Беспилотник rq-4 global hawk

Mission planning

Mission planning for the Global Hawk was developed by GDE Systems Inc (now BAE Systems, Electronics & Integrated Solutions). The Raytheon Intelligence & Information Systems mission control ground station includes a shelter measuring 8ft×8ft×24ft housing the communications, command and control, mission planning and image processing computers with four workstations for the mission control staff and officers. The mission control centre has data up- and down-links to the Global Hawk vehicle directly and via the Ku satellite and the UHF satellite systems.

The Raytheon launch and recovery ground station is housed in an 8ft x 8ft x 10ft shelter equipped with two workstations and the launch and recovery mission computers. The launch and recovery station has up- and down- data communications links to the Global Hawk vehicle and to the UHF communications satellite.

Модификации


NASA Global Hawk, 2010 год.


Euro Hawk, 2010 год.

  • AV — в 2007 году NASA приобрело два БПЛА для проведения программы по исследованию атмосферы GloPac. Переоборудование было завершено в 2009 году. Модифицированный аппарат способен нести на борту 907 килограммов научного оборудования и подниматься на высоту около 20 километров, а время его автономной работы составляет 30 часов. Первый аппарат получил имя AV-1.
  • RQ-4А Global Hawk — базовая модификацияBlock 10 — было построено 7 БПЛА, которые были списаны в 2011 году.

RQ-4B Global Hawk:Block 20 — увеличены грузоподьёмность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.

Block 30 — официально принята на вооружение ВВС США в августе 2011 года. До принятия на вооружение один БПЛА был переброшен на ливийский театр военных действий и приступил к выполнению первых полётов ещё до первых авиационных ударов 19 марта 2011 года. Ещё один БПЛА использовался в Японии для облёта зоны стихийных бедствий. К середине июня 2011 года в ВВС США было поставлено 12 комплексов. Всего до начала поставок БПЛА в версии «блок 40» планируется приобрести 31 в версии «блок 30». В целях экономии в ВВС США будут сняты с вооружения все Block 30, также будет прекращена закупка БПЛА.

Block 40 — основным отличием от предыдущих модификацийBlock 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP. Первый полёт совершил 16 ноября 2009 года, взлетев с аэродрома авиазавода № 42 в Палмдейл (штат Калифорния) и через 2 часа приземлившись на авиабазу «Эдвардс» в Калифорнии. К концу 2010 года Northrop Grumman должна поставить 15 машин RQ-4 Global Hawk Block 40. В качестве места базирования для них выбрана авиабаза «Гранд Форкс» в штате Северная Дакота.

RQ-4E Euro Hawk — немецкая модификация RQ-4, созданная американской корпорацией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS, за основу был взят Global Hawk Block 20. Была представлена в октябре 2009 года. На европейскую версию БПЛА будет устанавливаться оборудование радиотехнической разведки SIGINT, разработанное EADS. Наземные средства управления беспилотником созданы Northrop Grumman, а аппаратура обработки информации — европейской компанией. Программа создания Euro Hawk финансируется правительством Германии, которое потратило на неё около 559 млн долл. В общей сложности ВВС Германии намерены приобрести пять Euro Hawk. Поставка всех Euro Hawk запланирована к 2020 году.

MQ-4C Triton — морской патрульный БПЛА на основе RQ-4 Global Hawk. БПЛА будет оснащён радаром Х-диапазона для обнаружения различных надводных кораблей и войдёт в систему расширенной морской разведки (BAMS) ВМС США. Управлять новыми беспилотниками будут экипажи патрульных самолётов P-8 Poseidon. По состоянию на июнь 2012 года Northrop Grumman построила два испытательных образца MQ-4C Triton. В общей сложности ВМС США намерены заказать 68 MQ-4C Triton. Первый полёт запланирован в конце 2012 года. На вооружение MQ-4C Triton планируется принять в декабре 2020 года.

Polar Hawk — модификация, предложенная компанией Northrop Grumman для вооружённых сил Канады. Разработана на основе RQ-4 Global Hawk Block 30. БПЛА приспособлен для работы в особо холодных условиях. Способен подниматься на высоту до 18 300 метров и вести беспрерывное наблюдение в течение 33 часов.

Unmanned reconnaissance capability

Global Hawk can carry out reconnaissance missions in all types of operations. The 14,000nm range and 42-hour endurance of the air vehicle, combined with satellite and line-of-sight communication links to ground forces, permits worldwide operation of the system.

“Global Hawk is a high-altitude, long-endurance, unmanned aerial reconnaissance system.”

High-resolution sensors, including visible and infrared electro-optical systems and synthetic aperture radar, will conduct surveillance over an area of 40,000nm² to an altitude of 65,000ft in 24 hours.

Six Global Hawk demonstrator vehicles were deployed in support of Operation Enduring Freedom in Afghanistan since 2002 and Operation Iraqi Freedom since 2003, completing over 4,300 combat hours.

Two ex-USAF Global Hawk demonstrators were transferred to NASA’s Dryden Research Center at Edwards AFB, California in January 2008, for use as airborne science research platforms.

Применение

Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешение федерального управления гражданской авиации США на самостоятельную отправку полётного задания и полёт с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.

Маршруты беспилотника с базы в Сицилии обозначаются как рейс FORTE10

15 октября 2016 года и 14 мая 2017 года БПЛА совершил по разрешению властей Украины разведывательные полёты вокруг полуострова Крым и Донбасса, вылетев с сицилийской базы Сигонелла. Так же начиная с 25 ноября 2018 года, после инцидента с украинскими кораблями в районе Керченского пролива, беспилотники RQ-4B периодически производят полёты вдоль побережья Крыма и линии разграничения на Донбасе.

Истина где-то рядом

Причины, на которые сослался Томас де Мезьер, указавший на нерешенность вопросов эксплуатации этого БЛА в европейском воздушном пространстве, а также возросшие расходы по программе, не вполне серьезны. Первое – эта проблема вполне решаема, что показывает опыт использования других БЛА в европейском воздушном пространстве. Второе – сумма превышения расходов не выглядит чрезмерно большой. По подсчетам производителей Euro Hawk, дополнительные расходы, связанные с допуском беспилотников к полетам, составляют не 600 миллионов евро, как сообщалось ранее, а 160–193 миллиона евро.

Думается, что главной причиной отказа от Euro Hawk стало спровоцированное экономическим кризисом сокращение военных бюджетов, заставившее военных лучше считать деньги и по-новому расставить в связи с этим обстоятельством приоритеты. По ту и по эту сторону океана.

Во-первых, за время реализации программы Euro Hawk она успела несколько морально устареть. Во-вторых, Германия участвует еще в одном проекте, подразумевающем широкое применение беспилотных систем, – натовской программе наблюдения наземных целей (AGS). В ней также было принято решение использовать БЛА на основе Global Hawk. Однако она стартовала несколько позднее программы Euro Hawk, поэтому в ней применяется более современная модификация этого аппарата – Block 40, а не Block 20.

В мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4. Причем, несмотря на формально общеевропейский характер этой программы, бремя основных затрат по ней легло именно на Германию. В этой связи решение об отмене контракта по Euro Hawk выглядит достаточно логично, он просто превратился в своеобразный «чемодан без ручки». Вероятно, понимание этого обстоятельства начало приходить ранее, однако окончательно дозрело уже при нынешнем германском министре обороны, который рассудил, что лучше принять непопулярное, но необходимое решение поздно, чем оттянуть неизбежное еще на год-два. Не зря Томас де Мезьер пользуется в Германии репутацией чрезвычайно надежного и эффективного менеджера, готового к решительным действиям по наведению порядка. При этом думается, что электронное разведывательное оборудование, созданное EADS в рамках этого проекта, будет использовано в других разработках.

Возвращаясь к финансовой подоплеке отмены программы, стоит отметить, что сами США, также сокращающие расходы на оборону, провели пересмотр своих беспилотных программ, включая Global Hawk. В частности, еще в начале 2012 года было решено в целях экономии полностью отказаться от дальнейшего приобретения и эксплуатации ранних версий БЛА RQ-4. При этом планировалось приостановить закупки новых беспилотников, а уже полученные аппараты – законсервировать и убрать в резерв.

Разумеется, подобные решения не могли быть положительно встречены в американском ВПК. В качестве спасительной меры здесь было предложено поставлять БЛА Global Hawk предыдущих версий на экспорт. Интерес к системам Global Hawk помимо Германии проявляли также Япония, Корея, Канада, Испания. Как видно, круг потенциальных заказчиков весьма узок, что обусловлено как ограничениями по экспорту этих систем из США, так и немалой стоимостью данных беспилотников. Вероятно, из-за этого в Northrop Grumman восприняли отказ Германии весьма нервно.

Для Northrop Grumman в данной ситуации неприятно выпадение из числа заказчиков такого стабильного партнера, как Германия, а также то, что на фоне отказа были публично озвучены некоторые претензии технического характера. Это может негативно отразиться на имидже системы и соответственно на перспективах дальнейших экспортных поставок.

Эксплуатанты

  • США США ВВС США — 29 RQ-4B, по состоянию на 2020 год
  • ВМС США — 4 RQ-4А, по состоянию на 2020 год
  • НАСА

НАТО НАТО — в мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4 Global Hawk Block 40 . Сумма сделки составила 1,7 млрд долл., покупка совершена в рамках программы НАТО Alliance Ground Surveillance (AGS).
Австралия Австралия — в марте 2014 года ВВС Австралии получили первый RQ-4 Global Hawk Triton . БПЛА размещены на авиабазе Эдинбург в штате Южная Австралия.
Германия Германия — в октябре 2011 года ВВС Германии получили первый RQ-4 Euro Hawk из заказанных пяти (официальное принятие на вооружение запланировано на 2012 год), оставшиеся 4 БПЛА поставлены в 2015—2016 гг.. 14 мая 2013 года официально сообщено о прекращении программы из-за отсутствия разрешения на полёты.
Республика Корея Республика Корея — ВВС Республики Корея 3 декабря получили 2 комплекта БПЛА «RQ-4 Global Hawk «, ещё один комплект планируется поставить в 2020 году.

Потенциальные операторы

Канада — потенциальный покупатель, желающий использовать Global Hawk для наблюдения за удалёнными районами Арктики; при этом Global Hawk полностью заменит или дополнит патрульный самолёт CP-140 Aurora.[источник не указан 981 день

Испания также имеет планы (2007) по закупке Global Hawk и уже подписала контракты с Northrop Grumman.

Япония заинтересована (2010) в покупке трёх Global Hawk.

Новая Зеландия — вооружённые силы страны рассматривают Global Hawk в качестве потенциального средства наблюдения за Южным океаном и тихоокеанскими островами; также для этих целей могут быть выбраны израильские IAI Heron и беспилотник собственной разработки «Kahu».[источник не указан 981 день

Пользователи

  • США  : Global Hawk в настоящее время используетсяВВС США,а с конца 2010-х годов — ВМССШАдля разведки и целеуказания. NASAиспользует два с 2007 года.
  • Германия  : ВВС Германии должны были получить пять самолетов с конца 2011 года, но после сокращения бюджета цель упала до двух. Наконец, Министерство обороны США отказало покупателям в доступе к кодам устройства, позволяющим им сертифицировать их для полетов в европейском пространстве, Германия отказалась от приобретения.
  • НАТО  : программа НАТО AGS изначально предусматривает приобретение восьми Global Hawk Block 40, оснащенных радаром MP-Rtip, по аналогии с теми, которые были поставлены на вооружение в Германии. Наконец, первый из пяти фактически заказанных дронов совершил свой первый боевой вылет на4 июня 2015 г.. Предполагается, что они будут введены в эксплуатацию с 2019 года с авиабазы ​​Сигонелла на Сицилии.
  • Южная Корея  : Южная Корея заказала четыре самолета RQ-4B Block 30 вдекабрь 2014за 657,4 миллиона долларов. Первый прибывает в Южную Корею23 ноября 2019 г.,, два других — в первой половине 2020 года и последний — 15 октября 2020 года.
  • Япония  : заказ на 3 устройства вноябрь 2018для первой поставки японским силам самообороны вСентябрь 2022 г.

Примечания[править | править код]

  1. ВМС США получили новый дальний беспилотник
  2. 12 RQ-4 GLOBAL HAWK (недоступная ссылка с 23-08-2013 —история ,копия )
  3. 12 Analysis of the Fiscal Year 2012 Pentagon Spending Request | COSTOFWAR.COM
  4. 123 Lenta.ru: Оружие: У ВВС США нашлись лишние деньги
  5. 123 Журнал Time узнал о расходах на беспилотники Global Hawk (рус.) (HTML) (15 марта 2012). Дата обращения 24 марта 2020.
  6. 12 БЕСПИЛОТНИК ВВС США RQ-4 GLOBAL HAWK ДОСТИГ РЕКОРДНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НАХОЖДЕНИЯ В ВОЗДУХЕ (рус.) (HTML).www.ruvsa.com (30 мая 2014). Дата обращения 24 марта 2020.
  7. 1234 У NASA появился беспилотник для изучения земной атмосферы, lenta.ru, 2009/01/19
  8. 12345 ВВС США приняли на вооружение беспилотный летательный аппарат «Глобал Хоук» в варианте «блок 30» и применили его в Ливии(неопр.) (недоступная ссылка). itar-tass.com (22 сентября 2011). Дата обращения 23 сентября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  9. RQ-4 Global Hawk Block 40 впервые поднялся в воздух (неопр.) (недоступная ссылка —история ). rnd.cnews.ru (11 декабря 2009). Дата обращения 12 декабря 2009.
  10. Беспилотник Euro Hawk приступил к лётным испытаниям
  11. Россия создаст самолёт для патрулирования Арктики
  12. Американцы предложили Канаде «арктический» беспилотник
  13. Американский разведывательный беспилотник с разрешения Украины облетел территорию Крыма
  14. The Military Balance 2020,p.56
  15. The Military Balance 2020,p.52
  16. GAO-15-342SP DEFENSE ACQUISITIONS Assessments of Selected Weapon
  17. НАТО купило американские беспилотники Global Hawk
  18. Joint Remarks at RAAF Base Edinburgh, South Australia (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  19. ВВС Германии получили первый беспилотник Euro Hawk
  20. Northrop negocia la venta de diez aviones espía a España // CincoDias.com, 29-09-2007
  21. Japan may buy US drones to spy on China military // The China Post of Taiwan, 5 October 2010
  22. полковник А. Кузьмин. Совершенствование стратегических БЛА-разведчиков «Глоубал Хок» // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (635), 2000. стр.57-58
  23. Американский самолёт-разведчик Global Hawk разбился над территорией Пакистана
  24. High-Altitude American Spy Plane Crashes in Pakistan; Engine Failure Cited
  25. Unites States airforce aircraft accident investigation board report
  26. Navy drone crashes in Maryland
  27. (англ.)
  28. Iran shoots down U.S. military drone in Gulf region (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  29. Источник в США подтвердил информацию о сбитом американском беспилотнике (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  30. Д/ф «Атомный бомбардировщик» из цикла «Самолёты, которые никогда не летали» /Planes That Never Flew: The Atomic Bomber (2003—2005, Discovery Channel).

Последствия

Новость о закрытии программы Euro Hawk не прошла незамеченной в Германии, а переросла в достаточно громкий скандал. Первой тревогу забила Федеральная счетная палата. СМИ, в частности, сообщали, что в представленном немецким Министерством обороны отчете о расходах документация о затратах на проект Euro Hawk была неполной, а многие страницы вымараны со ссылкой на секретность. Счетная палата выразила протест, и министерство обещало предоставить к маю полную информацию.

Возмущение достигло бундестага. Депутаты от оппозиционных партий обвинили министра обороны в том, что он сознательно вводил парламент в заблуждение, не предоставляя в течение нескольких месяцев информацию о проблемах, связанных с Euro Hawk. В частности, были скрыты сведения об угрозе возникновения дополнительных расходов.

С момента начала скандала Томас де Мезьер несколько дней подряд хранил молчание. И только в конце мая был вынужден согласиться предоставить на условиях соблюдения секретности полную документацию по проекту Федеральной счетной палате.

Газета Suddeutsche Zeitung назвала сложившуюся ситуацию позором для Министерства обороны как ведомства и его сферы обеспечения. Журналисты издания метко заметили, что разработка Euro Hawk длится более десяти лет и, несмотря на выявленные на раннем этапе проблемы, проект беспилотника оказался более живучим, чем все министры от Христианско-демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которые им занимались. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung даже выражала сомнения, что министр вообще останется на своем посту.

Впрочем, Томас де Мезьер сразу заявил, что не намерен уходить в отставку. В ходе состоявшихся в начале июня слушаний в парламентском комитете по вопросам обороны глава военного ведомства подчеркнул, что ему не в чем упрекнуть себя в связи с провалом проекта создания беспилотников Euro Hawk.

Ссылки

  • [bp-la.ru/bespilotnyj-apparat-euro-hawk/ Беспилотный летательный аппарат Euro Hawk]
  • [airbase.ru/hangar/usa/tra/rq1/1/a/ Global Hawk (Дальний высотный разведывательный БПЛА , Teledyne Ryan Aeronautical (США) /Авиабаза)][неавторитетный источник? 1520 дней ]
  • [tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk.html RQ-4 Global Hawk корпорации Northrop Grumman] «Техножизнь» 23.7.2011 г.
  • Передача «Военное дело». [youtube.com/watch?v=Sn5UqwqY9PM Серия о Global Hawk] на YouTube
  • [imagery-intelligence.com/index.php?p=2_8/ Global Hawk unmanned aircraft system on google earth]

Оборудование

Комплект самолета состоит из наземного и воздушного сегмента, сегмента обслуживания и обученного персонала. Что касается воздушного сегмента, то он включает БЛПЛА с разными сенсорами, системы передач данных и авионику. Наземный сегмент складывается из обслуживания и оборудования запуска, системы наземного управления с оборудованием наземной связи. Все наземное оборудование для повышения мобильности находится на специальных трейлерах или в контейнерах.

RQ-4 Global Hawk оборудован интегрированной системой разведки и наблюдения HISAR. Это более дешевая, упрощенная версия ASARS-2, созданного компанией Hughes для самолета-разведчика Lockheed U-2. Этот комплекс применяется на борту БПЛА RC-7B и направлен на международный рынок. Также комплекс включает инфракрасные и оптические сенсоры, радар SAR/MTI. Данные подсистемы могут использоваться одновременно, а их данные обрабатываются одним процессором. Они могут передаваться в режиме реального времени на землю через спутниковый канал или в пределах прямой видимости (50 Мбит/с).

Разработкой радара занималась компания Raytheon (Hughes). Он способен работать без сбоев в любых погодных условиях. Он позволяет получить радиолокационное изображение в нормальном режиме работы с разрешением 1 м. По статистике за сутки можно получить изображение с территории 138 тыс. кв. м на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемка области 2х2 километров, за сутки можно получить больше 1900 изображений, имеющих разрешение 0,3 м Global Hawk. Подсистема SAR/MTI функционирует в Х-диапазоне и способна обеспечить:

  • обнаружение и сканирование движущейся цели в пределах 100 км;
  • в режиме деталировки разрешение 1,8 м на площади 10 кв. км;
  • наблюдение в комбинированном режиме с разрешением 6 м за полосой длиной от 20 до 110 км, шириной 37 км.

Радар может выявить наземные подвижные объекты и обеспечить передачу данных о них (скорость и координаты) в текстовых сообщениях.

Электронно-оптическая камера сделана компанией Hughes. С ее помощью можно получить высококачественные изображения. Датчик сопряжен с телеобъективом, имеющим телеобъектив с расстоянием 1750 мм. Применяется 2 режима работы: сканирование 10 км полосы, изображение области 2х2 км.

Изображение с ОЭ/ИК сенсоров и радара обрабатывается на борту БПЛА и в виде отдельных кадров передается на наземную станцию. В свою очередь наземная станция состоит из кадров изображения и подготавливает их для последующего использования.

Инерциальная система с поправками используется для навигации. Global Hawk применяют для автономного полета и передачи разведывательных данных посредством спутниковых каналов на наземную станцию (диапазоны УКВ и Ku). Если самолет будет использован в зоне прямой видимости, есть возможность передавать данные напрямую на подходящую наземную станцию.

RQ-4 Global Hawk видео

Наземный сегмент, складывающийся из оборудования обслуживания, запуска и системы наземного управления, тоже выпускается компанией Raytheon. МСЕ предназначены для постановки задач, контроля и управления, передачи и обработки изображения. LRE используется для запуска RQ-4 Global Hawk, а также поиска. В составе есть оборудование LRE для вычисления поправок системы GPS, позволяющее дать определение точного положения БПЛА во время посадки и взлета. В остальное время главное навигационное средство – инерциальная система. Во время миссий LRE и MCE могут находиться в различных местах (обычно МСЕ находится в расположении командования). Эти системы размещаются в укрепленных убежищах, имеют наружные антенны для спутниковой и прямой связи.

Sensors

Raytheon Space & Airborne Systems supplies the Global Hawk integrated sensor suite (ISS) which includes the synthetic aperture radar and the electro-optical and third-generation infrared sensor system.

A 10in reflecting telescope provides common optics for infrared and electro-optical sensors. The electro-optical / infrared sensor operates in the 0.4 to 0.8 micron visible waveband and the 3.6 to 5-micron infrared band. In spot collection mode the coverage is 1,900 spots a day with spot size 2km² to a geological accuracy of 20m circular error of probability. In wide area search mode, the swath is 10km wide and the coverage is 40,000nm² a day.

The synthetic aperture radar and ground moving target indicator (GMTI) operates at X-band with a 600MHz bandwidth, and 3.5kW peak power. The system can obtain images with 3ft resolution in its wide area search mode and 1ft resolution in its spot mode.

Raytheon is contracted to supply one enhanced integrated sensor suite (EISS) which is said to improve the range of both SAR and infrared system by 50%.

The Raytheon ground station receives the high-quality imagery obtained by the air vehicle sensor suite. The ground system forwards the imagery to military commanders and users in the field.

Northrop Grumman was prime contractor, with Raytheon as major subcontractor, for the USAF multi-platform radar technology insertion program (MP-RTIP). MP-RTIP is an active electronically scanned array (AESA) radar that can be scaled in size for different platforms.

Three MP-RTIP systems were built for Global Hawk and three for the E-10A multi-sensor command and control aircraft (MC2A).

In January 2006, a Global Hawk made its first flight carrying Northrop Grumman’s high-band system production configuration unit (HBS PCU), part of the USAF’s airborne signals intelligence payload.

In November 2003, Global Hawk completed a series of flight tests in the USA and Germany carrying an EADS electronic intelligence (ELINT) payload. The ‘Euro Hawk’ was offered to the German Air Force as a replacement SIGINT platform.

In February 2007, the German Air Force awarded a contract to Eurohawk GmbH (a joint venture company formed by Northrop Grumman and EADS) for the development of Euro Hawk.

Northrop awarded a $104m contract to Raytheon in 2016 for upgrading the ground controls of the USAF’s Global Hawk UAS.

Потери

Дата Бортовой номер Место аварии Военный конфликт Описание обстоятельств или причины потери
06.12.1999 RQ-4A  США авария при совершении посадки на авиабазе Эдвардс
30.12.2001 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
10.07.2002 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
20.08.2011 04-2017  Афганистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
11.06.2012 нет данных  США, штат Мэриленд, недалеко от Солсбери
Разбился в связи с техническими неисправностями.
21.06.2017 RQ-4B  США, штат Калифорния
Разбился в связи с техническими неисправностями.
26.06.2018 нет данных  Испания, Средиземное море Разбился в связи с техническими неисправностями
20.06.2019 нет данных Ормузский пролив
Сбит ракетой класса «земля-воздух» ПВО Ирана. Модификация MQ-4C Triton.
06.08.2021 нет данных  США, штат Северная Дакота
Разбился в связи с техническими неисправностями.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector