Федеральный закон «о статусе военнослужащих» от 27.05.1998 n 76-фз (ред. от 30.04.2021)

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Особые правомочия

Теперь вернемся к положениям, присущим только военнослужащим. Все эти права условно делятся на общие и должностные. Первыми наделены все без исключения военнослужащие. Вторые же имеют граждане в связи с занимаемыми ими должностями. Общие права военнослужащих, как известно, зафиксированы в федеральных законах, а также в уставах ВС РФ. Должностные же, в свою очередь, содержатся в инструкциях, наставлениях, регламентах. Кроме того, разнятся права военнослужащих по контракту и по призыву. Это объясняется тем, что эти две группы людей служат по разным основаниям. В частности, отличаются их денежные довольствия.

Правовой статус

Положение отдельных категорий граждан составляют, как правило, три критерия. К ним относятся права и свободы людей, а также их обязанности и, наконец, ответственность. Что касается статуса военнослужащих, то к нему некоторые ученые относят также специфические для этой группы лиц запреты и ограничения. Первые представляют собой закрепленный в правовых нормах перечень действий, являющихся несовместимыми с исполнением гражданами воинских обязанностей.

Целью их установления является недопущение коррупции, иных злоупотреблений особым служебным положением, а также качественное и достойное исполнение работниками своих обязанностей в такой важной сфере государственной деятельности, как оборона и безопасность. Нарушение запретов, как правило, влечет за собой юридическую ответственность

В отдельных случаях это влечет за собой прекращение военных служебных отношений. Ограничения, в свою очередь, представляют собой установленные законодательством обстоятельства, препятствующие гражданам заниматься деятельностью в этой сфере. При наличии или возникновении указанных признаков граждане не могут поступить на военную службу либо подлежат увольнению. Таким образом, правовой статус этой категории людей, по сравнению с другими работниками, является расширенным.

Конституционные права военнослужащих

Не следует забывать, что, несмотря на особый статус, эта группа граждан имеет не только правомочия, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие наравне с остальными людьми пользуются общегражданскими, закрепленными в Конституции, мерами возможного поведения. Права, зафиксированные в Основном законе государства, можно классифицировать на личные, политические, социальные, культурные, экономические и юридические. Однако высокий статус конституционных положений не может означать, что они не могут быть ограничены в интересах военной службы. К примеру, эта категория граждан не может заниматься определенными оплачиваемыми видами деятельности, хотя право на труд закреплено в ст. 37 Конституции.

Жизнь после пенсии

Государство заботится о своих защитниках и после прекращения оборонительной деятельности. Пенсия военнослужащих устанавливается либо за выслугу лет, либо при достижении предельного возраста пребывания на службе. Сначала рассмотрим порядок получения первого вида обеспечения. Для того чтобы иметь право получать пенсию за выслугу лет, военнослужащему надлежит 20 лет в совокупности посвятить обороне государства. В таком случае бывший защитник будет ежемесячно получать 50 процентов средневзвешенной зарплаты, при этом за каждый ненормированный год ему будет добавлено еще 3 процента.

Однако есть и предел – максимум 85 процентов. Если же гражданин достиг предельного возраста нахождения на военной службе и при этом имеет стаж работы в другой сфере, то и сумма выплат для него исчисляется иначе. Ежемесячная сумма выплат ему составит 50 процентов, а за каждый ненормированный год будет добавлено лишь по 1 проценту. Следует указать и предельный возраст службы. Так, пенсия военнослужащих рядовому составу выплачивается по достижении 50 лет, капитанам – после 55, среднему генералитету – с 60, а имеющим высшие звания – лишь с 65 лет. Исключение – женщины. Они имеют право отдыхать с 45 лет.

Ответственность военнослужащих, запреты и ограничения, льготы, гарантии и компенсации

Ответственность военнослужащих является обязанностью правонарушителей по несению наказания и попаданию под санкции согласно правовых норм, осуществляемые компетентным органом в случае совершения противоправных действий.

Замечание 2

Законодательно установлена равенство перед законом всех военнослужащих вне зависимости от звания и должности и ответственность, идентичная установленной для граждан РФ с некоторыми особенностями, связанными со спецификой правового статуса военнослужащих.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются на специальных основаниях, в числе которых совершение воинского преступления, и на общих – зафиксированных УК РФ.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности также имеет свою специфику. Согласно первой части ст. 2.5 КоАП РФ административная ответственность военнослужащих заменяется дисциплинарной. Перечень общих оснований для привлечения военнослужащего к админ. ответственности указан во второй части данной статьи.

В случае совершения дисциплинарных проступков и нарушение приказов согласно общевоинского устава военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вопросы материальной ответственности военнослужащих регулируются отдельным федеральным законом. Существует полная и ограниченная ответственность по ущербу, причиненному гос. имуществу или имуществу части. По остальным видам ущерба к военнослужащие несут мат. Ответственность на общих основаниях.

Замечание 3

Запреты и ограничения в правах и свободах военнослужащих регламентируются Конституцией и федеральными законами. Внесение запретов и ограничений военнослужащих в правах и свободах с помощью иных нормативных актов запрещается.

Установленные запреты связаны с действиями, которые могут оказать негативное влияние на несение службы в армии. Ограничения же связаны с законодательно утвержденным неполным предоставлением возможностей реализации прав гражданского характера в связи со спецификой несения военной службы.

Льготы, гарантии, а также компенсации военнослужащим предоставляются в виде специфических прав, определенных преимуществ, государственных обязательств и денежных выплат призваны возместить потери, связанные с ограничением прав и свобод.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Правовые основы статуса

Правовыми основами статуса защитников Родины в 2020 являются такие нормативы:

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Настоящий Федеральный закон №76, работающий с 1998 года и заменивший ранее действующий №4338-1 от 1993 г.
  • Нормы международного права.
  • Международные договоры РФ.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Последняя редакция закона 76-ФЗ датирована 03.07.2020. Внесенные здесь изменения уже вступили в силу.

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Обязанности

Законодатель предусматривает не только права военнослужащих. Глава 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет и их обязанности. К их перечню относится верность военной присяге, беззаветное служение народу России, а также мужественная и умелая защита родины. Кроме этого, защитникам отечества надлежит соблюдать требования Конституции РФ, законов, уставов, а также и приказы командиров. Военнослужащие обязаны постоянно совершенствовать свое мастерство, быть бдительными и ответственными, дисциплинированными. Еще одним требованием является уважение воинской чести и боевой славы. Кроме этих общих обязанностей защитникам необходимо выполнять должностные и специальные требования. За нарушение требований главы 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» эта категория граждан несет ответственность, вплоть до увольнения.

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Общие положения закона

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности тут:

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции тут:

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1.3. При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее — электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.

1.4. Положения пункта 1.3 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 1.3 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Материальное обеспечение

Закон предусматривает организацию питания в воинских частях, выдачу продовольственных пайков, а также предоставление средств на еду находящимся в пути следования или в командировках. Кроме этого, федеральные законы детально фиксируют денежное довольствие военнослужащих, которое, к слову, является основным средством их финансового обеспечения, равно как и стимулирования добросовестного и ответственного исполнения своих обязанностей. Денежное довольствие включает в себя оклад по званию и по должности, а также дополнительные выплаты. Такое правило исчисления применимо к военнослужащим по контракту. Призывники и резервисты же, в свою очередь, получают денежное довольствие, состоящее из оклада только по должности и дополнительных выплат.

Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

Права и обязанности военнослужащих

Основными структурными элементами правового статуса военнослужащего являются несколько положений, о которых подробно далее.

Права военнослужащих – то есть законодательно обеспеченные меры поведения с целью достижения цели и удовлетворения интересов. Набор прав и обязанностей военнослужащих условно можно поделить на три основных группы:

первая группа состоит из конституционных, основных, неотъемлемых прав и обязанностей военнослужащего, определяющих его в статусе гражданина страны;

Замечание 1

То, что данные права и свободы закреплены Конституцией не означает, что на них не могут быть наложены ограничения.

  • вторая группа состоит из должностных прав и обязанностей, вытекающих из специфики службы в вооруженных силах и закрепленных в военном законодательстве и называется военно-служебные права. Специфика правового статуса военнослужащего состоит еще и в том, что существует дифференциация по категориям, воинским званиям и должностям, условиям прохождения военной службы и т.д. Вторая группа прав и обязанностей в свою очередь делится на группу общих, присущих всем военнослужащим, и должностных, то есть связанных непосредственно с занимаемой должностью;
  • третья группа состоит из прав и обязанностей, носящих, как правило, временный характер и относящихся к несению военной службы в чрезвычайных обстоятельствах. Такого рода права и обязанности приобретаются военнослужащими в связи с возложенными на них заданиями, которые выходят за рамки обязанностей постоянного характера. Регламентация прав и обязанностей такого рода происходит через специальные правовые акты и отдельные нормы. Существуют также дополнительные права военнослужащих, такие как право на применение оружия, призванные помогать в исполнении спец. заданий.

Права военнослужащего гарантированы на государственном уровне наряду с гражданскими правами.

Определение 1

Под гарантией прав и свобод военнослужащего подразумевают сложную многообразную систему отношений общественного характера, которые возникают в процессе функционирования гос. органов, органов местной власти и непосредственно военнослужащих, связанных с применением норм права и обеспечению осуществления предоставленных последним прав и свобод.

Гарантии реализации прав и свобод граждан – это важнейшая отличительная черта правового государства.

Обязанности военнослужащих – то есть меры обязательного поведения для военнослужащих. Исходя из обязанности воздержаться или совершить определенное действие обязанности разделяют на активные и пассивные.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Дополнительная помощь

Законодательно предусмотрены жилищные субсидии военнослужащим. Порядком их расчетов занимается правительство РФ. Эта помощь рассматривается как социальная защита военнослужащих. Существует ряд оснований, при наличии которых можно получить указанную субсидию. Во-первых, военнослужащий должен быть признанным нуждающимся в жилье. При несении службы он должен был обеспечиваться служебными помещениями. Во-вторых, необходимым условием является военный стаж. По общему правилу продолжительность службы должна составлять минимум 20 лет. При увольнении ввиду достижения предельного возраста эта цифра чуть меньше – 10 лет. Тот же самый минимум установлен и для тех, кто был вынужден прервать службу ввиду утраты здоровья либо в связи со штатными мероприятиями. Вместо субсидии по выбору военного ему может быть предоставлено жилье.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector