Последствия самовольного оставления части контрактником

Комментарии к ст. 337

Чтобы правильно понять суть статьи 337, нужно изучить не только ее положения, но и комментарии, оставленные ПП ВС РФ и теоретиками права.

Основные из них таковы:

Чтобы правильно квалифицировать преступные деяния, перечисленные в ст. 337, нужно учитывать ПП ВС РФ от 03.04.2008 г. Под самовольным оставлением места несения службы нужно понимать отбытие военнослужащего без наличия на это дозволения от вышестоящего руководства, либо иных законных оснований. Если военнослужащий самовольно покинул место службы и не вернулся назад в течение более 2-х суток, но менее 10 дней, то его действия квалифицируются по 1 ч. ст. 337. Частью 1 ст. 337 предусмотрено наказание не только за самовольное оставление места службы, но и не явку в часть в обозначенное время. Подобное актуально для неявки в указанное время из увольнения, после отпуска, при переводе и пр. Преступное действие считается совершенным после того как истекли двое суток с момента самовольного покидания места службы или неявки в воинскую часть в назначенное время. Сроки регламентированы ст. 337. Субъективная сторона противоправного действия всегда характеризуется прямым умыслом. Если выявлены обстоятельства, указывающие на то, что прямой умысел отсутствует, то военнослужащий освобождается от ответственности. Субъектом противоправного действия может являться исключительно военнослужащий, проходящий службу по призыву. Таким образом субъект – специальный. Квалифицированный состав противоправного деяния предусмотрен 2 частью статьи. В ней описан тот же состав преступления, но его субъектом является лицо, отбывающее дисциплинарное наказание в соответствующей воинской части

При изучении статьи 337 особое внимание следует уделять ее 3 ч. В ней перечислены виды ответственности за неявку по месту службы в срок от 10 до 30 суток, но не это является главным

Основной момент заключается в том, что субъектом такого состава преступления моет выступать не только солдат-срочник, но и контрактник. Таким образом, для контрактника ответственность наступает лишь в случае того, что он не явился на место службы в течение 10 суток. Ч. 4 ст. 337 установлена более суровая ответственность за деяния, указанные в ч. 3, при условии неявки по месту службы дольше 1 месяца.

Объект преступления – порядок прохождения службы. Исходя из этого не совсем понятно, почему наказания за столь существенные преступления, не сильно суровые, ведь даже отсутствие 1 военнослужащего на своем месте способно значительно сказаться на боевой готовности. Дело в том, что положения ст. 337 разработаны с точки зрения мирного, а не военного времени.

Статья 258 УК РФ

• с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, находящиеся в естественном состоянии, а также выпущенные на свободу в целях их разведения.

Звери и птицы, содержащиеся в зоопарках, цирках, клетках, вольерах, огороженных территориях и т. д., не могут признаваться предметом рассматриваемого преступления. В случае завладения ими действия виновных должны квалифицироваться как хищение чужого имущества, а при отстреле — как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК).2.

Объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Характеристика массового уничтожения птиц и зверей аналогична характеристике данного способа применительно к преступлению, предусмотренному ст. 256 УК.

Читайте другие статьи на сайте:

  • Уголовное право преступления против свободы чести и достоинства личности
  • Закон о защите животных от жестокого обращения в России консультант плюс
  • Какой статьей УПК рк регламентируется порядок возбуждения уголовного дела
  • Закрытие административного дела в связи с отсутствием состава преступления
  • Как писать заявление о мошенничестве в интернет магазине

Комментарий к ст. 337 УК Украины

1. Согласно Закону Украины от 25 марта 1992 г. «О общий военный долг и воинскую повинность», военнообязанные — граждане, пребывающие в запасе, обязаны являться на учебные или проверочные сборы и придерживаться правил военного учета.

2. Нарушение требований настоящего Закона-уклонение от сборов или от учета — образует состав данного преступления.

Уклонением признается категорический отказ явиться на собрание или на учет без уважительных причин.

3. Уклонение от сборов, сопряженное с причинением себе членовредительство или с симуляцией болезни или с подделкой документов или иного обмана,— признается совершенным при отягчающих обстоятельствах.

4. Деяние, предусмотренное ст. 337 УК, совершается умышленно, с целью уклониться от сборов или воинского учета.

5. Ответственными за это деяние является лишь военнообязанные, то есть лица, зачисленные в запас.

О чем гласит ст. 337?

Статья 337 УК РФ состоит из 4-х частей и 1 примечания:

  • в I перечислены виды наказания за оставление части и неявку в установленный срок на службу от 2 до 10 суток,
  • во II приведена ответственность за деяния, указанные в первой части, при условии того, что военнослужащий отбывает наказание в дисбате,
  • в III перечислены возможные виды ответственности для военнослужащих, которые самовольно покинули место службы или не явились туда в срок от 10 дней до 1 месяца,
  • в IV указана ответственность за отсутствие на службе свыше 1 месяца.

Основные положения ст. 337

Согласно 1 ч. ст. 337, за оставление части или неявку в срок на место службы свыше 2 суток, но не более 10 дней военнослужащий может быть наказан следующим образом:

  • арестован на 6 месяцев,
  • отправлен в дисциплинарную воинскую часть на 1 год.

По ч. 2, если военнослужащий самовольно покинул дисциплинарную воинскую часть, или не явился в нее в положенное время, то в качестве наказания может выступать тюремное заключение, сроком до 2 лет.

Согласно ч 3 ст 337 УК РФ, оставление части или неявка на место службы в течение 10 суток – 1 месяца, карается следующим образом:

  • ограничение по службе – 2 года,
  • содержание в дисбате – 2 года,
  • лишение свободы – 3 года.

В 4 части статьи 337 сказано, что неявка на место службы сроком свыше 1 месяца, карается лишением свободы на период до 5 лет.

Особенности состава преступления

Законодатель оставил примечание к ст. 337: перечисленные в норме деяния являются результатом стечения непредвиденных обстоятельств, то виновный может быть освобожден от ответственности. Тяжелые обстоятельства – это индивидуализированный критерий. Его нужно рассматривать в частном порядке.

В соответствии с судебной практикой, тяжелыми могут быть признаны следующие жизненные обстоятельства:

  • тяжелые заболевания родственников или лиц, находящихся на попечении у военнослужащего, а также их смерть,
  • ЧС, жертвами которой стали родственники военнослужащего,
  • оказание помощи матери одиночке, которая имеет на попечении малолетних детей.

Перечень не является исчерпывающим. К нему могут быть отнесены любые ситуации, оправдывающие несвоевременную явку военнослужащего к месту прохождения службы.

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Как наказывают военных за нарушение дисциплины

  • исполнение приказа командира;
  • при необходимой обороне (без превышения пределов);
  • при задержании преступника (если другие меры принять было невозможно);
  • в условиях необходимости (без превышения пределов);
  • в условиях обоснованного риска;
  • под воздействием принуждения;
  • если виновный уволен со службы.
  1. при обнаружении нарушения непосредственным командиром виновного составляется рапорт о нарушении;
  2. если имел место грубый проступок, составляется протокол;
  3. с протоколом и материалами разбирательства знакомится виновник, который обязан объяснить письменно причины проступка;
  4. при необходимости военнослужащему может быть предоставлен адвокат;
  5. командир виновного в 10‑дневный срок предоставляет результаты разбирательства, протокол и объяснения виновника командиру части;
  6. командир части максимум два дня рассматривает материалы и принимает решение о виде взыскания или о направлении материалов в военный суд (если имело место преступление или грубое нарушение).

Обратите внимание => Нужно ли согласовывать с гибдд таблички под знаками на парковке у тц

Комментарии к ст. 337 УК РФ

Объектом посягательства выступает порядок нахождения лица на службе в ВС РФ. Как выше говорилось, правила устанавливаются соответствующим ФЗ, уставами, иными правовыми актами.

Деяния, установленные частями 1, 2, относятся к категории небольшой, а 3, 4 – средней тяжести.

Объективную сторону составляет, во-первых, активное поведение. Оно выражается в самовольном оставлении части или места службы. Вторым элементом объективной стороны деяния выступает неявка – уклонение от посещения части.

При этом ответственность по УК наступает при отсутствии служащего в течение определенного срока – не менее 2-х, но не более 10 суток.

Порядок увольнения лиц, находящихся в ВС по призыву и размещаемых в казармах, закрепляет Устав внутренней службы ВС РФ (статьи 239-245).

Оставлением части признается выход за пределы ее территории. Под ней следует понимать район лагерного, казарменного, походного размещения войсковой группы в границах, определенных командованием. Соответственно, самовольным оставлением в/ч не считается уход из казармы, если служащий находится в пределах территории части.

Предотвращение самовольного оставления части

Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.

Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.

К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:

  1. Резкое увеличение доли солдат-контрактников на военной службе, что позволило более тщательно подходить к отбору призывного контингента.
  2. Улучшение продовольственного и социально-бытового обеспечения солдат срочной службы.
  3. Введение процедуры профессионально-психологического отбора при поступлении в Вооруженные силы, которая стала обязательной для всех призывников.
  4. Появление законодательно регламентированных возможностей для солдат-срочников обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в военную прокуратуру, а также к родителям, в комитет солдатских матерей.

В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:

  • составление рапортов начальников команд по сопровождению нового пополнения со сборных пунктов субъектов Российской Федерации к местам прохождения военной службы, об их отношении к военной службе;
  • индивидуальные обследования нового пополнения психологом по прибытию в воинскую часть;
  • индивидуальная работа командиров подразделений с военнослужащими, ведение в учетной документации отдельного раздела — со склонными к правонарушениям и нежелающими служить в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • ежемесячные заседания комиссий по проверке морально-деловых и психологических качеств военнослужащих, допускаемых к несению службы с оружием;
  • ежедневное медицинское и психологическое сопровождение военнослужащих, заступающих в состав суточного наряда, особенно тех, кто несет службу с оружием.

Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.

Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.

Так, весной 2021 года Следственный комитет Российской Федерации сообщил, не вдаваясь в особые подробности, что количество зафиксированных им случаев самовольного оставления части или места службы сократилось в 1,7 раза. Также военные следователи отметили, что снизилось число случаев рукоприкладства по отношению к подчиненным (на 18%) и в целом немного сократилось число военнослужащих, пострадавших от нарушений устава.

Постановление Новосибирского гарнизонного военного суда от 28.03.2012 N ДА-8/2012

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего — судьи Спириной Н.В., с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона майора юстиции Сюркалова С.А., представителя командира войсковой части 0000 капитана юстиции Ф., рассмотрев материалы о грубом дисциплинарном проступке, предусмотренном ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в отношении военнослужащего войсковой части 0000 прапорщика

В., родившегося <…>, гражданина РФ, со средним (полным) общим образованием, ранее не привлекавшегося к дисциплинарной ответственности,

установил:

08 февраля 2012 года В., согласно установленному регламенту служебного времени военнослужащих по контракту войсковой части 0000, должен был прибыть на службу в 8 часов 30 минут. В установленное время он на службу не явился, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил.

В судебном заседании В., не отрицая фактических обстоятельств произошедшего, признал себя виновным в совершении указанного грубого дисциплинарного проступка и дал показания, соответствующие изложенному выше.

Помимо личного признания его виновность в содеянном полностью подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, представленных командованием войсковой части 0000.

Прапорщик А., заместитель командира взвода, показал, что 08 февраля 2012 года, около 08 часов 30 минут, при проверке личного состава части было обнаружено отсутствие прапорщика В., в связи с чем, были приняты меры для установления его местонахождения, которые результатов не дали.

На следующий день, 09 февраля этого же года, в 8 часов 30 минут, прапорщик В. прибыл на службу, пояснив, что накануне плохо себя чувствовал, однако документов подтверждающих уважительность причин не явки не имеет.

Из протокола о грубом дисциплинарном проступке от 17 февраля 2012 года усматривается, что 08 февраля этого же года В. отсутствовал в расположении войсковой части 0000 без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

Из представленной в суд справки фельдшера войсковой части 0000 и медицинской характеристики явствует, что противопоказания, препятствующие отбыванию правонарушителем наказания в виде дисциплинарного ареста, отсутствуют.

Представитель командования части ходатайствовал о применении к В. дисциплинарного взыскания в виде ареста сроком на 10 суток.

Прокурор ходатайство командования части поддержал, указав о необходимости применения к тому дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на срок 5 суток.

Таким образом, оценив представленные материалы в их совокупности, заслушав мнение представителя командования части, прокурора, следует прийти к выводу, что В., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 08 февраля 2012 года без уважительных причин отсутствовал на службе в воинской части более четырех часов подряд, чем совершил грубый дисциплинарный проступок, предусмотренный ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При назначении наказания и определении его срока, в качестве обстоятельства, смягчающего дисциплинарную ответственность В., суд признает его раскаяние в содеянном.

Кроме того, суд учитывает, что В., ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, по военной службе характеризуется в целом положительно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 18 и 19 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках…»,

постановил:

В. признать виновным в отсутствии на службе в воинской части без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени, то есть в совершении грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на основании ст. 28.4 того же Закона применить к нему дисциплинарный арест сроком на 3 (трое) суток.

Срок отбывания дисциплинарного ареста В. исчислять с момента его принятия на гауптвахту.

Местом отбывания ареста определить гауптвахту Новосибирского гарнизона.

На данное постановление могут быть поданы жалоба или представление в Западно-Сибирский окружной военный суд, через судью его вынесшего, в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья Н.В.СПИРИНА

Как доказать, что самоволка случилась при стечении тяжелых обстоятельств?

Чтобы можно было избежать наказания, необходимо, в первую очередь, четко представлять, что именно принято считать тяжелыми обстоятельствами, которые могут привести к самоволке. Суд не обращает внимания на простые слова, тут потребуется предоставить документы и факты, которые будут подтверждать правдивость сказанного ответчиком.

Единственным обстоятельством, которое суд может принять за тяжелое, может стать тот факт, когда к военнослужащему применялись неуставные силовые воздействия, в результате которых ему были нанесены телесные увечья.

Например, болезнь кого-то из родных или личные отношения не считаются тяжелыми обстоятельствами, и за такое нарушение придется ответить.

Рубрики

  • Верховный суд Республики Башкортостан
  • Верховный суд Республики Татарстан
  • Иркутский областной суд
  • Кемеровский областной суд
  • Краснодарский краевой суд
  • Красноярский краевой суд
  • Ленинградский областной суд
  • Липецкий областной суд
  • Московский городской суд
  • Московский областной суд
  • Нижегородский областной суд
  • Омский областной суд
  • Оренбургский областной суд
  • Пермский краевой суд
  • Ростовский областной суд
  • Самарский областной суд
  • Санкт-Петербургский городской суд
  • Саратовский областной суд
  • Свердловский областной суд
  • Хабаровский краевой суд
  • Челябинский областной суд
  • Ярославский областной суд

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня

Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» (в ред. от 24.12.2014).

Приложение № 2 к Приказу № 125н.

Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ); ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ.

Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

Пункт 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).

Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

https://clck.ru/WJ24y, https://clck.ru/Wjezy, https://clck.ru/Wjf4E.

Вакцинация от коронавируса: ответы на основные вопросы работодателей (https://clck.ru/WjfhR).

Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

Постановление Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 № 116 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области».

Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

В извлечении выделено автором.

Пункт 7 письма Роструда № 1811-ТЗ.

https://clck.ru/WjgRJ.

https://clck.ru/WkM2w.

https://clck.ru/WkM5Q.

Часть 1 ст. 284 ТК РФ.

Статья 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 26.05.2021).

Статья 121 ТК РФ.

Часть 3 ст. 125 ТК РФ.

Статья 60.2 ТК РФ.

https://clck.ru/WkPXe.

https://clck.ru/WkQWC.

https://clck.ru/WkQWC.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector