Дуэль: поединок чести или просто узаконенное убийство

Содержание:

Почему Маргарита должна была быть сожжена на костре?

Сомнительная система правосудия, показанная в «Последней дуэли» оказывается еще более абсурдной, когда в центре внимания оказывается Маргарита де Карруж.

Подобно тому, как Ле Гри был признан виновным, победа Жака Ле Гри была бы воспринята как доказательство того, обвинение против него было ложным.

Поскольку Маргарита де Карруж выдвинула обвинение против Ле Гри, согласно средневековым верованиям, она бы оказалась виновной в лжесвидетельстве.

Хотя наказания за лжесвидетельство во Франции 14-века не всегда были такими суровыми, как сожжение на костре, судьба Маргариты стала еще одним признаком того, что мужчины в то время ценились дороже женщин.

Маргариту могли наказать за ложь и нанесение вреда репутации мужчины. Даже если бы ее не приговорили к сожжению на костре, жизнь Маргариты де Карруж так или иначе была бы кончена, если бы ее муж проиграл.

Революцию поддерживали рабочие и крестьяне, а остальные были против?

Предвыборный плакат Партии народной свободы к выборам во Всероссийское учредительное собрание 12 (25) ноября 1917 годаКоллекция Серго Григоряна

Сторонников и противников Октября невозможно разделить исходя из их социального происхождения. Далеко не все рабочие считали, что Временное правительство нужно отстранить от власти насильственным путем. В России было несколько миллионов крестьян, и, естественно, у них были разные политические взгляды. Позитивное или негативное отношение к перевороту скорее зависело от позиции авторитетных лидеров, политических партий и общественных организаций. Многие смотрели на переворот как на очередной правительственный кризис и ждали выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить пути развития страны.

Сколько людей погибло во время революции?

Москва после боев. Ноябрь 1917 годаМАММ / МДФ

Точное число жертв, связанных с установлением власти Советов, назвать очень сложно. Во-первых, уже в первые дни после нового переворота эта тема стала крайне политизированной. Обеим сторонам было выгодно преувеличить свои потери и преуменьшить жертвы противника. Газеты были полны статей с кровавыми подробностями, однако их правдивость очень сомнительна. Во-вторых, от периодов подобных стремительных изменений остается мало документов: события попросту не успевают фиксировать.

В-третьих, как уже говорилось, в некоторых районах страны переход власти проходил без воору­женных столкновений. В Петрограде во время штурма Зимнего дворца, в боях под Пулковом против правительственных войск во главе с Керенским и во вре­мя подавления антибольшевистского выступления юнкерских училищ  количество погибших, по разным подсчетам, не превышало трех десятков с обеих сторон.

В Казани, где советская власть была установлена на день раньше, чем в столице, за два дня вооруженного противостояния было убито и ранено около 10 человек. В Москве потери обеих сторон после недели полноценных боевых действий составили до 1000 человек. В Иркутске, где также происходили крупные многодневные столкновения, погибло более 300 человек. Это были самые кровопролитные события до начала полномасштабной Гражданской войны.

Почему в конце внимание сосредотачивается на лице Маргариты?

Режиссер Ридли Скотт заканчивает «Последнюю дуэль» мирной сценой с участием Маргариты и ее растущим сыном.

Камера фокусируется на лице Маргариты до того, как экран темнеет, и хотя сцена открыта для интерпретаций, данное решение довольно примечательно.

Ключом к ответу является местонахождение Маргариты — она находится в поле, на заднем плане — замок. В глаза бросается отсутствие Жана де Карружа.

Таким образом в это сцене Маргарита отдыхает от угнетающих явлений, таких как политика и социальные нормы, которые довлели над ее жизнью до этого момента.

Эту идею подчеркивают последующие надписи, из которых становится ясно, что Жан де Карруж погиб в бою через несколько лет после дуэли и Маргарита больше не выходила замуж.

Ее сразу стали называть Октябрьской?

Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917. Картина Константина Юона. 1927 годГосударственный Русский музей

25 октября Ленин провозгласил с трибуны в Смольном: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Словосочетания «Октябрьская революция» и «Октябрьский переворот» появились буквально в следующие дни. Также в первые годы советской власти употреблялись названия Пролетарская революция, Рабоче-крестьянская революция или просто Октябрь. После выхода в 1938 году канонического «Краткого курса истории ВКП (б)» в советской историографии утвердилось название Великая Октябрьская социалистическая революция.

Правда ли, что без Ленина революция не состоялась бы?

Владимир Ленин в Смольном на заседании Совета народных комиссаров. Петроград, январь 1918 годаРоссийский государственный архив социально-политической истории

Конечно, Ленин был одной из самых известных и авторитетных фигур среди большевиков. Неоднократно — и в 1917 году, и позже — ему удавалось добиться изменения курса партии. Однако не он один принимал решения: все ключевые вопросы обсуждались на заседаниях Центрального комитета большевиков, на которых собиралось от 10 до 20 человек. Общая стратегия действий партии утверждалась на съездах и конференциях, с 1917 года проходивших легально.

В них участвовали сотни делегатов со всей страны. Чтобы убедить партию в правильности своих идей, Ленину нужно было доказывать свою точку зрения на разнообразных заседаниях. Так было и в случае подготовки вооруженного выступления против Временного правительства: в первой половине октября Ленин уговаривал отдельных членов ЦК и в результате убедил большинство в необходимости восстания.

Кроме того, к октябрю общую программу большевиков — отказ от полити­ческой коалиции с либеральными партиями, радикальное социалистическое реформирование и более настойчивые попытки заключения мира — поддерживала значительная часть умеренных социалистов. Вполне вероятно, что и без настойчивости Ленина начался бы новый этап революции, но он принял бы другие формы.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Способ 4. Прогрессивный. Дуэль на пистолетах

С появлением огнестрельного оружия физическая подготовка дуэлянта и его навык фехтования уже совершенно не имели значения. Сохранить жизнь дуэлянту могла меткость и удача. Так как разновидностей дуэлей на пистолетах было гораздо больше, чем на мечах, существовали и такие, где только удача и давала надежду.

Традиционно участники делали по одному выстрелу. Если же оба оставались в живых, то справедливость могли считать восстановленной — если, конечно смерть одного из дуэлянтов не была условием встречи. Стрелялись обычно на оговоренном расстоянии. Условия могли включать в себя возможность двигаться навстречу друг другу либо не двигаться с изначального места вовсе. При дуэли вслепую дуэлянты стояли друг к другу спиной и стреляли из-за плеча, не оборачиваясь. В некоторых случаях заряжен был только один пистолет — тогда оппоненты могли как стрелять друг в друга, так и приложить стволы к собственным вискам и одновременно спустить курки — исконно русская традиция.

Интересная история произошла в США. Седьмой американский президент Эндрю Джексон часто принимал участие в дуэлях, заступаясь за свою жену. Предисловие: его жена фактически ушла к нему от другого мужчины, едва получив развод за прелюбодеяние, что было хорошим поводом для травли президента и его супруги. Однажды некий Дикинсон, который считался одним из лучших стрелков на Западе, обвинил Джексона в трусости на страницах местной газеты. Президент не мог игнорировать такую выходку и вызвал писаку на дуэль. В попытке очистить свою репутацию Джексон дал право первого выстрела своему обидчику. Дикинсон не промахнулся, но не сразил президента. Ответный выстрел тоже попал в цель, и задира скончался через пару дней. Когда врачи осматривали президента Джексона, то обнаружили, что пуля застряла вблизи от сердца, но медицина тогдашних лет не предоставляла возможности вытащить пулю. Со свинцом в груди он проходил до самой старости.

Почему тело Ле Гри раздели и повесили?

Мало того, что де Карруж убил Ле Гри на дуэли, так его тело еще и раздели до гола, протащили лошадьми через городскую площадь и повесили вверх ногами на всеобщее обозрение.

При просмотре фильма это кажется почти ненужным эпилогом к смерти Жака ле Гри. Однако на самом деле это действительно произошло после кончины настоящего ле Гри, и это была преднамеренная попытка еще больше запятнать его имя и репутацию.

Поскольку в средневековье не было разделения церкви и государства, это акт связан с клерикальной традицией под названием «iudicium Dei» (суд Божий).

В то время считалось, что в любом испытании для определения вины Бог защитит невиновных от вреда, поэтому любой, кто выиграл бы дуэль, будь то Жан де Карруж и Жак ле Гри, был бы объявлен невиновным.

Ле Гри проиграл дуэль, а это значит, что Бог узрел его вину и не стал защищать его.

В глазах суда и наблюдателей Ле Гри мгновенно превратился в обычного преступника.

Хотя Ридли Скотт всегда рисует яркие картины чьей-либо гибели, обращение с телом Ле Гри после дуэли в данном случае отражает его новый статус как преступника.

Дочь называла Дантеса убийцей, а потомки встретились на «Пусть говорят»

Узнав, что ранение смертельное, Пушкин надиктовал письмо императору Николаю I, в котором попросил прощение за нарушение закона и помилования секунданта Данзаса. Николай ответил, что прощает Пушкина и обещает позаботиться о его жене и детях (и сдержал обещание).

Наталья сильно переживала смерть мужа и заболела. После похорон уехала в фамильное имение к брату и вела тихую жизнь. Перед смертью Пушкин сказал ей: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».

Она вышла замуж через семь лет за генерала Ланского – и от него родила еще трех дочерей. От первого брака с Пушкиным у нее осталось два сына и две дочери, которые прожили долго и умерли в XX веке.

Барон Луи Геккерн лишен офицерских патентов и выслан из России. Дантес − тоже. Екатерина Гончарова уехала за ним во Францию, за шесть лет родила четырех детей и умерла.

Михаил Кузмин — Сергей Шварсалон

Михаил КузминФотография с дарственной надписью Ахматовой: «Дорогой и многоуважаемой Анне Андреевне Гумилевой с искренней дружественностью. М. Кузмин».

Защита семейной чести стала причиной дуэльной истории поэта Михаила Кузмина. Скандал разразился в семье мэтра русского символизма Вячеслава Иванова. Поэт увидел мистическое продолжение своей покойной жены Лидии Зиновьевой-Аннибал в ее дочери (и собственной падчерице) Вере Шварсалон, на которой и решил жениться в 1912 году (к этому времени Шварсалон была беременна). Петербургское общество бурно обсуждало и осуждало столь эксцентричное поведение Иванова. В попытках как-то сгладить сложившуюся ситуацию Вера предложила другу семьи и давнему предмету ее влюбленности Михаилу Кузмину (интереса к женщинам не испытывавшему) заключить фиктивный брак. Кузмин отказался, а после отъезда Иванова и Шварсалон в Италию начал рассказывать об этом, вдобавок искажая подробности. За честь семьи вступился брат Веры — Сергей Шварсалон, который и вызвал Кузмина на дуэль. Кузмин вызов принял, однако на следующий день, когда секунданты с обеих сторон встретились, оказалось, что Кузмин от дуэли отказывается без всякой мотивировки. Затем, вероятно, поняв неприглядность такого поступка, он стал объяснять отказ сословным неравенством противников (очевидно, намекая на то, что Иванов и Шварсалон были не дворянами: отец Шварсалона был евреем, а Иванов по материнской линии происходил из духовенства). Усилиями многочисленных друзей удалось уговорить Шварсалона не трогать Кузмина, но тот вскоре нарушил обещание, прилюдно избив поэта в театре.

Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес

В 30-е годы Пушкин жил в Петербурге. Он много (и нехотя) общался с аристократией, часто выходил в свет и сам принимал гостей. В 1834-1835 году (источники не сходятся) на одном из таких мероприятий Пушкин познакомился с Жоржем Шарлем Дантесом.

22-летний Дантес приехал из Франции в Россию в 1834 году и поступил на военную службу. Современники описывали его как жутко обаятельного, красивого, дерзкого и любящего светскую жизнь человека. Офицер Константин Данзас, друг Пушкина и его секундант на последней дуэли, говорил: «Дантес имеет какую-то врожденную способность нравиться всем с первого взгляда».

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Классический пример бретерского поведения — дуэль штабс-ротмистра В.В. Шереметева и камер-юнкера графа А.П. Завадовского, которая сыграла важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этим поединком прочно укрепилось название «четверная дуэль».

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым.

Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных

Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта

История шестаяДуэль единорогов — или как правильно драться с привязанным к голове оружием

Поссорились как-то два горячих корсиканских парня, по совместительству являвшихся сослуживцами. И, естественно, один вызвал другого на дуэль. Вызванный оказался ушлым парнем. Пользуясь правом выбора оружия и опасаясь противника (который был известным борцом), он принял весьма экстравагантное решение.

Сам по себе набор защиты и оружия не вызывал особых вопросов: кольчуга без рукавов и шлем-морион в качестве защиты; шпага и кинжал в качестве средств нападения. Но хитрец потребовал, чтобы кинжал был непременно прикреплен к шлему на манер единорога. И вот два таких сказочных существа, с рогом,торчащим изо лба, сошлись в поединке.

Так как фехтовали они примерно одинаково, вскоре борец полез в ближний бой и уронил противника, сломав при этом себе руку. Тот не растерялся и начал клевать оппонента. Так они и катались по земле, пытаясь энергично заклевать друг друга, как сумасшедшие курицы, пока не изрезали лица и руки и их не растащили сердобольные товарищи. В итоге все закончилось полюбовной ничьей, хотя оба спорщика оказались изуродованы и стали посмешищем.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал «Указ ο пοединках», изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон – закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.
  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.
  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.
  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.
  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.
  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.
  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.
  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Третья дуэльВ которой дворянин погибает, боясь разочаровать праздных зевак

Следующая дуэль — пример подлости одного и глупости другого. В Париже, в 1579 году состоялась дуэль между молодым месье де Сурдиаком и его бывшим охранником, более опытным в бою месье де Шасне-Лалье. До Сурдиака дошли слухи о том, что его бывший охранник плохо о нем отзывается, и он вызвал Шасне-Лалье на дуэль. Слухи о таком бесплатном развлечении распространились быстро. В итоге, когда они сошлись для поединка на острове посреди Сены, вокруг, на берегах, собралась целая толпа любопытных зрителей.

Де Сурдиак спрашивает, правда ли, что Шасне-Лалье говорит о нем гадости. Тот клянется, что это ложь. Сурдиак удовлетворен и предлагает помириться. Но тут Шасне-Лалье делает глупость, заявляя: «Нет уж, я так долго сюда добирался, да и столько народу собралось на нас поглядеть, не стоит их разочаровывать, ведь мы можем потерять в своей репутации!».

Начинается поединок, и почти сразу более опытный бывший охранник наносит Сурдиаку удар в грудь. Но ничего не происходит! Клинок отскакивает от тела. «Подлец!» — кричит Шасне-Лалье, — ты надел доспех, но я достану тебя по-другому!». После чего он начинает метиться в горло сопернику, почти достает его, но получает удар в корпус и погибает.

Конечно, Сурдиак — тот еще подлец, ведь он надел доспех под рубашку, что запрещалось негласными правилами дуэлей. Но, Шасне-Лалье — глупец, ведь, проигнорировав предложение о мире, он решил драться просто для того, чтобы не разочаровать зевак. И даже выяснив, что противник в доспехе, он решил, что ему достанет мастерства победить и так. По хорошему он должен был призвать на помощь секундантов, которые как раз для таких случаев и нужны изначально. В их обязанности входило наблюдение за равенством возможностей в дуэли.

Нарушил ли Дантес дуэльный кодекс?

Многие склоняются к тому, что Дантес и его секундант нарушили дуэльный кодекс того времени, а Пушкин был настолько разъярён причиной дуэли, что не посмотрел на это. Кроме того, избранный им в секунданты Константин Данзас был мало сведущ в таких делах.

Историки ссылаются на свидетельства, что Дантес мог заранее пристрелять свой пистолет, а Пушкин не имел такой возможности. Не соответствовало общепринятым правилам дуэли и то, что Дантес повернулся к своему противнику боком. Впрочем, это произошло уже после рокового выстрела, ранившего поэта. В общем, похоже, что без жульничества со стороны французского подданного дело не обошлось.

Пушкин-дуэлянт

Дуэли были тогда в порядке вещей. Но также в порядке вещей было и примирение сторон ещё перед дуэлью. До ссоры с Дантесом Пушкин 27 раз получал или посылал сам вызовы на дуэль.
Из этих дуэлей дело дошло до выстрелов только в четырёх случаях, в том числе с декабристами Кондратием Рылеевым и Вильгельмом Кюхельбекером. И опять же, только в двух случаях соперник Пушкина был настроен серьёзно. Последний раз это произошло в 1823 году.

Прапорщик Генерального штаба Александр Зубов, которого Пушкин уличил в нечестной карточной игре, целился в поэта, но промахнулся. Пушкин демонстрировал пренебрежение к противнику и во время дуэли ел черешню, смачно выплёвывая косточки. После промаха Зубова Пушкин отказался от своего выстрела.

Между 1829 и 1836 годами у Пушкина был странно мирный период – у него совсем не было дуэлей. Казалось, поэт остепенился. Но это было только затишье перед бурей. В год, предшествовавший роковой дуэли, у Пушкина уже произошло три ссоры, и все – из-за ревности поэта по поводу своей красавицы-жены. Правда, до выстрелов дело ни разу не дошло.

Валерий Брюсов — Андрей Белый

В феврале 1905 года Валерий Брюсов в присутствии Андрея Белого нелестно высказался о Дмитрии Мережковском и его супруге Зинаиде Гиппиус. Белый, считавший Мережковских в это время своими самыми близкими друзьями, не мог оставить выпад Брюсова без внимания. Он написал последнему миролюбивое письмо, в котором разъяснял свою позицию:

Валерий Брюсов. 1900-е годы

Неожиданно для всех Брюсов ответил очень резко, фактически вызвав Белого на дуэль:

Резкость Брюсова и внешняя незначительность повода для вызова объяснялась длительной предысторией и сложными отношениями двух поэтов, в которых не обошлось без женщины — Нины Петровской, экстравагантной и неуравновешенной писательницы, жены редактора книгоиздательства «Гриф» Сергея Соколова. С Белым Петровскую связывали непростые, мистически-исступленные любовные отношения, сразу после разрыва которых она начала роман с Брюсовым. Брюсов положил любовные перипетии в основу сюжета романа «Огненный ангел», причем, основываясь на принципе жизнетворчества, не только описал в нем уже произошедшее, но и продолжил реальную жизнь по принципам художественного текста. Описанное в романе сражение соперников вылилось в вызов на дуэль. Вызов стал кульминацией напряженных отношений: Белый попытался еще раз объясниться с Брюсовым, отправив ему письмо, и одновременно обратился к поэтам Эллису (Льву Кобылинскому) и Сергею Соловьеву с просьбой выступить секундантами, если Брюсов не сменит гнев на милость. Однако тот ответил примирительным сообщением, и инцидент был исчерпан.

Почему большевики решили действовать именно 25 октября?

У ворот Смольного. Фотография Якова Штейнберга. Октябрь 1917 годаМАММ / МДФ

На самом деле они начали активные действия 24 октября 1917 года (по старому стилю), но до последнего момента не могли принять окончательное решение. И хотя еще в июле целью большевиков было вооруженное восстание против Временного правительства, правившего страной с марта, никаких конкретных шагов сделано не было. Осенью, после Корниловского выступления, недо­вольство Временным правительством резко возросло.

В частности, многие считали, что его министр-председатель Александр Керенский был пособником Корнилова. В сентябре на выборах в Советы побеждают большевики и другие сторонники кардинальных социальных реформ, а меньшевики и эсеры, высту­павшие за сотрудничество с правительством, проигрывают. Новым председа­те­лем столичного Петроградского совета становится большевик Лев Троцкий.

С этого момента Ленин, скрывавшийся от властей в Финляндии, начал настаивать на вооруженном восстании против правительства. Другие же члены Центрального комитета большевиков считали, что власть сама идет в руки партии. 25 октября (по старому стилю) в Петрограде должен был открыться II Всероссийский съезд Советов, на который ехали делегаты со всей страны.

Руководство партии рассчитывало на то, что с их помощью будет принято решение об отстранении Временного правительства. Однако Троцкий и другие большевики — члены Петроградского совета не думали, что правительство мирно уступит власть. На случай сопротивления с его стороны 16 октября был создан Военно-революционный комитет, в который вошли члены президиума Совета, солдатской секции, представители Балтийского флота, железнодорож­ников, столичных предприятий, профсоюзов и других организаций. Комиссары ВРК   были отправлены контролировать ситуацию на стратегических объектах — оружейных складах, вокзалах, электростанции и в воинских частях.

24 октября опасавшиеся переворота министры отдали распоряжения о стяги­вании лояльных властям войск к Зимнему дворцу. Также было решено развести мосты через Неву, закрыть оппозиционные газеты и арестовать членов ВРК. В ответ большевики и их союзники перешли к активным действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector