Атомный ракетный крейсер «адмирал лазарев»: история создания

Вооружение

  • Ракетное вооружение — 20 противокорабельных ракет ПКР «Гранит» с дальностью полета 625 км с возможностью установки ядерного заряда
  • Противовоздушная оборона — ЗРК С300Ф «Форт». Всего в боезапасе 96 ракет для данной установки. Максимальная дальность может достигать 150 км в зависимости от типа используемых ракет. Используется данная система против авиации и высотных целей противника. Так же для ПВО используется Оса-М, ее основная задача борьба с ракетами и низколетящими целями.
  • Противолодочная оборона — для обороны от подводных лодок используется два комплекса РБУ-6000 и РБУ-1000, где последняя цифра это дальность стрельбы. Также установлен ракетный противолодочный комплекс «Водопад», способный поражать подводные лодки на расстоянии до 50 км.
  • Артиллерия — 2 корабельных пушки АК-130 калибром 130мм
  • Зенитная артиллерия — восемь шестиствольных 30мм установок АК-630, максимальная дальность поражения которых составляет 4км.
  • В состав корабля входит авиационная группа из трех вертолетов КА-27, способных вести радиолокационную разведку.

Проект «Орлан»

В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.

Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.

Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.

Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.

Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.

После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.

Строительство и сервис

Корабль был передан Балтийскому флоту после завершения строительства, но он не был полностью оборудован до 1872 года. Адмирал Лазарев был случайно протаранен адмиралом Спиридовым в Кронштадтской гавани 22 октября 1871 года и имел площадь 7 квадратных футов (0,65 м 2). ) дыра, пробитая в ее корпусе ниже ватерлинии тараном последней. Большое количество воды залито и адмирал Лазарев принял на восемь градусов список , как это утечкой через плохо запечатанные водонепроницаемые переборки , но поблизости корабли смогли откачать воду , прежде чем она перевернулась .

Авария подтолкнула к расследованию, которое пришло к выводу, что необходимо улучшить контроль качества клепки и уплотнения водонепроницаемых переборок, и было рекомендовано проверить это путем затопления внутренних отсеков во время строительства. Эта рекомендация не выполнялась до тех пор, пока в 1897 году в аналогичном инциденте не был потерян российский корабль береговой охраны «  Гангут». Тем временем адмирал Лазарев был оснащен усовершенствованной трюмной системой оценки, разработанной лейтенантом Степаном Макаровым , которая соединила все корабельные системы. насосы в основной трюмный дренаж. Это оказалось успешным и стало стандартной особенностью более поздних русских кораблей.

На корабле были заменены котлы в 1881–1882 гг. И снова примерно в 1900–1903 гг., Возможно, на цилиндрические котлы . 13 февраля 1892 года он был переведен в броненосец береговой обороны и часто служил в Учебном артиллерийском отряде Балтийского флота. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов адмирал Лазарев был направлен в Либаву , Латвия , для укрепления там обороны. Корабль был разбит 14 августа 1907 года, хотя один военно-морской архитектор предложил преобразовать его в авианосец с закрытой палубой в июле 1910 года. Башни и надстройки будут удалены и заменены полноразмерной полетной палубой размером 251 на 49 футов (77 футов). на 15 м), опираясь на стойки над исходной палубой. Самолет будет размещен под кабиной экипажа, там же будет оборудован небольшой навигационный мостик . Воронка была бы расщепляется и перенаправляется выхлопа на каждой стороне наружу от кабины экипажа. Возможно, это было первое серьезное предложение конструктора авианосца, в котором использовалось большинство возможностей современных авианосцев. Хотя вполне возможно , учитывая низкий уровень взлета и посадки скорости воздушного судна в день, предложение не было принято, возможно , потому , что было бы относительно дорого в то время , когда Министерство Naval боролось финансировать Гангут -класса дредноут линкоры и другие современные корабли. «Адмирал Лазарев» был продан немецким кораблестроителям и затонул в октябре 1912 года на буксире.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

Последняя стоянка

Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.

Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.

На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.

Строительство и карьера

Корабль был построен на Адмиралтейской верфи в Ленинграде и был запущен 29 июня 1952 и введен в эксплуатацию 30 декабря 1953 года.

18 февраля 1954 года она вошла в состав 8-го флота.

24 декабря 1955 года переведен на Балтийский флот .

27 февраля 1956 г. был переведен на Северный флот .

Лето-осень 1956 г. Переход Северным морским путем из Североморска на Дальний Восток .

22 октября 1956 года передан Тихоокеанскому флоту .

26 марта 1963 года он был списан с флота, законсервирован и приостановлен в Советской Гавани .

18 марта 1972 года она была возобновлена ​​и введена в эксплуатацию.

С 18 сентября 1980 г. по 3 февраля 1986 г. она проходила капитальный ремонт на Дальзаводе во Владивостоке .

12 октября 1986 года он был разоружен и списан с флота.

11 февраля 1988 г. он был сбит флотом. 

В 1991 году она была продана частной индийской фирме на металлолом в Индии .

Корабли проекта 1144

ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.

Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.

ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2020 году передан Северному флоту.

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.

Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

Вымышленная судьба

Согласно роману «Крым», крейсер встал на вечный прикол в Южной бухте Севастополя. Явно не сообщается, как корабль попал на другой конец материка. Возможно, его пригнали сюда на очередной ремонт. Так или иначе, теперь это один из крупнейших суден в составе русско-американской общины, представляющей собой плавучий город.

Моряки и прочие жители корабля подверглись слабой мутации, позволяющей им противостоять влиянию радиации. Как и в случае с листоношами, это не устроило Легион, и в сентябре 2033 года община подверглась диверсии в виде освобождения мутантов-гладиаторов из клеток на кораблях, в том числе на «Адмирале Лазареве». В результате случилась бойня, унёсшая много жизней, в том числе капитана крейсера, капитана первого ранга Воронина.

Примечания[править | править код]

  1. https://www.korabel.ru/news/comments/resheniya_po_remontu_kreysera_admiral_lazarev_net_iz-za_otsutstviya_deneg.html
  2. Сайт «АТРИНА» • Тяжёлый атомный ракетный крейсер пр.1144 «Орлан» типа «Киров», Kirov class
  3. Старые крейсера превратят в атомных убийц — Известия
  4. ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
  5. Крейсер «Адмирал Лазарев» подготовили к стоянке на ТОФ
  6. askof. Крейсер «Адмирал Лазарев» будет утилизирован в 2020 г(неопр.) . «Интерфакс» (1 июля 2015). Дата обращения 22 сентября 2016.
  7. Решение об утилизации самых больших в мире АПЛ «Акула» пока не принято
  8. Александра Ганга. Часть российского атомного флота пустят на металлолом вместо модернизации (рус.). Известия (18 апреля 2019). Дата обращения 18 апреля 2020.
  9. Решения по ремонту крейсера Адмирал Лазарев нет из-за отсутствия денег (рус.). www.korabel.ru. Дата обращения 25 апреля 2020.

Все корабли проекта 1144

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.

Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.

Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» повторял по конструкции головной корабль проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной «Киров» ещё находился на стапеле, когда для следующего крейсера был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но на практике, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, этого не вышло. При постройке трёх последних крейсеров серии для каждого из них пришлось индивидуально корректировать проект 11442, чтобы учесть, какие из намеченных систем уже готовы к установке, а какие возможно будет установить лишь в будущем при ремонте с модернизацией корабля.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии — «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

В частности, «Фрунзе» отличается от головного корабля установкой новой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм. Кормовые батареи шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 были перенесены на надстройку крейсера, поскольку их место по сторонам от вертолётной площадки должны были занять подпалубные установки ЗРК «Кинжал». Ввиду того, что за свою недолгую службу в ВМФ СССР крейсер не успел пройти модернизацию, «Кинжалы» на «Фрунзе» так и не появились, хотя помещения для этих ЗРК в конструкции зарезервировали.

ТАРКР «Фрунзе», 1986 год. Заметны отличия от головного корабля: 130-мм универсальные орудия и перенесённые на надстройку 6-ствольные автоматы АК-630

Помимо изменений в универсальной и зенитной артиллерии, в проекте нового крейсера отказались от носовой ПУ противолодочного комплекса «Метель»: заменивший его комплекс «Водопад» не требовал отдельной пусковой установки, поскольку его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-700 «Фрегат»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», ПК-2М;

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Литература и источники информации

Литература

Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.

Петровичева Р. Ф. (составитель) Городской хронограф — 2010. Календарь знаменательных и памятных дат г. Фокино. — Фокино: Централизованная библиотечная система ЗАТО г. Фокино, 2010. — 178 с.

Ссылки

Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru

Фотографии ТАРКР «Фрунзе» на navsource.narod.ru

Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Лазарев» в блоге Олега Кулешова

Сообщение о встрече 30-летнего юбилея корабля экипажем ТАРКР «Фрунзе»/«Адмирал Лазарев» в 2015 году

Команда корабля

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», пр. 1144 /11442, обслуживал экипаж из более чем семисот человек, в том числе от 100 до 120 офицеров.

Для офицеров и мичманов предназначались одно- и двухместные каюты, для матросов и старшин – кубрики, рассчитанные на 6-30 человек. В распоряжении членов команды были две бани, сауна, бассейн размером 6 × 2,5 м, пятнадцать душевых, медицинский блок с рентген-кабинетом, амбулаторией, операционной, лазаретом и аптекой.

Для отдыха на крейсере есть три кают-компании, салон, спортзал.

А еще на борту размещались собственная телестудия, три лифта и сорок девять коридоров протяженностью почти двадцать километров.

Общие сведения

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» стал вторым кораблём своего типа, достроенным с некоторыми усовершенствованиями относительно головного крейсера. По классификации НАТО эти корабли обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры, высокую боевую устойчивость и мощнейшее вооружение. Появление даже одного такого корабля на любом морском театре способно существенно изменить соотношение сил. Высокая автономность атомного корабля в сочетании с отличной мореходностью и широким спектром оборонительного и наступательного вооружения сделали его крайне полезным для усиления Тихоокеанского флота СССР, для которого этот крейсер предназначался.

После раздела СССР содержание подобных кораблей стало слишком дорогим для постоянно сокращающегося флота РФ; немногие поступающие средства были направлены на достройку и поддержание в строю последнего корабля серии — «Петра Великого», тем временем три его систершипа пришли в негодность. В 1999 году переименованный в «Адмирала Лазарева» крейсер даже начали готовить к утилизации, однако в конце концов флоту удалось изыскать средства на содержание корабля хотя бы в законсервированном виде. Дальнейшая судьба тихоокеанского атомного крейсера остаётся неопределённой вплоть до настоящего времени: рассматривается как перспектива восстановления «Адмирала Лазарева» с частичной модернизацией, так и возможность утилизировать его.

Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:

  • Противолодочного поиска;
  • Целеуказания;
  • Разведки;
  • Поисково-спасательные операции.

Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.

Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:

  • Телестудия;
  • Две бани и одна сауна;
  • Бассейн и 15 просторных душевых;
  • Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
  • Три кают-компании и просторный общий салон;
  • Спортзал.

Современное состояние

В настоящее время тяжелый атомный крейсер «Адмирал Лазарев» находиться в законсервированном состоянии, однако тот факт, что был произведен дорогостоящий ремонт корабля, и он был приведен в нормальный вид, дает основания для предпосылок к модернизации и восстановлению корабля. Однако для этого потребуется практически заново строить все системы вооружения и радиолокации, ведь за время стоянки с корабля было разворовано практически все, где использованы цветные металлы. Да и к тому же многие системы давно устарели, например на ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» устанавливаются пусковые установки уже под новейший гиперзвуковой «Циркон». Несмотря на то, что системы вооружения устарели, силовая установка и корпус корабля отвечают всем требованиям сегодняшнего дня и намного легче модернизировать старый корабль, чем строить новый тяжелый атомный крейсер.

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Назначение

К 70-ым годам прошлого века советский флот остро нуждался в кораблях океанского класса, которые долгое время могли бы нести боевое дежурство вдали от родных берегов, при этом иметь весь спектр вооружения, чтобы действовать самостоятельно, без поддержки кораблей другого класса. Проект 1144 «Орлан» изменяли и дополняли практически на ходу. Корабль «Адмирал Лазарев» серьезно отличается от первенца проекта 1144, крейсера «Киров» и первоначально именовался «Фрунзе».

Основа корабля это ракетное вооружение самых разных классов. Крейсер способен в одиночку бороться с серьезными силами врага, при этом дальность ракет позволяет ему первому наносить удар при обнаружении противника, а различные типы систем ПВО бороться авиацией. Автономность плавания неограничена, и крейсер может долгое время оставаться на боевом дежурстве в любой точке мира. Кораблей такого класса в мире просто нет, и наличие их в составе российского флота выводит его возможности на более качественный уровень.

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Последняя стоянка

Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.

Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.

На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector