

Проект судна был разработан в 1911 году. В нём изначально было учтено дальнейшее развитие подводных лодок, поэтому, в отличие от прототипа Vulkan, водоизмещение было 3100 тонн, арочных ферм было четыре, общая грузоподъёмность достигала 1000 тонн, глубина подъёма 60 метров. Проектная длина судна была 96 метров, ширина 18.57 метра, осадка 3.62 метра. Наличие четырёх гиней позволяло равномерно распределять нагрузку на корпус поднимаемой лодки, и давало запас грузоподъёмности. Использование в качестве энергетической установки дизельных двигателей вместо привычной паровой машины также оказалось удачным решением (и универсальным — на судне также хранился запас солярки для обслуживаемых подводных лодок).

«Знак сочли мистическим»

Мне спешат показать еще одну реликвию — дореволюционное пианино. В кают-компании стоит инструмент, выпущенный русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс еще в 1914 году.

— Литую раму, на которую натягиваются струны, обычно делали чугунной, а у нашего инструмента она из бронзы, — рассказывает Анатолий Ишинов. — Это был последний неисправный механизм на судне. Но и его мы починили, нашли севастопольского мастера, который вернул инструменту стройное звучание. Для этого Владимиру Каминскому пришлось полностью разобрать пианино. Струны все остались старые, а вот на клавиши, которые ранее были облицованы слоновой костью, пришлось ставить новое покрытие.

Поднимаю крышку пианино и вижу эмблему с двуглавым царским орлом. Она словно печать из прошлого.

Рядом весит портрет великой княжны Марии, третьей дочери императора Николая II.

— У нас ее считают «крестной». При спуске парохода на воду именно княжна Мария разбила о борт спасателя на счастье бутылку с шампанским, — говорит штурман Олег Евдокимов. — Она же дала имя судну — «Волхов», которое в 1922 году решением общего собрания экипажа было переименовано в «Коммуну».

Фото автора
Штурман Олег Евдокимов.

Известно, что при спуске парохода на воду произошла заминка: скользя по стапелям, он вдруг остановился и, будто «раздумывая», простоял так полтора часа. И лишь потом поехал дальше. Водолазы, которые обследовали корпус, швы и заклепки, не нашли никаких повреждений.

Знак сочли мистическим. Судну–спасателю предрекли необычную судьбу. Уже в 1917 году оно оправдало свое предназначение. Судовой кок, матрос Степан Богданов, сжег на подводной лодке АГ-15 («Американский Голланд») Балтийского флота поджарку. И, чтобы проветрить камбуз, открыл люк третьего отсека. И благополучно об этом забыл. Доложил старшине, что все задраено. В это время командир отдал приказ на учебное погружение. Находящиеся в третьем отсеке подводники погибли. Но в первом отсеке еще оставались живые люди. «Волхов» тут же вышел на помощь, но придти должен был только на следующий день. Проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подводники решились на самостоятельный выход. Подняв давление, они открыли люк и с глубины 27 метров вместе с пузырями воздуха поочередно выбросились на поверхность. Из шести подводников в живых осталось пять.

«Волхову» удалось поднять субмарину и отбуксировать ее в Ревель. Вскоре после ремонта она вновь вступила в строй.

Разобранная «по винтикам» новейшая английская подводная лодка, кстати, помогла советским конструкторам в создании отечественных субмарин проекта «Ленинец» и «Щука». Любопытно, что через три года отремонтированная на Балтийском заводе «бывшая подданная Великобритании» вошла в состав подводных сил Балтийского флота. Послужила «англичанка» подводникам и в годы Великой Отечественной войны, став плавучей зарядной станцией.

А «Коммуна» в 1942 году «воевала» на ладожской Дороге жизни, ведущей к блокадному Ленинграду. Под обстрелами со дна озера спасательное судно подняло немало потопленных полуторок, танков, тракторов, две шхуны и даже плавбазу.

— «Коммуна» — судно-воин, — говорит штурман Олег Евдокимов, показывая на вмятины на его борту, которые оставили немецкие снаряды. — В годы войны оно использовалось в том числе и как плавучая база, где ремонтировали подводные лодки, получившие повреждения. Их поднимали между корпусами «Коммуны», проводили сварочные и другие восстановительные работы. На нашем судне, в частности, «латали» подлодку «Малютка», которой командовал Александр Маринеско. Я часто представляю, как легендарный капитан 3 ранга ходил по нашей палубе.

Лента новостей

Севсети #1363. Немолоко под видом молока и правильный ковид-маркетинг в Севастополе

В Крыму средневековая крепость переживает осаду девелоперов

В Севастополе начинают работу над созданием «путинского парка»

Потоп в Ялте обернулся крокодильим бэби-бумом

Если бы мы могли, спасли бы всех, — главврач 1-й горбольницы Севастополя о смерти пациента с инсультом

Грязная экология и грязные экологи: чем опасны «защитники окружающей среды»

Премьер Британии Джонсон: перед Европой встанет выбор между углеводородами из РФ и Киевом

Цифровое рабство: ответы на три главных вопроса о законности QR-кодов

Севастопольский предприниматель защищал НАТО от газов

Врачи изъяли полутораметровую доску из человека

Российский боец ММА убил врача из-за спора о прививке

В жуткой трагедии с гибелью ребенка в Крыму впервые оказалась замешана няня

Севастопольское поручение Путина по Хрустальному потребует значительного финансирования

В Сети гадают, чем является НЛО, замеченный множеством людей. Видео

В ЕС продолжили обсуждение создания военной тренировочной миссии на Украине

Эксперт назвал причину массовых драк с участием мигрантов, которые волной прокатились по стране

«Создал в кубрике Свято-Никольский собор»

Когда я уже собираюсь сойти на берег, меня останавили: «Вы еще не видели нашу судовую церковь». Мы спускаемся по нескольким трапам в трюм. Здесь, в одном из кубриков, и располагается корабельная церковь Николая Чудотворца.

— Была ли ранее на «Волхове» судовая церковь — доподлинно не известно. Старый циркуляр был утерян, — говорит ветеран поисково-спасательной службы Черноморского флота Анатолий Ишинов. — Но еще во время боевой службы в 80-х годах на морском тральщике «Харьковский комсомолец» в Персидском заливе я подумал: если вернусь благополучно домой, воздам Господу за наше спасение. Во время «танкерной войны» нам пришлось заниматься боевым тралением — уничтожением мин.

За эту операцию Анатолий Ишинов получил орден Красной Звезды. А когда стал капитаном «Коммуны», создал на судне, по собственному выражению ветерана, маленький Свято-Никольский собор. На службу сюда приходит помощник благочинного Севастопольского округа отец Стефан.

По трапу вслед за мной идут хвостатые «члены экипажа» — черная, как смоль, собака Блэк и рыжая Вишня. На палубе, в укромном уголке, у них есть свой «кубрик» — крепко сбитая будка.

Чем дальше я удаляюсь от «Коммуны», тем больше мне хочется остановиться и оглянуться. Судно, построенное еще в императорской России и пережившее со страной немало потрясений, притягивает как магнит. Не удивительно, что стаж работы у многих на «Коммуне» — по 20–30 лет. «Живая история «на ходу», — говорит, прощаясь, старпом Геннадий Логвиненко.

Вооружение линкоров типа «Севастополь»

  • Главный калибр – 305-мм пушки, расположенные по 3 единицы на 4 надстройках. Орудия изготавливались на Обуховском заводе. Линейное расположение артиллерии позволяло одновременно работать всем 12 пушкам в случаях, когда неприятель находился по левую или правую сторону борта. При появлении врага в носовой части или со стороны кормы возможность обстрела была только у одной трехорудийной установки.
  • Противоминная артиллерия – 16 120-мм пушек Виккерса. Скорострельность достигала 7 выстрелов за минуту. Орудия размещались в казематах.
  • Торпедное вооружение включало 4 подводных 450-мм установки;
  • После усовершенствования на палубе размещался один гидросамолет.

Спуск на воду

Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду

16 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора «Севастополь» — головного корабля серии.

Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях серии практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки.

Основной объем достроечных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу, в том числе установка брони, был уложен деревянный настил верхней палубы, установлены дымовые трубы, мачты, боевые рубки, мостики. На корабли погрузили оборудование энергетических установок. Первая половина 1914 года ознаменовалась окончательным монтажом оборудования, систем, устройств, монтажом 305-мм башенных установок и подготовкой кораблей к сдаточным ходовым испытаниям.

Последние испытания

По мере готовности к ходовым испытаниям линейные корабли переводились в Кронштадт. Первой закончилась приемка работы энергетической установки линкора «Севастополь». 27 сентября машинная команда этого корабля в течение трех часов, в условиях отказа от форсирования режима работы, поддерживала мощность в 32 950 л.с. при частоте вращения главных турбин 260 об/мин, что на 950 л.с. превосходило проектную. Скорость при этом составила 19 уз, водоизмещение равнялось 25 300 т, осадка — 9,14 м.

К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.

Краткая история создания самого старого корабля ВМФ РФ

Самое старейшее судно ВМФ РФ предназначено для спасения подводных лодок. Его проект разработали в далёком 1911 году. Идею для строительства корабля-спасателя в 1909 году озвучил Василий Меркушев – командир подлодки «Кефаль», принадлежащей Сибирской флотилии. За основу взяли немецкий корабль-спасатель «Вулкан».

В конце января 2012 года на судоверфи Путиловского завода, располагавшегося в Санкт-Петербурге, началось строительство судна. При создании корпуса была использована особая вязкая корабельная сталь. Способ её изготовления со временем был утрачен.

Спуск на воду спасательного судна произошёл осенью 1913 года. И уже летом 1915 года, корабль пополнил ряды Балтийского флота под названием «Волхов». Традиционную бутылку шампанского о борт спасателя подводных лодок разбила княжна Мария Николаевна Романова. С этого момента пошёл отсчёт его «дней рождения».

В конце 1922 года, в момент образования СССР, корабль-спасатель был переименован. С тех пор под именем «Коммуна» он входит в состав ВМФ РФ.

Севастополь

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

«Известия»: старейший корабль ЧФ РФ «Коммуна» хотят распилить на металл

Старейшему кораблю Черноморского флота – спасательному судну «Коммуна», которому недавно исполнилось 95 лет, угрожает распилка на металл.

Об этом сегодня пишет российская газета «Известия».

«На «Коммуне» сейчас базируется суперсовременный глубоководный аппарат «Пантера». Его стоимость около 30 миллионов долларов. 14 июля, в день рождения корабля, священник еще раз освятил его и подарил экипажу икону Казанской божьей матери. Она будет установлена в молельном кубрике. Только из штаба флота на праздник никто не пришел. Почему? Ответ лежит на поверхности… Знаете, сколько стоит сейчас тонна высококачественной стали? 700 долларов. А в «Коммуне» их целых три тысячи», – говорится в публикации.

«Неужели «Коммуну» ждет такой же финал? Отношение флотских к «Коммуне» иллюстрирует такой эпизод. Во время подготовки к параду, когда капитан пришел в штаб, чтобы просить краску для косметического ремонта, ему протянули кисточку и сообщили, что это все, чем могут помочь. Надо было 800 килограммов шаровой краски. На «шило» (так на флоте называют спирт) выменяли только 400. Так и встала «Коммуна» в парадный строй наполовину покрашенная», – рассказывает газета.

Издание полагает, что «Коммуну» следует сохранить и превратить в музей.

«В городе российской морской славы нет ни одного корабля-музея. Площади «Коммуны» позволяют разместить не одну экспозицию», – пишут «Известия».

Роковая ошибка кока

Корабль был наречён «Волхов», в честь реки, протекающей на Русском Севере. А после революции судно переименовали, дав ему громкое имя «Коммуна». Его спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, где лодку можно было подремонтировать. С 1915 по 1985 год на судне постоянно служили 250 моряков. В команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно. Сейчас на корабле всего 50 «штатских» сотрудников. Но каждый из них — патриот «Коммуны». За долгую жизнь корабля на нём сложились свои династии и… легенды, большинство которых на поверку оказываются былью. Одна из них рассказывает о первой субмарине, которую довелось поднимать. Была она, кстати, американского производства и называлась АГ-15. Катастрофа произошла в 1917 году у Аландских островов по нелепой случайности: судовой кок зазевался и спалил поджарку для борща. Опасаясь, как бы ему не попало от командира, он тайком открыл кормовой люк подлодки — проветрить. И в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. Лодка с открытым люком камнем ушла на дно! Погибли много моряков. Несмотря на сильный шторм, около часа ночи спасатели подняли злополучную субмарину, буквально вырвав её из илистого грунта, отбуксировали в Ревель, где силами собственных мастерских отремонтировали — и через месяц подводная лодка вновь вышла в море…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector