Секта хлыстов и 4 версии её происхождения

Вероучение

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что представляют собой Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же Божественного существа.

С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человеке (2Кор. ), раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределённое количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путём естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и есть наказание за первородный грех. По некоторым свидетельствам, признается переселение душ.

Отрицаются священники, святые, государство, священные книги, так как ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух.

КОШМАР

Самыми дьявольскими были годовые радения, о которых привлеченные к следствию старались умалчивать. Эти радения совершаются в самое длинное световое время, в июне. Все начинается обычно: скачут, лупят друг друга до крови, поют по 12 часов кряду свои псалмы. После изнурительных скачков и луп-цевания — грех вавилонский…

Но именно на годовом радении совершается «причащение грудью» — одна из изуверских выдумок хлыстов. Для этого заранее выбирается непорочная девица, «вида безукоризненного», лет 15-16, вконец доведенная до фанатизма. Ей торжественно объявляют о выпавшей на ее долю благости, а именно: весь «корабль» соизволит приобщиться ее телом и «христосиком», который родится от совокупления всем «кораблем».

Нагую, ее сажают под образа, где и происходит свальный грех. Теперь она «богородица». Когда забеременеет, ее во время моления сажают в чан, наполненный теплой водой. К ней подходят старухи, вырезают ей левую грудь и с удивительной легкостью останавливают кровотечение. Во время этой страшной операции девице дают в руки икону Святого Духа, дабы углубилась в созерцание ее.пока переносит дикую боль.

Отрезанную часть тела разрезают на мелкие кусочки и дают присутствующим вкусить их. Затем «богородицу» сажают на возвышенное место и все пляшут вокруг нее, приговаривая: «Поплясахом, по горахом на Сион гору…»

Пляски учащаются, переходя в истовое, бешеное безумие. Свечи опять гаснут, снова свальный грех… Дети, родившиеся таким путем, считаются зачатыми от Бога. Девочки готовятся корабельщиками на роль «богородиц». а младенцев мужеского пола приносят в жертву. Ну да пощадим нервы читателей. Вот откуда крошки человеческих тел в камчатных мешочках…

Синод, узнав о вопиющем сатанинстве, постановил: «Следствие закончить в самой скорости». Суровые наказания приняли тогда виновные… Но и дыба, и эшафот не устрашили: хлысты не исчезали…

Литература

  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. — М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. — СПб., 1905.
  • Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. — М., 1922.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». — М., 1917.
  • Дело о скопце камергере Еленском // ЧОИДР, 1867, т. 63, кн. 4, октябрь-декабрь. — М., 1867.
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. — СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • Иникова С. А. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 546—548. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). — М., 1965.
  • Коновалов Д. Г. Хлыстовство и трезвенничество как религиозные явления. — М., 1913.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кудинов Н. Ф. Столетие молоканства в России. 1805—1905. Баку, 1905.
  • Кулаков А. Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Майнов В. Н. Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов (Ссылка его в Спасо-Евфимьев монастырь) // Исторический вестник, 1880, апрель, т. 1.
  • Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отдел II. Свод сведений о скопческой ереси из следственных дел // ЧОИДР, 1872, т. 81, кн. 2, апрель-июнь. — М., 1872.
  • Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России. Вып. VII. Чемреки. / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1916.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. II. Животная книга духоборцев / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1909.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Новый Израиль / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1911.
  • Молоствова Е. Иеговисты. Жизнь и сочинения капитана Н. С. Ильина. Возникновение секты и её развитие. — СПб., 1914.
  • Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси. — СПб., 1845.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. — М., 1983.
  • Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. — Киев, 1882.
  • Поэзия и проза сибирских скопцов. Издание Г. П. Меньшенина. — Томск. 1904.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. — Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. «Братцы» и трезвенники. Из области религиозных исканий. — М., 1912.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. — М., 1905.
  • Рождественский А. Хлыстовщина и скопчество в России. — М., 1882.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. — СПб., 1912.
  • Розанов В. В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). — СПб., 1914.
  • Сахаров Н. Последнее движение в современном скопчестве // Христианское чтение, 1877, т. VII—VIII.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. — СПб., 1912.
  • Толстой В. С. О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье // ЧОИДР, 1864, т. 51, кн. 4, октябрь-декабрь.
  • Тульпе И. А. Религиозное скопчество как русский карнавал // Смыслы культуры. — СПб., 1996.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001.
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. — № 2. — С. 87—100.
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. — М., 1991.
  • Философов Д. В. Неугасимая лампада. — М., 1912.
  • Фукс В. Я. Из истории мистицизма. Татаринова и Головин // Русский вестник, 1892, январь.
  • Харламов И. Духоборцы // Русская мысль, 1884, № 11.
  • Щапов А. П. Земство и раскол. — СПб., 1862.
  • Щапов А. П. Умственные направления в русском расколе // Дело, 1867, № 10—12.

История

Основатель «Старого Израиля» Перфил Петрович Катасонов.

По мнению П. И. Мельникова-Печерского, хлысты существовали уже при Иване Грозном. Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сошёл на землю сам Господь Саваоф, вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Господь Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «Христами» (помимо христов-преемников в каждой общине также были свои христы). Первым Христом стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии. Второй Христос — Прокопий Данилович Лупкин, живший сначала в Нижнем Новгороде, а позднее в Москве. При Христах были и «Богородицы»: имя первой не известно, а вторую звали Акулина Ивановна. В , и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела о хлыстах. По указу императрицы Анны Иоанновны от 7 июня 1734 г. можно судить о популярности христоверия не только среди крестьянства, но и среди «разных чинов людей». В этой «ереси были многие князья бояре, боярыни и другие разных чинов помещики и помещицы; из духовных лиц архимандриты, настоятели монастырей». Там же отмечается, что имелись целые монастыри, мужские и женские, поголовно уклонявшиеся в хлыстовщину. В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре, в котором они пользовались влиянием среди монашествующих.

Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жёстко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие Христом лишь своего единственного руководителя и чётко отделявшие себя от иных общин:

  • Примерно в 1770 году возникла секта скопцов, первыми проповедниками которой стали Андрей Петров Блохин и Кондратий Иванович Селиванов. Влияние Селиванова проникло и в дворянскую среду: в 1817 году в петербургском Михайловском замке проходили радения «Духовного союза», созданного Екатериной Филипповной Татариновой.
  • В первой четверти XIX века возникло течение «постников» во главе с тамбовским крестьянином Аввакумом Ивановичем Копыловым, который возродил авторитет Библии и усилил пищевые запреты.
  • В 1830-х годах из постничества выделилось объединение «Израиль» (позднее именовавшееся «Старый Израиль»), основатель которого Перфил Петрович Катасонов реформировал хлыстовщину ограничив экстатическую обрядность и фактически узаконив брачный союз. После смерти Катасонова в 1886 году В. Ф. Мокшин и особенно его преемник Василий Семёнович Лубков создали наиболее реформированную разновидность хлыстовщины — «Новый Израиль», в котором были окончательно отменены экстатические обряды и формальные посещения православных служб.

Вторая смена

После смерти основателей секты, дело их продолжало жить и развиваться. Особенно сильное развитие оно получило в Ивановском женском монастыре, где был похоронен Филиппов. К его могиле стекалось множество паломников. В это время местная жительница Акулина Ивановна Лупкина объявила себе Богородицей, в то время как ее муж Прокопий Лупкин стал новым Христом. Но вторая смена «божественных» руководителей секты оказалась не такой удачной, как первая. Анна Иоанновна, узнав о новом витке развития секты, приказала гроб с Филипповым выкопать, а его прах развеять в чистом поле. В то же время, несмотря на огромное количество поклонников секты, власти толком не знали, в чем состоят ее ритуалы.

Все открылось случайно в 1732 году. Как гласит легенда, к градоначальнику Москвы графу Салтыкову, неожиданно явился разбойник Семен Караулов, чтобы рассказать о страшных людях и их обрядах творящихся в подвалах московских усадеб. Разбойник, был искренне верующим человеком и не побоялся властей, лишь бы те арестовали богохульников. По его словам в подвале одного дома он случайно подсмотрел обряд хлыстов. Напротив друг друга на лавках сидели мужчины и женщины. Во главе находились пророк и пророчица. Сначала, как утверждал Караулов, хлысты читали свои молитвы и ругали православную церковь. Затем несколько часов хором распевали собственные ритуальные песни. Когда пробило полночь, они поснимали с себя одежду, переодевшись в одинаковые рубахи.

В такт вновь затянутой песни они начали бегать и скакать друг за другом. При этом в руках у каждого радеющего был кнут, веревка или цепь. Ими члены секты хлестали друг друга с воплями: «Хлещи, хлещи, Христа ищи». Когда скакать сил уже не осталось, кто-то из присутствующих погасил свет и начался свальный грех. Взбешенный граф приказал выслать стражу и арестовать нечестивцев. Было схвачено 78 человек. Среди них обнаружилось немало монахов и монахинь. В качестве руководительницы секты была арестована инокиня Ивановского монастыря Анастасия. На этот раз на допросах хлысты отпираться не стали, объяснив, в чем суть их веры. По их словам хлыстов богом может стать каждый. Для этого необходимо войти в мистический экстаз, умереть плотью и воскреснуть духом.

По словам членов секты радения, чей обряд был описан выше, помогает им обрести божественное состояние. Каждая секта хлыстов должна состоять из 50 человек, которые именовали себя кораблем. Каждым кораблем управляет кормщик вместе со своей Богородицей. Причем воля корабельщика – закон для рядовых членов корабля, которые полностью находятся в его власти. После суда 11 октября 1733 года инокиня Анастасия была расстрижена, после чего ей отсекли голову. Остальных били кнутами и выслали на каторгу, однако, несмотря на гонения, дело хлыстов лишь крепло и набирало силу.

Ритуал радения

Общим для всех «кораблей» был ритуал радения. Проводился он поздно ночью, участники были одеты в длинные белые рубахи и держали зажжённые свечи.

Целью ритуала радения было добиться благодати Святого духа и загасить плотские страсти. В первой стадии это быстрые повторяющиеся телодвижения, отключающие мозг и вызывающие нервное возбуждение вплоть до экстаза. В душном помещении воскурялись возбуждающие травы. По некоторой информации – массово принимались психотропные вещества и галлюциногены. Все начинали вертеться, прыгать, дёргаться и бегать друг за другом, пока не приходили в неестественно приподнятое настроение.

Затем начинались взаимные побои в различных формах. Могли хлестать друг друга мокрыми жгутами, а могли и палками – в разных общинах по-разному.

Так продолжалось, пока присутствующие не принимались в исступлении выкрикивать бессвязные слова: это значило, что на них снизошла благодать в лице Святого духа. Многих посещали видения, о чём он немедленно ставил в известность сообщество. Если в такое состояние впадал сам пророк, все приходили в неистовство. Когда участники действа были уже в достаточно подогретом состоянии, гасились свечи и все падали в кучу. Начиналось то, что именуется «свальным грехом», без разбора пола, возраста и родственных связей.

Деторождение «хлыстами» осуждалось, поэтому женщины, забеременевшие после ритуала радения, принимали ядовитые вещества, чтобы вызвать выкидыш.

Когда информация об этой секте начала просачиваться, забили тревогу православные священники. Они клеймили «хлыстов» во время проповедей, причём если при этом присутствовали сами «хлысты», они демонстрировали негодование, дабы не выдать себя.

Появилась инструкция, по каким признакам распознать «хлыста» среди знакомых и соответственно его избегать:

— Лёгкость половых связей и неприятие семейных уз

— Брезгливое отношение к деторождению

— Вегетарианство

— Отказ от алкоголя

— Любовь к мистике

— Манера называть окружающих уменьшительными именами.

Но все эти меры слабо помогали, поскольку «христовство» проникло в крупные города, радения проводились даже в московских монастырях…

Секта хлыстов очень напоминала манихейство, которое несколькими столетиями ранее погубило Уйгурский каганат. В его догматах также присутствовала реинкарнация, отрицание семейных ценностей и поощрение разврата. А способ гасить плотские импульсы бурным сексом исходит из Тантрического буддизма, хоть и проводится по-иному. Слабо верится, что неграмотный солдат и крестьянин мог где-то случайно воспринять эти принципы, а тем более – достаточно убедительно их преподнести.

Далее, беглому солдату без средств к существованию заняться было больше нечем, кроме проповеди? И он активно странствовал по губерниям и успешно вёл свою агитацию. Самого Филиппова и его ближайших помощников неоднократно арестовывали, отдавали под суд, но выпускали, не причинив вреда – то есть «пророка» заботливо курировал некто оставшийся неизвестным, но достаточно могущественный. В этом узнаётся стиль иезуитов.

Впоследствии, когда секта стала достаточно «раскрученной», к её представителям применялись жёсткие меры вплоть до казней, поскольку «пророки» кроме всего прочего призывали к свержению власти.

Ещё один важный признак: ложь. «Ложь во благо» является одним из правил иезуитов, а также ряда европейских сект вроде альбигойцев. И «хлыстам» предписывалась ложь – хождение в церковь, дабы не выделяться. И не просто хождение, а имитация искреннего религиозного рвения.

Все секты, которые в XVII веке в России плодились как дрозофилы, запрещали или искажали семейную жизнь, чем вмешивались в демографический баланс в стране. Может быть, не сумев завоевать Россию, «цивилизованная Европа» пыталась таким образом опустошить столь заманчивые земли?

Общины «хлыстов» на территории России существуют до сих пор.

Предтеча

Андрей Блохин

А начиналось все обыденно. Летним днем 1771 года Петр и Трофим, два однодворца из деревни Масловка, что в Орловской губернии, отправились купаться на реку. Когда мужики остались без одежды, заметливый Трофим не обнаружил у Петра гениталий. Однодворец с его пытливым умом не мог пройти мимо этого обстоятельства. Петр неохотно отвечал на вопросы Трофима, сказав лишь, что кастрировал себя сам, «единственно дабы не соединяться с женою плотски».

Попросил об увиденном никому не говорить. На том и разошлись наши купальщики. Трофим не выдержал и рассказал жене Дарье. Дарья заподозрила неладное и рассказала приходскому попу. Поп рассказал в духовном правлении, да к тому же отправил в правление Дарью для дачи показаний. Началось следствие.

Комиссия во главе со следователем Волковым выяснила следующее. За восемь лет до описанных событий в деревне объявился некто Андрей Блохин. Он был человек с биографией. Родившись в крестьянской семье, в 14 лет постреленок покинул родную деревню и отправился странствовать. Сначала Блохин ходил по дорогам России в одиночестве, через какое-то время прибился к двум нищим, слепому и поводырю. Ходили по ярмаркам, просили подаяние. Шесть лет ходили. На седьмой год в жизни Андрея произошла встреча.

Некто Михайло Никулин, хлыст, да к тому же учитель веры, познакомил Андрея с христовщиной. Секта хлыстов (христовщина) в XVIII веке переживала бурный расцвет. По России ходили христы и богородицы, впадавшие в исступление на радениях (молитвенных собраниях) и предрекавшие скорый конец света. Хлыстам запрещалось пить, курить и иметь плотские сношения.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

1 / 4Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library 2 / 4Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library 3 / 4Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library 4 / 4Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Секту искоренить, мошенников наказать

Несмотря на огромную популярность секты, когда патриарх Никон, а за ним царь узнали о ее существовании, последовал жесточайший указ – искоренить. Организаторы секты были объявлены в розыск. После ареста их подвергли жестокому допросу с пристрастием. Надо отдать должное Филиппов с Сусловым, несмотря на страшные пытки, от своего учения не отказались, и сути его не раскрыли. Заключенных отправили в Москву. В столице их допросил сам Патриарх Никон. Подсудимые молчали. Их прилюдно выпороли. Результат — тот же. Снова пытали. Руководители секты, к удивлению палачей молчали будто онемевшие. По городу поползли слухи, что подсудимые и вправду могут быть теми, за кого себя выдают, поскольку обычный человек вынести подобные пытки просто не в состоянии. По стечению обстоятельств царица в это время никак не могла разрешиться очередными родами. Чтобы они прошли удачно, кто-то из ближних бабок, очевидно подкупленной хлыстами, посоветовал ей отпустить руководителей секты. Царица поверила. Филиппова с Сусловым выпустили их под стражи. У Наталии Кирилловны родился Петр I, а Суслов с Филипповым открыто поселились в Москве, продолжая до самой смерти пропагандировать свое учение.

То ли плеть, то ли кистень

Обратите внимание: некоторые кистени рассчитаны на то, чтобы «обмотать» противника, обездвижить его, точно с помощью боло. Ударная роль — на втором плане. Древнерусские кистени нередко обнаруживаются во время археологических раскопок, иногда фигурируют в летописях как боевое или «городское» оружие, однако на летописных миниатюрах мы их фактически не видим.Лишь в Радзивилловской летописи, беловой вариант которой был изготовлен уже на излёте русского Средневековья, есть два «стоп-кадра», причём в обоих случаях роль кистеня там неблагородна: он служит для внесудебного убийства

Древнерусские кистени нередко обнаруживаются во время археологических раскопок, иногда фигурируют в летописях как боевое или «городское» оружие, однако на летописных миниатюрах мы их фактически не видим.Лишь в Радзивилловской летописи, беловой вариант которой был изготовлен уже на излёте русского Средневековья, есть два «стоп-кадра», причём в обоих случаях роль кистеня там неблагородна: он служит для внесудебного убийства.

Один из этих кистеней, «гражданский», происходит от булавы, а второй сродни всаднической плети, но находится в руках воина. Вот только занят тот на рисунке не войной: после удачного набега на феодальных конкурентов княжеские дружинники угоняют скот и забирают девушек в полон, а мужчин, пытавшихся против этого возражать, показательно забивают кистенями.

Хлысты

Секта хлыстов возникла в середине XVII столетия в среде православного крестьянства. Члены секты называли себя «людьми божьими» или «христововерами». Появившееся несколько позднее название «хлысты» произошло, по одной из версий, от практикуемого в секте обряда самобичевания, по другой это было видоизмененное «христы».

Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). По преданию, в 1645 году в его плоть вселился сам господь Саваоф, дав людям 12 новых заповедей.

Общины хлыстов назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» стоял «кормщик», которого называли также «Христом». При нем состояла и «кормщица», которую звали «Богородицей», «матушкой» или «пророчицей».

Хлысты верили: Бог может воплощаться в человеке бесчисленное количество раз. Воплотиться он может только в тех людях, которые ведут аскетический образ жизни. Поэтому хлыстами проповедовалось пищевое и половое воздержание.

Свои богослужения («радения») хлысты проводили по ночам. Во время радений они занимались самобичеванием, например, хлестали себя по телу жгутами и прутьями, а также кружились на одном месте, что доводило их до состояния экстаза.

Хлысты отвергали церковный брак и семейные отношения, зато у них был термин «духовное сожительство», который трактовался очень широко. Плотское возбуждение, которое охватывало сектантов в процессе радений, трактовали как «сошествие духа Святого». Поэтому неудивительно, что «радения» часто переходили в настоящие оргии.

Если в результате этих оргий на свет появлялись дети, то считалось, что они рождены «от Бога», а мать такого ребенка объявляли «богородицей». Считалось, что такой ребенок станет «христом» и «пророком».

В организации секты хлыстовского толка в свое время обвинялся Григорий Распутин. Он говорил своим «прихожанам», что, лишь познав грех, верующий может очиститься от него. По свидетельствам, мужчины и женщины – «братья и сестры» — вместе мылись в бане, а потом совокуплялись тут же на скамьях, восхваляя Бога за даруемые телесные утехи… Видимо, тогда и возникло прозвище «Распутин», которое затем стало фамилией «старца».

Влияние

Говорят, что хлысты были «корнем всего русского сектантства», породив такие секты, как скопцы , духоборы и молокане .

Связь с Распутиным

Григорий Распутин дважды (в 1903 и 1907 годах) был исследован Тобольской духовной консисторией по обвинению в распространении хлыстского учения. Оба расследования были закрыты без предъявления каких-либо доказательств против него, но распространенные слухи продолжали связывать Распутина с сектой.

По словам К.Л. Сульцбергера, Распутин «принял философию (если не доказана принадлежность)» хлыстов.

В «Человеке за мифом» , написанном в соавторстве с дочерью Распутина Марией , утверждается, что Распутин посетил несколько собраний хлыстов за годы до своего прибытия в Санкт-Петербург, но в конечном итоге разочаровался в секте. Фактическая точность этой книги была поставлена ​​под сомнение, и, по словам Брайана Мойнахана , рассказ Марии является «единственным доказательством» того, что Распутин имел какие-либо связи с хлыстами.

Молва

В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как миссионеры и православный народ монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские — как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.

Хлысты не ели мяса, особенно свинины, не употребляли спиртное, не посещали крестины и свадьбы, испытывали брезгливое чувство к детям.

При исповеди хлысты не говорили священнику обычное «грешен», а «виноват перед вами». Сектанты обращались друг к другу уменьшительными именами. Иногда достаточно было одного или нескольких признаков, чтобы священник отказался причастить или исповедовать предполагаемого хлыста.

Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс принадлежали к хлыстам.

Искупитель вторый

Кузьма Лисин

По-женски полный и безбородый мужчина в черном сюртуке старинного кроя к смерти Селиванова превратился в городской типаж. Служит такой скопец в меняльной лавке, которую сам и держит, пьет чай с сахаром, экстатически пляшет в кругу единоверцев. По стенам в лавке — лубки и гравюры. Потом появились и фотографии. Фотографироваться скопцы любили. С изобретением фотоаппарата по всей России открываются сектантские фотоателье. Свои фотокарточки шлют друг другу скопцы от Риги до Олекминска. Канон скопческого фотопортрета: суровое лицо и белый платочек, положенный сверху отсутствующих гениталий в знак чистоты.

Женщину-скопчиху на улице не встретить. Она заперта в мастерской, где вместе с другими худосошными девицами плетет пояски и шелковое белье. Жизнь вроде монастырской: пост, труд и молитва. Принцип работы, что в мастерской, что в меняльной лавке, один. Детей из небогатых семей, родственников скопцов отправляют в город на приработок. Подросток работает и радеет и, слово за слово, принимает оскопление. Потом может вернуться в деревню, а может остаться в городе. Прямых потомков у скопцов по понятным причинам часто не находилось, и унаследовать лавку — пик скопческой карьеры.

Мастерские располагались, как правило, в невысоких, в два этажа, каменных домах. Рогожин из «Идиота» жил в таком, на углу Садовой и Гороховой. Ворота наглухо закрыты, за воротами — собаки. Из окон, плотно занавешенных, в канун праздников — молитвенный вой. Внутри — всегда порядок. Герань и кисея, чай из блюдца. Как и в лавках, фотографии по стенам. Портрет Селиванова. Из книг — Евангелие, «Страды», часто — русско-румынский разговорник, а в нем — немного румынских лей (скопцы бежали в Румынию от преследований). Благолепие нарушается запахом немытых ног: радеют босиком, оставляя обувь в прихожей.

По всей империи и за ее пределами (Румыния) скопцы обменивались фотографиями, пророками и деньгами. Пророки ходили по скопческим домам, пили чай, «ходили в слове» (пророчествовали по-скопчески). С ними передавались письма и деньги.

Старые девы и странные мужички, предрекающие Антихриста, поддерживали связь между сектантами по всей России. Все скопцы были заочно между собой знакомы и заочно доверяли друг другу. Потерять доверие значило оказаться выброшенным из общины во враждебный мир. Беднягу кастрата русское общество вне секты принимать отказывалось.

Хлыстовщина в разных ипостасях

Трансформация и разветвление секты «хлыстов» началось через несколько десятилетий после «вселения Господа Саваофа в Данилу Филипповича». Группы религиозных фанатиков с аналогичными хлыстовскими убеждениями организовывались в самочинные объединения со своими лидерами. Например, в 1765 возникли «скопцы» – секта, в которой кардинально усмиряли плоть оскоплением. Сродни «христоверам» возникли секты духоборов, молокан, малёванцев, постников и других приверженцев альтернативного и даже извращённого христианства.

Идеи «хлыстовщины» в конце XIX века вышли за пределы низших и маргинальных слоёв Российского общества. Учением «христоверов» заинтересовались в высшем свете империи. Интерес часто перерастал в симпатию и некоторые именитые купцы, промышленники, представители богемы и даже государственные деятели становились членами секты.

Например, в радениях были замечены: министр просвещения А. Голицын, вице-президент Академии художеств А. Лабзин, поэт В. Клюев, художник В. Боровиковский. Писатель М. Горький и поэт А. Блок писали о хлыстах без тени осуждения

Но такое внимание не помогло секте выжить в реалиях сурового XX века

Сегодня хлыстов почти не осталось, православная церковь уже не рассматривает их как угрозу вере

Современные хлысты и скопцы — явление редкое. Почти все они были уничтожены в годы атеистического преследования.

Ещё в начале XX века миссионер Михаил Александрович Кальнев

За XX век хлысты почти полностью исчезли.

Сегодня же хлысты и скопцы составляют небольшие религиозные общины, о жизни которых почти ничего не известно. Они существуют замкнуто и никак не взаимодействуют с православной церковью. Да и сами православные относятся к хлыстам равнодушно.

Хотя отношение к ним, как и к другим сектантам, сохраняется негативное (в лучших случаях — настороженное), само христианское учение никак не призывает противостоять подобным религиозным организациям. Как бы то ни было, хлысты — это ещё один взгляд на христианство. Считать его ошибочным — воля каждого православного человека, но вот затевать борьбу против этой секты нет оснований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector